Ролевые игры как методический прием в процессе организации интерактивного обучения иностранным языкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевые игры как методический прием в процессе организации интерактивного обучения иностранным языкам



 

Основным средством общения у детей являются речевые операции. Общение тесно переплетается с игрой, так как именно игра является ведущим типом деятельности на протяжении всего начального этапа обучения. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение знаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности. Школьные дисциплины усваиваются успешнее, когда взаимодействие на уроке сконструировано при помощи игры и общения. Однако осуществление и развитие ролевой игры невозможно без овладения ребенком многообразными формами речевого общения. Без полноценных средств общения группе детей просто не удастся развернуть игру. В то же время, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения.

Ролевая игра - это один из основных методических приемов, используемых на разных этапах обучения. Процесс драматизации способствует более полному осознанию смысла текста и в то же время более глубокому восприятию языкового материала. Однако ролевая игра заключается не только в драматизации. В настоящее время идея использования ролевого поведения была теоретически подтверждена социологами и социопсихологами и введена в обиход под названием «теория ролей». Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько ролей: например, в семье - роль родителя, вне семьи - роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевое\неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача - что он будет заботиться о здоровье пациента и так далее [Коростылева 1996: 66].

Таким образом, социальная роль как понятие отображается в общественных отношениях: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация, то есть при ее помощи он получает тот социальный опыт, который содержится в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель - ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о «вторичной социализации», имитирующей первую в ее самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец и так далее). Мера условности может быть различной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и так далее.

Иногда ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры [Ливингстоун 1988: 169].

Ролевая игра - это деятельность, связанная одновременно и с речевой, и с учебной, и с игровой стороной обучения. Но ученики не осознают учебный характер игры, по их мнению, ролевая игра - это процесс драматизации, когда у каждого из учащихся есть своя роль, с которой они выступают. С позиции же учителя это, прежде всего, форма организации обучения диалогической форме речи, в процессе которой формируются и развиваются речевые навыки и умения учеников. Ролевая игра всегда управляется учителем, который четко осознает ее учебный характер.

В процессе общения возникают межличностные отношения, на основе которых и реализуется ролевая игра. Так как ролевая игра является формой межличностного общения, она стимулирует потребность в общении, развивает интерес к участию в общении на иностранном языке, выполняя мотивационно - побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она дает возможность определять выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в разнообразных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра способствует воспитанию сознательной дисциплины, трудолюбия, взаимопомощи, активности, готовности участвовать в различных видах деятельности, она развивает в учащихся самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

В процессе обучения ролевая игра выполняет также и ориентирующую функцию, так как благодаря ей, у учащихся появляется возможность сыграть роль другого человека, поставить себя на место партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности, расширить его.

Таким образом, ролевая игра выполняет в процессе обучения иностранному языку выполняет следующие функции: мотивационно - побудительную, воспитательную, ориентирующую. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;

ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно -побудительного плана;

ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;

ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру;

ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра, учатся бережно относится к реквизиту. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы [Инновационные…1995: 69].

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими практическими, воспитательными и образовательными возможностями. Она способствует расширению сферы общения, что означает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и языковых навыков, которые способствуют подержанию сосредоточенности учеников на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой. Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным структура детской ролевой игры, в которую входят:

) роли, которые берут на себя дети;

) игровые действия и поступки, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли;

) игровое употребление предметов;

) реальные отношения между детьми (реплики, замечания, регулирующие игру).

По сравнению со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для учащихся и учителей [Эльконин 1978: 304]. Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, хотя значимость результативного аспекта ролевой игры для учащихся младших классов, по сравнению с детьми дошкольного возраста, естественно, значительно возрастает.

Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;

) содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале текущей разговорной темы и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие;

) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;

) коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством учителя;

) реквизит - любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение. [Колесникова 1989: 14]

По поводу четвертого структурного компонента следует сделать два пояснения. Во-первых, под коммуникативными условиями подразумевается не столько учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая именно для данной ролевой игры, сколько благоприятный психологический климат, созданный и поддерживаемый на занятиях по иностранному языку.

Благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе располагает учащихся к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии ролевых игр. Во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного (пусть даже самого минимального) уровня коммуникативной компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевых играх на иностранном языке.

Создание этого исходного уровня коммуникативной компетенции осуществляется не только в процессе выполнения различных упражнений, предусмотренных учебно-методическим комплексом по иностранному языку, но и в ходе усвоения иноязычного речевого материала, представленного в виде диалогических единств, сгруппированных по коммуникативному намерению вокруг контактной, информационно-коммуникативной и эффективно-коммуникативной функций межличностного общения. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ролевой игры и подведения итогов ролевой игры.

По сравнению с устойчивым и четко обозначенным набором структурных компонентов временные параметры ролевой игры довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают «малую игру» и «большую игру» [Рабинович 1983: 68].

Подготовка и проведение малой ролевой игры реализуется на одном занятии по иностранному языку. Вместе с тем некоторая часть малых ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр.

В процессе исследования выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры при обучении иностранному языку.

Преимущества использования ролевой игры:

1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

) речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно;

) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;

) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.250 (0.022 с.)