Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании



 

В настоящее время для эффективности подготовки юношей старшего школьного возраста необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Социальная значимость таких программ заключается в необходимости сохранения самобытной национальной культуры, а также в использовании громадного педагогического потенциала традиционных игр и состязаний для воспитания подрастающего поколения. Многовековой педагогический опыт коренных народов необходимо передавать новому поколению, при этом сохраняя то лучшее, что приемлемо для современных жителей Якутии.

Сегодня образовательные учреждения недостаточно используют программы обучения с применением традиционных национальных видов спорта и состязаний. [17, c. 4]

Якутский народ в древние времена преимущественно занимался охотой, а для этого требовалось очень хорошая физическая подготовка, сила, выносливость и, особенно прыгучесть, ловкость. Люди стали придумывать упражнения, тренироваться и состязаться между собой. Одним из наиболее подходящих видов физических упражнений явились якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах. Техника прыжков заимствована у животных, т. е. они выполняют по аналогии с прыжковыми движениями журавлей, оленей, зайцев.

Якутские национальные прыжки для боксеров вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, “лошадиный галоп”, танцевальные прыжки, также проводится обучение технике якутских национальных прыжков. Последние также применяются как средство для развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, здесь дополнительно применяются такие упражнения, как прыжки через гимнастические скамейки, выпрыгивание их глубокого приседа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и другие. Наряду с совершенствованием техники национальных прыжков, на занятиях по физическому воспитанию юношей применяются и чисто тренировочные элементы.[12, c. 11]

Якутские национальные способы физического тренинга, предназначены для физического воспитания человека подразделяются на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта. В свою очередь, физические упражнения также имеют свою специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения не связанные с подражательством и служат единственно для развития физических качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. Большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения.

Хапсагай - это якутская национальная борьба, состязание в ловкости и быстроте, силе и выносливости. Имеет сходство с восточным видом боевого искусства - “айкидо”. Есть предположение, что в глубокой древности существовал боевой вид хапсагая. Как известно, у якутского народа древнейшим видом устного творчества является героический эпос - олонхо, в произведении этого жанра ярко описываются победы богатыря среднего мира над представителями “темной силы” при помощи приемов борьбы “хапсагай”. Этот пример говорит нам о том, что в старину древние воины проводили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в различных сражениях. Так что, наверное, не стоило бы слишком увлекаться зарубежными традициями единоборств и самозащиты, тогда как есть свои, национальные, их надо возрождать, особенно борьбу “хапсагай”.

Раньше хапсагаисты боролись без разделения на весовые категории. И часто маленькие, но ловкие борцы побеждали многопудовых гигантов. В настоящее время к схватке допускаются примерно равные по весу соперники, взвешивание участников проводится за 3 часа до состязаний.

Юноши младшего среднего возраста (14-15 лет) разделяются на следующие весовые категории: 36, 42, 50, 60 и свыше 60 кг. А для юношей старшего возраста (16-18 лет) имеются свои весовые категории: 45, 52, 60, 70 и свыше 70 кг.

Площадка или ковер для соревнований, имеет круглую форму диаметром 6-10, 8-10, 10 м. Участники выступают без майки, в трусах, в борцовках или босиком. Соревнованием руководят три судьи: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Схватка ведется только по положении стойки. Продолжительность схваток: для взрослых - 5 + 2 минут, для старших юношей 5 минут, для младших - 4 минуты. Исходом схваток является победа одного, поражение другого, а также поражение обоих борцов (за пассивность). При этом любое касание площадки считается проигрышем. [11. c. 21]

Хапсагаисты, в отличие от борцов-вольников, обычно ноги ставят параллельно. Такая стойка удобна для перемещения, а также для выполнения подножек подсечек. Соперники никогда, не наваливаются друг на друга, в большинстве случаев ведут схватку без глубоких захватов. Часто применяются: захваты за ноги, подсечки, подножки, отбивы ногой, увертывание, подбив руками и ногами, обманные и ложные атаки, сбивания, броски через бедро, м прогибом и другие.

На занятиях по физическому воспитанию юношей старшего школьного возраста можно вводить элементы борьбы “хапсагай”, требующие быстроты реакции.

К ним относятся касание руки партнера и увертывание от него, касание плеча партнера и увертывание от него, касание рукой ноги партнера и увертывание от него, касание рукой ступни партнера и увертывание от него, борьба без помощи рук, борьба без глубоких захватов, коллективная борьба, а также приемы хапсагай и пробуют свои возможности в единоборствах со сверстниками.

По характеру проведения соревнования по масс тардысыы делятся на: личные, командные, лично-командные.

В личных соревнованиях определяются места, занятые участниками в каждой весовой категории.

В командных соревнованиях определяются места, занятые командами.

В лично-командных соревнованиях одновременно определяются места, занятые участниками и командами.

По способу проведения соревнования по масс тардысыы делятся на: систему с выбыванием после двух поражений, систему с выбыванием после двух поражений на двух предварительных группах; где определяются финалисты; круговую систему без выбывания; олимпийскую систему с выбыванием после одного поражения.

Таким образом, использование национальных видов спорта на занятиях по физическому воспитанию юношей старшего школьного возраста развивает такие как скоростно-силовые, гибкость, выносливость и другие. Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия, с использованием национальных видов спорта РС (Я).


Выводы по 1 главе

 

Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта.

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры. Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье.

Якутские национальные способы физического тренинга, предназначены для физического воспитания человека подразделяются на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта. В свою очередь, физические упражнения также имеют свою специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения не связанные с подражательством и служат единственно для развития физических качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

В настоящее время для эффективности подготовки юношей старшего школьного возраста необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия, с использованием национальных видов спорта РС (Я).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.007 с.)