Уголовное законодательство в части реализации отечественной наркополитики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовное законодательство в части реализации отечественной наркополитики



 

Уголовно-правовые меры нужно рассматривать только в системе иных средств борьбы с преступлениями данного вида, так как уголовно-правовая политика, в частности, наказательная политика в сфере борьбы с незаконными действиями, совершенными с наркотическими средствами без цели сбыта также оказывает влияние на сокращение спроса и предложения данных предметов преступления. Можно одобрить попытки создать систему мер наказаний за данное преступление, альтернативных лишению свободы, так как незаконные действия с наркотическими средствами без цели их сбыта в значительной их части совершаются наркозависимыми, а проблему злоупотребления данными веществами усилением наказания не решить. Активные попытки реформирования уголовного и иного отраслевого законодательства начались в 2003 году, однако, они не были последовательными, носили фрагментарный характер, часть из них негативно повлияла на правоприменительную практику и наркоситуацию в России.

Изменились подходы к назначению уголовного наказания за преступление, предусмотренное ст. 228 УК РФ и в связи с принятием Федерального закона РФ от 29 декабря 2009 года № 377. Этим законом были изменены сущность и карательный потенциал наказания виде ограничения свободы (ст. 53 УК РФ), а также внесены изменения в санкцию ч. 1 ст. 228 УК РФ путем включения этого наказания в качестве одного из наименее строгих, альтернативных лишению свободы. Анализ данных изменений позволяет сказать, что при назначении наказания в виде ограничения свободы у правоприменителя не имеется возможности возложения на осужденного обязанности пройти курс лечения от наркомании.

Вполне объяснимы данные относительно количества осужденных по ст. 228 УК РФ к лишению свободы условно (около 50 %), что при назначении наказания позволяет использовать возложение обязанности пройти курс лечения от наркомании. В соответствии с данными судебного департамента по Тюменской области за период времени с 2006 года по июнь 2009 года судами Тюменской области по ст. 228 УК РФ было осуждено 2748 виновных, из них - 1243 к лишению свободы, а 1254 - было назначено условное лишение свободы. Скорее всего, данное наказание в приведенной выше редакции не сможет стать альтернативой лишению свободы для наркозависимых лиц, осужденных по ст. 228 УК РФ, а суды будут продолжать ориентироваться на преимущественный выбор наказания в виде лишения свободы, которое может быть назначено в том числе и условно. Изучение материалов судебной практики показывает, что значительная часть виновных осуждается по ч. 2 ст. 228 УК РФ, то есть за незаконные действия без цели сбыта с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами в особо крупном размере. Однако, в санкции ч. 2 ст. 228 УК РФ отсутствует наказание в виде ограничения свободы, так как согласно ч. 2 ст. 53 УК РФ в качестве основного вида наказания оно может быть назначено за преступления небольшой и средней тяжести, а в качестве дополнительного - только в специально указанных в санкциях статей УК РФ случаях. Данное преступление относится к категории тяжких преступлений, по этой причине, применение ограничения свободы в принципе невозможно по ч. 2 ст. 228 УК РФ как при назначении наказания по правилам ст. 64 УК РФ, так и в силу прямого указания ч. 2 ст. 53 УК РФ.

Несомненно, что расширению и укреплению сферы предложения и потребления наркотиков способствует несовершенство законодательства об ответственности наркозависимых, которые, как бы «подпитывают» систему распространения наркотиков снизу. Эта система может успешно существовать в условиях сохранения широкого рынка сбыта, когда сочетаются предложение и спрос, отлажен механизм передачи наркотиков и имеется группа риска, склонная к употреблению наркотиков.

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УК вносятся ужесточающие изменения:

. Отбытый срок возможного УДО (условно-досрочного освобождения) за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, устанавливается в размере не менее 3/4 срока вместо нынешних 1/2 для тяжких и 2/3 для особо тяжких (статья 79 УК). Тяжкими и особо тяжкими преступлениями признаются, помимо сбыта, и не связанные со сбытом действия - приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка в крупном (в новой редакции) и особо крупном размерах. При назначаемых по антинаркотическим статьям многолетних сроках это приведет к увеличению на несколько лет пребывания в неволе очень большого числа осужденных.

. Ужесточается ответственность как за сбыт и производство наркотиков, так и за незаконные действия, не связанные со сбытом. Статьи 228 и 228.1 УК в новой редакции будут изменены таким образом: Вместо существующего деления веществ в зависимости от размера изъятого на три категории (небольшой, крупный и особо крупный) устанавливается четыре категории: небольшой, значительный, крупный и особо крупный размеры. Определять их будет, как и раньше, Правительство, и по-прежнему без каких-либо внятных критериев. Сама по себе дифференциация ответственности в зависимости от количества может только приветствоваться, если бы эти количества определялись адекватно, т.е. отражали реальную общественную опасность преступлений наркобизнеса: значительный действительно был бы значительным, а особо крупный - особо крупным, если бы ответственность за несколько доз не была такой же, как за целый склад. Сейчас особо крупным размером героина считается любое количество, превышающее 2,5 грамма (не по активному веществу даже, а с учетом примесей). Хотелось бы верить в разумность Правительства, как она была проявлена в 2003 году при замене Сводной таблицы Бабаяна с ее микроскопическими «крупными размерами» правительственным Постановлением № 231. Тогда размеры были приведены в соответствие с применяемыми в большинстве государств (и европейских, и азиатских - в Иране, например, и в Китае). Но тенденция, похоже, противоположная: пороговые значения размеров необоснованно занижаются. По действующим нормам крупным размером героина считается 0,5 грамма, гашиша - 2 грамма, для героина особо крупным признается любое количество, превышающее 2,5 грамма - т.е. и 3 грамма, и килограмм и сто килограмм. Такой подход характерен для большинства веществ, включенных в Перечень. Например, особо крупным признается размер свыше: 1 г амфетамина, 2,5 г первитина, 5 г ацетилированного опия, 5 г кетамина, 5 г кодеина, 5 г кокаина, 25 г гашиша, 100 г марихуаны, а различных модификаций т.н. курительных смесей - 0,25 г. Распространение наркотиков в крупном и особо крупном размерах отнесено к категории преступлений особой тяжести. При этом измерение массы происходит не по психоактивному веществу, а с учетом нейтральных примесей по общей массе всей смеси. Но практически все «уличные наркотики» при продаже «в розницу» обычно сбываются не в виде чистого психоактивного вещества, а в смеси (продать одну дозу чистого наркотика практически невозможно, она слишком мала). Для увеличения объема вещества и обеспечения возможности его упаковки и последующей передачи в бытовых условиях к наркотическим средствам добавляются инертные наполнители. Таким образом, тяжкие преступления фактически создаются за счет нейтральных веществ. Преступления особо тяжкой категории раскрываются и расследуются в любом нужном для отчетности количестве путем проверочной закупки в «особо крупном» размере у одного наркомана другим. Законодательство не должно создавать условий для подмены реальных наркоторговцев их жертвами, когда по одному пункту одной части одной и той же статьи квалифицируются совершенно разные по своим масштабам преступления. Чтобы борьба с наркотиками велась не в ведомственных, а в общественных интересах, необходимо, чтобы значительный размер действительно был значительным, крупный - крупным, а особо крупный - особо крупным. Без этого замысел законодателя не сможет быть реализован.

Ответственность по статье 228 (без сбыта) за значительный размер устанавливается, по проекту, до 3-х лет (как в настоящее время для крупного размера), за крупный размер - от 3 до 10 лет (как сегодня за особо крупный), за особо крупный - от 10 до 15 лет.

По статье 228.1 (сбыт) предусматривается такая градация: за небольшие количества, без квалифицирующих признаков, как и было, от 4 до 8 лет (часть первая); за те же небольшие количества, но при сбыте, совершенном «в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательном учреждении, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга», а также «с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)» - от 5 до 12 лет (новая часть вторая). Тем самым большая часть деяний, наказуемых сегодня по части первой, переходит в часть вторую, из тяжкого преступления - в особо тяжкие. Применение терминов, нигде в законодательстве не конкретизированных - «административное здание», «сооружение административного назначения», «помещение, используемое для развлечений и досуга», - дает возможность расширительного толкования этого пункта; за значительный размер устанавливается срок от 8 до 15 лет (часть третья); за крупный - от 10 до 20 лет (часть четвертая); за особо крупный - от 15 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы (часть пятая). Пожизненное лишение свободы вводится также за контрабанду наркотиков и их аналогов в особо крупном размере (часть четвертая статьи 229.1). Это при том, что именно за это преступление в конце 2011 года наказание от 3 до 7 лет было повышено, и стало от 15 до 20 лет.

Появляются две новые статьи для уголовного преследования за прекурсоры (ненаркотические и непсихотропные вещества, используемые при производстве наркотиков). Уголовно наказуемыми признаются хранение и приобретение в крупном размере (статья 228.3) и сбыт (статья 228.4) прекурсоров, включенных в Список 1 Таблицы 4 Перечня наркотиков и прекурсоров. В этот список входят, в частности, ангидрид уксусной кислоты (10% и выше), эфедрин. Торговля ими влечет в крупном размере до 5 лет, а в особо крупном - от 4 до 8 лет.

Все это приведет лишь к тому, что доля сидящих по «двести двадцать восьмым статьям» будет увеличиваться, но не подвигнет в лучшую сторону ситуацию с наркотиками. Хотя Россия - член Совета Европы, а не один из Соединенных Штатов, российская наркополитика калькирует американскую. В США уже несколько десятилетий сажают за наркотики миллионы людей, но это не решает проблемы. Европа идет по другому пути, сокращая тюремное население, что не только не увеличивает рост наркомании, но и - благодаря приоритету социализации и реабилитации наркозависимых - ведет к сокращению наиболее опасных форм наркотизации.

Поэтапная реализация идеи ослабления наказания или освобождения от наказания наркозависимых лиц должна исключать одинаковые уголовно-правовые последствия для таких лиц, совершающих действия с наркотическими средствами без цели сбыта и с целью сбыта (при участии в системе распространения наркотических средств). Несомненно, что реализация идеи, заложенной в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, о широком использовании административной преюдиции потребует четкости в разграничении судами пособничества приобретению (ч. 5 ст. 33, ст. 228 УК РФ) и сбыта наркотических средств (ст. 228-1 УК РФ), а также приготовления к сбыту наркотических средств (ч. 1 ст. 30, ст. 228-1 УК РФ) и хранения их без цели сбыта (ст. 228 УК РФ).

Таким образом, тенденция к дальнейшей дифференциации ответственности за эти различные действия, должна быть сохранена. Кроме того, с практической точки зрения, назначение наказания и реализация ряда положений Стратегии наряду с комплексом иных мер социального, медицинского, профилактического характера, должны позволить «вывести» определенную массу наркозависимых лиц из числа объектов предложения наркотиков со стороны распространителей, нужно всеми допустимыми способами пресекать и их целенаправленное включение в систему распространения. Положительно и то, что при совершенствовании наказания из этой системы будет устранена часть наркозависимых «посредников-сбытчиков» (так называемый «бегунков»), либо «посредников-сбытчиков», создающих вокруг себя круг наркопотребителей, обращающихся к ним за наркотиками. При этом нужно разрабатывать такие подходы к ответственности потребителей наркотиков, которые бы соответствовали общественной опасности содеянного и личности виновного.

Для российского суда и следствия «контрольная закупка», проведенная сотрудниками полиции или спецслужб, служит законным доказательством сбыта наркотиков данным конкретным лицом, несмотря на решения, в которых ЕСПЧ прямо указал России на запрет использования провокации под видом проверочной закупки, а также Постановление Пленума Верховного суда по данному вопросу. Так мелкие дилеры, а куда чаще - обычные потребители создают статистику раскрываемости тяжких преступлений.

Давно назрела необходимость определиться по применению уголовного и уголовно-процессуального законодательства и по делам о незаконном приобретении и хранении наркотических средств, когда источник происхождения этих средств неизвестен. То есть обвиняемый дает показания о том, что обнаруженные у него наркотики были приобретены у неизвестного лица, зачастую за границей.

В таких ситуациях следственная практика идет по пути выделения материалов уголовного дела в отношении неустановленного сбытчика наркотиков.

Лицо, у которого были изъяты наркотические средства, привлекается к ответственности за их незаконное приобретение и хранение с предъявлением повсеместно распространенной формулы обвинения «в неустановленном месте, в неустановленное время, у неустановленного лица приобрел».

При этом не принимается во внимание, что факт незаконного приобретения наркотиков обвиняемым ничем не подтверждается, кроме показаний самого обвиняемого, которые перепроверить не удалось. Ведь задержанный с наркотиками мог их и не приобретать у другого лица, а, скажем, изготовить или найти.

Представляется, что правильным решением с позиции уголовно-процессуального закона будет не возбуждать уголовные дела в отношении неизвестных следствию лиц и не привлекать в качестве обвиняемых задержанных за незаконное приобретение наркотических средств, если сам факт такого приобретения (и сбыта со стороны неизвестных лиц) не доказан. В такой ситуации можно вести речь лишь об ответственности за незаконное хранение наркотиков, что, однако, никак не влияет на квалификацию содеянного.

Вместе с тем, уместно ставить вопрос о необходимости установления источников и каналов приобретения наркотиков и, если это не сделано по уголовному делу, надо возвращать его на дополнительное расследование. Если же сделано все возможное, совсем ни к чему возбуждать бесперспективные уголовные дела, по которым в реальной действительности никто не будет работать.

Также важно всесторонне изучить следующие вопросы:

. Степень тяжести наказаний. Преступления, связанные с наркотиками, могут повлечь за собой максимально строгие предусмотренные законом наказания. В ближайшем будущем до трети всех тюремных сроков составят сроки за преступления, связанные с наркотиками. Рекомендуется уменьшить продолжительность сроков. Также необходимо подумать о том, чтобы последовать примеру ряда других европейских стран и стран СНГ, в которых употребление наркотиков и хранение их для личного употребления не преследуется по закону.

2. Социальная и медицинская помощь системным наркопотребителям. Сегодня существуют программы помощи заядлым курильщикам и алкоголикам, призванные по мере возможности предотвратить среди них заболеваемость и смертность. Люди, употребляющие другие наркотики, тоже должны получать эффективную помощь для поддержания удовлетворительного физического и морального состояния. Некоторые наркоманы, скорее всего, никогда не смогут побороть зависимость. Они должны иметь возможность доступа к заместительным медикаментозным терапиям. Цель этого - дать наркоманам возможность «достойно жить», это открывает пути осуществления целого ряда обычных социальных мероприятий, которые могут привести к маленьким, но важным победам: противодействие эпидемии ВИЧ, улучшение криминогенной обстановки.

.   Контроль нелегального рынка наркотиков. Стоит переключить основное внимание с уголовного преследования потребителей на крупных распространителей. Можно добиться определенных положительных результатов в данном направлении, если при помощи специальных мер избавить наркоманов от необходимости торговать наркотиками для поддержания собственного существования.

Исходя из указанных соображений, следует сделать вывод о том, что актуальность вопроса обусловливается решением двух новых проблем: формирования целостной теоретической платформы для преобразований в системе информационного обеспечения деятельности ФСКН России и научной разработки на этой основе предложений по совершенствованию данного вида деятельности.

Совершенствование уголовной ответственности и назначения наказания за преступление, предусмотренное ст. 228 УК РФ может в определенной степени способствовать уменьшению сферы предложения и потребления наркотиков и распространению наркомании в России.

Государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.

Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных явлений, к которым относится распространение наркотиков, и опираться на постоянную оценку изменений ситуации, научный анализ данной проблемы, быть реалистичным, последовательным, обладать достаточной гибкостью и реализовываться в соответствии с системой приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических условиях.

Первоочередными в течение ближайшего периода следует считать задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий.

Серьезное внимание должно быть также уделено организации действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.

Необходимо обеспечить соблюдение технологических и контрольных требований при производстве, проведение целенаправленных мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений.

Приоритетной задачей следует также считать разработку, корректировку и координацию выполнения Комплексной государственной программы по контролю за наркотиками. Программа должна обеспечить практическое осуществление государственной политики в этой сфере по основным направлениям с учетом их зависимости от конкретных социально-экономических условий и региональной специфики.

В среднесрочной и долговременной перспективе при формировании государственной политики по контролю за наркотиками следует использовать результаты фундаментальных научных исследований и международного сотрудничества в данной области. С их учетом целесообразно совершенствовать существующую законодательную базу. Важно шире использовать экономические и финансовые рычаги, тщательно учитывая при этом региональные различия.

Государственная политика по контролю за наркотиками должна быть нацеленной на комплексную профилактику их распространения и проводиться в неразрывной связи с деятельностью по сохранению психического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного проведения просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий.

Необходимо принятие таких мер, которые не только исключили бы распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, но и способствовали разрушению их финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей. Кроме того, важно контролировать и регулировать использование наркотиков, наладить обычные формы контроля над наркотиками и тем самым сохранить и укрепить наше цивилизованное общество.


Заключение

 

Подводя итоги проделанного исследования, необходимо отметить следующее.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве.

Безусловно, это не исчерпывающий перечень негативных последствий, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. По экспертным оценкам, только экономический ущерб такого оборота и потребления составляет около 15% внутреннего валового продукта России.

Отмечается высокая прибыльность наркобизнеса в России, составляющая от 400 до 1000%. По данным, приведенным на 2-м Международном конгрессе по противодействию наркотикам, состоявшемся в июне 2003 г., доходы преступников от незаконного оборота наркотиков в России составляют 8-10 млрд. долларов США.

Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают транснациональный характер наркобизнеса.

Развитие криминогенных процессов в РФ проецируется на наркоситуацию в Ямало-Ненецком округе. Ежегодный анализ наркоситуации в ЯНАО показывает, что очагами распространения наркомании и наркопреступности являются наиболее крупные нефтегазовые центры - города Ноябрьск и Новый Уренгой, а также надымский район, где соредоточено более пятидесяти процентов населения (297,6 тысяч человек) и сконцентрировано семьдесят процентов наркозависимых, официально состоящих на медецинском учете. В этих муниципальныз образованиях выявлено свыше шестидесяти процентов наркопреступлений.

Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была.

Органы внутренних дел Российской Федерации, как одни из основных субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков, реально осознавая серьезность последствий нарастающей наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти.

Однако принятых мер оказалось недостаточно. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками. Главными причинами такого положения дел являются недостаточный уровень организации информационного обеспечения деятельности у самих субъектов правоохранительной деятельности, недооценивание полезности зарубежного опыта, приоритетность уголовно-правовых методов над иными мерами социальной политики.

На этом фоне принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались недостаточно эффективными.

Таким образом, распространение и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.

Актуальность рассмотреных вопросов, связанных с организацией обеспечения деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками подтверждается остротой состояния наркоситуации в России.

Между тем было бы неверным утверждать, что российское общество и государство оставались безучастными к растущей наркоугрозе. С середины 80-х годов прошлого столетия, с того самого момента, как проблемы борьбы с наркоманией и наркопреступностью стали признаваться актуальными, не проходило года, без принятия каких-либо мер законодательного, организационно-управленческого и иного характера.

Субъективно воля государства и общества была направлена на противодействие распространению наркотиков среди населения, сокращению масштабов наркопреступности.

Однако объективные результаты свидетельствуют, что принимаемые меры оказались малоэффективными, потому что:

· на протяжении последних десяти лет неуклонно продолжался рост преступлений, связанных с наркотиками (их незаконный оборот);

·   стремительными темпами расширялась наркотизация населения, в первую очередь среди молодежи;

·   наркопреступность приобрела черты организованности, а доходы от наркобизнеса являются источником материальной поддержки криминального мира;

·   отечественная наркопреступность установила тесные связи с преступными зарубежными сообществами, специализирующимися в сфере незаконного оборота наркотиков;

·   территория России регулярно используется для транзитных незаконных перевозок наркотиков из одних регионов мира в другие;

·   незаконный ввоз наркотиков в Российскую Федерацию приобрел значительные масштабы;

·   доходы, полученные от наркобизнеса, отмываются и вкладываются в легальную сферу экономки, используются для коррумпирования чиновников самых разных уровней и ведомств.

Приходится с сожалением признать, что цели и задачи, поставленные в 1993 г. Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации - предупреждение роста потребления и незаконного оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе - их снижение, - остались не только невыполненными, но более того - наркоситуация в стране еще значительнее ухудшилась, а проблема наркотиков из собственно криминальной проблемы борьбы с общеуголовной преступностью, (одним из её видов) превратилась в социальную.

Как известно, злоупотребление наркотиками вызывается большим кругом факторов. В настоящее время общепризнанно, что наркомания и связанные с ней явления имеют глубокие социальные корни, являются отражением процессов, протекающих во всех сферах общества, и говорят, прежде всего, о неблагополучии в обществе.

Применительно к России конца XX начала XXI вв. такими глубинными факторами риска наркомании стали духовный и идейный, культурный кризис общества, экономическая и политическая перестройка, повлёкшая серьезные сдвиги в социальной структуре, материальном положении различных слоев населения.

В этом смысле только преодоление негативных детерминант экономического, политического, культурного характера как результат поступательного развития общества и государства является основой предпосылкой для решения задач по сокращению незаконного спроса на наркотики и их предложения

Вместе с тем на масштабы и динамику распространения негативных явлений, связанных с наркотиками, существенное влияние оказывает антинаркотическая политика государства, содержание которой составляет непосредственное противодействие наркомании наркобизнесу.

Адекватные наркоугрозе меры, предпринимаемые правоохранительными органами, могут в определенной мере служить сдерживающим фактором обострения ситуации. Даже при сравнительно небольших вложениях они могут дать значительный эффект.


Список источников

 

1. Нормативные источники

.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. На 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ.- 17.06.1996, N 25, ст. 2954

.   О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27, ст. 2700; 2006, N 44, ст. 4535.

.   Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 N 1023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696, 6720; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534.

.   Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ", 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1318.

.   Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 06.08.2009) // Cобрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3234.

.   Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 №76-ФЗ (ред. от 04.07.2007) // «РГ» - Федеральный выпуск №3995 от 11 февраля 2006 г.

.   О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 по состоянию на 27 января 2011 г. N 97 // «РГ» - Федеральный выпуск №5395 1 февраля 2011 г.

.   Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года // «РГ» - Федеральный выпуск №5207 15 июня 2010 г.

.   Уголовный кодекс РСФСР 1926 года // Собрание узаконений РСФСР. -1926. № 80. - Ст. 600 (утратил силу).

.   Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. № 15. - Ст. 153 (утратил силу).

1.12. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1960 года. № 40. ст. 591 (утратил силу).

2. Международные договоры

.  Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М., 1994, с. 133.

2.2. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1981 г., вып. XXXV, с. 416.

.   Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (с изменениями от 25 марта 1972 г.) // Бюллетень международных договоров, август 2000 г., N 8.

.   Декларация ООН о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, принята резолюцией S-20/3 Генеральной Ассамблеи от 10 июня 1998 года // Издание Организации Объединенных Наций.

.   Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) // Бюллетень международных договоров, июль 2002 г., N 7.

3. Научная литература:

.  Бабаян Э. А. Наркомании и токсикомании // Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова - М.: Медицина, 1988. - С. 169.

3.2. Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободная мысль. -2006.- №3.

.   Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Брюн Е.А. «Без «недобровольной госпитализации не обойтись» // Медицинская газета, №93, 02.12.2011.

.   Васильева Л.Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и международное право // Юридический мир. 2009. N 10. С. 29-35.

.   Власов В. Наркоинтерес // Новая Газета, 2011.

.   Гасымов Н.В. Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с претсупностью // «Российский следователь», 2002, N 6. С. 21-23.

3.8. Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой / Отв. ред. проф. А.Н. Глинкин. М. 2007, с. 76.

.   Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ том 8 // Наркология, октябрь 2007, - № 10.

.   Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков. 1500-2000. - М. // ООО Издательство ACT, 2004.

.   Елин, Л. Война с наркоманией: пока без победителей / Л. Елин.- СПб.: НЕВА, 2007.

.   Защита прав человека и борьба с преступностью. Сборник документов Совета Европы / Сост.: Жданов Ю.Н., Зимин В.П., Клишас А.А., Москалькова Т.Н., Овчинский В.С., Слюсарь Н.Б.; Под общ. ред.: Черников В.В.. - 2-е изд., доп. - М.: Вердикт-1 М, 2005. - 560 c.

.   Игнатенко, Г.И.Международное право: Учебник / Г.И. Игнатенко.- М.: БЕК, 2006.- 567 с.

.   Калачев, Б.Ф. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России / Б.Ф. Калачев, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев. - М.: Статут, 2008.- 342 с.

.   Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 517 с.

.   Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма / Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. -СПб.: Медицинская пресса, 2001. -С. 8-164.

3.17. Кузьминых К.С. Наркологическая безопасность: некоторые вопросы организации работы по противодействию наркомании и наркобизнесу. -СПб.: С.-Петерб. обществ. фонд Наркол. безопасность, 2003.

.   Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дисс.: д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

.   Левинсон Л, Торбан М. Наркоучет: по закону или по инструкции? Регулирование регистрации потребителей наркотиков в Российской Федерации // Институт прав человека, М. 2009.

.   Левинсон Л. Реформа наркополитики в России: поворот вспять? // Наркополитика, ВИЧ/СПИД и права человека., Алма-Аты, 2006 г.

.   Международное право. Учебник / Отв. ред.: Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 608 c.

3.22. Менделевич В. Современные проблемы профилактических антинаркотических мероприятий (обязательного тестирования) // Материал с сайта URL:<http://www.narcom.ru>

.   Меры по борьбе с эпидемиями ВИЧ/СПИДа с учетом их разрушительных последствий для человека, экономики и общества: руководство для законодателей, Женева, 2000 г.// ЮНЕЙДС/99.48R (перевод на русский язык, апрель 2000 г.).

.   Наумов, А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция.- 2000. № 7.

.   Оксфордский толковый словарь общей медицины // Национальная психологическая энциклопедия, 2002 г.

3.26. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера // Национальная психологическая энциклопедия 2002 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.130.77 (0.101 с.)