Современный инструментарий и задачи денежно- кредитной политики Центрального Банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный инструментарий и задачи денежно- кредитной политики Центрального Банка



Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

 

- нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонтируемых в Банке России;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

Процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг[4]. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков.                                                                                                                                                

Наиболее интенсивно используемым инструментом денежно-кредитной политики является депозитные операции, которые проводятся Банком России в целях абсорбирования ликвидности банковской системы. Указанные операции осуществлялись с банками – резидентами Московского и других регионов, имеющими московские филиалы, через систему «Рейтерс Дилинг». Генеральные соглашения о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс Дилинг» заключены со 165 банками из 9 регионов России. Депозиты привлекались на срок от одного дня до трех месяцев по фиксированным ставкам, а также на условиях «до востребования», что позволило Банку России в определенной степени воздействовать на общий объем ликвидности банковской системы. Уровень процентных ставок по депозитным операциям Банка России колебался от 0,6 до 14,5% годовых.

Оценивая складывающуюся ситуацию с текущей банковской ликвидностью, Банк России в 2002 году не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте – 10%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации – 7%.

В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в целях обеспечения бесперебойного осуществления расчетов путем предоставления внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». При этом доступ банков к таким кредитам Банка России носит весьма ограниченный характер, так как указанный механизм рефинансирования в настоящее время используется только в отношении банков Московского региона, г. Санкт-Петербург, Новосибирской и Свердловской областей[5].

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, что представляет собой кредитование коммерческих банков России. То есть рефинансирование – предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности преодоление временных финансовых затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком очень сильно распространено за рубежом. Например, в США коммерческие банки очень часто обращаются в Федеральную резервную систему за кредитами для пополнения собственных средств на корреспондентских счетах, для выполнения резервных требований, для преодоления временных финансовых затруднений и др. Сроки предоставления таких кредитов очень небольшие (от одних суток до нескольких недель). Также в практике рефинансирования встречаются и долгосрочные кредиты. Например, предоставление средне- и долгосрочных кредитов с целью финансового оздоровления тем кредитным организациям, финансовая неустойчивость и платежеспособность которых может негативно сказаться на финансовом рынке и экономике страны в целом. В России такими кредитными организациями являются крупные коммерческие банки, испытывающие серьезные финансовые затруднения. В России рефинансирование коммерческих банков Банком России ранее практиковалось редко. Основными причинами являлось отсутствие соответствующей базы, неплатежеспособность многих коммерческих банков и ряд других причин. Центральный банк РФ, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов.

 В последнее время особую популярность набирает такая форма рефинансирования, как предоставление Банком России ломбардных кредитов.

Ломбардный кредит – кредит под залог государственных ценных бумаг. Основной целью ломбардного кредита является поддержание ликвидности, так как максимальный срок его предоставления 30 календарных дней и договор не лонгируется. При предоставлении ломбардных кредитов устанавливается ломбардная ставка. В случае несвоевременного погашения кредита коммерческим банком Банк России имеет право на реализацию заложенных ценных бумаг и использование средств от реализации на погашение суммы основного долга и процентов по ней.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами. Во-первых, могут проводиться ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета депо и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся двумя способами: американским и голландским. При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявах. Все заявки начинают удовлетворяться с максимальной процентной ставки. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке (ставке отсечения). Практически все ломбардные кредитные аукционы проводились голландским способом.

В настоящее время Банк России считает проведение ломбардных кредитных аукционов основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции. До выхода положения о ломбардном кредите существовал запрет на проведение залоговых операций с указанными ценными бумагами. Теперь же в отношении Банка России этот запрет снят.

В будущем предполагается полная отмена ограничений на залог государственных облигаций по операциям между коммерческими банками.        

Регулирование процентных ставок по кредитным и депозитным операциям Банка России осуществляет с учетом реального состояния российской экономики, уровня и темпов инфляции, сложившихся тенденций на различных сегментах денежного рынка.

До 9 апреля 2002 года ставка рефинансирования составляла 25% годовых, с 9 апреля 2002 года Банк России устанавливает ее в размере 23%, а с 7 августа – 21% годовых. Соответственно процентная ставка по кредитам «овернайт» до 9 апреля 2002 года действовала на уровне 22% годовых, с 9апреля 2002 года – 20%, с 7 августа – 18% годовых.1

Процентные ставки по депозитам, привлекаемым Банком России в текущем году, изменялись как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Так, относительно высокий уровень банковской ликвидности, сформировавшийся на рубеже 2001-2002 годов, вызвал необходимость повысить с 9 января 2002 года процентные ставки по депозитам, привлекаемым Банком России на 0.5-1 процентный пункт в зависимости от сроков привлечения. В дальнейшее время уровень процентных ставок по депозитным операциям находится в диапазоне 3-12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02. №86-Ф3 Банк России при выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики на 2003 год рассмотрел два основных (базовых) сценария экономического развития. Различия сценариев в основном связаны с вариантностью развития мировой экономики, а также с разными предположениями относительно улучшения внутреннего инвестиционного климата. Такой подход объясняется большой зависимостью российской экономики от экспорта сырьевых товаров, спрос и цены на которые наиболее чувствительны к изменению мировой общеэкономической конъюктуры (Приложение 1). Кроме того, будущее обрабатывающего сектора в существенной мере зависит от притока инвестиций. Темпы роста секторов экономики, ориентированных на внутренний рынок, в следующем году будут также зависеть от внешнеэкономической ситуации, так как приток экспортной выручки – один из основных источников роста производственных инвестиций, доходов домашних хозяйств и бюджетного сектора и в конечном счете - инвестиционного и потребительского спроса внутри страны. Наконец, на экономическую динамику может оказать влияние изменение объемов и направлений потоков капитала. Улучшение внутреннего инвестиционного климата может привести к притоку капитала в страну и к сокращению его оттока, что может способствовать росту инвестиций и потребления и в конечном счете – росту валового внутреннего продукта.

Первый вариант прогноза исходит из менее благоприятного сценария развития мировой экономики и более медленного улучшения инвестиционного климата. Второй вариант предполагает более благоприятную мировую коньюктуру, несколько более высокие темпы прироста мировой экономики и следовательно, больший приток капитала в российскую экономику.

Банк России на основе предварительных расчетов состояния платежного баланса страны (Приложение 2), проекта федерального бюджета на 2003 год и анализа состояния реального сектора экономики определил в качестве цели денежно-кредитной политики ограничение прироста потребительских цен в пределах 10 -12 % в расчете декабрь 2003 года к декабрь 2002 года.

Для достижения поставленной цели по общему уровню инфляции с учетом предполагаемого Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации повышения в 2003 году регулируемых цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и на платные услуги населению уровень базовой инфляции должен составить 8,0 – 8,5 %.

Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Банк России будет контролировать исполнение денежной программы, а также выберет приемлемую для поставленных целей политику валютного курса.

Соблюдение Банком России параметров денежной программы, а также ежедневные действия по управлению ликвидностью банковской системы позволят сгладить разброс в уровнях процентных ставок на денежном рынке как во временном разрезе, так и по секторам денежного рынка. При этом среднемесячная ставка по кредитам «овернайт» на межбанковском рынке может колебаться в пределах 6-10%.

В 2003 году Банк России продолжает использование режима плавающего валютного курса. Это объективно обусловлено высокой степенью зависимости макроэкономических и финансовых показателей от внешних факторов конъюктурного характера и складывающейся нестабильной ситуацией на мировых товарных и финансовых рынках. Кроме того, механизм плавающего валютного курса позволяет активно использовать инструменты денежно-кредитной политики для управления объемом денежного предложения в условиях роста и структурной перестройки российской экономики. Поэтому задачами курсовой политики остаются сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.

Прогресс в проведении структурных преобразований повышает привлекательность аукционов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и портфельные инвестиции, поддерживает рост производительности труда, а также процесс дедолларизации экономики и, как результат, приводит к объективно обусловленному укреплению национальной валюты. Банк России считает допустимым укрепление реального эффективного курса рубля в 2003 году в пределах 4-6%.

Для управления ликвидностью Банк России намерен развивать все типы инструментов и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.

В перспективе Банк России будет стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.1

В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков будут применяться инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней – депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свопа, ломбардные кредиты, а также внутридневные кредиты и кредиты «овернайт». Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов: в целях отерилизации – депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свопа; в целях предоставления ликвидности – ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов – более 3 месяцев. К таким операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.

В 2003 году использованы следующие варианты вышеупомянутых инструментов денежно-кредитной политики. При избытке ликвидности Банк России активизирует депозитные аукционы как с точки зрения предложения достаточного высоких ставок, так и по частоте проведения аукционов. При этом канал предоставления ликвидности (рефинансирования) будет практически закрыт, так как ставка по однодневным кредитам не может быть ниже достаточно высокой ставки на аукционе по привлечению депозитов. Стерилизующий эффект этих операций может быть усилен прямой продажей Банком России государственных ценных бумаг из собственного портфеля, а в особо сложной ситуации – изменением норм обязательных резервов.                                          

При противоположной ситуации, когда на рынке наблюдается дефицит ликвидности, Банк России резко снизит объемы привлечения на депозитном аукционе, что позволит увеличить свободные средства банковской системы и снизить чрезмерно высокие ставки межбанковского рынка. При этом Банк России стремиться к формированию таких ставок межбанковского рынка и такой курсовой политики, которые бы поддерживали большую привлекательность рублевых активов по сравнению с иностранными активами. Для усиления эффективности мер денежно-кредитной политики Банк России может прибегнуть к прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичном рынке, а также к изменению норм обязательных резервов. Наконец, в равновесной ситуации Банк России будет проводить депозитные аукционы и аукционы РЕПО, стремясь к установлению стабильных сбалансированных рыночных котировок денежного рынка по привлечению и размещению ресурсов.1

 

Глава 2. Место Центрального банка в банковской системе России

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.012 с.)