Растянуто-изгибаемые элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Растянуто-изгибаемые элементы



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.Проектирование и расчет корпусных деталей машин и приборов

2.Малогабаритные корпусные детали коробчатой формы

3.Учет нагрева пластмассовых корпусов при их проектировании

4.Крупногабаритные корпусные изделия

5.Расчет элементов, находящихся под различными видами нагружения

Растянутые элементы

Растянуто-изгибаемые элементы

5.3 Сжатые стержневые элементы

5.4 Изгибаемые элементы

Сжато-изгибаемые элементы

6.Расчет и проектирование пластмассовых емкостей

Расчет емкостей из стеклопластиков

8.Расчет и проектирование передач движения с использованием пластмасс

Зубчатые передачи

Волновые передачи

Червячные передачи

Ременные передачи

9.Расчет и проектирование пластмассовых элементов трубопроводной арматуры

9.1 Расчет цилиндрических элементов

9.1.1 Расчет упругого состояния цилиндрического элемента

Расчет упругопластического состояния цилиндрического элемента

9.2 Последовательность оценки влияния максимального давления на работоспособность пластмассовой арматуры

10.Пластмассовые опоры скольжения и качения

Расчет и проектирование несмазываемых подшипников скольжения

Вывод

Литература


Введение

 

Тема контрольной работы «Проектирование и расчет различных пластмассовых изделий».

Цель работы – научиться проектировать и расчитывать корпусные детали машин и приборов из пластмассы, малогабаритные корпусные детали коробчатой формы, крупногабаритные корпусные изделия, расчет элементов, находящихся под различными видами нагружения, расчет пластмассовых емкостей, расчет передач движения с использованием пластмасс, расчет пластмассовых элементов трубопроводной арматуры, расчет пластмассовых опоры скольжения и качения и др.

Материал дисциплины базируется на изучении высшей математики, прикладной механики, химии и физики полимеров, технологии и оборудования переработки пластмасс и эластомеров в изделия.

 


Проектирование и расчет корпусных деталей машин и приборов

 

Применение корпусных деталей из пластмасс является одним из перспективных направлений использования пластмасс в машиностроении. Такие детали представляют собой кожухи и коробки. Их форма и размеры определяются условиями размещения в них необходимых узлов, а также технологическими соображениями. Корпусные детали из пластмасс широко распространены не только в промышленности, но и в быту.

Выбор основных конструктивных параметров и форм корпусных деталей определяется их назначением и сводится к расчетам на жесткость и температурные деформации. При этом принимается, что:

1) силовые факторы, действующие на корпусную деталь, следует рассматривать как сосредоточенные, приложенные в одном сечении;

2) деформации корпусных деталей зависят от соотношения размеров таких деталей;

3) деформации деталей, у которых один из размеров значительно больше двух других, рассматриваются как деформации брусьев;

4) деформации деталей, у которых два размера значительно больше третьего, рассматриваются как деформации пластин;

5) деформации деталей, у которых все три габаритных размера одного порядка, рассматриваются как деформации коробок, состоящих из пластин некоторой постоянной приведенной жесткости.

 


Расчет элементов, находящихся под различными видами нагружения

Растянутые элементы

 

Рассчитывают только на прочность:

 

N / Fнт £ [σ]p,

 

где N – расчетное значение силы (нормативное значение, умноженное на коэффициент перегрузки);

Fнт – площадь поперечного сечения элемента нетто в наиболее ослабленном месте;

[σ]p – допускаемое напряжение на растяжение.

 

Сжатые стержневые элементы

Рассчитываются и на прочность и на жесткость.

Расчет на прочность производится по формуле:


 

N / Fнт £ [σ]сж,

 

а на устойчивость по формуле:

 

N / (φ·Fрас) £ [σ]сж

Коэффициент φ = [π2 ·E/σ]cж]/λ2,

 

где λ – гибкость, равная отношению свободной длины элемента к его радиусу инерции:

σсж – действующее напряжение сжатия.

На практике берется та формула, которая дает наиболее неблагоприятные результаты.

Расчетное значение площади поперечного сечения зависит от наличия осевых ослаблений. Если они отсутствуют или не превышают 25 % общей площади, то принимается, что Fрас = Fнт. В противном же случае площадь рассчитывается по формуле Fрас = 1,33 Fнт.

Если элемент имеет трубчатую форму, дополнительно проверяется толщина стенки δ. Во избежание местного выпучивания должно соблюдаться условие:

 

D/δ ≤ 2,2 √E∙l02/(1-μ2)·π·N),

 

где D – диаметр осевой линии стенки трубы;

μ – коэффициент Пуассона;

 

Е/(1- μ2) =Епр – приведенный модуль упругости.

 

Если элемент имеет форму прямоугольной пластины, например, обшивки стен или панелей, проверка устойчивости производится сравнением действующего усилия Тх с критической силой Ткр. Сила Тх должна быть меньше Ткр по крайней мере в 1,5 раза.

Критическая сила, приходящаяся на единицу ширины пластины, определяется по формуле:

 

Ткр = k·π2·Dc/b2 ≥ kзап · Тх,

 

где Dc = Eпр·δ3/12 – цилиндрическая жесткость пластины;

δ – толщина пластины;

b – ширина пластины;

k – коэффициент, зависящий от соотношения длины пластины a, измеренной вдоль усилия, к ее ширине b.

Значения k в зависимости от отношения a / b:

 

a / b 0,4 0,5  0,6        0,7         0,8  0,9  1,0 и более

k   9,44       7,69 7,05      7,00       7,29 7,93       7,69

 

Для сжатой при изгибе обшивки (панели) действующее усилие равно:

Тх = σ·δ,

где σ – наибольшее напряжение сжатия при изгибе.

 

Изгибаемые элементы

 

Рассчитываются на прочность и на прогибы. Прочностной расчет ведется и по нормальным напряжениям по формуле:

 

M / Wнт ≤ [σ]и,

 

и по скалывающим напряжениям:

 

Q · Sнт / (Iнт · b) ≤ [σ]ск,

где Q – поперечная сила;

Sнт – статический момент сдвигающейся части сечения;

Iнт – момент инерции всего сечения относительно нейтральной оси;

b – ширина плоскости сдвига.

Прогибы от изгибающего момента определяются по формулам сопротивления материалов. Для свободно лежащей на двух опорах балки, несущей равномерно распределенную нагрузку qн, проверка прогиба производится по формуле:

 

f / l = 5/384 · qн ·l3 /(E·I),

 

где f – прогиб;

l – длина балки между опорами;

qн – нагрузка;

Е – модуль упругости.

Пластмассы являются полимерными материалами, то есть состоят из длинных цепных макромолекул, которые под действием любых деформирующих сил (растяжения, сжатия, изгиба и т.д.) сдвигаются друг относительно друга. Поэтому рекомендуется вычислять прогибы пластмассовых балок с учетом сдвига. Напряжения сдвига увеличивают прогиб пропорционально квадрату отношения высоты балки к пролету. Действительный прогиб в таком случае равен:

 

fo = f·(1 + A·E/G·h2/l2),

 

где f – прогиб от изгибающего момента;

А – коэффициент, зависящий от способа нагружения и опирания балки, а также от формы сечения;

G – модуль сдвига.

При прямоугольном сечении балки рекомендуются следующие значения коэффициента А:

1)для незащемленной балки на двух опорах (прогиб в середине пролета):

а) равномерно распределенная нагрузка – 0,96;

б) неравномерно распределенная нагрузка – 1,2;

2)для консоли (прогиб конца консоли):

а) равномерно распределенная нагрузка – 0,4;

б) неравномерно распределенная нагрузка – 0,3.

Например, прогиб в середине пролета свободно опирающейся на две опоры балки прямоугольного сечения при равномерно распределенной нагрузке равен:

 

fо = 5/384 · qн ·l4 /(E·I) ·(1 + 0,96·E/G·h2/l2)

 

При отсутствии данных о модуле сдвига можно пользоваться формулой, справедливой для однородных материалов:

 

E/G = 2(1 + μ)

Сжато-изгибаемые элементы

 

Рассчитываются с учетом площадей нетто Fнт и брутто Fбр:

 

N/Fнт + M·σсж / (ξ·Wнт·σи) ≤ [σсж],

 

где ξ = 1 – N/(φ·σсж·Fбр),

N – сжимающая сила;

Wнт – момент сопротивления сечения;

σсж – действующее сжимающее напряжение;

σи - действующее изгибающее напряжение;

сж] – допускаемое напряжение на сжатие;

φ – коэффициент, равный (π2 · Е/σсж)/λ2.

Если изгибающий момент мал, и второе слагаемое дает меньше 10 % общей суммы, надо делать дополнительную проверку на устойчивость, пренебрегая изгибающим моментом. Такая проверка может дать менее благоприятные результаты. В этом случае при проектировании следует принимать меры, обеспечивающие работоспособность рассчитываемого элемента: выбрать более прочный материал, увеличить поперечное сечение и т.д.

Прогибы сжато-изгибаемых элементов вычисляют по формулам для изгибаемых элементов, но увеличивают их в связи с совместным действием сжатия и изгиба:

 

fo = f/ξ

 


6.Расчет и проектирование пластмассовых емкостей

 

Емкости различной формы и размеров изготавливаются из химически инертных пластмасс. Формулы, используемые для расчета и проектирования таких изделий, различаются в зависимости от формы емкости, а следовательно, от схемы приложения внутреннего давления.

Примем обозначения:

Р – давление на стенки емкости;

U и T – меридиональная и кольцевая силы, действующие на единицу длины приложения;

σu и σт – меридиональное и кольцевое напряжение в стенках емкости;

Δ и ψ – радиальное по главному радиусу и угловое перемещение стенок;

Е и μ – модуль упругости и коэффициент Пуассона материала стенок емкости;

ρ – плотность материала, помещенного в пластмассовую емкость (например, жидкости);

R – радиус сферической емкости;

S – толщина стенки;

φ – угол выбранной точки от вертикальной оси;

α – угол конической емкости;

r – радиус цилиндрической емкости;

х – длина стенки конуса.

С учетом этих обозначений при расчете емкостей разных форм используются формулы:

Сферическая емкость:

 

U = P·R/2; T = P·R/2; σu = P·R/(2·S); σт = P·R/(2·S);

Δ = P·R/(2·Е·S)·(1-μ)· sin φ; ψ = 0


 

Коническая емкость:

 

U = P·х· tgα/2; T = P·х· tgα; σu = P·х· tgα /(2·S); σт = P·х· tgα /·S;

Δ = P·х2· sin α ·tgα /(2·Е·S); ψ –

 

Цилиндрическая емкость:

 

U = P·r/2; T = P·r; σu = P·r/(2·S); σт = P·r/·S;

Δ = P·r2/(2·Е·S)·(2-μ); ψ = 0

 

Цилиндрическая емкость, находящаяся под гидростатическим давлением:

 

U = 0; T = ρ·g·x·r; σu = 0; σт = ρ·g·x·r /·S;

Δ = ρ·g·x·r2 /(Е·S)·(1-μ)· sin φ; ψ = ρ·g·r2/(E·S)

 

Если предусматривается сварка стенок емкости, то при определении конструкторских параметров этой емкости необходимо учитывать коэффициент прочности шва φ´.

Так, при ориентировочном расчете сферических крышек и днищ толщину стенки определяют по формуле:

 

S ≥ P∙D /(2,3∙[σ]∙ φ)´

 

Для более точных расчетов рекомендуется пользоваться формулами:

- для глухих сферических днищ и крышек (без отверстий или с отверстиями, ослабляющее действие которых компенсируется какими-либо конструктивными элементами):

 

S ≥ P∙Dвн2 /(8∙[σ]∙ φ´ ·H);

- для сферических днищ и крышек, ослабленных отверстиями:

 

S ≥ P∙Dвн2 /(8·z·[σ]∙ φ´ ·H),

 

где Dвн – внутренний диаметр днища или крышки;

Н – высота днища или крышки;

z – коэффициент формы, определяемый графически;

- для круглой плоской крышки или днища такой же формы:

 

σ = 0,3· (Dб/S)2·P/y ≤ [σ]

f = 0,046· Dб4·Р/(E·S3) ≤ [f]

 

где Dб - диаметр днища или крышки по центрам болтов;

y – коэффициент формы, определяемый графически;

f и [f] – наибольший и допускаемый прогибы днища или крышки.

 


Зубчатые передачи

 

Пластмассовые зубчатые колеса обычно применяются в случаях, когда необходимо обеспечить:

1) малый вес передачи;

2) бесшумность при больших скоростях;

3) высокие демпфирующие свойства;

4) способность работать в агрессивных и абразивных средах.

Преимущества пластмассовых зубчатых колес с точки зрения технологии применения:

1) частичная компенсация неточностей изготовления и монтажа;

2) малый износ сопряженных деталей.

Недостатками пластмассовых зубчатых колес, которые необходимо учитывать при проектировании, являются:

1) значительно более низкая по сравнению с металлическими колесами несущая способность;

2) низкая теплопроводность;

3) возможное разбухание при работе во влажной среде.

Обычно при проектировании зубчатых передач с пластмассовыми колесами одно из них выполняют из металла, а другое – из пластмассы. Это обеспечивает:

1) улучшение теплоотвода;

2) более полное использование свойств полимера;

3) снижение потерь на трение;

4) уменьшение износа зубьев.

Для изготовления пластмассовых колес используют текстолит, древесно-слоистые пластики, полиамиды, полиформальдегид, поликарбонат и т.п.

Основой проектирования полимерных и металло-полимерных зубчатых передач являются методы, применяемые для металлических зубчатых передач, однако их корректируют с учетом специфики полимерных материалов: анизотропии, неоднородность структуры и свойств из-за различия в технологии изготовления различных партий полимерных изделий, изменения свойств пластмасс во времени.

В расчетах используют корректирующие коэффициенты:

1) коэффициент нагрузки kн, который учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зубьев и дополнительные динамические нагрузки;

2) коэффициент износа kизн, который учитывает ослабление сечения зуба в результате износа; принимается в пределах 1,5 – 1,8;

3) коэффициент угла наклона зуба kβ, который при угле наклона 10 – 200 равен для слоисто-волокнистых пластиков 0,75 – 0,85; для термопластов – 0,7 – 0,8.

Допустимое напряжение изгиба [σ]и определяется по разрушающему напряжению и запасу прочности, но в формулу вводят коэффициенты, учитывающие технологию изготовления kтехн, частоту нагружения kчаст, концентрацию напряжений kσ.

kтехн = 0,9 для зубчатых колес, изготовленных механической обработкой и 1,0 для литых колес.

kчаст = 0,85 – 1,0 в зависимости от количества вхождений пластмассового зуба в зацепление.

kσ зависит от природы пластмассы. Для полиамидов, полипропилена, полиформальдегида он равен 0,8 – 0,9, для поликарбоната, текстолита, ДСП – 0,9 – 0,95.

Волновые передачи

 

Пластмассовые зубчатые колеса волновых передач имеют ряд преимуществ:

1) меньшая мощность сил трения в зоне контакта;

2) меньшее тепловыделение и меньший нагрев поверхности зубьев;

3) расширение области применения полимеров в конструкциях передач (приборы, кинематические передачи и т.п.);

4) снижение веса и моментов инерции вращающихся частей;

5) понижение уровня шума, колебаний и вибраций;

6) устранение опасности коррозии и электрических наводок, например, в узлах радиоаппаратуры;

7) высокая износостойкость кинематических пар;

8) возможность работы в условиях ограниченной смазки или при ее отсутствии;

9) большая технологичность;

10) меньшая стоимость.

При проектировании следует учитывать, что одно колесо можно изготавливать из пластика, а другое – из металла (обычно жесткое). При малых нагрузках (50 – 100 Н), низких скоростях скольжения (0,001 – 0,1 м/с) и небольшой продолжительности включения (3 – 5 %) оба колеса можно изготавливать из пластмассы.

Все напряжения в колесе являются переменными, и определяющим фактором является выносливость полимера, из которого изготовлено гибкое колесо.

Расчет волновой передачи заключается в: 1) определении размеров гибкого колеса и его зубчатого венца; 2) вычислении суммарного напряжения изгиба и напряжения кручения с учетом эффекта их концентрации; 3) сравнении полученных величин с допускаемыми. При выборе допускаемых напряжений обязательно следует учитывать температуру, достигаемую в процессе эксплуатации.

Температура в зоне контакта зубьев при установившемся режиме длительной работы не должна превышать 65 0С для полиамидов, 75 0С для полиформальдегида, 85 – 100 0С для эпоксидно-новолачных реактопластов. В противном случае должны предприниматься необходимые меры: увеличение поверхности теплоотдачи, введение вентиляционного обдува, применение жидкой смазки и т.д. – или, если это возможно, должен быть облегчен эксплуатационный режим работы волновой передачи.

Червячные передачи

 

Червячные пластмассовые колеса обычно применяются при температуре менее 90 0С, скоростях скольжения не выше 3 м/с, нагрузках не выше 3 МПа для колес из текстолита и ДСП и 1,5 – 1,8 МПа для колес из полиамида.

Наиболее перспективным является конструктивное оформление пластмассовых червячных передач в виде глобоидных, так как при этом получается большой выигрыш в нагрузочной способности за счет увеличения площади контакта зубьев червяка и колеса.

При проектировании пластмассовых червячных передач рассчитываются напряжения изгиба одного зуба колеса при приложении к нему всей нагрузки и глобоидного червяка в горловом сечении, которые затем сравниваются с допускаемыми напряжениями на изгиб для данного вида пластмассы.

 

Ременные передачи

 

Широко применяются в промышленности. Наиболее распространены полиамидные пластмассовые ремни, которые имеют целый ряд преимуществ по сравнению с кожаными, хлопчатобумажными, прорезиненными и др. ремнями. К таким преимуществам относятся: 1) увеличение передаваемой мощности; 2) возможность использования в агрессивных средах и при больших окружных скоростях (до 75 м/с); 3) мягкая безударная работа; 4) отказ от натяжных роликов; 5) отличная работоспособность при ударной нагрузке.

Конструктивные размеры пластмассовых ременных передач включают:

1) площадь сечения пластмассового ремня;

2) толщину ремня;

3) диаметр меньшего шкива;

4) ширину ремня;

5) передаточное число.

Наибольшее напряжение ремень испытвавет в точке контакта ведущей ветви ремня с малым шкивом передачи:

 

σmax = σ0 + k/2 + σцбс + σизг,

 

где σ0 – напряжение в ремне при холостом ходе;

k – полезное напряжение;

σцбс – напряжение в ремне от центробежных сил;

σизг – напряжение в ремне от изгиба.

Рассчитанное максимальное напряжение сравнивается с допускаемым.

Кроме плоскоременных пластмассовых передач, находят применение клиноременные и зубчатоременные передачи. Их расчеты производятся с использованием экспериментально найденных графических зависимостей.

 


Вывод

 

В процессе выполнения контрольной работы мы научилисьпроектировать и расчитывать корпусные детали машин и приборов из пластмассы, малогабаритные корпусные детали коробчатой формы, крупногабаритные корпусные изделия, расчитывать элементы, находящиеся под различными видами нагружения, расчитывать и проектировать пластмассовые емкости, расчитывать передачи движения с использованием пластмасс, расчитывать и проектировать пластмассовые элементы трубопроводной арматуры, расчитывать пластмассовые опоры скольжения и качения и др.


 

Литература

 

1. Альшиц И.Я. и др. Проектирование изделий их пластмасс. – М.: Машиностроение, 1979. – 248с.

2. Зенкин А.с. и др. Допуски и посадки в машиностроении. К.: Техніка, 1990. –320 с.

3. Штейнберг Б.И. и др. Справочник молодого инженера-конструктора. – К.: Техніка, 1979. – 150 с.

4. Лепетов В.А., Юрцев Л.И. Расчет и конструирование резиновых изделий. М.: Химия, 1987. – 408 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.Проектирование и расчет корпусных деталей машин и приборов

2.Малогабаритные корпусные детали коробчатой формы

3.Учет нагрева пластмассовых корпусов при их проектировании

4.Крупногабаритные корпусные изделия

5.Расчет элементов, находящихся под различными видами нагружения

Растянутые элементы

Растянуто-изгибаемые элементы

5.3 Сжатые стержневые элементы

5.4 Изгибаемые элементы

Сжато-изгибаемые элементы

6.Расчет и проектирование пластмассовых емкостей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.101 с.)