Современный этап развития наркополитики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный этап развития наркополитики



 

Три конвенции ООН по наркотическим средствам устанавливают жесткие меры в отношении хранения наркотических средств и торговли ими (законодательный запрет, привлечение к уголовной ответственности и применение уголовного наказания). Согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961), страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны законодательно ограничить производство, хранение и продажу наркотических средств количествами, предназначенными для медицинских и научных целей. Конвенция о психотропных веществах 1971 года расширила список запрещенных веществ. В соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, прекурсоры были добавлены к списку контролируемых веществ, а в сферу действия конвенций наряду с мерами снижения предложения были добавлены меры снижения спроса на наркотики. Страны, присоединившиеся к Конвенции 1988 года, принимают такие меры, которые могут потребоваться, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству, преднамеренное «хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средств или психотропного вещества для личного потребления в нарушение положений Конвенции 1961 года, Конвенции 1961 с поправками или Конвенции 1971 года».

Кроме того, в соответствии с Конвенцией 1988 года, Стороны обязаны «с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы» признать уголовным преступлением публичное подстрекательство или побуждение к незаконному использованию наркотических средств.

Однако, достаточная гибкость формулировок положений конвенций не препятствует использованию целого ряда мер в отношении запрещенных наркотиков и позволяет странам применять их в соответствии со своими реалиями. Наряду с тем, что Конвенции 1961 и 1971 гг. обязывают государства к принятию мер по искоренению незаконного потребления наркотиков, они также предусматривают обязательства стран, присоединившиеся к Конвенциям, принимать все возможные меры, направленные «на ранее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество» лиц, незаконно потребляющих наркотики. В Конвенции 1988 года подчёркивается первостепенность задачи уменьшения страданий людей, связанных с потреблением наркотиков, и ещё раз отмечается, что лечение, воспитание, наблюдение после окончания лечения и реабилитация являются приемлемыми альтернативами уголовному преследованию и наказанию в отношении хранения, приобретения или культивирования наркотического средств для личного потребления в соответствии с положениями Конвенций 1961 и 1971 гг. На Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года по наркотикам, страны, являющиеся членами организации, единогласно постановили, что меры по снижению спроса на наркотики должны быть направлены не только на «предупреждение потребления наркотиков», но и на «уменьшение неблагоприятных последствий злоупотребления наркотиками».

Благодаря наличию подобных положений в конвенциях, страны, присоединившиеся к ним, имеют полное право использовать для решения проблемы наркотиков более современные подходы на основе зарекомендовавшего себя передового опыта, не полагаясь целиком на использование уголовного преследования и наказания.

Тем не менее, карательные подходы возобладали в законодательстве, практике и финансировании мер в ответ на потребление наркотиков и наркотическую зависимость во всем мире.

Почти во всех странах мира хранение наркотиков для личного потребления является преступлением. Особенно тяжелыми последствия такого подхода оказываются для людей, страдающих зависимостью - хроническим рецидивным состоянием. Во многих странах за хранение наркотиков для личного потребления или с целью распространения предусмотрены суровые наказания, от длительных сроков тюремного заключения до смертной казни. Во многих странах людей приговаривают к смертной казни и казнят за наркопреступления, иногда за хранение относительно небольших количеств запрещенных наркотиков. В некоторых странах такие приговоры должны выноситься в обязательном порядке. Комиссия по правам человека, Комитет поправам человека, Межамериканский суд по правам человека, Специальный докладчик ООН по внесудебным, суммарным и произвольным казням, а также некоторые национальные суды признали, что безусловные приговоры к смертной казни без учета смягчающих обстоятельств являются нарушением норм международного права. Такие наказания признаны непропорциональными совершенным преступлениям, кроме того, имеются данные о том, что они не способствуют сокращению потребления наркотиков и снижению числа преступлений, связанных с наркотиками.

Каждый человек имеет право получать медицинские услуги для спасения жизни без страха перед наказанием или дискриминацией. Несмотря на это, наркозависимые не обращаются к врачам и не пользуются услугами программ снижения вреда из-за страха быть арестованными и осужденными. Помимо очевидного вреда, связанного с заключением под стражу, наличие судимости влечет за собой серьезные последствия и может отрицательно повлиять на возможность трудоустройства, получения образования и даже на социальные услуги, такие как предоставление жилья.

Во многих странах потребители наркотиков, однажды попавшие в поле зрения медицинских служб, ставятся на «учет», то есть заносятся в списки, по которым их статус как потребителей наркотиков может стать известным другим лицам. Учет потребителей наркотиков является формой контроля со стороны государства над людьми, страдающими зависимостью от наркотиков, и налагает ограничения на их права. Учет клеймит людей как потребителей наркотиков на года, иногда на неопределенно долгий срок, без учета того, что они могли прекратить употреблять наркотики. Страх перед постановкой на учет удерживает людей от обращения за помощью, даже если она предоставляется бесплатно. В России на учет ставятся люди, участвующие в государственных программах лечения наркозависимости (те, кто имеет средства для лечения наркотической зависимости в частном порядке, на учет не ставятся). Постановка на учет может привести к потере работы, жилья, и даже опеки над собственным ребенком. Зная о возможных последствиях, многие не считают государственные программы лечения наркотической зависимости приемлемым вариантом.

В некоторых странах людей, нарушивших законы о наркотиках, могут принуждать и даже заставлять проводить годы в центрах лечения наркотической зависимости независимо от того, нуждаются ли они в лечении, и без надлежащего отправления правосудия.

Органы ООН по охране здоровья и контролю над наркотиками - в том числе ЮНЭЙДС, ВОЗ, УНП ООН и МККН - утвердили и поддерживают широкий круг мер по профилактике, уходу и лечению ВИЧ среди людей, употребляющих наркотики, включая опиоидную заместительную терапию и обеспечение доступа и участия в программах обмена игл и шприцев, считая их важными компонентами программ по ВИЧ/СПИДу среди людей, употребляющих наркотики. Однако карательные законы, политика и практика удерживают многих людей, употребляющих наркотики, от получения этих услуг, даже в тех странах, где они предоставляются легально.

В ходе исследований, проводившихся в нескольких странах, было установлено, что уголовное законодательство, запрещающее хранение шприцев, а также методы работы полиции, связанные с преследованием людей, употребляющих наркотики, повышают риск ВИЧ как прямо, так и косвенно. Эта реалия отражена в Международных руководящих принципах по ВИЧ/СПИДу и правам человека, в которых определено, что, государствам следует пересмотреть и реформировать уголовное законодательство и системы исполнения наказаний с тем, чтобы они соответствовали международным обязательствам в области прав человека, не использовались недобросовестно в контексте ВИЧ и не были направлены против уязвимых групп населения. Уголовное законодательство не должно препятствовать государствам использовать меры, уменьшающие риск передачи ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков и обеспечивающие им уход и лечение в связи с ВИЧ.

Обеспокоенность в связи с вредными последствиями подхода с применением норм уголовного права на здоровье и права человека людей, употребляющих наркотики, заставила ряд правительств декриминализовать хранение небольших количеств наркотиков для личного потребления либо по закону, либо на практике.

Управление ООН по наркотикам и преступности также высказывалась озабоченность в связи с вредными последствиями криминализации наркотиков для здоровья и прав человека людей, употребляющих наркотики. Управление поддерживает использование творческих подходов к применение мер по наркоконтролю, в том числе прекращение арестов и содержания под стражей правонарушителей, совершивших малозначительные преступления, и реформирование показателей эффективности работы правоохранительных органов, так как при нынешнем положении дел погоня за показателями приводит к большому числу арестов (по сравнению с поимкой опасных преступников или крупных наркодилеров).

В многочисленных докладах - в том числе подготовленных Секцией по правовым вопросам ЮНДКП по запросу МККН - приводятся схожие выводы о том, что осуществление таких мер по снижению вреда как опиоидная заместительная терапия, программы обеспечения стерильными шприцами, пункты контролируемого потребления наркотиков и программы выдачи героина по рецепту согласуются с обязательствами государств по трем конвенциям ООН о контроле над наркотиками, и не являются нарушениями этих конвенций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.006 с.)