Глава 1. Цели и принципы денежно-кредитной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Цели и принципы денежно-кредитной



Глава 1. Цели и принципы денежно-кредитной

Политики в современных условиях

 

Операции Центрального банка

В п. 9 ст. 4 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения его основных задач. Поэтому акцентируется внимание именно на этой проблеме. Цели сформированы в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Что же касается задач, то они сформированы и в других законах, например, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», Бюджетном кодексе РФ. Учитывая это, а также то, что цели первичны, нужно в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» перечислить не только его цели, но и все задачи, чтобы вся банковская деятельность Банка России сочно соответствовала иерархии его целей и задач.

Операции Банка России являются инструментами его денежно-кредитной политики. В ст. 39 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. При этом лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Вместе с тем в ст. 45 Федерального закона приводится перечень операций, которые Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями самостоятельно или по поручению Правительства РФ для достижения установленных ему Федеральным законом целей. Он имеет право:

- предоставлять кредиты на срок не более одного года под   обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете1;

- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

- покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

- покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности2;

- выдавать гарантии и поручительства;

- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

- открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

- выставлять чеки и векселя в любой валюте;

- осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В ст. 46 Федерального закона предусмотрено, что обеспечением для кредитов Банка России могут выступать2:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.

В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 47 Федерального закона).

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют такие организации.

Согласно ст. 48 Федерального закона Банк России не имеет права:

- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 настоящего Закона;

- приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 настоящего Закона;

- осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

- заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

- пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.    

Ниже рассматриваются более подробно операции ЦБ.

Операции на открытом рынке. При осуществлении этих операций Центральный Банк на только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т.е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами – как юридическими, так и физическими лицами[8].

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

В России до 1992 г. рынок ценных бумаг был ограничен государственными займами, распространяемыми среди населения и на бюджет существенно не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:          

- осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Центральный Банк РФ временно свободных денег;                

- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;

- использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным Банком кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;

- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.

На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.

Центральный Банк и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.

Кредитные аукционы. До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлял предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3% независимого от кредитоспособности заемщика.

Например, только в 1992 г. ЦБ РФ выдал 2,8 трлн. руб. в виде централизованных кредитов, условия использования которых устанавливали не коммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта сумма превышала 90% всех кредитов, предоставленных ЦБ РФ в 1998 г. коммерческими банками, т.е. половину депозитной эмиссии года. В1995 г. выдача централизованных кредитов была резко сокращена.1

Она еще сохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБ РФ на коммерческой основе путем покупки на кредитных аукционах.

Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации от даты проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.

Участниками аукциона являются Центральный Банк Российской Федерации с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукциона.

Аукционы могут проводиться различными способами: по американской и голландской системе, а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведения аукциона, заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. В заявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной, предложенной ЦБ РФ. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной, удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случаи аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке, однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.

К участию в аукционе Главное территориальное управление (Национальный банк) допускает коммерческие банки, проработавшие до момента подачи заявки не менее года. Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны соблюдать установленные ЦБ РФ нормативы и другие требования.

Кроме того, условием включения заявки в аукцион является соблюдение коммерческим банком при ее составлении следующих критериев:

- общая задолжность коммерческого банка по всем аукционным кредитам рефинансирования с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать двукратную величину капитала банка;

 - один банк не может запросить более 25% предложенного объема кредита на данном аукционе;

- общая задолжность коммерческого банка по всем аукционным кредитам с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать 10% всей задолжности по кредитам, предоставляемым коммерческим банком своим клиентам, без учета кредита, предоставленного другим банком.

О результатах аукциона, максимальной и минимальной процентных ставках при американском способе ведения аукциона, ставке отсечения при голландском способе и проценте сокращения суммы заявок при аукционе с фиксированной ставкой сообщается коммерческим банком в день проведения аукциона.

На следующий день после аукциона Главное территориальное управление (Национальный банк) заключает кредитные договоры с коммерческими банками, заявки которых были удовлетворены. В кредитном договоре предусматриваются сумма и срок кредита, процентная ставка, залог, а также право бесспорного списания средств с корреспондентского счета при наступлении срока возврата кредита в соответствии со срочным обязательством, выданным коммерческим банком.

При заключении кредитного договора Главное территориальное управление (Национальный банк) обязано проверить наличие у коммерческого банка указанного в договоре залога. В случае наступления срока погашения кредита и отсутствия средств на корреспондентском счете коммерческого банка задолжность по аукционному кредиту и проценты по ней переносятся на счет просроченных ссуд, а ЦБ РФ приобретает право обратить в общеустановленном порядке взыскание долга за счет реализации залога. Возникновение просроченной задолжности влечет за собой потерю коммерческим банком права участия в аукционе в течение трех месяцев с момента погашения ссуд.

Кредитные аукционы проводятся преимущественно в Москве. Это облегчает участие в аукционе всех коммерческих банков России. Но они могут проводиться и децентрализованно территориальными управлениями (национальными банками).

Организация наличного денежного обращения. (агрегат МО). Оно представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ.

В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, ибо в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банковских записей, а не денег.

В настоящее время ЦБ РФ проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы ЦБ РФ, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежной эмиссионный результат, то есть сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

ЦБ РФ утвердил Положение, регулирующее операции с наличными деньгами, оно, в частности, предусматривает установление для каждой организации лимитов наличных денег в кассах. Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные. Лимит остатка кассы согласовывается с руководителем предприятия. Но при необходимости по его просьбе или в других случаях лимит пересматривается.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней), включая день получения денег банке. Запрещается оплачивать наличными деньгами сделки на сумму более установленных ЦБ РФ лимитов. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.

Деятельность ЦБ РФ в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

Характерно в этом отношении сотрудничество ЦБ РФ с Международным валютным фондом (МВФ). Россия стала членом МВФ в 1992 г.. Этот фонд через ЦБ РФ финансирует государственные программы борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. Фонд оказывает помощь по преодолению экономического кризиса тому или иному государству при безусловном соблюдении строгой бюджетно-финансовой дисциплины.

Такие условия для правительства-заемщика сводятся к резкому сокращению бюджетного дефицита и уровня инфляции, соответствующему сокращению роста денежной массы и применению ставок по кредитам свыше уровня инфляции. Для выполнения этих условий Правительство составляет программу экономического оздоровления и проект очередного бюджета. Базируясь на этих документах, МВФ выдает кредиты.

Платежная система Банка России и организация безналичных расчетов. Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексом Российской Федерации.                  

Основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениям, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями (по инкассо), расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно.

Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется посредством платежных карт, их применением получает все большее развитие. Коммерческие банки выпускают собственные платежные карты, карты российских систем (STB Card, Union Card, Золотая Корона), а также международные платежные карты, в частности VIZA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, и American Express.

Банк России проводит политику обеспечения бесперебойности функционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности.

Банком России издан «Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации» («Справочник БИК РФ»), который содержит информацию о наименовании кредитной организации – участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде, корреспондентском счете в Банке России, местонахождении и др. «Справочник БИК РФ» периодически корректируется.

Валютное регулирование и валютный контроль. До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку.

 При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.

В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 г. до мая 1991 г.. Всего проведено 19 аукционов, на которых реализовано свободно конвертируемой валюты на 300 млн. долл. США при заявленном спросе в 1042 млн. долл. США. Средний аукционный курс рубля составлял 22,6 руб. за 1 американский доллар.

Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс «черного рынка». Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям.

На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, состояние экспорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации м др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах.

В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного общества закрытого типа. Уставной фонд был сформирован путем выпуска 2490 именных акций по 100 тыс. руб. каждая.1

На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется ЦБ РФ для официальной котировки рубля у иностранным валютам. В 1993 г. началось создание региональных валютных бирж. Первой стала функционировать Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на биржах в Новосибирске, Владивостоке, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и др.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Наряду с валютой интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:

- решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

- лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;

 

- разработка ЦБ РФ совместного с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;

- установление (как временной меры валютного регулирования) верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке – «валютного коридора».

Введение «валютного коридора» способствует проведению регулируемого валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков. 

«Валютный коридор» позволяет ЦБ РФ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнями мировых цен.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты. Этот вопрос имеет для России актуальное значение, ибо, по ориентировочным данным, на руках у населения имеется 20 млрд. долл. США.

В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле.

Предприятия, учреждения, организации не имеют права начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам, гражданам России заработную плату, премии, любые вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей, в том числе при заключении трудового договора или контракта, а также оплачивать в иностранной валюте услуги физических лиц.

В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей территории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению ЦБ РФ.

В обменном пункте совершаются следующие операции:

- покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;

- покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

- прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;

- выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

- обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

- размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

Курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а так же кросс-курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно. Вместе с тем в целях регулирования внутреннего валютного рынка России и ограничения размеров валютного и курсового рисков ЦБ РФ может устанавливать предел отклонения курса покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли от курса продажи, а так же предел отклонения курсов покупки и продажи от курса иностранных валют к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ.1

Далее в дипломной работе отражено взаимодействие коммерческого банка с РКЦ.

 Отношения между Банком России и обслуживаемой им кредитной организацией при осуществлении расчетных операций через расчетную сеть Банка России регулируются законодательством, договором корреспондентского счета (далее – договор счета) (Приложение 3), который заключается между Банком России (в лице подразделения расчетной сети Банка России при наличии на это доверенности у руководителя) и кредитной организацией (при наличии на это доверенности у руководителя), а также дополнениями к договору счета и договором банковского счета (Приложение 4).

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности кредитной организации и Банка России при совершении расчетных операций по корреспондентскому счету, способ обмена расчетными документами с Банком России, порядок оплаты за оказываемые Банком России расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по договору, иные условия, предусмотренные законодательством и нормативными документами Банка России.

Прием расчетных документов Банком России осуществляется независимо от остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации на момент их принятия.

Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов Банка России в случаях, установленных нормативными актами Банка России и кредитными организациями договорами.

Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в подразделение расчетной сети Банка России расчетные документы на бумажных носителях и /или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях).

Операции по списанию денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации или зачислению на этот счет подтверждается выпиской из корреспондентского счета.

При получении выписки из корреспондентского счета с приложенными расчетными документами кредитная организация зачисляет денежные средства клиенту только при полном совпадении реквизитов, указанных в выписке, с реквизитами соответствующего расчетного документа, являющегося основанием для осуществления операции.

Кредитная организация представляет РКЦ сводное платежное поручение в двух экземплярах, оформленное на бланке формы 0401060.

К свободному платежному поручению прилагаются расчетные документы и опись расчетных документов, которая составляется кредитной организацией в двух экземплярах.

Сводное платежное поручение представляется отдельно по каждому виду платежа и по каждой группе очередности. Оплата расчетных документов, приложенных к сводному платежному поручению, осуществляется в последовательности, указанной в описи расчетных документов.

Первый экземпляр сводного платежного поручения и каждый лист первого экземпляра описи расчетных документов оформляются подписями должностных лиц кредитной организации.

 В расчетных документах, принятых РКЦ к исполнению, проверяется:

- соответствие наименований, местонахождения, БИК кредитных организаций (филиалов) плательщика и получателя и номеров их корреспондентских счетов (субсчетов) «Справочнику БИК РФ»;

- соответствие номеров счетов плательщика и получателя средств в части соблюдения допустимой разрядности цифровых знаков;

- соответствие балансовых счетов второго порядка и кода валюты правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. 

 

Глава 1. Цели и принципы денежно-кредитной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.312 с.)