Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговое стимулирование предприятий, занимающихся инновационной деятельностью

Поиск

 

В России введены льготы для малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Так, например, освобождается от налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новых технологий, новой техники, оборудования. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений [6]. Также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость лизинговые платежи малых предприятий. Согласно Закону РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ, предусмотрен один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти. [12]

Налоговое стимулирование инновационнойдеятельности до 2007 г. фактически отсутствовало, поскольку те меры, которые можно рассматривать в качестве "инновационных", являлись даже не нейтральными по отношению к инновационной деятельности, а тормозящими инновации. Так, исключались из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль только те научно-исследовательские работы (НИР), которые дали положительный результат, и не в полном объеме, а 70% от фактических затрат. Это делало для предприятий вложения в исследования и разработки крайне невыгодными. В 2006 г. началось обсуждение, а с 2007 г. был введен ряд новых мер. В Администрации Президента совместно с представителями Государственной Думы РФ был разработан пакет законопроектов, который включил 14 новых законов и поправок в действующее законодательство.

В результате обсуждений с представителями ведомств предлагаемый пакет был значительно сокращен, и к концу января 2007 г. было согласовано введение следующих поправок в Налоговый кодекс:

Об освобождении от НДС доходов по патентам и лицензиям на инновационные технологии (ст.149);

Об исключении из объекта налогообложения налогом на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования (ст.251);

О включении в состав расходов для обложения налогом на прибыль части средств, потраченных на научно-исследовательские работы (НИР) не только научными, но и инновационными организациями (ст.259);

О расширении перечня расходов, по которым налогоплательщик, применяющий систему упрощенного налогообложения, уменьшает полученные доходы (ст.346.16);

Об увеличении норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития (РФТР), а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских работ с 0,5% до 1,5% (ст.262).

Как следует из приведенного перечня, основные меры регулирования были направлены на поддержку малых предприятий и научных организаций и не принципиальны для стимулирования крупного бизнеса. Увеличение отчислений в РФТР важно, однако эта мера также некритична с точки зрения стимулирующего воздействия, поскольку предприятия могут, но не обязаны перечислять средства в отраслевые и межотраслевые фонды. Таким образом, пакет мер, хотя и представлял собой положительный сдвиг в сфере стимулирования инноваций, тем не менее не являлся радикальным.

В 2007 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" от 19.07.2007 № 195-ФЗ, непосредственно направленный на стимулирование инновационной деятельности путем формирования благоприятных налоговых условий, и затем в течение 2007-2008 гг. был поэтапно введен ряд мер налогового стимулирования. К ним относятся следующие меры:

Изменения в порядке использования инвестиционного налогового кредита. Согласно ст.67 НК, для получения инвестиционного налогового кредита должно выполняться хотя бы одно из четырех условий: проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), осуществление внедренческой и инновационной деятельности, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, выполнение государственного оборонного заказа.

Освобождение от НДС таких операций, как выполнение НИОКР при условии, что в состав работ входит разработка конструкции инженерного объекта; разработка новых технологий либо создание опытных образцов для собственных нужд; уступка (приобретение) прав (требований) по договорам займа или кредитным договорам.

Исключение из объекта налогообложения налогом на прибыль финансирования, полученного из Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций. Не налогооблагаемыми становились также средства, поступившие на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном ФЗ от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подп.14п.1 ст.251 НКРФ);

Расширение перечня расходов, по которым налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), уменьшает полученные доходы (ст.346.16). Упрощенной системой налогообложения могут пользоваться только малые инновационные предприятия, так как согласно НК РФ организации, использующие УСН, должны иметь оборот не более 15 млн. руб. в год и численность занятых не более 100 человек (ст.346.12 "Налогоплательщики"). В перечень исключаемых из налогооблагаемых расходов вошли:

расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 настоящего Кодекса.

Увеличение норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских работ с 0,5% до 1,5% (п.3ст.262). [11, с.126]

На практике скорее всего не произойдет значительного увеличения объемов фондов финансирования НИР за счет повышения предельного размера отчислений на их формирование доходов налогоплательщика. Сегодня в реестре отраслевых и межотраслевых фондов финансирования исследований и разработок, ведение которого осуществляется Федеральным ГУ "Российский фонд технологического развития", числятся только 6 фондов: 4 - при федеральных министерствах и 2 - при коммерческих организациях. За последние годы отчисления во внебюджетные фонды финансирования НИР практически прекратились, что свидетельствует о том, что эта льгота и отсутствие надлежащей подзаконной нормативно-правовой базы не стимулируют отчисления налогоплательщиков на развитие инновационной деятельности [13]. В итоге, если в 2004 г. доля средств внебюджетных фондов в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки составляла 2.5%, то в 2006-2007 гг. - 1,6% и 1,8% соответственно [1, с.26].

Разрешение применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. За рубежом амортизационные льготы являются инструментом промышленной политики и стимулирования развития отдельных отраслей. В России также действует классификатор основных средств, включаемых в амортизационные группы, последняя модификация которого была проведена в 2008 г. [19] В последней версии классификатора некоторые группы объектов были переведены в более "низкие" амортизационные группы, что может рассматриваться как завуалированные налоговые льготы отдельным видам продукции. Однако в целом классификатор является настолько детальным, что по нему сложно судить об отраслевых приоритетах правительства. В "поощряемых" группах присутствует все - от велосипедов и "животных зоопарков" до учебного оборудования.

Освобождение от уплаты земельного налога организаций-резидентов особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Освобождение от уплаты налога на имущество, учитываемого на балансе организаций-резидентов особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.

Одновременно с формированием особых экономических зон вышло распоряжение о создании семи IT-парков, и тогда же были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на создание благоприятных условий налогообложения организации, работающих в области информационно-коммуникационных технологий [22]. Согласно закону, изменились правила исчисления ставки единого социального налога (ЕСН) для таких организаций (за исключением тех, которые являются резидентами технико-внедренческих зон). Для того, чтобы платить льготный ЕСН, организации должны быть аккредитованы, не менее 70% их финансирования должно быть из зарубежных источников, а среднесписочная численность работников организаций должна составлять не менее 50 человек. Таким образом, данная льгота направлена на поощрение не любых компаний в IT-сфере, а тех, которые работают в режиме аутсорсинга, и таким образом может стимулироваться экспорт IT-продукции. Фактически в первый раз была предпринята попытка связать инструменты прямого (создание инфраструктуры) и косвенного (льготное налогообложение) стимулирования инновационной деятельности, пока только в особых экономических зонах и IТ-сфере. Дальнейшая практика показала, что очень небольшое число IТ-компаний стремятся получить льготы по ЕСН. По состоянию на март 2008 г., аккредитацию для получения льготы по ЕСН прошла 51 российская IТ-компания, и крупных разработчиков программного обеспечения среди них нет. Дело в том, что компании пока не могут воспользоваться налоговыми льготами, поскольку соответствующая поправка о льготах не отражена в пенсионном законодательстве [1].

В настоящее время изменение законодательства продолжается, в частности, с 2009 г. введена такая важная поправка, как возможность единовременного признания некоторых расходов на НИР, в том числе и безрезультатных, и списание их с применением коэффициента 1,5. Иными словами, в расходы будет включаться сумма, в полтора раза большая, чем фактические затраты.

Введение нормы списания расходов на НИР с коэффициентом 1,5 является, на первый взгляд, прогрессивным шагом. Однако эффект может быть ниже, чем в развитых странах мира. За рубежом действует прогрессивная ставка налога на прибыль, и уменьшение налогооблагаемой базы сокращает еще и ставку налога. Более существенно то, что данная льгота распространяется только на определенные виды НИР, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. №988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5". В данный перечень входят 32 технологии. В то же время научные исследования и разработки, направленные на развитие технологий в традиционных отраслях, в перечень не входят, что тормозит в них инновационную активность. В целом данная мера может привести к осложнению налогового администрирования и повышению рисков злоупотреблений как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Еще одна новая мера - это освобождение получателей грантов, в том числе грантов, предоставляемых двумя государственными научными фондами - РФФИ и РГНФ, от уплаты подоходного налога [20]. В условиях экономического кризиса, следствием которого стал секвестр бюджетных расходов на исследования и разработки, в том числе выделяемых в виде грантов через научные фонды, такая мера является злободневной. Однако абсурдность положения состоит в том, что в уставах государственных научных фондов не содержится понятия "грант", и поэтому пока они применять данный закон не могут.

Таким образом, налоговое стимулирование становится разнообразнее. Однако все более отчетливо выявляется ряд проблем налогового регулирования. Они состоят в том, что, во-первых, нередко вводимые меры не стыкуются с иными нормами и правилами и потому сразу становятся либо неэффективными, либо мало применяются налогоплательщиками. Во-вторых, правила и условия использования налоговых льгот изложены в законодательстве так, что допускают различную интерпретацию, поэтому для того, чтобы предоставляемыми государством льготами можно было пользоваться в полной мере, в организациях должны быть высококвалифицированные бухгалтеры. Для разъяснения правил использования льгот и толкования положений Закона Минфин РФ на регулярной основе публикует письма, однако в них не всегда дается однозначная трактовка. Это - одна из причин, почему экспертные оценки недавно введенных мер являются сдержанно-критическими - правила применения льгот прописаны неоднозначно и допускают различную интерпретацию, а потому и произвол как в их применении, так и администрировании. В-третьих, "льготные" группы (организации, продукты), в отношении которых вводятся те или иные налоговые льготы, нередко игнорируются в нормах общего налогового регулирования, что сводит на нет предоставляемые им льготы. Характерным примером является поддержка малого инновационного бизнеса, который стал пользоваться приоритетным вниманием государства, и особенно в условиях кризиса. С одной стороны, идут постоянные обсуждения инструментов поддержки и стимулирования малого инновационного предпринимательства, предлагаются различные меры, направленные на снижение для них налогового бремени. Так, в настоящее время обсуждается вопрос об отмене ряда ограничений для организаций, желающих применять упрощенную систему налогообложения (УСН),в том числе предлагается:

. повысить верхнюю границу годового дохода, дающего право на применение упрощённой системы налогообложения для инновационных малых предприятий - до 200 млн. рублей;

. снять ограничения на субъектный состав учредителей, акционеров научной организации и инновационного предприятия;

. снизить ставки налога с 6% до 3% в рамках упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15% до 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов - для всех инновационных малых предприятий;

4. ввести открытый перечень расходов для тех налогоплательщиков, которые используют систему "доходы минус расходы" [16].

С другой стороны, с 1 января 2010 г. вступает в силу Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (№212-ФЗ от 24.07.2009 г.). Согласно данному закону, с 1 января 2010 года ЕСН заменяется страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом в 2010 году ставки останутся прежними, а с 2011 года будут увеличены, так что налоговая нагрузка на предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, вырастет в 2,4 раза. Поэтому обсуждаемые и уже введенные налоговые льготы для малых инновационных компаний могут быть сведены на нет изменениями в базовой системе налогообложения предприятий.

Разработка мер косвенного регулирования выявила несколько терминологических и методических пробелов. Проблемой является определение для целей налогообложения понятия инновационной деятельности, а также малой инновационной компании на этапе старта, поддержка которых особенно важна в условиях кризиса.

Нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности, в основном не содержат ссылок на термин "инновационная деятельность". Так, налоговые льготы предоставляются по факту осуществления "НИОКР", патентные права - по факту патентования "изобретения" и т.д. Кроме того, не разработаны методические рекомендации по оценке товаров, услуг, видов деятельности, технологий и критерии их отнесения к инновационным (новым, усовершенствованным), что в ряде случаев затрудняет применение предоставленных законом льгот.

В настоящее время определение инновационной деятельности в операциональном смысле (например, в деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который должен поддерживать именно инновационные компании) базируется на том, как она интерпретируется в практике статистического учета. Там инновационная деятельность определяется через виды работ, по каждой из которых приводится собственное определение и описание. Других систематизированных определений инновационной деятельности в законодательстве не содержится. Это - одна из причин, почему наиболее распространены меры стимулирования именно исследований и разработок, определение которых в законодательстве существует.

Поэтому важно ввести в законодательство базовое определение инновационной деятельности. Разработки специального закона для этого не требуется; можно ограничиться поправками в ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (№127-ФЗ от 23.08.1996 г.) [11, с.132].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.008 с.)