Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей



 

К медико-педагогическому контролю за организацией занятий физической культурой школьников с нарушением зрения должны быть привлечены все участники педагогического процесса - это совместная деятельность врача и педагога с целью повышения эффективности влияния занятий физической культурой на укрепление состояния здоровья и совершенствование функциональных возможностей учащихся.

Медико-педагогический контроль предусматривает тесное взаимодействие специалистов (врач и учитель ФК). В своей деятельности они применяют общие методы и средства контроля, наряду со специфическими для каждого их них. Поэтому в данном случае деление медико-педагогического контроля на медицинский и педагогический контроль носит условный характер, так как он представляет единство взаимодействий педагога и врача.

Медицинские обследования проводятся с целью оценки состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей и выработки последующих рекомендаций по различным аспектам дальнейшей жизнедеятельности, в том числе по вопросам занятий физической культуры и спортом. Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом с целью повышения эффективности педагогических воздействий.

Содержание педагогического контроля:

контроль за посещаемостью занятий;

контроль за учебной и тренировочными нагрузками;

контроль за состоянием занимающихся;

контроль за техникой упражнений;

контроль за динамикой развития физических качеств, формирования навыков и ростом спортивных результатов;

контроль за поведением во время занятий физической культурой и спортом.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности.

По результатам медико-педагогического контроля осуществляется комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой, проводится оценка функциональных возможностей организма, решается вопрос о допуске к занятиям физической культурой, регулируется уровень физических нагрузок и т.д.

Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку:

уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой;

восстановления пульса, дыхания, давления после занятий;

динамика простейших функциональных проб;

правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов;

внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий

Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления. Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем [5; 6].

Контроль за уровнем развития физической подготовленности у детей с нарушением зрения предусматривает определение уровня развития основных физических качеств:

выносливости (общей);

силовой подготовленности;

силовых качеств (силовой выносливости);

гибкости;

быстроты;

координационных способностей.

Для детей с нарушением зрения предусматриваются следующие ограничения: резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках [3].


Выводы

 

Характерными особенностями слепых и слабовидящих являются:

·   отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях.

·   нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.

·   недостаточное формирование двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия

·   недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.

Применение средств физической реабилитации слепых и слабовидящих детей позволит значительно изменить показатели их психофизического состояния.

При работе с детьми с нарушением используются следующие методы:

·   Метод практических упражнений

·   Метод дистанционного управления

·   Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации

·   Метод наглядности

·   Метод стимулирования двигательной активности

Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением зрения являются физические упражнения: 1. Передвижения

. Общеразвивающие упражнения:

. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

. Упражнения для укрепления сводов стопы.

. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата

. Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.

. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей

. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

. Лазанье и перелезание

. Упражнения на расслабление

. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов

. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

. Плавание.

. Лыжная подготовка.

Циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями) оказывают благоприятное воздействие на функции миопического глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза.

Дети с нарушением зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг.

 


Список использованной литературы

 

1. Афанасьев, В. Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной деятельности школьников с нарушениями зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры Текст.: автореф. дис..канд. пед. наук/ Афанасьев В. Ф. -М., 1968.

.   Бастрон О.В., Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ,2007.

.   Беженцева Л.И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната. Томск. Изд-во ТГПУ,2003.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

.   Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

6. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев,И.И.Диамант,Е.В.Ширенкова,Н.Н.Демидко,Г.Н.Лапина.-Томск.:Изд-во ТГПУ,2007.

.   Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000.

.   Демирчоглян, Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников Текст. / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. М., Советский спорт, 2000.

.   Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

.   Касаткин, Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у слепых детей школьного возраста Текст. /Л. Ф. Касаткин // Физическое воспитание детей в специальных школах. - Горький, 1983.

.   Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998.

.   Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.Б. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре.- М.: «Советский спорт»,2004.

.   Лисовский В.А.,.Евсеев С.П, Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие/М.: Советский спорт, 2004.

.   Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2002.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

16. Муляр Л.П.. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных секциях с детьми с нарушениями зрения Методическое пособие <http://tiflo.ucoz.ru/POSOBIE.doc> для учителей физкультуры школ слепых и слабовидящих. Москва, 2002г.

.   Никитин В.И., Попова Т.В. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников: Методические рекомендации <http://tiflo.ucoz.ru/podvizhnye_igry_khodba_i_beg.rtf>/ Урал. гос. пед. ун-т; В. И. Никитин, Т. В. Попова. Екатеринбург, 2001.

.   Ростомашвили Л.Н.. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. (Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) Москва, 2002г. <http://tiflo.ucoz.ru/lfk_programma.doc>

.   Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии, М.: «Советский спорт»,2004с. Героева, И. В. Методика профилактики близорукости у младших школьников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис...канд. пед. наук / Героева И. В. М., 1996. Белецкая, В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. / В. И. Белецкая, А. И. Гнеушева. М.: Здоровье, 1982.

.   Смирнова И.А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения - 2007, №8

21. Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. В.Л.Сыча, АС. Хоменкова и Б.Н. Шустика. - М.: СААМ, 1994.

.   Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физкультуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

.   Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб ., 1999.

24. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2/ Под ред. С.П.Евсеева. -М.: Советский спорт, 2007.

.   Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000

.   Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В.Шапковой. -М.: Советский спорт, 2003.


Приложение

Комплекс игр-упражнений.

Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.

. “Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой - голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

. “Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4-6 детей (2-3 - команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

. “Собираем урожай”.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.

Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).

. “Бабушкины помощники”.

Тема: овощи - фрукты.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая).

Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому - тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды.

. “Собираем букет из цветов”.

Тема: цветы, деревья.

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию).

Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов.

. “Весенний (осенний) веночек”.

Тема: цветы, листья.

Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу)

Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.

. “Соберем автомобиль”.

Тема: транспорт.

Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции.

Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич. фигур). На сетке (заводе) висят геометрич. фигуры (детали на 2-3 - больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль).

. “Знатоки транспорта”.

Тема: транспорт.

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению.

Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть - воздушный транспорт, средняя часть сетки - наземный транспорт, нижняя часть сетки - водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их.

. “Что движется быстрее?”

Тема: транспорт.

Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения.

Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) - велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх

Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед.

. “Помоги маме развесить бельё”.

Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки.

У ребёнка в одной руке прищепка, в другой - один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке.

Варианты: упражняться в квалификации - одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя - летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки…

. “Ветерок”.

Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения.

Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока - один вдох, три выдоха).

. “Волшебная палочка”.

Цель: Развитие глазомера, координация движений.

Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).

. “Собери картинку”.

Цель: Собрать и составить из частей целое изображение.

Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку.

. “Забавное зеркало”.

Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один - ведущий, другой - ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

. “Доставалочка”.

Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.

Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза - с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3-4 секунды.

. “Запомни и найди”.

Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве.

Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия).

Перечисленные игры-упражнения - это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки. Предлагаю несколько игр-упражнений.

Оборудование: гимнастический каток, схема движения.

. “В гости к бабушке”.

Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах.

Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук.

. “Фотографы”. Цель: та же, развивать зрительную память и внимание.

Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал.

. “Веселый поезд”.

Цель: та же, развитие зрительного внимания.

Дети (3-4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…”

Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме.

В детском саду мной оборудована сенсорная комната, в которой наряду с развитием зрительного восприятия, ощущений использую игры-упражнения, способствующие развитию движений, ориентировке в пространстве.

Игры-упражнения проводятся в затемненной комнате. Оборудование: фонарик, кубики, дорожки, канат.

.   “Перейди через ручеёк по бревнышку” - ребёнок проходит босиком по канату, освещая себе путь фонариком.

.   “Не провались в болото” - ребёнок проходит по дорожке, наступая на нарисованные следы, освещая себе путь фонариком.

.   “Полоса препятствий” - ребёнок перешагивает через кубики разной высоты, освещает себе путь фонариком.

.   Игра-развлечение “Поймай зайчика” - в сенсорной комнате в темноте по полу “бегут” огоньки от светящегося шара. Ребёнок “ловит” руками (наступает ногами) лучики света.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.06 с.)