Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»



«Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Влас», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Еду ли ночью по улице темной…», «Когда из мрака заблужденья…», «Размышления у парадного подъезда», «В столицах шум…», «Элегия», «О, Муза! я у двери гроба»…», «Кому на Руси жить хорошо».

Роль детских и юношеских впечатлений в формировании поэтического мироощущения Н.А. Некрасова. Ф.М. Достоевский о «раненном в начале жизни сердце» Некрасова. Первые поэтические публикации. Причины неудачи сборника романтических стихов «Мечты и звуки». Значение романтического этапа в дальнейшей судьбе Некрасова-поэта. «Петербургские мытарства». Знакомство с Белинским. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы». Публикация «Физиологии Петербурга» и «Петербургского сборника». Переход «Современника» в руки Некрасова и Панаева. Талант Некрасова – редактора и журналиста.

Поэтический сборник Некрасова 1856 года, ознаменовавший рождение зрелого поэта-реалиста. Оценка Белинским стихотворения «В дороге». Влияние Белинского, увлеченного идеями утопического социализма, на поэтическое мироощущение Некрасова. Истоки христианских мотивов в его раннем и зрелом творчестве. Успех поэтического сборника 1856 года. Художественная целостность этой поэтической книги, ее композиция. Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов. Первый раздел поэтического сборника – народная жизнь в движении и развитии. Суть поэтического «многоголосья». Стихотворение «Влас», отражающее в емком поэтическом образе всю глубину и многосложность народного характера. Высокая оценка этого стихотворения Ф.М. Достоевским.

 Своеобразие интимной лирики Некрасова. Некрасов и Пушкин, Некрасов и Тютчев. Драматизм любовного чувства. «Эмансипация» героини в лирическом стихотворении.

Лирика Некрасова 1860-х годов («Размышления у парадного подъезда», «В столице шум…»). Отличие восприятия народной жизни у Некрасова от его друзей по журналу-Чернышевского и Добролюбова.

 Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Споры о порядке частей в поэме. Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования. Семь странников – эпический образ народных правдоискателей. Эволюция их представлений о счастливом человеке и счастье народном, отражение ее в образах в образах Якима Нагого, Ярмилы Гирина, Савелия и Матрены. Поп и помещик как герои поэтического эпоса. «Пир во весь мир» - финал эпической поэмы. Эволюция хорового народного образа в поэме – эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир». Новый тип счастливца – жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши. Проблема незавершенности поэмы и ее содержательный смысл.

Эволюция лирики Н.А. Некрасова в 1870 – е годы («О Муза! Я у двери гроба!...»). Опора на пушкинские образы в стихотворении «Элегия». Мучительные вопросы – сомнения: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь? «Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца XIX - начала XX веков.

Теория литературы: творческая история; стиль писателя; лирический герой, жанры лирики (ода, сатира, элегия, песня, послание); поэма-эпопея; композиция; народность.

Ф.И. Тютчев. Лирика

«Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Нам не дано предугадать…», «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…»,  «Весь день она лежала в забытьи…», «Наш век», «Над этой  темною толпой…», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»).

Малая родина Тютчева. Мюнхенский период в жизни и творчестве Тютчева. Мир природы в философской лирике поэта («Не то, что мните вы, природа…»). Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. Тема трагического одиночества и его преодоления («Silentium!»,«Нам не дано предугадать…»). Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины. Тютчев и Некрасов, Тютчев и Лев Толстой («О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…»). Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека. Тютчев и Достоевский («Наш век», «Над этой темною толпой…»). Поэтическое открытие русского «космоса» и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева: «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной …», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое»).

Теория литературы: философская лирика; мотив, лирический герой; изобразительно-выразительные средства в лирике: эпитет, сравнение, метафора, метонимия.

А.А. Фет. Лирика

«Одним толчком согнать ладью живую…», «Поэтам», «Псевдопоэту», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…».

Драматизм личной судьбы А.А. Фета. Социально – философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии («Одним толчком согнать ладью живую…», «Поэтам», «Псевдопоэту»). Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. «Пушкинское «начало в его поэтическом мироощущении, достигаемое в условиях дисгармонической действительности путем ухода от общественных бурь и волнений века. Достоевский о причинах драматической судьбы искусства Фета в современной ему русской действительности (статья «Г..<Добролю > бов и вопрос об искусстве»). А.В. Дружинин и А.А. Григорьев о своеобразии лирики Фета. Своеобразие любовной лирики Фета в сравнении с любовной лирикой Некрасова («Шепот, робкоедыханье…», «На заре ты ее не буди…»). Природа в поэзии Фета («На стоге сена ночью южной…», «Вечер», «Это утро, радость эта…»). Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»).

Теория литературы: интимная лирика, пейзажная лирика; изобразительно-выразительные средства в лирике; звукопись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.005 с.)