Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития речи в структуре сознания человека

Поиск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «речь». Виды речи, их характеристика

Особенности развития речи детей с нарушением слуха

Глава 2 условия ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

2.1 Речевая среда как важнейшее условие активизации речи учащихся

Основные формы и направления внеурочной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

речевая среда нарушение слух учащийся


ВВЕДЕНИЕ

 

Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно - практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова), так и зарубежных специалистов (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье), является проблема речевого развития детей с нарушением слуха. Оптимизация речевого развития младших школьников определена сложнейшей задачей начальной школы (Р.М. Боскис, И.М. Гилеевич, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитипа, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, К. Леймитц и др.). Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе в целом, и в системе специального образования, в частности (И.М. Гилевич, Н.И. Малофеев, М.И. Никитина, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).

В научных исследованиях Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, Т.М. Власовой, А.Г. Зиксева, К.Г. Коровина, М.И. Никитиной, Л.И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничного психофизического и личностного развития младших школьников с нарушением слуха, успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе. В работах Л.В. Андреевой, Т.Г. Богдановой, О.А. Красильниковой, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания, максимального использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление к активному и результативному действию (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард и др.), особенности развития произвольности психических функций и личностных новообразований у детей в младшем школьном возрасте (Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, Т.С. Зыкова, К.В. Комаров, Т.В. Маркова, А.И. Метт, Э.В. Миронова, Е.З. Яхнина и др.).

Речь человека является своеобразным зеркалом образованности, интеллектуального уровня каждого. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.

В последнее время коммуникативному восприятию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. На развитие речи оказывает большое влияние разнообразная деятельность. Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеурочное время. С.А. Зыков подчеркивал, что «педагогически организованная деятельность» - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушением слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. Внеклассная работа является одним из главных составляющих организованной деятельности. В школе для детей с нарушением слуха внеклассная работа - главная составляющая организационно-педагогической деятельности в речевом развитии, что и определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования - процесс развития речи младших школьников с нарушением слуха.

Предмет исследования - особенности развития речи младших школьников с нарушением слуха в процессе внеклассной работы.

Цель исследования - обосновать влияниевнеклассной работы, как одной из главной составляющей организованной коррекционно-педагогической деятельности на развитие речи младших школьников с нарушением слуха.

В соответствии с намеченной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

. Определить формы, виды внеклассной работы,

. Выявить факторы и условия активизации речевого развития младших школьников с нарушением слуха в разнообразных формах внеклассной работы.

. Разработать упражнения, направленные на оптимизацию речевого развития младших школьников с нарушением слуха в процессе внеклассной работы.

Методы исследования:

). Теоретические (изучение и анализ учебной, методической и научной литературы).

). Эмпирические (наблюдение, опрос, беседа).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретические основы развития речи школьников с нарушением слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушением слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом в процессе речевого развития неслышащих и слабослышащих детей.

Внеклассная работа является одним из главных составляющих организованной деятельности.

В специальной школе для детей с нарушением слуха внеклассная работа - главная составляющая организационно-педагогической деятельности в речевом развитии.

Основная задача развития речи в начальных классах - научить неслышащих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни.

Работа над формированием и коррекцией речи предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения детей. Во внеклассное время речь является очень насыщенной передаваемым смысловым содержанием, что ограничивает возможности для тщательной фонетической отработки слов и фраз. Кроме того, в потоке речевой информации словесный материал не подбирается с учетом фонетического принципа, как в учебном процессе.

Формирование навыков произношения во внеклассное время осуществляется не столько путем специальных упражнений, сколько путем общения с окружающими. Построение работы во внеурочное время может быть достигнуто только в условиях организованного специального педагогического процесса. Одним из условий эффективной работы по развитию речи является полноценная слухо - речевая среда, предполагающая активное устное общение с воспитанниками на слухо-зрительной основе.

Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми - взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов - ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения: к себе партнеров по общению.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие условия организации внеурочной работы, направленной на развитие речи неслышащих учащихся:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно - ценностное общение;

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

трудовая (производственная) деятельность

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.

. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 1999. - 118 с.

. Мартыненко, Ю.И. Работа с глухими школьниками по драматизации музыкальных сказок во внеклассное время / Ю.И.Мартыненко // Дефектология. - 1994. - №2. - С.43 - 48.

. Никитина, М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха / М.И. Никитина. - СПб.: Педагогика, 1996. - 147 с.

. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

. Носкова, Л.П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. -С.31 - 34.

. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. -272 с.

. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих: Развивать и воспитывать творчеством: Книга для педагога/ Под. ред. О.А. Красильниковой. - СПб.: КАРО, 2008. - 176 с.

. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Под ред. Е.Г.Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 174 с.

. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К.А. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 215 с.

. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г.Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 295с.

. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. - М.: ЭНАС, 2001.

. Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. Методика обучения произношению в школе / Ф.Ф, Рау, Н.Ф. Селезина. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы / Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 257 с.

. Синякин, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А. Синякин. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

. Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.

. Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха. - Мн.: БГПУ, 2007.

. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб. - метод. пособие. - Мн.: БГПУ, 2008.

. Хотеева, Э.Н. Рекомендации к работе в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса / Э.Н. Хотеева. - М.: Педагогика, 1976. - 151 с.

. Яхнина, Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов / Е.З. Яхнина. - М.: Высшая школа, 1997. - 114 с.

. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 1994. - №3.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «речь». Виды речи, их характеристика

Особенности развития речи детей с нарушением слуха

Глава 2 условия ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

2.1 Речевая среда как важнейшее условие активизации речи учащихся

Основные формы и направления внеурочной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

речевая среда нарушение слух учащийся


ВВЕДЕНИЕ

 

Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно - практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова), так и зарубежных специалистов (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье), является проблема речевого развития детей с нарушением слуха. Оптимизация речевого развития младших школьников определена сложнейшей задачей начальной школы (Р.М. Боскис, И.М. Гилеевич, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитипа, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, К. Леймитц и др.). Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе в целом, и в системе специального образования, в частности (И.М. Гилевич, Н.И. Малофеев, М.И. Никитина, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).

В научных исследованиях Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, Т.М. Власовой, А.Г. Зиксева, К.Г. Коровина, М.И. Никитиной, Л.И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничного психофизического и личностного развития младших школьников с нарушением слуха, успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе. В работах Л.В. Андреевой, Т.Г. Богдановой, О.А. Красильниковой, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания, максимального использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление к активному и результативному действию (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард и др.), особенности развития произвольности психических функций и личностных новообразований у детей в младшем школьном возрасте (Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, Т.С. Зыкова, К.В. Комаров, Т.В. Маркова, А.И. Метт, Э.В. Миронова, Е.З. Яхнина и др.).

Речь человека является своеобразным зеркалом образованности, интеллектуального уровня каждого. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.

В последнее время коммуникативному восприятию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. На развитие речи оказывает большое влияние разнообразная деятельность. Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеурочное время. С.А. Зыков подчеркивал, что «педагогически организованная деятельность» - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушением слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. Внеклассная работа является одним из главных составляющих организованной деятельности. В школе для детей с нарушением слуха внеклассная работа - главная составляющая организационно-педагогической деятельности в речевом развитии, что и определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования - процесс развития речи младших школьников с нарушением слуха.

Предмет исследования - особенности развития речи младших школьников с нарушением слуха в процессе внеклассной работы.

Цель исследования - обосновать влияниевнеклассной работы, как одной из главной составляющей организованной коррекционно-педагогической деятельности на развитие речи младших школьников с нарушением слуха.

В соответствии с намеченной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

. Определить формы, виды внеклассной работы,

. Выявить факторы и условия активизации речевого развития младших школьников с нарушением слуха в разнообразных формах внеклассной работы.

. Разработать упражнения, направленные на оптимизацию речевого развития младших школьников с нарушением слуха в процессе внеклассной работы.

Методы исследования:

). Теоретические (изучение и анализ учебной, методической и научной литературы).

). Эмпирические (наблюдение, опрос, беседа).

 


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.01 с.)