Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К медико-педагогическому контролю за организацией занятий физической культурой школьников с нарушением зрения должны быть привлечены все участники педагогического процесса - это совместная деятельность врача и педагога с целью повышения эффективности влияния занятий физической культурой на укрепление состояния здоровья и совершенствование функциональных возможностей учащихся. Медико-педагогический контроль предусматривает тесное взаимодействие специалистов (врач и учитель ФК). В своей деятельности они применяют общие методы и средства контроля, наряду со специфическими для каждого их них. Поэтому в данном случае деление медико-педагогического контроля на медицинский и педагогический контроль носит условный характер, так как он представляет единство взаимодействий педагога и врача. Медицинские обследования проводятся с целью оценки состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей и выработки последующих рекомендаций по различным аспектам дальнейшей жизнедеятельности, в том числе по вопросам занятий физической культуры и спортом. Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом с целью повышения эффективности педагогических воздействий. Содержание педагогического контроля: контроль за посещаемостью занятий; контроль за учебной и тренировочными нагрузками; контроль за состоянием занимающихся; контроль за техникой упражнений; контроль за динамикой развития физических качеств, формирования навыков и ростом спортивных результатов; контроль за поведением во время занятий физической культурой и спортом. К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности. По результатам медико-педагогического контроля осуществляется комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой, проводится оценка функциональных возможностей организма, решается вопрос о допуске к занятиям физической культурой, регулируется уровень физических нагрузок и т.д. Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку: уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой; восстановления пульса, дыхания, давления после занятий; динамика простейших функциональных проб; правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов; внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления. Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем [5; 6]. Контроль за уровнем развития физической подготовленности у детей с нарушением зрения предусматривает определение уровня развития основных физических качеств: выносливости (общей); силовой подготовленности; силовых качеств (силовой выносливости); гибкости; быстроты; координационных способностей. Для детей с нарушением зрения предусматриваются следующие ограничения: резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках [3]. Выводы
Характерными особенностями слепых и слабовидящих являются: · отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. · нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. · недостаточное формирование двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия · недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве. Применение средств физической реабилитации слепых и слабовидящих детей позволит значительно изменить показатели их психофизического состояния. При работе с детьми с нарушением используются следующие методы: · Метод практических упражнений · Метод дистанционного управления · Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации · Метод наглядности · Метод стимулирования двигательной активности Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением зрения являются физические упражнения: 1. Передвижения . Общеразвивающие упражнения: . Упражнения на формирование навыка правильной осанки. . Упражнения для укрепления сводов стопы. . Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата . Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем. . Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей . Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий. . Лазанье и перелезание . Упражнения на расслабление . Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов . Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов. . Упражнения для развития мелкой моторики руки. . Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др. . Плавание. . Лыжная подготовка. Циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями) оказывают благоприятное воздействие на функции миопического глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза. Дети с нарушением зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг.
Список использованной литературы
1. Афанасьев, В. Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной деятельности школьников с нарушениями зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры Текст.: автореф. дис..канд. пед. наук/ Афанасьев В. Ф. -М., 1968. . Бастрон О.В., Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ,2007. . Беженцева Л.И. Особенности организации процесса физического воспитания детей-инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната. Томск. Изд-во ТГПУ,2003. 4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. . Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 6. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев,И.И.Диамант,Е.В.Ширенкова,Н.Н.Демидко,Г.Н.Лапина.-Томск.:Изд-во ТГПУ,2007. . Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000. . Демирчоглян, Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников Текст. / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. М., Советский спорт, 2000. . Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970. . Касаткин, Л. Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у слепых детей школьного возраста Текст. /Л. Ф. Касаткин // Физическое воспитание детей в специальных школах. - Горький, 1983. . Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. . Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.Б. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре.- М.: «Советский спорт»,2004. . Лисовский В.А.,.Евсеев С.П, Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие/М.: Советский спорт, 2004. . Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2002. 15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 16. Муляр Л.П.. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных секциях с детьми с нарушениями зрения Методическое пособие <http://tiflo.ucoz.ru/POSOBIE.doc> для учителей физкультуры школ слепых и слабовидящих. Москва, 2002г. . Никитин В.И., Попова Т.В. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников: Методические рекомендации <http://tiflo.ucoz.ru/podvizhnye_igry_khodba_i_beg.rtf>/ Урал. гос. пед. ун-т; В. И. Никитин, Т. В. Попова. Екатеринбург, 2001. . Ростомашвили Л.Н.. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. (Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) Москва, 2002г. <http://tiflo.ucoz.ru/lfk_programma.doc> . Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии, М.: «Советский спорт»,2004с. Героева, И. В. Методика профилактики близорукости у младших школьников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис...канд. пед. наук / Героева И. В. М., 1996. Белецкая, В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. / В. И. Белецкая, А. И. Гнеушева. М.: Здоровье, 1982. . Смирнова И.А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения - 2007, №8 21. Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. В.Л.Сыча, АС. Хоменкова и Б.Н. Шустика. - М.: СААМ, 1994. . Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физкультуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. . Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб ., 1999. 24. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2/ Под ред. С.П.Евсеева. -М.: Советский спорт, 2007. . Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000 . Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В.Шапковой. -М.: Советский спорт, 2003. Приложение Комплекс игр-упражнений. Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки. . “Жмурки с прищепками”. Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки. Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой - голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает. . “Быстрые пальчики”. Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев. Играют 4-6 детей (2-3 - команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок. . “Собираем урожай”. Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений. Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе). . “Бабушкины помощники”. Тема: овощи - фрукты. Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая). Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому - тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды. . “Собираем букет из цветов”. Тема: цветы, деревья. Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию). Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов. . “Весенний (осенний) веночек”. Тема: цветы, листья. Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу) Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге. . “Соберем автомобиль”. Тема: транспорт. Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции. Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич. фигур). На сетке (заводе) висят геометрич. фигуры (детали на 2-3 - больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль). . “Знатоки транспорта”. Тема: транспорт. Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению. Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть - воздушный транспорт, средняя часть сетки - наземный транспорт, нижняя часть сетки - водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их. . “Что движется быстрее?” Тема: транспорт. Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения. Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) - велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед. . “Помоги маме развесить бельё”. Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки. У ребёнка в одной руке прищепка, в другой - один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке. Варианты: упражняться в квалификации - одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя - летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки… . “Ветерок”. Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения. Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока - один вдох, три выдоха). . “Волшебная палочка”. Цель: Развитие глазомера, координация движений. Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений). . “Собери картинку”. Цель: Собрать и составить из частей целое изображение. Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку. . “Забавное зеркало”. Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой. Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один - ведущий, другой - ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли). . “Доставалочка”. Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук. Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза - с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3-4 секунды. . “Запомни и найди”. Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве. Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия). Перечисленные игры-упражнения - это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки. Предлагаю несколько игр-упражнений. Оборудование: гимнастический каток, схема движения. . “В гости к бабушке”. Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах. Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук. . “Фотографы”. Цель: та же, развивать зрительную память и внимание. Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал. . “Веселый поезд”. Цель: та же, развитие зрительного внимания. Дети (3-4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…” Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме. В детском саду мной оборудована сенсорная комната, в которой наряду с развитием зрительного восприятия, ощущений использую игры-упражнения, способствующие развитию движений, ориентировке в пространстве. Игры-упражнения проводятся в затемненной комнате. Оборудование: фонарик, кубики, дорожки, канат. . “Перейди через ручеёк по бревнышку” - ребёнок проходит босиком по канату, освещая себе путь фонариком. . “Не провались в болото” - ребёнок проходит по дорожке, наступая на нарисованные следы, освещая себе путь фонариком. . “Полоса препятствий” - ребёнок перешагивает через кубики разной высоты, освещает себе путь фонариком. . Игра-развлечение “Поймай зайчика” - в сенсорной комнате в темноте по полу “бегут” огоньки от светящегося шара. Ребёнок “ловит” руками (наступает ногами) лучики света.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.013 с.) |