Глава 1. Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

Особенности национальных видов спорта

Физиологическая специфика юношей старшего школьного возраста

Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей

Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста

Использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании

Результаты исследования

Заключение

Список литературы

национальный спорт физическое развитие школьник

 


Введение

 

Актуальность исследования. Основу физического воспитания юношей старшего школьного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию учащихся.

Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Большую роль в развитии физической подготовки несет использование на занятиях национальных видов спорта. Отличительной чертой национальных видов спорта в Якутии является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. Они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств.

Особый интерес для нас представляла народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей. (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.И. Портнягин, М.И. Павлова и др.).

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы курсовой работы: «Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста».

Объект исследования: процесс физического воспитания юношей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование национальных видов спорта на занятиях физического воспитания.

Целью нашей работы является изучение роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: при использовании национальных видов спорта на занятиях физического воспитания повышается физическая подготовка юношей старшего школьного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

1. Выявить теоретические основы использования национальных видов спорта.

2. Определить эффективность применения национальных видов спорта на занятиях в старших классах.

.   Выявить роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют труды П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Н.А. Фомина и других.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

־ теоретическое изучение литературы в данной области исследования;

־ педагогические наблюдения;

־   педагогический эксперимент.

Экспериментальная база: АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутии).

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы с юношами старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию для улучшения эффективности и качества физической подготовки.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Выводы по 1 главе

 

Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта.

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры. Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье.

Якутские национальные способы физического тренинга, предназначены для физического воспитания человека подразделяются на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта. В свою очередь, физические упражнения также имеют свою специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения не связанные с подражательством и служат единственно для развития физических качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

В настоящее время для эффективности подготовки юношей старшего школьного возраста необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия, с использованием национальных видов спорта РС (Я).

 


Результаты исследования

 

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что использование специального комплекса упражнений с использованием национальных видов спорта РС (Я) дает положительную динамику развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.

На начальном этапе эксперимента мы изучили общую физическую подготовленность юношей старшего школьного возраста. В конце исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого характеризовались более высоким процентом подготовленности юношей из экспериментальной группы, следовательно, можно сделать вывод о том, что использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста дало положительный результат.

В таблице 2 приведены результаты тестирования юношей из экспериментальной группы.

 

Таблица 2. Показатели уровня физической подготовленности юношей на заключительном этапе

Ф.И. учеников Сила Гибкость Ловкость Быстрота Выносливость
Анастахов А. Корнилов В. Николаев С. Седых Ж. Лугинов И. Савинов П. Лаврушкин А. Малых А. Павлов И. Петров Д. Гурьев И. Согдоев С. 4 4 4 4 4 5 4 5 4 5 4 4 4 4 5 4 5 5 4 5 4 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 5 5 5 5 4 4 4 4 5 4 5 4 5 5 5 4 4 5 4 4 5 5 5 4 4 4 5 4 4

Исходя, из таблицы 2 видим, что показатели уровня сформированности физической подготовленности учащихся высокие.

Если сравнить результаты на начальном и заключительном этапе эксперимента, то видим, что показатели уровней физических качеств показывают повышение развития физических качеств юношей старшего школьного возраста.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

В таблице 3 представлены изменение показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.


Таблица 3. Динамика показателей изучения физической подготовленности юношей из экспериментальной группы

Прыжок в длину с места

Подъем туловища 30 сек

Наклон вперед из положения сидя

Бег на 1000 м

Челночный бег 3*10

До После До После До После До После До После
77% 79% 75% 77% 78% 81% 78% 80% 82% 83%

Таким образом, мы видим, что физическая подготовленность юношей старшего школьного возраста после внедрение в занятия национальных видов спорта РС (Я) возросла.

В начале учебного года процент скоростно-силового качества прыжка в длину с места составил 77%, а в конце учебного года - 79%. Прослеживается прирост развития данного качества на 2%. Этому способствовало использование упражнений с элементами национальных видов спорта, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, например, прыжки через нарты, хапсагай.

Результаты теста на развитие силовых качеств «Подъем туловища 30 сек» в начале года составили 75%, а в конце - 77%. Вновь прослеживается прирост показателей данного качества на 2%. Этому способствовало проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как национальные прыжки, масс тардысыы.

Результаты теста на гибкость «Наклон вперед из положения сидя на полу» в начале года составили 78%, а в конце года - 81%. В данном случае прирост развития этого качества составил уже 3%. Этому способствовало регулярное проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как традиционные игры, прыжки.

Координационный тест «Челночный бег 3*10м» показал результаты развития исследуемого качества в начале учебного года равным 82%, а в конце - 83%. В результате чего прослеживается прирост развития качества на 1%. Согласно диагностике общую физическую подготовленность юношей старшего школьного возраста развивают через использование национальных видов спорта РС (Я). С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

У юношей старшего школьного возраста появляется стимул к выполнению того или иного задания. На занятиях они занимаются с удовольствием, с заинтересованностью. Благодаря внедрению в занятия национальных видов спорта РС (Я) в экспериментальной группе юношей они совершенствуют физические качества. У учащихся развиваются моральные качества: дружба, коллективизм, помощь, добросовестность, справедливость и многие другие.

Особые качества, сформулированные в процессе занятий, складываются в процессе общения юношей старшего школьного возраста.

Итак, роль национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста велика. Благодаря подобным занятиям у юношей старшего школьного возраста развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую мы ставили перед собой, была достигнута, предположения верны.

 

Выводы по 2 главе

 

Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутия).

Данные диагностики физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что необходима работа по развитию физической подготовленности учащихся из экспериментальной группы. Для этого мы внедрили в занятия по физическому воспитанию национальные виды спорта РС (Я) для развития физических качеств учащихся. На занятиях по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я) юноши старшего школьного возраста совершенствуют физические качества.

Для общей физической подготовки юношей старшего школьного возраста следует выбирать из национальных видов спорта РС (Я) упражнения, наиболее отвечающие возрасту юношей и способствующие развитию физических качеств. Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

 


Заключение

 

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры. Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье.

Национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутия).

Данные диагностики физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что необходима работа по развитию физической подготовленности учащихся из экспериментальной группы. Для этого мы внедрили в занятия по физическому воспитанию национальные виды спорта РС (Я) для развития физических качеств учащихся.

На занятиях по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я) юноши старшего школьного возраста совершенствуют физические качества.

Для общей физической подготовки юношей старшего школьного возраста следует выбирать из национальных видов спорта РС (Я) упражнения, наиболее отвечающие возрасту юношей и способствующие развитию физических качеств. Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

Таким образом, роль национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста велика. Благодаря подобным занятиям у юношей старшего школьного возраста развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую мы ставили перед собой, была достигнута, предположения верны.

 


Список литературы

 

1. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.

. Бернштеин Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

. Верхошанский Н.К. Основы специальной подготовки в спорте. М., 1970.

. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971.

. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. М., 1986.

. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. 1997.

. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск, 1999.

. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.

. Запорожанов В.А., В.Н. Плахтиенко. Прогнозирование и моделирование в спорте //Теория спорта. - Киев: Вища школа, 1987.

. Запорожанов В.А. Контроль в спорте. Киев, 1985.

. Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001.

. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск, 1980

. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя/Под. Ред. В.Н Кардащенко. М., 1986..

. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М. 1982.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев ит.д. Якутск, 2001.

. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Уч. Пособие для студентов.М., 2002.

. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

. Сыч В.Л. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Современная система спортивной подготовки. М., 1995.

. Толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.

. Теория спорта /Под ред. проф. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987.

. Филимонов В.И. Спортивно-техническая и физическая подготовка. М., 2000.

. Шамаев Н.К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии. Якутск, 1986.

. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.

. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки //Современная система спортивной подготовки. М., 1995.

. Шилна Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

Особенности национальных видов спорта

Физиологическая специфика юношей старшего школьного возраста

Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей

Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста

Использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании

Результаты исследования

Заключение

Список литературы

национальный спорт физическое развитие школьник

 


Введение

 

Актуальность исследования. Основу физического воспитания юношей старшего школьного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию учащихся.

Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Большую роль в развитии физической подготовки несет использование на занятиях национальных видов спорта. Отличительной чертой национальных видов спорта в Якутии является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. Они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств.

Особый интерес для нас представляла народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей. (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.И. Портнягин, М.И. Павлова и др.).

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы курсовой работы: «Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста».

Объект исследования: процесс физического воспитания юношей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование национальных видов спорта на занятиях физического воспитания.

Целью нашей работы является изучение роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: при использовании национальных видов спорта на занятиях физического воспитания повышается физическая подготовка юношей старшего школьного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

1. Выявить теоретические основы использования национальных видов спорта.

2. Определить эффективность применения национальных видов спорта на занятиях в старших классах.

.   Выявить роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют труды П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Н.А. Фомина и других.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

־ теоретическое изучение литературы в данной области исследования;

־ педагогические наблюдения;

־   педагогический эксперимент.

Экспериментальная база: АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутии).

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы с юношами старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию для улучшения эффективности и качества физической подготовки.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.225 (0.08 с.)