Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «речь». Виды речи, их характеристика

Поиск

Речь - один из важных факторов общего психического развития ребенка. В словаре Т. Ф. Ефремовой термин речь имеет несколько значений:

) способность выражать мысль словами; умение говорить;

) язык в момент произношения слов; звучащий язык;

) характер произношения или произнесения;

) тот или иной вид, стиль языка;

) то, что говорят; слова, разговор;

) разговор, беседа, рассуждение;

) публичное выступление по какому - либо поводу.

Речь подразделяется на внутреннюю (речь для себя) и внешнюю (речь для других). В речевом общении участвуют как минимум двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий. Говорение и аудирование относятся к устной речи, письмо и чтение - к речи письменной. Письменная и устная речь различаются не только способами порождения, но и языковыми признаками:

 

Таблица № 1

  УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Стиль Разговорный стиль Письменно - книжные стили
Степень подготовленности Импровизированная, моментальная, ситуативная Обдуманная. подготовленная, проверенная
Точность выбора слов Моментальный выбор, не всегда удачный Тщательный, обдуманный выбор
Объем единиц речи Сравнительно малый объем Сравнительно большой объем
Средства выразительности Паузы, логический ударения, интонации, темп, тембр, жесты, мимика Фигуры речи, тропы
Сохранность Только в момент исполнения (или в звукозаписи) Долговременная сохранность

 

Логически четкая, образная устная и письменная речь школьника - показатель его умственного развития. Для того чтобы младший школьник в процессе обучения и воспитания успешно владел речью важно, чтобы он ещё до школы умел использовать в своей речи все грамматические формы родного языка. Старший дошкольник к моменту поступления в школу должен овладеть связной речью, уметь пользоваться монологом для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи.

 

Таблица №2 Направления работы по развитию речи.

  Направления Результат
I Работа по овладению нормами литературного языка. 1)расширяется словарный запас; 2)обогащается активный запас грамматических конструкций; 3)вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами; 4)развивается чувство языка.
II Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи. 1)формируются умения знать выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи, умение выделять: стилевые черты разговорной речи и книжных стилей; 2)развивается языковое чутьё; 3)формируется бережное отношение учащегося к собственной речи; 4)формируется умение ориентироваться в ситуации общения.
III Развитие навыков связной речи. Формируются умения: 1) определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения; 2)подчинять свое изложение и сочинение основной мысли; 3)собирать материал для сочинения; 4)систематизировать собранный к высказыванию материал, то есть отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении; 5)строить сочинения разных видов (повествование, описания, рассуждения); 6)выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

 

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой отделов:

1) центрального (или регулирующего):

кора головного мозга (преимущественно левого полушария),

подкорковые узлы,

проводящие пути,

ядра ствола (прежде всего продолговатого мозга),

нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

) периферического (или исполнительного):

органы слуха,

органы дыхания,

органы голоса,

органы артикуляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.008 с.)