ТОП 10:

Глава 1. Теоретические основы



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоритические основы

Анатомо-физиологические аспекты зрительной системы. Функции зрительной системы

Этиология, патогенез, классификация нарушений зрения

Основные нарушения физического развития, нарушения в развитии основных двигательных качеств и локализаций

Глава 2. Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения

Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением зрения

Развитие физических качеств и основных локомоций

Методические особенности урока по адаптивно-физическому воспитанию

Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей

Выводы

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры [2, с.15].

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физического воспитания в занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей.

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования [6, с. 35]. Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников с различными степенями зрительной патологии не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации инвалидов. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций [19, с. 58].

На сегодняшний день актуальна проблема в рамках адаптивного физического воспитания детей школьного возраста с нарушением зрения улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, укрепления их здоровья, социализации в здоровое общество сверстников .

В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений.

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения.

Задачи исследования:

.   Представить анатомо-физиологические аспекты зрительной системы;

.   Проанализировать клинику и патогенез при нарушении зрения по данным научно-исследовательской литературы;

.   Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы;

.   Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для инвалидов с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.


Функции зрительной системы

1. Светоощущение

.   цветоощущение

.   восприятие формы и движения объектов (острота зрения, поле зрения)

.   бинокулярное зрение (способность зрительной системы соединять изображение с двух глаз в один образ и локализовать его по направлению и глубине).

Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур, образующих зрительный анализатор, который состоит из трёх отделов:

периферического - рецепторы сетчатой оболочки глаза;

проводникового - зрительные нервы, передающие возбуждение в головной мозг;

центрального - подкорковые и стволовые центры (латеральные коленчатые тела, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительная область в затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Анатомическим образованием сенсорной зрительной системы, по сути, её периферическим отделом, является глаз - парное, почти сферическое образование диаметром 24 мм и весом 6-8 г, расположенное в глазницах черепа (рис. 1).

 

Рис. 1. Схематическое изображение глазного яблока человека

 

Глаз укреплен здесь при помощи четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Форма глаза поддерживается за счет гидростатического давления (25 мм рт. ст.) водянистой влаги и стекловидного тела.

Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации. Расстройство темновой адаптации выражается в снижении способности ориентироваться в пространстве при недостаточной освещенности, вплоть до утраты возможности к передвижению. Это состояние называется гемералопией («куриная слепота»). Гемералопия может возникнуть при гиповитаминозе А, в результате инфекционных болезней, плохого питания и др. Световая адаптация - это приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности, протекающее достаточно быстро (50-60 сек). Так, если человек входит из темноты в ярко освещённую комнату, у него возникает временное ослепление, которое быстро проходит. Люди с нарушенной световой адаптацией лучше видят в сумерках, чем на свету. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и фокусируются на его внутренней оболочке (сетчатке), которая является собственно зрительным рецептором, потому что здесь сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки) [6, 19].

Светоощущение является наиболее тонкой функцией органа зрения. Благодаря ему, человек обладает способностью определять свет по яркости, интенсивности и может видеть не только днем, но и в сумерки. Сетчатка состоит из 10 слоёв, но в светоощущении участвуют 2, 6 и 9-й (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема строения сетчатки глаза человека

- пигментный слой; II - слой палочек и колбочек; III - наружный ядерный слой; IV - наружный сетчатый слой; V - слой горизонтальных клеток; VI - слой биполярных клеток (внутренний ядерный); VII - слой амакриновых (однополюсных грушевидных) клеток; VIII - внутренний сетчатый слой; IX - слой ганглиозных клеток; X - слой волокон зрительного нерва В сетчатке человека насчитывается примерно 5-6 млн. колбочек и 120 млн. палочек (рис. 3).


Рис. 3. Строение палочки и колбочки сетчатки глаза

 

А - палочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - волокно; 4 - ядро; 5 - конечная пуговка.

Б - колбочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - ядро; 4 - волокно; 5 - ножка

Колбочки являются носителями цветного, дневного зрения, палочки - носителями светоощущения в сумеречных (бесцветовых) условиях. Чувствительность палочек зависит от концентрации зрительного пурпура в них и нервных элементов зрительного анализатора.

Самым важным и очень тонким местом сетчатки является так называемое пятно сетчатки («жёлтое пятно») с центральной ямкой, где сосредоточена основная масса колбочек. По мере продвижения к периферии плотность колбочек снижается, но одновременно увеличивается плотность палочек. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное цветоощущение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Жёлтое пятно, особенно его центральная ямка, - место наиболее чёткого, так называемого центрального зрения. Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.

По мере удаления от жёлтого пятна количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает; на периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но, в то же время, очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью («сумеречное зрение»).

Отделы сетчатки вокруг жёлтого пятна обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Поэтому, если центральное зрение дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы, то периферическое зрение является очень важной функцией, расширяющей возможности свободной ориентации в пространстве. Оно определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. Без периферического зрения человек практически слеп, он не может передвигаться без посторонней помощи. При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные предметы. Поле зрения у детей несколько меньше, чем у взрослых, что, является одной из причин повышенной частоты дорожно-транспортных происшествий с детьми. Значительное концентричное сужение поля зрения происходит при пигментной дистрофии сетчатки и глаукоме (так называемое «трубочное зрение»). Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза (скотомы). Наличие в поле зрения небольших скотом ведёт к возникновению теней, пятен, кругов, овалов, дуг, осложняя восприятие предметов, затрудняя чтение и письмо. Последнее становится невозможным при обширных двусторонних скотомах.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.

Принято различать пять основных зрительных функций:

) центрального зрения;

) периферического зрения;

) бинокулярного зрения;

) светоощущения;

) цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.

Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2-3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3-5 месяцев; на 4-6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки - Vis-0,02-0,04, от года до двух лет Vis-0,3-0,6.

Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение - способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3-4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7-13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие - отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения - это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга [24, с. 58].

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее - фиолетовый и синий.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них - один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством.

Светоощущение - способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация - приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.

Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь [26, с. 58].

 

Выводы

 

Характерными особенностями слепых и слабовидящих являются:

·   отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях.

·   нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.

·   недостаточное формирование двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия

·   недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.

Применение средств физической реабилитации слепых и слабовидящих детей позволит значительно изменить показатели их психофизического состояния.

При работе с детьми с нарушением используются следующие методы:

·   Метод практических упражнений

·   Метод дистанционного управления

·   Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации

·   Метод наглядности

·   Метод стимулирования двигательной активности

Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением зрения являются физические упражнения: 1. Передвижения

. Общеразвивающие упражнения:

. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

. Упражнения для укрепления сводов стопы.

. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата

. Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.

. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей

. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

. Лазанье и перелезание

. Упражнения на расслабление

. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов

. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

. Плавание.

. Лыжная подготовка.

Циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями) оказывают благоприятное воздействие на функции миопического глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза.

Дети с нарушением зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг.

 


Список использованной литературы

 

1. Афанасьев, В. Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной деятельности школьников с нарушениями зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук/ Афанасьев В. Ф. -М., 1968.

.   Бастрон О.В., Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ,2007.

.   Беженцева Л.И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната. Томск. Изд-во ТГПУ,2003.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

.   Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт , 1986.

6. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев,И.И.Диамант,Е.В.Ширенкова,Н.Н.Демидко,Г.Н.Лапина.-Томск. :Изд-во ТГПУ,2007.

.   Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000.

.   Демирчоглян, Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников Текст. / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. М., Советский спорт, 2000.

.   Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

.   Касаткин, Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у слепых детей школьного возраста Текст. /Л. Ф. Касаткин // Физическое воспитание детей в специальных школах. - Горький, 1983.

.   Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998.

.   Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.Б. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре.- М.: «Советский спорт»,2004.

.   Лисовский В.А.,.Евсеев С.П, Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие/М.: Советский спорт, 2004.

.   Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2002.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

16. Муляр Л.П.. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных секциях с детьми с нарушениями зрения Методическое пособие <http://tiflo.ucoz.ru/POSOBIE.doc> для учителей физкультуры школ слепых и слабовидящих. Москва, 2002г.

.   Никитин В.И., Попова Т.В. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников: Методические рекомендации <http://tiflo.ucoz.ru/podvizhnye_igry_khodba_i_beg.rtf>/ Урал. гос. пед. ун-т; В. И. Никитин, Т. В. Попова. Екатеринбург, 2001.

.   Ростомашвили Л.Н.. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. (Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) Москва, 2002г. <http://tiflo.ucoz.ru/lfk_programma.doc>

.   Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии, М.: «Советский спорт»,2004с. Героева, И. В. Методика профилактики близорукости у младших школьников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис. . .канд. пед. наук / Героева И. В. М., 1996. Белецкая, В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. / В. И. Белецкая, А. И. Гнеушева. М.: Здоровье, 1982.

.   Смирнова И.А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения - 2007, №8

21. Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. В.Л.Сыча, АС. Хоменкова и Б.Н. Шустика. - М.: СААМ, 1994.

.   Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физкультуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

.   Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999.

24. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2/ Под ред. С.П.Евсеева. -М.: Советский спорт, 2007.

.   Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000

.   Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В.Шапковой. -М.: Советский спорт, 2003.


Приложение

Комплекс игр-упражнений.

Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.

. “Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой - голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

. “Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4-6 детей (2-3 - команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

. “Собираем урожай”.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.

Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).

. “Бабушкины помощники”.

Тема: овощи - фрукты.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая).

Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому - тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды.

. “Собираем букет из цветов”.

Тема: цветы, деревья.

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию).

Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов.

. “Весенний (осенний) веночек”.

Тема: цветы, листья.

Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу)

Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.

. “Соберем автомобиль”.

Тема: транспорт.

Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции.

Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич. фигур). На сетке (заводе) висят геометрич. фигуры (детали на 2-3 - больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль).

. “Знатоки транспорта”.

Тема: транспорт.

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению.

Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть - воздушный транспорт, средняя часть сетки - наземный транспорт, нижняя часть сетки - водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их.

. “Что движется быстрее?”

Тема: транспорт.

Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения.

Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) - велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх

Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед.

. “Помоги маме развесить бельё”.

Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки.

У ребёнка в одной руке прищепка, в другой - один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке.

Варианты: упражняться в квалификации - одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя - летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки…

. “Ветерок”.

Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения.

Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока - один вдох, три выдоха).

. “Волшебная палочка”.

Цель: Развитие глазомера, координация движений.

Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).

. “Собери картинку”.

Цель: Собрать и составить из частей целое изображение.

Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку.

. “Забавное зеркало”.

Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один - ведущий, другой - ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

. “Доставалочка”.

Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.

Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза - с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3-4 секунды.

. “Запомни и найди”.

Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве.

Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия).

Перечисленные игры-упражнения - это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки. Предлагаю несколько игр-упражнений.

Оборудование: гимнастический каток, схема движения.

. “В гости к бабушке”.

Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах.

Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук.

. “Фотографы”. Цель: та же, развивать зрительную память и внимание.

Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал.

. “Веселый поезд”.

Цель: та же, развитие зрительного внимания.

Дети (3-4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…”

Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме.

В детском саду мной оборудована сенсорная комната, в которой наряду с развитием зрительного восприятия, ощущений использую игры-упражнения, способствующие развитию движений, ориентировке в пространстве.

Игры-упражнения проводятся в затемненной комнате. Оборудование: фонарик, кубики, дорожки, канат.

.   “Перейди через ручеёк по бревнышку” - ребёнок проходит босиком по канату, освещая себе путь фонариком.

.   “Не провались в болото” - ребёнок проходит по дорожке, наступая на нарисованные следы, освещая себе путь фонариком.

.   “Полоса препятствий” - ребёнок перешагивает через кубики разной высоты, освещает себе путь фонариком.

.   Игра-развлечение “Поймай зайчика” - в сенсорной комнате в темноте по полу “бегут” огоньки от светящегося шара. Ребёнок “ловит” руками (наступает ногами) лучики света.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоритические основы

Анатомо-физиологические аспекты зрительной системы. Функции зрительной системы

Этиология, патогенез, классификация нарушений зрения

Основные нарушения физического развития, нарушения в развитии основных двигательных качеств и локализаций

Глава 2. Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения

Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением зрения

Развитие физических качеств и основных локомоций

Методические особенности урока по адаптивно-физическому воспитанию

Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей

Выводы

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры [2, с.15].

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физического воспитания в занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей.

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования [6, с. 35]. Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников с различными степенями зрительной патологии не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации инвалидов. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций [19, с. 58].

На сегодняшний день актуальна проблема в рамках адаптивного физического воспитания детей школьного возраста с нарушением зрения улучшения показателей их физического развития, повышения уровня







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.035 с.)