Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Поиск

Детские и отроческие годы Достоевского. Учеба в Военно – инженерном училище. Начало литературной деятельности. Роман «Бедные люди». Достоевский и Гоголь. Своеобразие писателя в раскрытии темы «маленького человека». Белинский и В.М. Майков о «бедных людях». Достоевский и утопический социализм. Кружок Петрашевского. Арест, следствие и приговор к смертной к смертной казни, замененной каторгой уже на эшафоте. Пребывание Достоевского в Омском остроге, а потом на солдатской службе в Семипалатинске. Эволюция мировоззрения писателя и ее отражение в «Записках из Мертвого дома» и «Зимних заметках о летних впечатлениях». Формирование почвеннического миросозерцания. Журналы «Время» и «Эпоха».

«Преступление и наказание». Творческая история романа. Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности. Богоборческий смысл этой идеи. Связь ее с драматическими условиями жизни («на аршине пространства»!) униженных и оскорбленных людей петербургских углов. Роль мармеладовской темы в романе. Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя. Трагическая раздвоенность – источник душевных мук героя, попавшего во власть идеологического «трихина». Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки, способной вывести героя из идеологического подполья («вместо диалектики наступила жизнь»). Двойственность психологических мотивировок, влекущих Раскольникова к Порфирию Петровичу и Сонечке, толкающих на явку с повинной. Религиозно – философский смысл романа, символический сон Раскольникова на каторге. Полемический подтекст «Преступления и наказания». Пророческий смысл романа. «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов (Д.И. Писарев и Н.Н. Страхов).

       Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя.

Теория литературы: роман; творческая история, проблематика, идея, пафос; психологизм; система образов; стадии развития действия.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Влияние родовых воспоминаний на формирование его взглядов. Детская игра в «муравейных братьев». Начало творческого пути. Три эпохи духовного развития человека в трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Чернышевский о своеобразии психологического анализа в произведениях раннего Толстого («диалектика души»). Нарастание эпических тенденций в творчестве писателя. Толстой о «трех фазах» обороны Севастополя. Движение Толстого от «диалектики души» к «диалектике характера». Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру». Л.Н. Толстой и новое понимание человека в литературе.

Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. «Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное своеобразие книги. Частный человек и история в романе-эпопее, выход Толстого за рамки классического европейского романа. Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ». Проблема художественной целостности романа-эпопеи. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. «Охота» и война 1812 года. Молитва Наташи и молитва солдат и командиров накануне Бородинского сражения. Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее. Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа. Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи.

Сущность религиозно - этического учения Толстого. Причины разрыва его с православной церковью и существующим строем. Художественное творчество позднего Толстого: проза, драматургия, народные рассказы. Проблема духовного возрождения человека в романе «Воскресенье». Уход Толстого из Ясной Поляны, его причины. Последние дни жизни писателя (обзор).

Мировое значение Толстого-художника и мировая известность его как религиозного мыслителя.

Теория литературы: эволюция творчества, стиль писателя; роман-эпопея, роман; творческая история; замысел; образ автора, авторская позиция; деталь, система образов, психологизм, тематика, проблематика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.006 с.)