Тема 1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента



Макеевка 2017

УДК 621.75.658.5(071)

 

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине “Менеджмент коммунального хозяйства” (для студентов направления подготовки 08.03.01 «Строительство» (профили «Водоснабжение и водоотведение», «Теплогазоснабжение и вентиляция»)  всех форм обучения)/ Сост.: А.А.Сухина, О.Н.Зерова. - Макеевка: ДонНАСА, 2017. – 62 с.

 

 

Методические указания составлены согласно рабочей программы курса «Менеджмент коммунального хозяйства» для студентов направления подготовки 08.03.01 «Строительство» (профили «Водоснабжение и водоотведение», «Теплогазоснабжение и вентиляция»). Пособие разработано з целью более широкого изучения курса “Менеджмент коммунального хозяйства” и самопроверки знаний.

 

Составители:     

А.А.Сухина, к.н.гос.упр., доцент кафедры “Экономическая теория и финансы”

О.Н.Зерова, ассистент кафедры “Экономическая теория и финансы”

 

Рецензенты:          

О.В.Веретенникова, к.э.н., доцент кафедры “Экономическая теория и финансы”

Е.Ю.Андреева, к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятий»

 

Ответственный за выпуск: О.Н.Зерова, ассистент кафедры “Экономическая теория и финансы”

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Содержательный модуль 1.

Общие положения менеджмента

 

Тема 1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента 5
Тема 2. Организация как объект управления 10
Тема 3. Планирование в организации 14
Тема 4. Организационная деятельность как общая функция менеджмента 17
Тема 5. Мотивирование как функция менеджмента 21
Тема 6. Контрольная функция управления Содержательный модуль 2. Виды менеджмента 25
   
Тема 7. Менеджмент качества 28
Тема 8. Менеджмент маркетинга 32

 

Тема 9. Финансовый менеджмент 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 45
ГЛОССАРИЙ 55
Список литературы по курсу   60

 

   
   
   
   
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Менеджмент коммунального хозяйства» состоит из двух содержательных модулей: общие положения менеджмента и виды менеджмента. Цель изучения этой учебной дисциплины - формирование у будущих специалистов комплекса знаний об основах осуществления предпринимательской деятельности в условиях рынка, содействия развитию у них навыков маркетингового подхода к подготовке, обоснованию и принятию эффективных управленческих решений по экономическим вопросам.

По экономической природе менеджмент является многоплановым явлением, охватывает все процессы, которые происходят в организации и связаны как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает:

-ориентацию фирмы на потребности рынка и организацию производства той продукции (услуг), которая может удовлетворить потребителей и принести фирме предусмотренную прибыль;

-постоянное стремление повысить эффективность производства;

-самостоятельность в принятии управленческих решений и ответственность за их эффективную реализацию;

-использование новейшей техники, технологии, информационных систем управления и др.

Целью преподавания содержательного модуля «Общие положения менеджмента» является развитие у будущих специалистов современной системы взглядов и специальных знаний в области организации и управления предприятием в условиях рыночной экономики, обеспечение эффективной деятельности предприятия.

В рамках изучения студентами модуля «Виды менеджмента» необходимо получить знания об основах управления качеством продукции или услуг предприятий, управления финансовой деятельностью, организации и осуществления маркетинговых исследований, сегментирования рынка и выбора целевых сегментов, разработки комплекса маркетинговых мероприятий по товарной, ценовой, коммуникационной политике и др.

 

Содержательный модуль 1.

Общие положения менеджмента

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность менеджмента.

2. Виды менеджмента.

3. Законы менеджмента.

4. Методы управления.

5. Функции управления.

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность организаций.

2. Виды организаций.

3. Факторы влияния на организацию.

4. Основные элементы внутренней среды организации

5. Элементы внешней среды.

6. Этапы жизненного цикла организации.

Тесты для проверки знаний.

1 Факторы внешней среды организации разделяют на факторы…

1) прогрессивного и регрессивного влияния;

2) макроэкономические и микроэкономические;

3) прямого и непрямого действия;

4) пропорционального и непропорционального действия.

1 Организация – это…

1) аппарат управления;

2) люди, осуществляющие управления;

3) люди, выполняющие определенные задания;

4) группа людей, деятельность которой спонтанно, специально или управляемо координируется на достижение определенной цели.

2 В зависимости от цели и способа образования организации подразделяются на:

1) формальные и неформальные;

2) малые, средние, крупные;

3) простые и сложные;

4) механистические и органистические.

3 Цель организации – это:

1) мотивация позитивного психологического климата в организации;

2) конкретное, конечное состояние или ожидаемый результат деятельности людей, работающих вместе;

3) промежуточный результат деятельности организации.

4 К факторам внешней среды организации относятся:

1) менталитет населения государства;

2) работники отдела кадров организации;

3) профсоюзная организация на предприятии;

4) инфляционные процессы в государстве;

5) технологические процессы в организации.

5 К факторам внешней микросреды организации относятся:

1) международные события;

2) конкуренты;

3) экономисты организации;

4) поставщики;

5) политики государства.

6 Внутренняя среда организации состоит из элементов:

1) цели;

2) организационная структура;

3) персонал;

4) потребитель;

5) поставщик;

6) конкурент.

8 По характеру адаптации к изменению организации подразделяются на:

1) формальные и неформальные;

2) малые, средние, крупные;

3) простые и сложные;

4) механистические и органистические.

9 На этапе жизненного цикла организации «детство» происходит…

1) увеличение организации по размерам, расширение сегментов сбыта, ориентация на региональную диверсификацию, рост доходов на оптимальном уровне; формализация политики и распределение полномочий;

2) рост численности персонала, специализация на производстве определенного товара или услуги; закрепление на отдельных сегментах рынка, обеспечение безубыточной деятельности;

3) дальнейший рост численности персонала, увеличение количества конторских служащих и обслуживающего персонала, формировании жесткого бюджета и информационной системы; расширение целевых сегментов рынка, обеспечение высоких темпов роста прибыли, инвестирование развития на принципах самофинансирования;

4) падение доходности и финансовой устойчивости компании, сохранение позиций или частичное уменьшение объемов производства.

10 На этапе жизненного цикла организации «зрелость» происходит…

1) увеличение организации по размерам, расширение сегментов сбыта, ориентация на региональную диверсификацию, рост доходов на оптимальном уровне; формализация политики и распределение полномочий;

2) рост численности персонала, специализация на производстве определенного товара или услуги; закрепление на отдельных сегментах рынка, обеспечение безубыточной деятельности;

3) дальнейший рост численности персонала, увеличение количества конторских служащих и обслуживающего персонала, формировании жесткого бюджета и информационной системы; расширение целевых сегментов рынка, обеспечение высоких темпов роста прибыли, инвестирование развития на принципах самофинансирования;

4) падение доходности и финансовой устойчивости компании, сохранение позиций или частичное уменьшение объемов производства.

 

Тема 3. Планирование в организации

В результате изучения данной темы Вы сможете:

- раскрыть экономическую сущность планирования в организации как функции менеджмента;

- охарактеризовать основные составляющие элементы бизнес-планов.

Ключевые слова: планирование, план, стратегическое планирование, оперативное планирование, тактическое планирование, текущее планирование, бизнес-план.

Рекомендованная литература: 1,8,13,16,22,30,31

Методические рекомендации к изучению темы.

Планирование - процесс, который определяет постановку целей и способы их реализации (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные характеристики планирования в организации

№ п/п Признаки Характеристика
1 Предмет планирования - планирование целей; - планирование средств; - планирование процессов.
2 Сроки планирования - долгосрочное планирование (более 5 лет); - среднесрочное планирование (1-5 лет); - краткосрочное планирование (до 1 года).
3 Масштабы планирования -общее планирование предприятия, организации; - планирование по отраслям деятельности; - планирование проектов.
4 Принципы планирования экономическая целесообразность; координация; непрерывность; научность; директивность; контроль; рекомендационность:  гибкость; практичность; интеграция.
5 Цели планирования -сознательная организация хозяйственной деятельности; -согласование ежедневных действий по перспективному развитию организации; -контроль фактических параметров работы организации.

 

Объекты планирования:

· разработка целей и стратегии фирмы;

· распределение ресурсов и резервов;

· разработка стандартов и нормативов;

· производственная, финансовая, инновационная и другие деятельности.

Субъекты планирования:

а) менеджеры;

б) плановые отделы и организации.

Под стратегическим планированием понимают набор действий и решений, приводящих к разработке конкретных целей и стратегий, соответствующей системы плановых документов (стратегических планов, проектов и программ), предназначенных для того, чтобы помочь предприятию существовать в долгосрочной перспективе. Инструментами стратегического планирования являются долгосрочные прогнозы различного типа (в т.ч. сценарии), стратегические планы, проекты и программы развития объекта управления.

Тактическое планирование представляет собой организованную последовательность действий, разработанных с целью выполнения стратегического плана. Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром выполнения стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Бизнес-план - документ, содержащий систему мер или программу действий, связанных временем и местом реализации, согласованных с целями и ресурсами и направленных на получение прибыли на основе реализации предпринимательского проекта.

Бизнес-план состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Введение (общая характеристика будущей деятельности).

Раздел 2. Характеристика товаров (услуг).

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 5. План маркетинга.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Раздел 10. Финансовый план.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность планирования.

2. Основные характеристики планирования в организации.

3. Объекты и субъекты планирования.

4. Виды планирования.

5. Элементы бизнес-плана.

6. Особенности бизнес-планирования.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Организация как функция управления.

2. Типы полномочий.

3. Особенности организационной структуры управления.

4. Виды организационных структур.

5. Особенности линейной структуры управления.

6. Особенности функциональной структуры управления.

Ответственность – это:

1) возможность влиять на ситуацию;

2) ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных заданий;

3) ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач;

4) обязанность выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Экономическая сущность мотивации.

2. Формы и методы мотивации.

3. Содержательные теории мотивации.

4. Поведенческие теории мотивации.

Тесты для проверки знаний.

1 В теории мотивации А.Маслоу выделяются такие группы потребностей:

1) физиологические, половые, симптоматические, альтруистские потребности практического характера;

2) физиологические, безопасности и защищенности, социальные, признания и самовыражения;

3) власти, успеха, причастности;

4) явные, скрытые, приобретенные.

2 Различают теории мотивации:

1) содержательные и поведенческие;

2) экспертные и объективные;

3) физиологические и экономические;

4) командированные и плановые.

3 Потребност ь – это:

1) физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-нибудь;

2) то, что человек считает ценным для себя и получает за выполнение определенных действий, определенное поведение;

3) интерес;

4) побуждение к действию.

4 Основной формой материального стимулирования персонала организации является:

1) премия;

2) премия и ценные подарки;

3) ценные подарки и заработная плата;

4) заработная плата.

5Мотивация – это:

1) физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-нибудь;

2) то, что человек считает ценным для себя и получает за выполнение определенных действий, определенное поведение;

3) вид управленческой деятельности, который обеспечивает процесс побуждения себя и других работников к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации;

4) побуждение к действию.

6 Согласно теории потребностей Д. Мак-Клелланда при стимулировании работников следует учитывать потребности…

1) физиологические, половые, симптоматические, альтруистские потребности практического характера;

2) физиологические, безопасности и защищенности, социальные, признания и самовыражения;

3) власти, успеха, причастности;

4) явные, скрытые, приобретенные.

Вопросы для самоконтроля.

1. Экономическая сущность функции управления «контроль».

2. Основные принципы контроля.

3. Этапы проведения контроля.

4. Особенности разновидностей контроля.

5. Субъекты контроля.

6. Параметры эффективной системы контроля.

Тесты для проверки знаний.

1 Заключительный контроль в организации осуществляется…

1) до фактического начала выполнения работ;

2) после выполнения запланированных работ;

3) в ходе проведения определенных работ;

4) тогда, когда удобно руководителю.

2 Текущий контроль в организации осуществляется:

1) в ходе проведения определенных работ;

2) после выполнения определенных работ;

3) до фактического начала выполнения определенных работ;

4) тогда, когда удобно руководителю.

3 Контроль – это:

1) наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

2) наблюдение за работой персонала организации;

3) человеческая деятельность, связанная с координированием деятельности персонала;

4) вид управленческой деятельности, относительно обеспечения выполнения определенных заданий и достижения целей организации.

4 Субъектом контроля может быть…

1) группа людей или специализированная организация, наделенная соответствующими полномочиями;

2) физическое или юридическое лицо, осуществляющее определенные действия;

3) финансы, производство, трудовые ресурсы;

4) цены, качество товаров (услуг), посреднические организации.

5 В зависимости от задачи следует различать контроль…

1) линейный, функциональный и операционный;

2) текущий, стратегический, тактический;

3) постоянный, периодический;

4) внешний, внутренний.

6 В организацию из внешней среды поступают…

1) цели, отчетные данные;

2) информация, ресурсы;

3) задания, продукция.;

4) нормативы.

7 Функция «контроль» включает в себя:

1) определение ресурсов;

2) определение и выбор целей организации;

3) отбор, обучение кадров;

4) установление стандартов, сравнение выполненной работы со стандартами.

8 Выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих мер — три этапа…

1) контроля;

2) планирования;

3) координации;

4) учета.

9 Система контроля должна быть «способной» учитывать изменения и «уметь» приспосабливаться к ним – в этом состоит критерий…

1) ясности;

2) гибкости;

3) экономичности;

4) своевременности.

10 Результаты осуществления контроля должны быть больше расходов, связанных с его использованием -в этом состоит критерий…

1) ясности;

2) гибкости;

3) экономичности;

4) своевременности.

 

 

Содержательный модуль 1.

Виды менеджмента

Тема 7. Менеджмент качества

В результате изучения данной темы Вы сможете:

 - раскрыть экономическую сущность понятия «менеджмент качества»;

 - охарактеризовать основные принципы менеджмента качества;

 - использовать различные методики для оценки качества.

Ключевые слова: качество. менеджмент качества, система управления качеством, система качества, принципы менеджмента качества, диаграмма Паретто, диаграмма Исикавы, модель Всеобщего контроля качества.

Рекомендованная литература: 1,8,13,18,22,30,31

Методические рекомендации к изучению темы.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо вспомнить, что понимают под качеством товаров и услуг. Качество – это совокупность свойств продукции (услуг), обуславливающая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Качество товара или услуги как характеристика качества благ, в соответствии с терминологией стандартов качества ISO 8402:1994 определяется совокупностью характеристик товара (услуги), определяющих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (клиента). Терминология стандартов качества ISO 9000:2000 требует рассматривать качество товара (услуги) как интегральную характеристику, обращающую способность совокупности характеристик, присущих системе, выполнять требования (реализация потребностей) заказчиков и других заинтересованных сторон.

Если рассматривать эволюцию управления качеством, то первые шаги по управлению качеством были сделаны при осуществлении выходного контроля готовой продукции.

Механизм управления качеством продукции дала система Фредерика Тейлора в 1905 году. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов, названных калибрами. Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную.

До 1950-х годов в области управления качеством совершенствовались в основном методы контроля (контрольные карты Шухарта, таблицы выборочного контроля Доджа и Роминга).

Модель Всеобщего контроля качества была предложена Армандом Фейгенбаумом в начале 50-х годов. Под Всеобщим контролем понималась такая система, которая позволяла решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров (т.е. качество рассматривалось не как конечный результат, а на каждом этапе создания продукта). Эта модель была внедрена в практику работы японских предприятий Эдвардом Демингом (создателем «японского экономического чуда»), который предлагал отказаться от низкого качества во всем, устранить страх работников, отказаться от количественных оценок работы, поддерживать чувство профессиональной гордости.

В это самое время Джозеф Джуран посчитал необходимым для каждого менеджера наличие индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества. Он предложил информировать сотрудников о достигнутых успехах, выражать признание работникам, внесшим наибольший вклад в повышение качества.

В настоящее время эффективным способом управления качеством продукции (услуг) является ее стандартизация (т.е. процедура определения и использования единых правил, требований к качеству продукции, процесса, услуги).

Существуют нормативы качества коммунальных услуг, которых должны придерживаться поставщики (т.е. коммунальные предприятия).

Кроме того, при управлении качеством придерживаются системы ISO 9000. В этой системе рассматривается стандартизация не продукции предприятия (она может быть самой разной), а система управления качеством продукции.

Система управления качеством является подсистемой системы управления предприятием. Система качества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационной структуры, определенных механизмов ответственности, полномочий и процедур предприятия, а также процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего руководства качеством и его соответствие установленным требованиям.

Система менеджмента качества имеет простую иерархическую структуру:

1 уровень – генеральный директор.

2  уровень – ответственный за качество.

3  уровень – аудиторы.

Для того, чтобы вникнуть в суть системы ISO 9000 нужно разделять два основных понятия:

- сертификация систем качества;

- управление качеством.

Стандарты серии ISO 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая соответственно может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым органом по сертификации.

Сертификация по стандартам не обязательное требование к производителям, но внедрены они для того, чтобы дать предприятиям большую уверенность в поставщиках.

8 принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов системы менеджмента качества ЖКХ:

1. Ориентация на потребителя (ЖКХ зависит от своих потребителей, поэтому должно понимать их текущие и будущие потребности и выполнять их требования).

2. Лидерство руководителя (руководители обеспечивают единство цели и направление деятельности ЖКХ).

3. Вовлечение работников (что дает возможность с выгодой использовать их способности).

4. Процессный подход (желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и ресурсами управляют как процессом).

5. Системный подход (позволяет более эффективнее управлять предприятием в целом).

6. Постоянное улучшение (это цель).

7. Принятие решений, основанное на фактах (т.е. на основе анализа).

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Для оценки качества услуг в ЖКХ можно использовать следующие методы:

- методы, основанные на использовании статистической информации;

- человекоориентированный подход;

- методы, основанные на сопоставлении с предприятиями-конкурентами.

Кроме того, для выявления проблем менеджмента услуг ЖКХ используют диаграммы Паретто и диаграммы Исикавы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Экономическая сущность понятия «качество».

2. Экономическая сущность понятия «менеджмент качества».

3. Основные принципы менеджмента качества.

4. Особенности системы менеджмента качества.

5. Методы оценки качества услуг ЖКХ.

6. Особенности использования диаграммы Паретто для оценки менеджмента качества услуг ЖКХ.

7. Особенности использования диаграммы Исикавы для оценки менеджмента качества услуг ЖКХ.

Тесты для проверки знаний.

1 Процедура определения и использования единых правил, требований к качеству продукции, процесса, услуги – это…

1) стандартизация;

2) унификация;

3) монополизация;

4) регламентация.

2 Методику разработки и построения системы управления качеством на предприятии предлагают…

1) сертификации по стандартам;

2) органы статистики;

3)  стандарты серии ISO 9000;

4) министерство финансов государства.

3 Качество – это …

1) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационной структуры, определенных механизмов ответственности, полномочий и процедур предприятия, а также процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего руководства качеством и его соответствие установленным требованиям;

2) совокупность свойств продукции (услуг), обуславливающая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;

3) ощущение человеком нехватки чего-то необходимого;

4) коммерческая или иная деятельность в условиях рынка.

4 Система качества – это….

1) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационной структуры, определенных механизмов ответственности, полномочий и процедур предприятия, а также процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего руководства качеством и его соответствие установленным требованиям;

2) совокупность свойств продукции (услуг), обуславливающая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;

3) интегральная характеристика, обращающая способность совокупности характеристик, присущих системе, выполнять требования (реализация потребностей) заказчиков и других заинтересованных сторон;

4) коммерческая или иная деятельность в условиях рынка.

5 К принципам менеджмента качества относятся…

1) ориентация на потребителя;

2) принятие решений, основанных на планах;

3) ориентация на руководство;

4) линейная организационная структура.

6 Под менеджментом качества понимают…

1) организационную деятельность руководства ЖКХ, которая направляет людские, материальные и финансовые ресурсы в места, где они дадут наилучшие результаты;

2) широкую организационную структуру, выполняющую не только ей присущие функции, но и включающую элементы из других сфер деятельности, которые влияют на функционирование этой системы;

3) совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности потребителя;

7 Диаграмма Исикавы демонстрирует…

1) проблемы качества услуг ЖКХ;

2) динамику качества услуг ЖКХ;

3) состояние ЖКХ;

4) проблемы реформирования ЖКХ.

8 В терминологии стандартов качества ISO 9000:2000 качество услуг рассматривается как:

1) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационной структуры, определенных механизмов ответственности, полномочий и процедур предприятия, а также процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего руководства качеством и его соответствие установленным требованиям;

2) совокупность свойств продукции (услуг), обуславливающая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;

3) интегральная характеристика, обращающая способность совокупности характеристик, присущих системе, выполнять требования (реализация потребностей) заказчиков и других заинтересованных сторон;

4) коммерческая или иная деятельность в условиях рынка.

9 Среднее качество услуг ЖКХ определяется на основе:

1) правила трех сигм;

2) принципа Маршалла;

3) постулата однородности;

4) закона распределения Акерлофа.

10 В модели Акерлофа качество предоставленной на рынке услуги ЖКХ считается распределенным…

1) неравномерно;

2) в виде линейной зависимости;

3) равномерно;

4) в виде нелинейной зависимости.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Экономическая сущность маркетинга.

2. Содержание основных понятий маркетинга - потребность, желание, спрос, товар (услуга), обмен, сделка, рынок.

3. Виды маркетинга.

4. Цели и задачи маркетинговых исследований.

5. Концепции маркетинга.

6. Особенности анализа конкурентной среды.

7. Структура маркетинговой товарной политики.

8. Основные этапы жизненного цикла товара.

9. Система показателей конкурентоспособности.

10. Сущность маркетинговой ценовой политики.

11. Сущность понятия «цена».

12. Основные методы ценообразования.

13. Факторы, влияющие на ценообразование.

14. Основные виды ценовых стратегий.

 

Тесты для проверки знаний.

1 Маркетинг – это…

1) деятельность организаций по доведению их товаров до розничных торгових сетей;

2) процесс повышения уровня спроса на продукцию организации;

3) система организации и сбыта товаров, направленная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и на получение прибыли предприятием на основе исследования и прогнозирования рынка;

4) управленческая концепция, обеспечивающая прибыльность финансовой деятельности предприятия.

2     Первым шагом маркетинговой деятельности предприятия должно быть:

1) проведение информационной компании для клиентов;

2) маркетинговое исследование рынка, на котором планируется функционирование компании;

3) организация системы сбыта и продвижения товара;

4) изменение торговой марки товара.

3 К основным элементам комплекса маркетинга принадлежат:

1) цена, товар, распределение, коммуникации;

2) рынок, прибыль, продвижение, товар, маркетинговые исследования;

3) товар, цена, дистрибуция, продвижение, прибыль компании;

4) потребность, цена, скидка, спрос.

4 Маркетинговое исследование – это:

1) управление компанией на научной основе;

2) разработка маркетинговых стратегических и тактических планов;

3) систематическое изучение круга данных, необходимых в связи с ситуацией, сложившейся для компании, их сбор, анализ и отчет про результаты;

4) специальные усилия, направленные на получение необходимой информации о потребителях и других рыночных факторах.

5 Качественные показатели конкурентоспособностихарактеризуют...

1) свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность;

2) принадлежность изделий к определенной группе;

3) свойства качества товаров;

4) общие расходы покупателей и потребителей на удовлетворение их потребностей данным товаром или услугой.

Вопросы для самоконтроля.

1. Экономическая сущность понятия «финансовый менеджмент».

2. Особенности управления прибылью предприятия.

3. Классификация активов предприятия.

4. Сущность капитала предприятия.

5. Особенности управления активами и пассивами предприятия.

6. Характеристики рисков предприятия.

7. Особенности инвестиционного менеджмента на предприятии.

8. Методы управления дебиторской задолженностью.

9. Сущность финансового и операционного левериджа.

Тесты для проверки знаний.

1 Заключительный контроль в организации осуществляется…

1) до фактического начала выполнения работ;

2) выполнения запланированных работ;

3) в ходе проведения определенных работ;

4) тогда, когда удобно руководителю.

2 К парабанкам относят:

1) специализированные коммерческие банки;

2) центральные банки;

3)  кредитные союзы;

4) страховые компании.

3 К основным формам «инвестиций в человека» относят:

1) материальная, нематериальная заинтересованность;

2) образование, воспитание, здравоохранение;

3) переквалификация, аттестация;

4) повышение квалификации, мотивация.

4 По сферам управления выделяют такие виды менеджмента:

1) управленческий менеджмент;

2) финансовый менеджмент;

3) экономический менеджмент;

4) инновационный менеджмент.

5 Выделяют такие формы инвестиций:

1) ноу-хау и другие нематериальные активы, персонал, основные фонды;

2) денежные средства, ценные бумаги, земля, здания, оборудования, имущественные и иные права;

3) заемные и собственные финансовые ресурсы;

4) пассивы и активы предприятии.

6 Выделяют следующие типы финансовых институтов:

1) коммерческие банки, парабанки, инвестиционные институты;

2) универсальные банки, ломбарды, брокеры;

3) некоммерческие кредитно-финансовые институты, дилеры;

4) брокеры, дилеры.

7 При рыночной экономике основной целью предприятия является…

1) расширение полномочий;

2) улучшение условий труда работников;

3) расширение рынков сбыта продукции, услуг;

4) получение прибыли.

8 В зависимости от формы функционирования активов различают:

1) оборотные и необоротные;

2) валовые и чистые;

3) материальные, нематериальные и финансовые;

4) операционные и инвестиционные.

9 Операционный леверидж позволяет оценить…

1) эффективность использования ресурсов;

2) эффективность наращивания объемов реализации в сопоставлении с динамикой операционных затрат;

3) темп роста производства;

4) разницу между прибыльностью акционерного и инвестированного капитала.

10 Порог рентабельности определяется как…

1) постоянные затраты, деленные на запас финансовой прочности;

2) постоянные затраты, умноженные на коэффициент валовой маржи;

3) постоянные затраты, деленные на коэффициент валовой маржи;

4) переменные затраты, деленные на коэффициент валовой маржи.

 

Практические задания и ситуации

Задание 1.

Местный совет запретил частному предприятию «Металл» производить крючки для любительской рыбалки, мотивируя это тем, что в городе есть предприятие, которое предметно занимается производством такой продукции. ЧП«Металл» обратилось к Вам с таким перечнем вопросов:

 1. Правомерно ли решение местного совета?

 2. Не нарушены ли требования конкурентного законодательства?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.297 с.)