Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.С. Пушкин. Лирика. «Маленькие трагедии». Повесть «Пиковая дама»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Класс (УМК Ю. В. Лебедева, В. П. Журавлёва)
СОГЛАСОВАНО Директор ____________Скороход О.С. 29.08.2017
РАССМОТРЕНО на заседании МО 29.08.2017 Руководитель МО ____________Михайлова Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования, программы по литературе 10-11 классы под редакцией Лебедева Ю. В. – М.: Просвещение, 2009. При реализации программы используется следующий учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 2008-2014 (2269). Цель программы: воспитание особого, традиционного для русской культуры отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, ничем не заменимому инструменту духовно – нравственного самосовершенствования личности. Задачи программы: сформировать представление о литературном процессе в России в XIX веке; увлечь учащихся теми вечными вопросами, которыми питалась наша литература; развить в его уме и душе те свойства, которыми был наделен каждый великий русский художник: совестливость, чуткость к неправде и злу, жажду справедливости, страстную любовь к истине, желание служить России. В ходе реализации программы возможно использование следующих педагогических методик и технологий: технология проблемного обучения, проектная технология. Формы и методы контроля: чтение наизусть; устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный; развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев; отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного); свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения. Фонды оценочных средств: Литература. 10 класс. Практикум. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Авторы: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010. Количество часов на учебный год: 105 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать: × образную природу словесного искусства; - основные факты жизни и творчества писателей; × содержание изученных произведений; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы; выявлять их сходство и национально – обусловленное своеобразие художественных решений в сравнении с литературами Европы или национальными литературам Российской Федерации; × воспроизводить содержание литературного произведения; × анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка); × анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; × соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой; × выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; × определять род и жанр произведения; × сопоставлять литературные произведения; × выявлять авторскую позицию; × выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; × аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; × составлять планы; × писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание учебного предмета Русская литература XIX века. Вершины русской литературы первой половины XIX века, предопределившие развитие словесности на новом этапе. (Тема предполагает повторение и систематизацию пройденного в 9 классе материала) М.Ю. Лермонтов. Лирика « Когда б в покорности незнанья…», «Монолог», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окру жен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Ветка Палестины». В.Г. Белинский о своеобразии поэзии Лермонтова в ее сравнении с поэзией Пушкина. Открытие смысла земной жизни, заключенного в самоусовершенствовании человека, в пробуждении духовной первоосновы, Божественной его сущности («Когда б в покорности незнанья…»). Осознание противоречий внутри самого человека, совмещающего в своей природе «священное с порочным» («1831 июня 11 дня»). Развитие этих мотивов в русской литературе второй половины XIX века (Достоевский, Л. Толстой). Дерзкое соединение в пределах одного лирического стихотворения жанровых традиций обличительной сатиры и элегии в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Поэтическая разработка этого открытия Лермонтова в лирике Некрасова. Исцеление от романтического индивидуализма и рефлексии через народное, православно-христианское чувство любви к Матери Божией, «теплой заступнице мира холодного» («Молитва»). Развитие этих мотивов в поэзии Некрасова («Рыцарь на час»). Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик». Контраст между красотой окружающей природы и чудовищной жестокостью человека, одержимого духом бессмысленной вражды и злобы. Развитие лермонтовских традиций в творчестве Л. Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир»), Н.А. Некрасова («Внимая ужасам войны..»), В.М. Гаршина («Четыре дня»). Роковые предчувствия в последних произведениях поэта. Развитие традиций жанра литературной баллады в стихотворении «Сон». Стремление к покою, свободному от власти неумолимого времени, от тяжести земных оков в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Теория литературы: романтический герой, поэма; традиции и новаторство в литера туре. Н.В. Гоголь. «Шинель». Творчество Гоголя - новая фаза в развитии русской литературы. Продуктивность гоголевской традиции, развивающейся в направлении, ведущем к Достоевскому. Идея воскрешения «мертвых душ», «поворота жизни в сторону Христовой правды» (В.В. Зеньковский), утверждаемая и в художественном, и в публицистическом его творчестве от ранних повестей и рассказов до «Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки с друзьями». Отличие последней петербургской повести Гоголя «Шинель» от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего» в характере юмора и в масштабе осмысления тем. Смех, «который весь излетает из светлой природы человека». Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции («Станционный смотритель») в освещении темы «маленького человека». Глубокий историко-философский подтекст повести, выводящий быт за пределы «частных» происшествий, а судьбы героев- за границы «частных» индивидуальностей. Символический смысл образов повести. Бунт стихии (Божьего попущения), равно беспощадной и к «маленькому человеку», и к «значительному лицу», против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Развитие этой темы в русской литературе второй половины XIX века (финал «Истории одного города» Салтыково-Щедрина). Теория литературы: повесть; цикл, тема, идея, проблематика, символ. Становление и развитие реализма в литературе Реализм как художественное направление, основанное на понимании объективной, независимой от наших желаний, развивающейся по своим законам действительности. Обусловленность поступков и переживаний человека его характером и обусловленность этого характера социальными обстоятельствами, средой. Раскрытие взаимодействия человека с обществом как многосложной и многосторонней системы отношений на бытовом, социальном, нравственном, индивидуально-психологическом уровнях. Связь типического характера с типическими обстоятельствами как диалектическое столкновение, в процессе которого характер воздействует на обстоятельства и одновременно обстоятельства формируют характер. Реалистический историзм, основанный на изображении человека и общества не только во взаимосвязи, но и в движении, развитии. Человек как порождение определенной исторической эпохи, как носитель того или иного духа исторического времени. А.Н. Островский. «Гроза» Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга, создателя русского театрального репертуара. Художественный мир Островского – драматурга. Общенациональное содержание его пьес, посвященных купеческому миру. Сочетание драматических и эпических начал в его драмах. Речевая характеристика как одно из ведущих средств раскрытия характера в пьесах «реалиста – слуховика». Начало творческого пути. Сближение Островского с кругом литераторов некрасовского журнала «Современник». Расширение тематического диапазона его драм. Творческая история «Грозы». Своеобразие жанра «русской трагедии»: катастрофическое «состояние мира», отраженное в характерах всех действующих лиц, общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги в пьесе. Народные истоки характера Екатерины, своеобразие ее религиозного мироощущения, особенности трагической коллизии в «Грозе», ее социальные и религиозные корни. Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Теория литературы: драма, трагедия, комедия; конфликт, система образов; речевая характеристика; поэтика. Ф.И. Тютчев. Лирика «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Нам не дано предугадать…», «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Наш век», «Над этой темною толпой…», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»). Малая родина Тютчева. Мюнхенский период в жизни и творчестве Тютчева. Мир природы в философской лирике поэта («Не то, что мните вы, природа…»). Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. Тема трагического одиночества и его преодоления («Silentium!»,«Нам не дано предугадать…»). Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины. Тютчев и Некрасов, Тютчев и Лев Толстой («О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…»). Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека. Тютчев и Достоевский («Наш век», «Над этой темною толпой…»). Поэтическое открытие русского «космоса» и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева: «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной …», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое»). Теория литературы: философская лирика; мотив, лирический герой; изобразительно-выразительные средства в лирике: эпитет, сравнение, метафора, метонимия. А.А. Фет. Лирика «Одним толчком согнать ладью живую…», «Поэтам», «Псевдопоэту», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…». Драматизм личной судьбы А.А. Фета. Социально – философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии («Одним толчком согнать ладью живую…», «Поэтам», «Псевдопоэту»). Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. «Пушкинское «начало в его поэтическом мироощущении, достигаемое в условиях дисгармонической действительности путем ухода от общественных бурь и волнений века. Достоевский о причинах драматической судьбы искусства Фета в современной ему русской действительности (статья «Г..<Добролю > бов и вопрос об искусстве»). А.В. Дружинин и А.А. Григорьев о своеобразии лирики Фета. Своеобразие любовной лирики Фета в сравнении с любовной лирикой Некрасова («Шепот, робкоедыханье…», «На заре ты ее не буди…»). Природа в поэзии Фета («На стоге сена ночью южной…», «Вечер», «Это утро, радость эта…»). Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»). Теория литературы: интимная лирика, пейзажная лирика; изобразительно-выразительные средства в лирике; звукопись. Л.Н. Толстой. «Война и мир» Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Влияние родовых воспоминаний на формирование его взглядов. Детская игра в «муравейных братьев». Начало творческого пути. Три эпохи духовного развития человека в трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Чернышевский о своеобразии психологического анализа в произведениях раннего Толстого («диалектика души»). Нарастание эпических тенденций в творчестве писателя. Толстой о «трех фазах» обороны Севастополя. Движение Толстого от «диалектики души» к «диалектике характера». Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру». Л.Н. Толстой и новое понимание человека в литературе. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. «Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное своеобразие книги. Частный человек и история в романе-эпопее, выход Толстого за рамки классического европейского романа. Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ». Проблема художественной целостности романа-эпопеи. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. «Охота» и война 1812 года. Молитва Наташи и молитва солдат и командиров накануне Бородинского сражения. Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее. Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа. Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи. Сущность религиозно - этического учения Толстого. Причины разрыва его с православной церковью и существующим строем. Художественное творчество позднего Толстого: проза, драматургия, народные рассказы. Проблема духовного возрождения человека в романе «Воскресенье». Уход Толстого из Ясной Поляны, его причины. Последние дни жизни писателя (обзор). Мировое значение Толстого-художника и мировая известность его как религиозного мыслителя. Теория литературы: эволюция творчества, стиль писателя; роман-эпопея, роман; творческая история; замысел; образ автора, авторская позиция; деталь, система образов, психологизм, тематика, проблематика. Тема |
Дата проведения |
Примечания | |||
План | Факт | |||||
1. | Обзор. Вершины русской литературы первой четверти XIX века, предопределившие развитие словесности на новом этапе | 1.09 | ||||
2. | Художественный мир Пушкина. Последующее развитие русской литературы как «продолжение дорог, уже начатых или совершенно пробитых Пушкиным». | 3.09 | ||||
3 | Национальное своеобразие романтизма Пушкина. Духовная просветленность поздней поэзии Пушкина. Т.л. Философская лирика. | 5.09 | ||||
4. | «Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным. | 8.09 | ||||
5. | Культ человеческой индивидуальности, оборачивающийся индивидуализмом. Восхищение Пушкина величием развернувшихся в европейском человеке жизненных сил. | 10.09 | ||||
6. | Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама». | 12.09 | ||||
7. | Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. | 15.09 | ||||
8. | Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии). | 17.09 | ||||
9. | Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»). Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия. | 19.09 | ||||
10. | Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик». Анализ поэтического произведения. | 22.09 | ||||
11. | Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя. Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель». | 24.09 | ||||
12. | Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «Символический смысл образов повести». | 26.09 | ||||
13. | Развитие темы «бунта стихии» в русской литературе второй половины XIX века (финал «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина). | 29.09 | ||||
14. | Формирование реалистического направления в европейской литературе XIX века в творчестве О. де Бальзака («Гобсек»). | 1.10 | ||||
15. | Формирование реалистического направления в европейской литературе XIX века в творчестве Ч.Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста»), Г. де Мопассана («Ожерелье»). | 3.10 | ||||
16 | Становление и эволюция реализма в русской литературе XIX века. Ренессансный характер русского реализма. | 6.10 | ||||
17. | Жизнь и творчество писателя. Драматическая связь художественного мироощущения Гончарова с динамичным временем эпохи. | 8.10 | ||||
18 | Роман «Обломов». Две трактовки Обломова и обломовщины в русской критике. Полнота и сложность характера Обломова. | 10.10 | ||||
19 | «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей к Обломову. | 13.10 | ||||
20 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты. | 15.10 | ||||
21 | Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике. | 17.10 | ||||
22 | Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской; причина тревог Ольги и бездуховный ответ на них Андрея Штольца. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной. | 20.10 | ||||
23 | Историко-философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях. | 22.10 | ||||
24 | Жизнь романа Гончарова во времени. Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова на современном этапе развития. | 24.10 | ||||
25 | Итоговый урок по творчеству А.И. Гончарова. | 27.10 | ||||
26 | Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга. Художественный мир Островского – драматурга. | 7.11 | ||||
27 | Творческая история «Грозы». Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги. | 10.11 | ||||
28 | Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения. | 12.11 | ||||
29 | Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. | 14.11 | ||||
30 | Художественный мир Островского – драматурга в оценке Н. Добролюбова и А.А. Григорьева. | 17.11 | ||||
31 | Национальное своеобразие поэтики драм А.Н. Островского. | 19.11 | ||||
32 | Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды писателя. | 21.11 | ||||
33 | «Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-художественной мысли 1860-х годов. | 24.11 | ||||
34 | Особенности тургеневского романа. («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») (обзор). | 26.11 | ||||
35 | Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер основного конфликта. | 28.11 | ||||
36 | Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат. | 1.12 | ||||
37 | Базаров и Аркадий. | 3.12 | ||||
38 | Любовь Базарова к Одинцовой. Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис. | 5.12 | ||||
39 | Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Феничкой, Аркадием, Одинцовой. | 8.12 | ||||
40 | Базаров под крышей родительского дома. | 10.12 | ||||
41 | Трагическое разрешение центральной коллизии романа. | 12.12 | ||||
42 | «Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов). | 15.12 | ||||
43 | Позднее творчество писателя (обзор). | 17.12 | ||||
44 | Формирование личности Н.А. Некрасова. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей. | 19.12 | ||||
45 | Поэтический сборник Некрасова1856 года. Художественная целостность этой поэтической книги. | 22.12 | ||||
46 | Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов («Поэт и гражданин», «Вчерашний день. часу в шестом…», «Элегия»). | 24.12 | ||||
47 | Первый раздел поэтического сборника – народная жизнь в движении. | 26.12 | ||||
48 | Своеобразие интимной лирики Некрасова. | 9.01 | ||||
49 | Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 12.01 | ||||
50 | Семь странников - эпический образ народных правдоискателей. Эволюция их представлений о счастливом человеке и счастье народном. | 14.01 | ||||
51 | Поп и помещик как герои поэтического эпоса. «Пир на весь мир» - финал эпической поэмы. Эволюция хорового народного образа | 16.01 | ||||
52 | Новый тип счастливца - жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши. | 19.01 | ||||
53 | «Последние песни» поэта Некрасова. Некрасов в русской поэзии конца XIX- начала XX века. | 21.01 | ||||
54 | Мир природы в философской лирике поэта. Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. | 23.01 | ||||
55 | Драматизм любви в поэзии Тютчева. | 26.01 | ||||
56 | Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека. | 28.01 | ||||
57 | Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева. | 30.01 | ||||
58 | Драматизм личной судьбы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. | 2.02 | ||||
59 | Социально – философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии. | 4.02 | ||||
60 | Поэзия Фета и «диалектика души» Л. Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета. | 6.02 | ||||
61 | Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души. | 9.02 | ||||
62 | Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А. Толстого. | 11.02 | ||||
63 | Любовная лирика Толстого. | 13.02 | ||||
64 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические произведения. | 16.02 | ||||
65 | Формирование сатирического дарования Салтыкова-Щедрина. «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова-Щедрина 1860-х годов. | 18.02 | ||||
66 | Сатира Салтыкова-Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники города Глупова как земные идолы. | 20.02 | ||||
67 | Связь глуповцев и их градоначальников. Сатирическая картина наиболее слабых сторон миросозерцания. | 25.02 | ||||
68 | Угрюм-Бурчеев и его царствование-наказание глуповцев за их идолопоклоннические грехи. Пророческий смысл финала сатиры | 27.02 | ||||
69 | Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя. Формирование почвеннического миросозерцания. | 2.03 | ||||
70 | «Преступление и наказание». Творческая история романа «Преступление и наказание». Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности. | 4.03 | ||||
71 | Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни униженных и оскорбленных людей петербургских углов. | 6.03 | ||||
72 | Идеи и натура Раскольникова: сознательное и несознательное в поступках и душевных переживаниях героя. | 11.03 | ||||
73 | Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки. | 13.03 | ||||
74 | Религиозно-философский смысл романа, символический сон Раскольникова на каторге. | 16.03 | ||||
75 | Полемический подтекст «Преступления и наказания». Пророческий смысл романа. | 18.03 | ||||
76 | «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов (Д.И. Писарев и Н.Н.Страхов). Отечественное литературоведение о жанровом своеобразии романов Достоевского. | 20.03 | ||||
77 | Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя. | 23.03 | ||||
78 | Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого: «Детство». «Отрочество», «Юность». | 1.04 | ||||
79 | Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру». | 3.04 | ||||
80 | Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. | 6.04 | ||||
81 | «Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное своеобразие книги. | 8.04 | ||||
82 | Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ». | 10.04 | ||||
83 | «Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. | 13.04 | ||||
84 | Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная «и ее христианский смысл. | 15.04 | ||||
85 | Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее. | 17.04 | ||||
86 | Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа. | 20.04 | ||||
87 | Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи. | 22.04 | ||||
88 | Эволюция художественного метода Толстого. | 24.04 | ||||
89 | Мировое значение Толстого – художника и мировая известность его как религиозного мыслителя. | 27.04 | ||||
90 | Место Лескова в ряду писателей-классиков второй половины XIX века. Своеобразие общественной позиции Лескова. | 29.04 | ||||
91 | Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба «очарованного странника» Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера. | 4.05 | ||||
92 | Флягин как русский национальный характер в процессе его несовершенного становления и развития. Выявление русскости Флягина в эпизоде татарского плена. | 6.05 | ||||
93 | Художественная и сердечная одаренность Флягина. Духовная любовь к цыганке Маше. Самоотверженность героя. Особенности языка хроники. | 8.05 | ||||
94 | Связь мироощущения Чехова с эпохой 1880-х годов. Существенные особенности реализма Чехова. Детские, отроческие и юношеские годы Чехова. Труд самовоспитания. | 11.05 | ||||
95 | Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика1880-х годов. Своеобразие чеховского юмора. | 13.05 | ||||
96 | Перемены в творчестве Чехова второй половины 1880-1890-х годов («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение героя в рассказе «Студент». Проблема веры и сомнения в творчестве позднего Чехова. | 15.05 | ||||
97 | Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии». Учитель провинциальной гимназии Беликов как олицетворение русской государственности с ее ненавистью к живой жизни и страхом перед нею («Человек в футляре»). | 18.05 | ||||
98 | Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч». | 20.05 | ||||
99 | Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему художественному смыслу повести («Дама с собачкой») | 22.05 | ||||
100 | Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки. Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». | 25.05 | ||||
101 | Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь. Двойственное освещение всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки в комедии. | 27.05 | ||||
102 | Особенности центрального конфликта и характер его разрешения. Смысл финала комедии | 29.05 | ||||
103 | Творческое использование открытий А.П. Чехова европейскими драматургами рубежа XIX- XX веков (обзор). | |||||
104 | Творческое использование открытий А.П. Чехова европейскими драматургами рубежа XIX- XX веков (обзор). | |||||
105 | Мировое значение русской литературы XIX века. |
Класс
(УМК Ю. В. Лебедева, В. П. Журавлёва)
СОГЛАСОВАНО
Директор
____________Скороход О.С.
29.08.2017
РАССМОТРЕНО на заседании МО
29.08.2017
Руководитель МО
____________Михайлова Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования, программы по литературе 10-11 классы под редакцией Лебедева Ю. В. – М.: Просвещение, 2009.
При реализации программы используется следующий учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 2008-2014 (2269).
Цель программы:
воспитание особого, традиционного для русской культуры отношения к литературе
как результату общенародного значимого труда, ничем не заменимому
инструменту духовно – нравственного самосовершенствования личности.
Задачи программы:
сформировать представление о литературном процессе в России в XIX веке;
увлечь учащихся теми вечными вопросами, которыми питалась наша литература;
развить в его уме и душе те свойства, которыми был наделен каждый великий русский художник: совестливость, чуткость к неправде и злу, жажду справедливости, страстную любовь к истине, желание служить России.
В ходе реализации программы возможно использование следующих педагогических методик и технологий: технология проблемного обучения, проектная технология.
Формы и методы контроля:
чтение наизусть; устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный; развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев; отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного); свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения.
Фонды оценочных средств: Литература. 10 класс. Практикум. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Авторы: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
Количество часов на учебный год: 105 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
× образную природу словесного искусства; - основные факты жизни и творчества писателей;
× содержание изученных произведений; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы;
выявлять их сходство и национально – обусловленное своеобразие художественных
решений в сравнении с литературами Европы или национальными литературам
Российской Федерации;
× воспроизводить содержание литературного произведения;
× анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
× анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
× соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
× выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
× определять род и жанр произведения;
× сопоставлять литературные произведения;
× выявлять авторскую позицию;
× выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
× аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
× составлять планы;
× писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание учебного предмета
Русская литература XIX века. Вершины русской литературы первой половины XIX века, предопределившие развитие словесности на новом
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.017 с.)