Становление правовых основ наркополитики в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление правовых основ наркополитики в России



Список сокращений

 

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ЕС - Европейский Союз

ЕСПЧ - Европейский суд по правам человека

КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской

Федерации

МКК - Международный комитет ООН по контролю над наркотиками

ООН - Организация объединенныхнаций

ПАВ - Психоактивные вещества

СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита

УБНОН - Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УНП ООН - Управление ООН по наркотикам и преступности

ФСКН - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за

оборотом наркотиков

ЦНС - Центральная нервная система

ЮНДКП - Программа ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности

ЮНЭЙДС - Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу.


Введение

 

В современном мире распространение наркотиков стало одной из самых серьезных проблем, угрожающих существованию и развитию человечества. По мере нарастания угрозы наркотиков все актуальнее становится необходимость борьбы с нею. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.

Высокая актуальность данной темы обусловлена тем, что проблематике антинаркотической политики особенно в последнее время уделяется достаточно много внимания, как со стороны научного сообщества, так и со стороны людей, решающих практические задачи в этой области. Но в то же время единого понимания специфики этого направления государственной политики, момента ее возникновения, целей, задач, конкретных механизмов реализации, достигнуто не было. Подходы исследователей к определению понятия наркополитики разнятся. К примеру, в книге «Актуальные вопросы антинаркотической политики» авторов Фроловой и Зазулина под антинаркотической политикой понимается «комплекс целей, задач, мер, идей, программ, методов, направленных с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой - на восстановление человеческого потенциала». В документах, издаваемых органами власти, реализующими наркополитику, можно встретить такое ее определение - совокупность государственных и общественных мер воспитательно-педагогического, медицинского, нормативного правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленных на решение проблем, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Вся антинаркотическая политика Российской Федерации базируется на Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ (статьи 23, 63, 151, 188, 228, 229, 230, 231, 232, 234), Кодексе об административных правонарушениях (статьи 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 10.4, 10.5, 20.20, 20.22) и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Особенность исследования по теме данной работы заключается в том, что многие нормы, регулирующие отношения в данной области, тесно взаимосвязаны с международно-правовыми нормами, поэтому для уяснения их действия необходимо учитывать содержание этих норм.

Традиционная политика борьбы с наркоманией основана на сочетании информационного, социально-профилактического, медико-биологического и репрессивного подходов.

Информационный подход ориентирует на сознательное восприятие норм и ценностей общества. Речь идет о пропаганде здорового образа жизни и об информировании о негативных последствиях наркопотребления.

Социальная профилактика направлена на устранение внешних (социально-экономических, бытовых, социально-психологических) причин и условий отклоняющегося поведения.

Медико-биологический подход помогает субъекту преодолеть внутренние, субъективные препятствия в стрессовой ситуации. Кроме того, наркологи стремятся выработать эффективные методики лечения наркомании, что, однако, связано с большими трудностями.

Кроме того, в последнее время становится актуальной так называемая политика «снижения вреда», которая сводится к действиям, направленным на устранение вредных последствий употребление наркотиков. Такой подход является доминирующим в ряде зарубежных стран.

Наконец, применение санкций защищает общепринятые правила поведения, используя возможности принуждения за их нарушение. Если предыдущие методы ориентированы на работу с потенциальными или реальными наркопотребителями, то в рамках этого подхода главный акцент делается на борьбе с наркоторговцами.

Объектом данной работы являются отношения, возникающие в результате реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В качестве предмета исследования рассматривается история становления наркополитики в России, основные тенденции развития наркополитики в контексте международных систем контроля за незаконным оборотом наркотиков, нормы международного и российского права.

Политика, проводимая государством в этой области, существенно отличается от международной практики: взамен смягчения мер по отношению к наркопотребителям, РФ делает упор на усиление репрессий. Так, например, Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в УК РФ, согласно которым сбыт наркотических средств может наказываться пожизненным лишением свободы; основные направления государственной стратегии по борьбе с наркоманией, подписанные президентом в 2011 году, включают в себя ввод уголовной ответственности за потребление и введение принудительного лечения наркозависимых. Помимо этого, РФ резко отрицательно относится к политике «снижения вреда» и отстаивает позицию «нулевой терпимости» в отношении наркотиков.

Целью данной работы является определение и анализ основных направлений отечественной наркополитики.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

. Изучить историческую динамику наркополитики в России;

2. Проанализировать методы ведения наркополитики зарубежных стран;

.   Выявить особенности, проанализировать тенденции и обозначить проблемы отечественной наркополитики в современных условиях;

При проведении исследования по теме данной работы применялись общие методы познания, такие как анализ, абстрагирование, индукция, аналогия, моделирование, системный и исторический подходы. Использовался сравнительно-правовой анализ действующего законодательства РФ и международных актов.

Данная тема была затронута в научных статьях Л. Левинсона, Л. Тимофеева, В. Зубова, А. Софронова, О. Романенко, В. Менделевича, Ю. Латова, П. Кесельмана, М. Мацкевича.

.
Теоретико-правовые основы российской наркополитики в контексте международных тенденций в данной области

Заключение

 

Подводя итоги проделанного исследования, необходимо отметить следующее.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве.

Безусловно, это не исчерпывающий перечень негативных последствий, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. По экспертным оценкам, только экономический ущерб такого оборота и потребления составляет около 15% внутреннего валового продукта России.

Отмечается высокая прибыльность наркобизнеса в России, составляющая от 400 до 1000%. По данным, приведенным на 2-м Международном конгрессе по противодействию наркотикам, состоявшемся в июне 2003 г., доходы преступников от незаконного оборота наркотиков в России составляют 8-10 млрд. долларов США.

Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают транснациональный характер наркобизнеса.

Развитие криминогенных процессов в РФ проецируется на наркоситуацию в Ямало-Ненецком округе. Ежегодный анализ наркоситуации в ЯНАО показывает, что очагами распространения наркомании и наркопреступности являются наиболее крупные нефтегазовые центры - города Ноябрьск и Новый Уренгой, а также надымский район, где соредоточено более пятидесяти процентов населения (297,6 тысяч человек) и сконцентрировано семьдесят процентов наркозависимых, официально состоящих на медецинском учете. В этих муниципальныз образованиях выявлено свыше шестидесяти процентов наркопреступлений.

Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была.

Органы внутренних дел Российской Федерации, как одни из основных субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков, реально осознавая серьезность последствий нарастающей наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти.

Однако принятых мер оказалось недостаточно. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками. Главными причинами такого положения дел являются недостаточный уровень организации информационного обеспечения деятельности у самих субъектов правоохранительной деятельности, недооценивание полезности зарубежного опыта, приоритетность уголовно-правовых методов над иными мерами социальной политики.

На этом фоне принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались недостаточно эффективными.

Таким образом, распространение и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.

Актуальность рассмотреных вопросов, связанных с организацией обеспечения деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками подтверждается остротой состояния наркоситуации в России.

Между тем было бы неверным утверждать, что российское общество и государство оставались безучастными к растущей наркоугрозе. С середины 80-х годов прошлого столетия, с того самого момента, как проблемы борьбы с наркоманией и наркопреступностью стали признаваться актуальными, не проходило года, без принятия каких-либо мер законодательного, организационно-управленческого и иного характера.

Субъективно воля государства и общества была направлена на противодействие распространению наркотиков среди населения, сокращению масштабов наркопреступности.

Однако объективные результаты свидетельствуют, что принимаемые меры оказались малоэффективными, потому что:

· на протяжении последних десяти лет неуклонно продолжался рост преступлений, связанных с наркотиками (их незаконный оборот);

·   стремительными темпами расширялась наркотизация населения, в первую очередь среди молодежи;

·   наркопреступность приобрела черты организованности, а доходы от наркобизнеса являются источником материальной поддержки криминального мира;

·   отечественная наркопреступность установила тесные связи с преступными зарубежными сообществами, специализирующимися в сфере незаконного оборота наркотиков;

·   территория России регулярно используется для транзитных незаконных перевозок наркотиков из одних регионов мира в другие;

·   незаконный ввоз наркотиков в Российскую Федерацию приобрел значительные масштабы;

·   доходы, полученные от наркобизнеса, отмываются и вкладываются в легальную сферу экономки, используются для коррумпирования чиновников самых разных уровней и ведомств.

Приходится с сожалением признать, что цели и задачи, поставленные в 1993 г. Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации - предупреждение роста потребления и незаконного оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе - их снижение, - остались не только невыполненными, но более того - наркоситуация в стране еще значительнее ухудшилась, а проблема наркотиков из собственно криминальной проблемы борьбы с общеуголовной преступностью, (одним из её видов) превратилась в социальную.

Как известно, злоупотребление наркотиками вызывается большим кругом факторов. В настоящее время общепризнанно, что наркомания и связанные с ней явления имеют глубокие социальные корни, являются отражением процессов, протекающих во всех сферах общества, и говорят, прежде всего, о неблагополучии в обществе.

Применительно к России конца XX начала XXI вв. такими глубинными факторами риска наркомании стали духовный и идейный, культурный кризис общества, экономическая и политическая перестройка, повлёкшая серьезные сдвиги в социальной структуре, материальном положении различных слоев населения.

В этом смысле только преодоление негативных детерминант экономического, политического, культурного характера как результат поступательного развития общества и государства является основой предпосылкой для решения задач по сокращению незаконного спроса на наркотики и их предложения

Вместе с тем на масштабы и динамику распространения негативных явлений, связанных с наркотиками, существенное влияние оказывает антинаркотическая политика государства, содержание которой составляет непосредственное противодействие наркомании наркобизнесу.

Адекватные наркоугрозе меры, предпринимаемые правоохранительными органами, могут в определенной мере служить сдерживающим фактором обострения ситуации. Даже при сравнительно небольших вложениях они могут дать значительный эффект.


Список источников

 

1. Нормативные источники

.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. На 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ.- 17.06.1996, N 25, ст. 2954

.   О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27, ст. 2700; 2006, N 44, ст. 4535.

.   Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 N 1023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696, 6720; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534.

.   Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ", 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1318.

.   Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 06.08.2009) // Cобрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3234.

.   Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 №76-ФЗ (ред. от 04.07.2007) // «РГ» - Федеральный выпуск №3995 от 11 февраля 2006 г.

.   О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 по состоянию на 27 января 2011 г. N 97 // «РГ» - Федеральный выпуск №5395 1 февраля 2011 г.

.   Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года // «РГ» - Федеральный выпуск №5207 15 июня 2010 г.

.   Уголовный кодекс РСФСР 1926 года // Собрание узаконений РСФСР. -1926. № 80. - Ст. 600 (утратил силу).

.   Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. № 15. - Ст. 153 (утратил силу).

1.12. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1960 года. № 40. ст. 591 (утратил силу).

2. Международные договоры

.  Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М., 1994, с. 133.

2.2. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1981 г., вып. XXXV, с. 416.

.   Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (с изменениями от 25 марта 1972 г.) // Бюллетень международных договоров, август 2000 г., N 8.

.   Декларация ООН о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, принята резолюцией S-20/3 Генеральной Ассамблеи от 10 июня 1998 года // Издание Организации Объединенных Наций.

.   Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) // Бюллетень международных договоров, июль 2002 г., N 7.

3. Научная литература:

.  Бабаян Э. А. Наркомании и токсикомании // Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова - М.: Медицина, 1988. - С. 169.

3.2. Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободная мысль. -2006.- №3.

.   Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Брюн Е.А. «Без «недобровольной госпитализации не обойтись» // Медицинская газета, №93, 02.12.2011.

.   Васильева Л.Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и международное право // Юридический мир. 2009. N 10. С. 29-35.

.   Власов В. Наркоинтерес // Новая Газета, 2011.

.   Гасымов Н.В. Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с претсупностью // «Российский следователь», 2002, N 6. С. 21-23.

3.8. Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой / Отв. ред. проф. А.Н. Глинкин. М. 2007, с. 76.

.   Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ том 8 // Наркология, октябрь 2007, - № 10.

.   Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков. 1500-2000. - М. // ООО Издательство ACT, 2004.

.   Елин, Л. Война с наркоманией: пока без победителей / Л. Елин.- СПб.: НЕВА, 2007.

.   Защита прав человека и борьба с преступностью. Сборник документов Совета Европы / Сост.: Жданов Ю.Н., Зимин В.П., Клишас А.А., Москалькова Т.Н., Овчинский В.С., Слюсарь Н.Б.; Под общ. ред.: Черников В.В.. - 2-е изд., доп. - М.: Вердикт-1 М, 2005. - 560 c.

.   Игнатенко, Г.И.Международное право: Учебник / Г.И. Игнатенко.- М.: БЕК, 2006.- 567 с.

.   Калачев, Б.Ф. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России / Б.Ф. Калачев, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев. - М.: Статут, 2008.- 342 с.

.   Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 517 с.

.   Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма / Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. -СПб.: Медицинская пресса, 2001. -С. 8-164.

3.17. Кузьминых К.С. Наркологическая безопасность: некоторые вопросы организации работы по противодействию наркомании и наркобизнесу. -СПб.: С.-Петерб. обществ. фонд Наркол. безопасность, 2003.

.   Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дисс.: д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

.   Левинсон Л, Торбан М. Наркоучет: по закону или по инструкции? Регулирование регистрации потребителей наркотиков в Российской Федерации // Институт прав человека, М. 2009.

.   Левинсон Л. Реформа наркополитики в России: поворот вспять? // Наркополитика, ВИЧ/СПИД и права человека., Алма-Аты, 2006 г.

.   Международное право. Учебник / Отв. ред.: Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 608 c.

3.22. Менделевич В. Современные проблемы профилактических антинаркотических мероприятий (обязательного тестирования) // Материал с сайта URL:<http://www.narcom.ru>

.   Меры по борьбе с эпидемиями ВИЧ/СПИДа с учетом их разрушительных последствий для человека, экономики и общества: руководство для законодателей, Женева, 2000 г.// ЮНЕЙДС/99.48R (перевод на русский язык, апрель 2000 г.).

.   Наумов, А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция.- 2000. № 7.

.   Оксфордский толковый словарь общей медицины // Национальная психологическая энциклопедия, 2002 г.

3.26. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера // Национальная психологическая энциклопедия 2002 г.

3.27. Оценка оперативной обстановки и результатов оперативно-служебной деятельности ОУВД России по г.Новому Уренгою по результатам работы за 2011 год // Материалы общественного совета при ОМВД РФ по г. Новый Уренгой, 2011

3.28. Пиголкин Ю. И., Богомолова И. Н., Богомолов Д. В., Орловская А. В. Вопросы классификации наркотических средств. ТОМ 4, СТ. 61 (сc. 82-83) // Февраль, 2003 г.

3.29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. //Питер, 2000.

.   Ростовцев А. В., Бусыгина Н. В. Противодействие ФСКН незаконному обороту наркотиков в Ямало-Ненецком автономном округе: сборник статей, Профилактика наркомании и наркопреступности среди молодежи Тюмень / Издательство ТюмГУ, 2009.

.   Сальников В. П. Наркотики в России: преступления и расследования: научное издание. Страницы Российской Истории. // Фонд «Университет», 1999. с. 154/425.

.   Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах: документ ООН, принят Экономическим и социальным советом ООН, приложение // Док. № E/CN.4/1985/4.

.   Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. / Психологическая энциклопедия // Мир словарей. - перевод Lexicon of alcohow and drug terms от ВОЗ на русский язык.

.   Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. // Изд. Медицинская пресса, 2001.

.   Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире // «Наркоконтроль» 2006 № 1. С.8-31.

.   Фирсаков С.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1996.

4. Материалы правоприменительной практики

.  Материал №3/7-171/10 по жалобе адвоката Д. на незаконные действия УФСКН РФ по Саратовской области. Постановление Ленинского р.суда г. Саратова от 15.20.2010.

4.2. Постановление Верховного Суда РФ от 26.06.2009 N 31-АД09-3

.   Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2007 N Ф03-А16/07-1/923.

.   Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 г. Москва О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Список сокращений

 

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ЕС - Европейский Союз

ЕСПЧ - Европейский суд по правам человека

КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской

Федерации

МКК - Международный комитет ООН по контролю над наркотиками

ООН - Организация объединенныхнаций

ПАВ - Психоактивные вещества

СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита

УБНОН - Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УНП ООН - Управление ООН по наркотикам и преступности

ФСКН - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за

оборотом наркотиков

ЦНС - Центральная нервная система

ЮНДКП - Программа ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности

ЮНЭЙДС - Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу.


Введение

 

В современном мире распространение наркотиков стало одной из самых серьезных проблем, угрожающих существованию и развитию человечества. По мере нарастания угрозы наркотиков все актуальнее становится необходимость борьбы с нею. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.

Высокая актуальность данной темы обусловлена тем, что проблематике антинаркотической политики особенно в последнее время уделяется достаточно много внимания, как со стороны научного сообщества, так и со стороны людей, решающих практические задачи в этой области. Но в то же время единого понимания специфики этого направления государственной политики, момента ее возникновения, целей, задач, конкретных механизмов реализации, достигнуто не было. Подходы исследователей к определению понятия наркополитики разнятся. К примеру, в книге «Актуальные вопросы антинаркотической политики» авторов Фроловой и Зазулина под антинаркотической политикой понимается «комплекс целей, задач, мер, идей, программ, методов, направленных с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой - на восстановление человеческого потенциала». В документах, издаваемых органами власти, реализующими наркополитику, можно встретить такое ее определение - совокупность государственных и общественных мер воспитательно-педагогического, медицинского, нормативного правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленных на решение проблем, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Вся антинаркотическая политика Российской Федерации базируется на Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ (статьи 23, 63, 151, 188, 228, 229, 230, 231, 232, 234), Кодексе об административных правонарушениях (статьи 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 10.4, 10.5, 20.20, 20.22) и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Особенность исследования по теме данной работы заключается в том, что многие нормы, регулирующие отношения в данной области, тесно взаимосвязаны с международно-правовыми нормами, поэтому для уяснения их действия необходимо учитывать содержание этих норм.

Традиционная политика борьбы с наркоманией основана на сочетании информационного, социально-профилактического, медико-биологического и репрессивного подходов.

Информационный подход ориентирует на сознательное восприятие норм и ценностей общества. Речь идет о пропаганде здорового образа жизни и об информировании о негативных последствиях наркопотребления.

Социальная профилактика направлена на устранение внешних (социально-экономических, бытовых, социально-психологических) причин и условий отклоняющегося поведения.

Медико-биологический подход помогает субъекту преодолеть внутренние, субъективные препятствия в стрессовой ситуации. Кроме того, наркологи стремятся выработать эффективные методики лечения наркомании, что, однако, связано с большими трудностями.

Кроме того, в последнее время становится актуальной так называемая политика «снижения вреда», которая сводится к действиям, направленным на устранение вредных последствий употребление наркотиков. Такой подход является доминирующим в ряде зарубежных стран.

Наконец, применение санкций защищает общепринятые правила поведения, используя возможности принуждения за их нарушение. Если предыдущие методы ориентированы на работу с потенциальными или реальными наркопотребителями, то в рамках этого подхода главный акцент делается на борьбе с наркоторговцами.

Объектом данной работы являются отношения, возникающие в результате реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В качестве предмета исследования рассматривается история становления наркополитики в России, основные тенденции развития наркополитики в контексте международных систем контроля за незаконным оборотом наркотиков, нормы международного и российского права.

Политика, проводимая государством в этой области, существенно отличается от международной практики: взамен смягчения мер по отношению к наркопотребителям, РФ делает упор на усиление репрессий. Так, например, Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в УК РФ, согласно которым сбыт наркотических средств может наказываться пожизненным лишением свободы; основные направления государственной стратегии по борьбе с наркоманией, подписанные президентом в 2011 году, включают в себя ввод уголовной ответственности за потребление и введение принудительного лечения наркозависимых. Помимо этого, РФ резко отрицательно относится к политике «снижения вреда» и отстаивает позицию «нулевой терпимости» в отношении наркотиков.

Целью данной работы является определение и анализ основных направлений отечественной наркополитики.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

. Изучить историческую динамику наркополитики в России;

2. Проанализировать методы ведения наркополитики зарубежных стран;

.   Выявить особенности, проанализировать тенденции и обозначить проблемы отечественной наркополитики в современных условиях;

При проведении исследования по теме данной работы применялись общие методы познания, такие как анализ, абстрагирование, индукция, аналогия, моделирование, системный и исторический подходы. Использовался сравнительно-правовой анализ действующего законодательства РФ и международных актов.

Данная тема была затронута в научных статьях Л. Левинсона, Л. Тимофеева, В. Зубова, А. Софронова, О. Романенко, В. Менделевича, Ю. Латова, П. Кесельмана, М. Мацкевича.

.
Теоретико-правовые основы российской наркополитики в контексте международных тенденций в данной области

Становление правовых основ наркополитики в России

 

Несмотря на то, что человечество с давних пор знакомо с наркотиками, международная система антинаркотической политики имеет не такую длинную историю. Необходимость построения такой системы возникла в тот момент, когда наркотические вещества начали проникать из регионов, где исторически в культуре сложились традиции их потребления в страны, где они до сих пор не были известны, и где эти вещества не были интернированы в культуру. На определенном этапе исторического развития наркотик перестал быть исключительно средством определенных духовных практик, он стал товаром, то есть продуктом труда, произведенным для обмена (продажи).

В конце XVIII века британская Ост-Индская компания начала опиумный бизнес в Китае, что вызвало бурную реакцию китайского правительства, весь XIX век сопровождался острыми противоречиями между коммерческими интересами Британии и антиопиумной политикой Китая, что привело к двум, так называемым, опиумным войнам. Во многом озабоченность мирового сообщества ситуацией в Китае породило осознание необходимости построения системы международного контроля за наркотиками. В 1909 году была создана Шанхайская опиумная комиссия, которая фактически стала первым международном органом, координирующим борьбу с наркотиками. В 1912 году в Гааге была подписана международная Конвенция об опиуме, в 1924 году во вторую Конвенцию по опиуму были добавлены пункты контроля за распространением кокаина и марихуаны. Первые годы эту деятельность осуществляла Лига Наций, позже эти функции перешли к ООН.

В силу растущих масштабов распространения наркотиков потребовалось значительное усиление антинаркотической политики, качественное ее преобразование из проблемы сугубо медицинской. Поэтому во второй половине ХХ века более 150 стран под эгидой ООН присоединилось к «Единой конвенции о наркотических средствах» 1961 года, которая стала выполнять функцию «конституции» международного контроля за наркотиками. Согласно Конвенции, подписавшие ее страны обязуются бороться против всяких действий с наркотиками, направленных на иные цели, кроме научных и медицинских (ст. 39). Распространение новых наркотиков, таких как психостимуляторы и галлюциногены привело к принятию в 1971 году нового документа - «Конвенции о психотропных веществах», включивших эти вещества в список запрещенных препаратов. Необходимость усиления международного сотрудничества в борьбе с наркопреступностью и отмыванием денег, полученных в результате этой деятельности, привела к принятию в 1988 году «Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Она стала дополнением к Конвенциям 1961 и 1971 годов. Вместе эти Конвенции составляют основу международной системы контроля за оборотом наркотиков.

Эти Конвенции имеют большое практическое значение для осуществления антинаркотической политики, они вводят по всему миру систему государственного контроля за оборотом наркотиков, составляют единую основу для законодательства по наркотикам в большинстве стран, выполняют ряд других не менее важных функций. Необходимо упомянуть, что СССР, а позднее и Россия присоединилась ко всем этим Конвенциям.

Историю антинаркотической политики в России можно условно разделить на три этапа. Провести границу между этими периодами можно по признаку того, каким образом решался конфликт, выделенный Е. Тонковым, между правом и ограничением на протяжении, прежде всего, XX века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.105 с.)