ТОП 10:

Гастрономический туризм и его связь с культурой



 

Кулинарный тур - это специально подобранная программа кулинарного отдыха, включающая дегустацию блюд и напитков, ознакомление с технологией и процессом их приготовления, а также обучение у профессиональных поваров. В зависимости от цели поездки тур может включать все вышеперечисленные пункты, несколько мероприятий или один определенный сегмент кулинарного тура. Нередко гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок.

Объектами кулинарного туризма являются: Страны, кухня которых наиболее популярна на мировой арене.

Кулинарное наследие составляет часть туристского опыта. Кроме того, существует путь более углубленного изучения традиционной кухни в понимании и интерпретации социальных, культурных, коммерческих, технологических, экономических и оздоровительных контекстах. Также следует отметить, что аспект питания в туризме имеет выраженный этногеографический подход, поскольку пища интересует туриста не столько с точки зрения технологии ее приготовления, а как явление бытовой культуры, развивающейся в определенных географических условиях.

Национальная кухня находится в тесной взаимосвязи с другими аспектами жизни, которые отражают взаимоотношения людей в обществе, нормы и формы поведения, традиционные для данной нации. Поэтому в настоящее время возникает необходимость исследования влияния системы местного питания и кулинарных традиций на развитие туризма.

Питание является одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания. Туристская индустрия питания включает в себя рестораны, кафе, бары, столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, шашлычные и удовлетворяет физиологическую потребность туриста в пище.

Данные предприятия могут находиться как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них встроено в туристско-гостиничный блок, и является их частью, реже данные предприятия работают в автономном (самобытном) режиме и являются компонентами огромного комплекса под названием общественное питание [11].

Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно-правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий. Многие предприятия общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания.

Кроме обычной и неотъемлемой потребности, питание в туризме рассматривается и как важный элемент развлечения и познания местной культуры. Национальная кухня являет собой важный элемент культуры народа, несет четкие отличительные черты, представляет элемент познания и способ получения удовольствия.

Пища-основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. При нынешнем уровне социализации, т.е. вовлеченности каждого человека в общественную жизнь, современный индивидуум пытается быть в курсе всего происходящего, и даже в вопросах сугубо приватных как питание старается ориентироваться на сложившиеся тенденции и процессы. Вопросы питания в туристской индустрии стало занимать и затрагивать сегодня все большее количество людей, поскольку популярность и динамика развития туризма растет быстрыми темпами.

Гастрономическое путешествие - палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет.

Итак, гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт.

Однако гастрономический тур как услуга - это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.

Интерес к кулинарным путешествиям растет с каждым годом. Из года в год увеличивается количество стран, где проложены гастротуристские маршруты.

Такая заинтересованность в гастрономических турах объясняется не только тем, что наскучил обычный туризм.

Люди отдают предпочтение этому виду отдыха, поскольку, зачастую, устали от продуктов-полуфабрикатов, потому что они хотят полакомиться любимым яством «в оригинале». Это сравни тому, что слушать всю жизнь джаз в записи и однажды попасть на живой концерт.

Понятно, что в первую очередь кулинарный туризм интересен истинным гурманам, для которых хорошее блюдо - что-то большее, чем просто еда.

Во-вторых, гастрономические путешествия привлекают людей, чей бизнес непосредственно связан с приготовлением и употреблением пищи - рестораторы, дегустаторы, ресторанные критики. Эти люди отправляются в гастрономический тур, чтобы повысить уровень профессиональных знаний, почерпнуть новое и набраться опыта. Тем более что программа многих гастрономических путешествий предусматривает мастер - классы от лучших шеф-поваров, которые с удовольствием делятся секретами приготовления того или иного блюда.

И, наконец, также преследуя профессиональные цели, отправляются в кулинарные путешествия представители туристских компаний, стремящихся расширить свой бизнес и начать продавать гастрономические туры.

Гастрономический тур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо.

Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт.

В канун разгара туристского сезона путешественники делятся впечатлениями и грезят о будущих покорениях неизведанного. Одни воркуют о романтических островах, другие мечтают о нежном солнце и теплом море, а третьи поглаживают животы и готовятся отправиться не просто на отдых, а в гастрономический тур.

Все, что касается еды, дело глубоко индивидуальное. Гурман же -человек, который считает, что посредством кулинарии можно познавать окружающий мир.

Хронология развития кулинарного туризма как вида: [36].

В 1998 году доцентом кафедры народной культуры в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США) Люси Лонг был введен в обращение термин "кулинарный туризм».

В 2001 году Эрик Вольф написал первую статью о кулинарном туризме в мире, позднее он развил эту тему в первой книге Международной организации кулинарного туризма.

В 2003 году Эриком Вульфом была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association). Она предоставляет широкий спектр преимуществ для своих членов, таких как: обучение, развитие и продвижение.

Миссия организации гласит: «Помогать людям, обществу и предприятиям развиваться путем налаживания взаимовыгодных отношений основанных на всеобщем интересе к еде и напиткам». Манифест Международной ассоциации кулинарного туризма отражает способность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню: «Еда - это квинтэссенция нации, ее характера и истории».

В 2006 году был создан Международный институт кулинарного туризма, курирующий образовательные и учебные компоненты программ Международной ассоциации гастрономического туризма.

Повсеместное развитие кулинарного туризма привело к образованию туристских фирм, специализирующихся на международном гастрономическом туризме, примерами могут служить такие компании как: «Gourmet on Tour» (США), «The International kitchen» (Великобритания), «Gourmet Getaways» (Италия).

Несмотря на то, что Международная ассоциация кулинарного туризма появилась в США, первопроходцами в генерировании идеи гастрономических туров все таки считаются итальянцы, которые грамотно совместили налаживание торговых и технологических производств с привлечением туристов под знаком вкусной и здоровой пищи. По данным Национального управления Италии по туризму, не менее 10% туристов прибывают на Аппенинский полуостров для участия во всевозможных гастрономических и винных турне [36].

Сотни лет назад торговцы плавали “за семь морей” в поисках диковинных продуктов. Специи, вина, фрукты и оливковое масло были в те времена своеобразной валютой. Сегодняшние гастрономические туристы заняты практически тем же самым. Они готовы преодолевать многие километры пути, чтобы попробовать какое-нибудь экстраординарное блюдо.

Появлению и развитию гастрономического туризма в последние годы способствовало множество факторов, таких как:

рост популярности телевизионных кулинарных программ и шоу во всем мире;

приобретение мировой известности шеф - поварами лучших ресторанов, на волне появления моды ресторанного бизнеса: посещение модного заведения питания - это поддержание имиджа и статуса в обществе;

доступность, привычность и обыденность посещения ресторанов для части населения, искушенной в вопросах питания, таким образом, добавить ему новизны можно, лишь попробовав что-то действительно оригинальное;

обеспокоенность населения проблемами экологичности и качества продуктов питания;

увеличение затрат на питание и отдых как следствие растущих доходов населения;

рост популярности здорового образа жизни;

осознание предприятиями продуктового производства и туристскими организациями огромного потенциала и прибыльности кулинарного туризма в мире.

Страны с развитым гастрономическим туризмом:

Мода на гастрономические туры активно развивается в последние годы. Самыми большими любителями этого развлечения зарекомендовали себя немцы, англичане, американцы и японцы. Гастрономический туризм является синтезом экологии, культуры и производства.

Гастрономический туризм хорошо организован во Франции, Италии, Испании, в Японии, где существует развитая сеть винно-гастрономических туров.

В России такой вид туризма пока только зарождается, и подобных туров в чистом виде еще нет, поэтому элементы гастрономических туров включают в основные программы.

В мире гастрономический туризм не является массовым увлечением. Не каждый решится выехать в Азербайджан только для того, чтобы насладиться национальной азербайджанской кухней. Однако это не мешает многим странам привлекать к себе туристов весьма оригинальными способами.

Первыми заманивать путешественников своими вкусностями начали итальянцы. Сегодня каждый десятый гость приезжает на Аппенины специально, чтобы отведать местных кушаний. Кстати, именно здесь недавно открылся первый в мире университет гастрономических наук.

Однако славу самой искушенной в этом вопросе страны завоевала Франция. Ее козыри - это сыры и вина. Рассказывать о них французы готовы неделями. Только здесь гастрономические туристы узнают секреты приготовления сыров, начинают отличать коньяк от арманьяка, пробуют сотни вин и закусывают лягушачьими лапками [45].

Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду. Так что кухня-дело очень серьезное и требует к себе уважительного отношения [20].

Покупателям гастрономических туров нужно заранее определиться с концепцией поездки. Можно просто поехать в страну, славящуюся вековыми кулинарными традициями, и ознакомиться с ее достопримечательностями - как съедобными, так и всеми остальными. А можно посетить яркие и аппетитные гастрономические фестивали, которые периодически проводятся в самых разных уголках планеты. Например, сентябрь - время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста <http://geo-cafe.ru/Themes/Oktoberfest.php> в Мюнхене <http://geo-cafe.ru/Themes/Munchen.php>, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон - фестиваль тунца в Италии, а в ноябре заядлые гастрономические туристы отправляются во Францию на Божоле Нуво - праздник молодого вина или на фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.

Туристам, посетившим Японию, предлагается под руководством гастрономического гида купить продукты питания для суши, которые приготовят лучшие повара на глазах туриста. Всем знакомая паста - еда, известная далеко за пределами Италии. Да только в кулинарном путешествии турист сможет попробовать множество ее видов, сравнивая пасту, приготовленную по одной и той же рецептуре, но разными поварами.

Гастрономический туризм имеет несколько направлений:

) Тур по сельской местности.

) Ресторанный тур.

) Образовательный тур.

) Экологический тур.

) Событийный тур.

) Комбинированный тур.

. Тур по сельской местности - это вид тура, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью дегустации местной кухни и продуктов, производимых в этом регионе, а также может включать участие в сельскохозяйственных работах. Так в "зеленых" гастрономических турах предлагается сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охота на трюфеля или прогулка по винодельческим тропам. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без многоэтажной застройки.

Такие туры интересны не только своей кулинарной составляющей, но и тем, что дают возможность через еду и продукты окунуться в повседневную жизнь местных людей, узнать их обычаи, привычки, порядки и прочие тонкости, подчас удивительные и непонятные представителям другого языка и культуры.

. Ресторанный тур - поездка, включающая посещение наиболее известных и популярных ресторанов, отличающихся высоким качеством, эксклюзивностью кухни, а также национальной направленностью. На первом месте среди «ресторанных» городов, конечно, Париж - столица моды и в кулинарном смысле тоже.

. Образовательный тур - это тур, целью которого является обучение в специальных образовательных учреждениях с кулинарной специализацией, а также курсов и мастер - классов. Например, известная французская кулинарная школа «Le Cordon Bleu» совместно с гостиницой «Four Seasons Hotel George V» предлагает программу под названием «Открытие французской кухни» - 5 ночей в парижском паласе с пятидневными кулинарными курсами в самой школе.

. Экологический тур - тур, включающий посещение экологически чистых -+ хозяйств и производств, знакомство с экологически чистыми, органическими (их еще называют био) продуктами и их производством. Экологическое направление особенно развито во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и США - соответственно, туристы чаще всего направляются именно в эти страны.

. Событийный тур - тур, ориентированный на посещение местности в определенное время с целью участия в общественных и культурных мероприятиях с гастрономической тематикой: выставки, ярмарки, шоу, фестивали, праздники.

Например, июльский фестиваль дыни «Cavaillon» во Франции, городе Кавайон и августовская «Tomatina» в Испании, городе Буньоле.

. Комбинированный тур - поездка, содержащая несколько вышеперечисленных направлений. Комбинированные туры подходят для туристов «со стажем», тех, кто уже знаком с гастрономией той или страны, иначе тур может оказаться информативно перенасыщенным. Пример объединенного тура в той же Франции: первые пару дней туристы посещают парижские рестораны, затем еще пару дней обучаются в кулинарной школе у лучших поваров, а потом уезжают вглубь Франции знакомиться с выращиванием трав в Провансе или с производством сидра в Нормандии.

Помимо того, есть такие гастрономические туры, в которых предлагается знакомство лишь с одним блюдом в разных местностях. Из их разряда, весьма знаменитые французские, болгарские винные гастрономические туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин.

Появлению и развитию гастрономического туризма в последние годы способствовало множество факторов, таких как:

рост популярности телевизионных кулинарных программ и шоу во всем мире;

приобретение мировой известности шеф - поварами лучших ресторанов, на волне появления моды ресторанного бизнеса: посещение модного заведения питания - это поддержание имиджа и статуса в обществе;

доступность, привычность и обыденность посещения ресторанов для части населения, искушенной в вопросах питания, таким образом, добавить ему новизны можно, лишь попробовав что-то действительно оригинальное;

обеспокоенность населения проблемами экологичности и качества продуктов питания;

увеличение затрат на питание и отдых как следствие растущих доходов населения

рост популярности здорового образа жизни;

осознание предприятиями продуктового производства и туристскими организациями огромного потенциала и прибыльности кулинарного туризма в мире [50].

Понятно, что многие гастрономические заведения, находящиеся в отдаленных регионах, в каких-нибудь горных или степных деревушках, способствуют поддержанию экономики этой местности и расширению туристских маршрутов страны. Ведь многие туристы приезжают сюда большей частью не для того, чтобы полюбоваться красотами природы этого уголка, а именно для посещения хорошего ресторана. Поэтому во многих регионах для привлечения клиентов построили шикарные гостиницы при ресторанах.

Гастрономический туризм называют путешествиями со вкусом, ведь кулинарные изыски иной раз лучше всего помогают понять культуру того или иного народа.

Изменяются характер и структура туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментировано организовать проведение отпуска, конкурентоспособного с традиционным предложением. На смену массовому, стандартному и комплексному туризму приходят его новые виды, сделанные на заказ, исходя из спроса.

На практику нового туризма влияют такие факторы, как демографические изменения (старение населения), стиль жизни, характер работы, частота и продолжительность отпусков. Люди стремятся к новым и нестандартным путешествиям. Их растущая осведомленность, новые потребности стимулируют туристский бизнес, побуждают к инновациям и нововведениям. Большинство инновационных туристских продуктов имеют свои ниши на рыночном пространстве (например, экологический, приключенческий, экстремальный туризм). Устойчиво популярен и культурно-познавательный туризм, в котором появились инновационные продукты.

Туристские предприятия всегда были и сейчас являются активными сторонниками новых технологий. Как уже отмечалось, современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга обеспечивают новые возможности для туристского бизнеса и существенно воздействуют на его модели [12].

Специфические черты гастрономического туризма:

. Условия для развития кулинарного туризма имеют абсолютно все страны и это уникальная отличительная черта данного вида туризма.

. Также гастрономический туризм не носит характер сезонного отдыха, для любого времени года можно подобрать подходящий тур.

. Кулинарный туризм в той или иной степени является составляющим элементом всех туров. Но в отличие от других видов туризма знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия.

. Продвижение местных хозяйств и производителей продовольственных товаров - является неотъемлемой частью любого гастрономического тура.

 

Описание типа семьи

азербайджан кухня туризм программа

Целевой аудиторией при создании гастротура будет выступать семья без детей. Эта пара состоит из двух взрослых людей, которым по 50 лет. Для данной семьи очень выгодно подойдет гастрономический тур, который будет интересен людям этого возраста. Необходимо учитывать их уже зрелый возраст, что экстремальные путешествия и слишком жаркие страны - не то, что нужно этой паре для комфортного отдыха. В этом туре туристы не только увидят много интересных достопримечательностей страны, но и познакомятся с местной национальной кухней. Это потрясающий тур, который объединяет в себе, экскурсионную программу по солнечному городе Баку, а также каждый день гостей будут удивлять колоритные, разнообразные рестораны, где они смогут порадовать себя национальной азербайджанской кухней. Они увидят такие достопримечательности как: Девичья Башня, является символом города Баку, Дворец Ширваншахов. Туристов ожидает катание на лодке по Бакинской бухте, экскурсия по историко-художественному заповеднику Гобустан, посещение храма огнепоклонников «Атешгях». Вы отправитесь в горное село Лагич - это средневековий город с мощеными улицами и площадями, один из известных на Кавказе и за эго пределами. Также они посетят другие города Азербайджана.

 

Описание дестинации







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.015 с.)