Глава I теоретические основы деятельности социального педагога с семьёй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I теоретические основы деятельности социального педагога с семьёй



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

1.1 Современная российская семья как объект социальной работы

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения

1.3 Организация социальной защиты семьи в России

ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей

2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.

Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.

В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:

- семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов;

- следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских, воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;

- рост внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;

- увеличение количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин в межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).

Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:

- между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении с четко сформированными социальными ценностями и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса в неполной семье; - потребностью родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности — психолого-педагогической и андрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм и способов со стороны территориальных социальных служб; - востребованной в практике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполной семьи, учитывающей ее особенности и потребности, и недостаточно дифференцированным подходом к этому типу семьи в деятельности специалистов социальной работы.

Таким образом, современные тенденции развития семьи как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают на первый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощи семье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.

Теоретическая не разработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребности практики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.

Все это и делает поставленную нами проблему чрезвычайно острой, требующей безотлагательного решения не только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но и комплексной психосоциальной, социально-педагогической и андрагогической помощи посредством организации образовательно-просветительной работы с родителями и воспитательной работы с детьми.

Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи.

И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить функциональные обязанности социального работника и стратегию его взаимодействия с семьями.

3. Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи.

4. Изучить опыт деятельности социальных служб, социальных педагогов и социальных работников по оказанию социально-правовой, психолого-педагогической и андрагогической помощи семье.

5. Выявить эффективность деятельности социального работника в организации социальной защиты семьи.

Объект исследования является социальный работник.

Предмет исследования — процесс реализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защиты семьи.

Гипотеза исследования.

Деятельность социального работника в организации социальной защиты семьи может быть эффективной при следующих условиях:

- если будет осуществлен системный подход к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи;

- изучены и приняты во внимание особенности организации социальной защиты;

- осуществлен интегральный подход к построению теоретической модели оказания помощи и социальной защите семьи;

- практически реализовано взаимодействие различных типов социальных и образовательных учреждений, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь семьям;

- если специалист социальной работы, наряду с функциями социального педагога и практического психолога, в работе с родителями и детьми будет выступать как андрагог и консультант по социально-правовой защите семьи; - будет разработана и апробирована экспериментальная программа повышения уровня функциональной правовой и психолого-педагогической грамотности родителей.

Методологической основой исследования является системный и личностно-ориентированный подходы к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи; андрагогические подходы к ликвидации функциональной психолого-педагогической неграмотности родителей; интегральный и многоуровневый подходы к разработке опытно-экспериментальной модели организационно-педагогических условий взаимодействия социального работника с семьями.

Методы исследования:

- контент-анализ научной литературы по теме исследования;

- анализ юридических документов, составляющих законодательную основу социальной защиты семьи и роли в этой семье социального работника; - моделирование системы организационно-педагогических условий деятельности социального работника с семьей;

- методы изучения взаимодействия социального работника с родителями и детьми из семьи: опрос, беседа, анализ мнений клиентов (членов семьи), включенное наблюдение, самооценка, монографическое изучение семей, анализ продуктов деятельности специалистов социальной работы (планы, программы, вопросники, справки социальных служб);

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальной защиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к семьям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организации социальной защиты семей.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей[16]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.

5. Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.

7. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.34-35.

8. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.

9. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.

10. Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.

12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с

13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с

14. Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. – 450 с

15. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с

16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 1997.

17. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.

18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 1997. – 600 с

19. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. – С.426-433.

20. Социальные службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с

21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.

22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с

23. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.

24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 1996.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

1.1 Современная российская семья как объект социальной работы

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения

1.3 Организация социальной защиты семьи в России

ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей

2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.

Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.

В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:

- семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов;

- следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских, воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;

- рост внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;

- увеличение количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин в межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).

Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:

- между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении с четко сформированными социальными ценностями и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса в неполной семье; - потребностью родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности — психолого-педагогической и андрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм и способов со стороны территориальных социальных служб; - востребованной в практике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполной семьи, учитывающей ее особенности и потребности, и недостаточно дифференцированным подходом к этому типу семьи в деятельности специалистов социальной работы.

Таким образом, современные тенденции развития семьи как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают на первый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощи семье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.

Теоретическая не разработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребности практики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.

Все это и делает поставленную нами проблему чрезвычайно острой, требующей безотлагательного решения не только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но и комплексной психосоциальной, социально-педагогической и андрагогической помощи посредством организации образовательно-просветительной работы с родителями и воспитательной работы с детьми.

Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи.

И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить функциональные обязанности социального работника и стратегию его взаимодействия с семьями.

3. Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи.

4. Изучить опыт деятельности социальных служб, социальных педагогов и социальных работников по оказанию социально-правовой, психолого-педагогической и андрагогической помощи семье.

5. Выявить эффективность деятельности социального работника в организации социальной защиты семьи.

Объект исследования является социальный работник.

Предмет исследования — процесс реализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защиты семьи.

Гипотеза исследования.

Деятельность социального работника в организации социальной защиты семьи может быть эффективной при следующих условиях:

- если будет осуществлен системный подход к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи;

- изучены и приняты во внимание особенности организации социальной защиты;

- осуществлен интегральный подход к построению теоретической модели оказания помощи и социальной защите семьи;

- практически реализовано взаимодействие различных типов социальных и образовательных учреждений, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь семьям;

- если специалист социальной работы, наряду с функциями социального педагога и практического психолога, в работе с родителями и детьми будет выступать как андрагог и консультант по социально-правовой защите семьи; - будет разработана и апробирована экспериментальная программа повышения уровня функциональной правовой и психолого-педагогической грамотности родителей.

Методологической основой исследования является системный и личностно-ориентированный подходы к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи; андрагогические подходы к ликвидации функциональной психолого-педагогической неграмотности родителей; интегральный и многоуровневый подходы к разработке опытно-экспериментальной модели организационно-педагогических условий взаимодействия социального работника с семьями.

Методы исследования:

- контент-анализ научной литературы по теме исследования;

- анализ юридических документов, составляющих законодательную основу социальной защиты семьи и роли в этой семье социального работника; - моделирование системы организационно-педагогических условий деятельности социального работника с семьей;

- методы изучения взаимодействия социального работника с родителями и детьми из семьи: опрос, беседа, анализ мнений клиентов (членов семьи), включенное наблюдение, самооценка, монографическое изучение семей, анализ продуктов деятельности специалистов социальной работы (планы, программы, вопросники, справки социальных служб);

 


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.076 с.)