Понятие народного хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие народного хозяйства.



Понятие народного хозяйства.

Под народным хозяйством понимается комплекс взаимосвязанных отраслей, осуществляющих общественное воспроизводство в рамках государственных границ или границ, сопоставимого сообщества. Народное хозяйство—результат хозяйственного и социального развития данного народного сообщества, главным образом разделение и кооперация труда и освоение ресурсов. Народное хозяйство структурируется по отраслевому, воспроизводственному, региональному и иным признакам:

· с точки зрения участия создания национального дохода народное хозяйство подразделяется на материальное производство, в том числе промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, торговля, общественное питание; и непроизводственная сфера —ЖКХ, здравоохранение, наука, образование, культура, кредитование, страхование.

отраслевое приближение

· по признаку качественных однородных хозяйствующих единиц в системе разделения труда

второе приближение

электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и стройматериалы. Может существовать деление комплексов на территории экономического районирования

третье приближение

пищевая, мясоперерабатывающая, табачная, виноводочная, сахарная промышленность

· деление на межотраслевые отрасли целевого и функционального характера, в частности—строительный комплекс, ТЭК, АПК, химико-лесной комплекс (иногда выделяют отдельно транспортный комплекс, коммуникационный комплекс, ВПК, финансовый комплекс, жилищно-коммунальный комплекс)

· структурирование по секторам системы национальных счетов, в том числе сектор предприятий, подразделяемый на сектора финансовых и нефинансовых предприятий: сектор государственных учреждений, сектор домохозяйств, сектор остального мира. Может существовать деление на рыночные и нерыночные сектора. Также могут выделяться отрасли производственных товаров и отрасли, оказывающие услуги. Основная хозяйствующая единица в рамках народного хозяйства—предприятие.

 

Предприятие как основное звено народного хозяйства.

Предприятие —имущественно обособленная структура. Характеризуется организационным единством, полной или частичной самостоятельностью в хозяйственном обороте и формальными или неформальными признаками юридического лица. Предприятие самостоятельно принимает решение, использует факторы производства (ресурсы) и изготовление и реализация продукции, и стремится к получению экономического эффекта выходящего в виде прибыли, дохода и т.д.

Типология предприятия

1. По отраслевому признаку (строительные, транспортные)

2. По форме собственности (государственные, частные, муниципальные)

3. По размеру и мощности (малые, средние, крупные)

4. По характеру и режиму собственности

· индивидуальные (единоличные)

· коллективные (с общей долевой собственностью, с общей совместной собственностью

5. По принадлежности капитала (национальные, иностранные, смешанные)

6. По организационно-правовой форме

a) полное товарищество

b) товарищество на вере

c) ООО

d) ОДО

e) АО

f) производственный кооператив (артель)

g) унитарное предприятие

h) ЧП БОЮЛ

7. По преобладающему производственному фактору

a) капиталоемкие

b) материалоемкие

c) трудоемкие

 

Объединение предприятий

Предприятия могут объединяться между собой в целях совместного освоения ресурсов, рынков, решения общественных, технологических задач и для решения вопросов с разного рода носителями власти.

Формы объединений

Картель —преимущественно отраслевое объединение договорного характера без трансформации прав собственности нередко совместно с организацией сбыта.

Синдикат —разновидность картеля, где существует единый сбытовой орган в виде предприятия, а иногда единый снабженческий орган.

Пул —объединение, предусматривающее совместное извлечение прибыли с последующим распределением. Создается вокруг технологического процесса или для цели политического давления.

Трест —объединения, в которых предприятия теряют хозяйственную самостоятельность, а, зачастую, и юридическую, причем объединения происходят по всем сторонам. Образуется для совместного объединения ресурсов, особенно по ходу процесса. Тресты могут особенно организовываться государственным и отдельно взятым частным предпринимателем.

Концерн —объединение самостоятельных предприятий путем общей собственности, участия в капитале, доступа к ресурсам, в т.ч. и финансовым.

Финансовые промышленные группы —необязательность имущественного объединения, возможность участия государственных предприятий.

Консорциум —более или менее добровольные объединения совершенно независимых предприятий в основном для участия в более сложной форме конкурса или решении технических задач, временное объединение.

Формы рынков

1) Рынок свободной конкуренции—незначительные барьеры на входе и выходе, небольшое разнообразие продуктов, незначительный уровень издержек, невысокая норма прибыли, небольшая доля участия.

2) Полная монополия—фирме принадлежит около 70% объема продаж, высокие входные и выходные барьеры (патенты, необходимых значительных мощностей, дефицит какого-либо ресурса). Очень узкий рынок сбыта, широко применяется феномен частной власти.

3) Монополистическая конкуренция—много предприятий с сопоставимыми рыночными долями. Слабость входных и выходных барьеров, высокие расходы на рекламу, маркетинг, гарантии, скидки и т.п. Значительные расходы на НИОКР. Наличие множества товаров полной или частичной совместимости, трудность договорных цен.

4) Олигополия—наличие разнокалиберных субъектов с разными рыночными долями, однообразие и разнообразие рыночных позиций. Значительные входные барьеры. Существует группа из 3-8 предприятий, контролирующих значительную часть рынка. В отличие от монополистической конкуренции может быть дефицит производственных мощностей. Множество внутренних барьеров. Возможно существование сговоров. Взаимозависимость участников рынка.

Монополия и олигополия возможны со стороны покупателей. Большинство мировых рынков характеризуется этими формами с преобладанием последней.

 

Баланс предприятия

Баланс описывает состояние имущества предприятия (активы) и их обеспечения (пассивы) или средства и источники средств. Баланс имеет2 стороны: активы—характеризуют имущество предприятия, пассивы—покрытие этого имущества. Деление баланса на группы основывается на оборачиваемости средств и их источников.

   Активы:

А. Основные средства и другие внеоборотные активы или активы, которые переносят и будут переносить свою стоимость на издержки предприятия.

А1. основные средства (здания сооружения, оборудования) А2. нематериальные активы (сертификаты) 

А3. основные средства в строительстве и монтажа 

А4. долговременные вложения капитала

 

Б. денежные ср-ва

Б1. средства на счетах в банках

Б2. касса

Б3. расчеты с подотчетными лицами

Б4. дебиторская задолженность 

Б5. краткосрочные вложения

В. запасы и затраты

В1. материалы и приравниваемое к ним имущество

В2. незавершенное производство

В3. непокрытые убытки.

Пассивы:

Г. собственные ср-ва 

Г1. уставной капитал 

Г2. разного рода резервы 

Г3. нераспределенная прибыль

Д. долгосрочные заемные средства

Д1. долгосрочные кредитные займы

Д2. долгосрочное целевое финансирование 

Д3. долгосрочные расчеты с учредителями

Е. краткосрочные заемные ср-ва 

Е1. краткосрочные кредитные займы

Е2. кредиторская задолженность

Е3. расчеты по целевому краткосрочному финансированию 

Е4. крткосрочные расчеты с учредителями.

В действительности каждая хозяйственная операция означает изменение стоимости каких-либо двух компонентов баланса, причем по принципу двойной записи, т.е. если одни пассивы соответственно переходят в другие и тоже происходит с активами, то общая сумма баланса не изменяется, но бывает, что изменяются сразу и активы и пассивы.

 

 

«Имущество предприятия»

1.Имущество предприятия— материальные инематериальные объекты, используемые предприятием в производственной деятельности и отражаемые в активах баланса. Создается за счет вкладов учредителей в уставный капитал (УК). Имущество предприятия обособленно от его учредителей. По долгам и искам предприятие отвечает своим имуществом. При его ликвидации имущество, в первую очередь, обращается на удовлетворение требований кредиторов, а оставшееся идет учредителям. В составе имущества принято выделять материально-вещественные и нематериальные элементы имущества.

Невещественные элементы—это нематериальные активы (НМА): имущественные права, сертификаты, разработка НИОКР, программное обеспечение, торговые марки и т.п. Прочие элементы являются материальными активами (МА).

 

2.Капитал предприятия —совокупность задействованных предприятием средств, т.е. капитал, существующий в виде средств производства (активы) или капитал денежный (пассивы). В рамках денежного капитала средства подразделяются на: собственные средства, заемные средства. Собственные источники средств (группа Г пассивов – собственные средства)—стоимость имущества предприятия полностью находящегося в его собственности. Оценка собственного капитала:

1.подход: активы—все заемные средства (группы Д и Е) 

 2.подход: оценка прямым счетом по отдельным группам собственных источников (сумма всех источников).

 

Определение размера УК

a) определение законодательных стандартов минимальных размеров УК для закрытых АО—100 МРОТ, ОАО—1000 МРОТ

b) соображениями экономической целесообразности, т.е. УК должен обеспечивать функционирование предприятия в значительной части его внеоборотных активов

c) соображениями престижа: небольшой размер УК свидетельствует о низкой солидности предприятия

d) соображениями прибыльности

При акционерной форме предприятия любое изменение УК должно сопровождаться движением акций: при учреждении предприятия происходит первичный выпуск акций, при расширении УК—дополнительный выпуск, либо переоценка акций, при изменении учредителей происходит перемещение прав собственности на акции, перед ликвидацией или выпуске акций в замен существующих, существующие акции подлежат выкупу.

Износ ОС и НМА

Износ ОС и НМА есть процесс частичной или полной утраты ими потребительских свойств и стоимости с течением времени; при этом физический износ выражается в утрате технических свойств и характеристик в рез-те эксплуатации и хранения, а моральный выражается в уменьшении стоимости вследствие появления новых видов.

Сроки службы всех видов внеоборотных активов и ОС и НМА предполагает физический износ и риск морального износа. Ограничены сроки предъявления прав требования. Физический износ должен соответствовать сроку службы, хотя бывают исключения.

Срок полезного использования объектов ОС и НМА должен содержаться в документации на эти объекты, выдаваемой поставщиком (например: в техпаспорте). Он может определяться и в централизованном порядке по техническим стандартам, а если срок не задан, то предприятие может установить его самостоятельно. Исходя из ожидаемого срока использования и правовых ограничений (например: срока аренды или лизинга).

2.Амортизация —процесс постепенного переноса стоимости ОС и НМА на стоимость готовой продукции, по мере их износа. По ходу процесса амортизации со стоимости данного объекта в той или иной пропорции денежная сумма, увеличивающая себестоимость произведенной продукции, и уменьшающая балансовую стоимость данных объектов. С балансовой точки зрения процесс амортизации означает перетекание средств из внеоборотных в оборотные, при этом УК остается без изменения, но в пассивах может образоваться некие дополнительные резервы. Списание амортизационных отчислений производится отдельно по каждому объекту, исходя из норм амортизационных отчислений.

Долгое время в РФ норматив амортизации устанавливалась централизованно. Исходя из классификации объектов ОС до 1991 года норматив амортизации предполагал отчисления не только на полное восстановление, но и на капитальный ремонт ОС, а амортизация НМА не предполагалась и учета по ним не велось(они считались расходами). Новый норматив амортизации: вторая часть Налогового кодекса РФ, а также Указ Президента РФ от 8.05.1996г., №685. В настоящее время в РФ могут применяться на предприятиях разные способы начисления амортизации.

Планирование численности персонала.

Определение потребности в персонале происходит на основании параметров производства и техническим регламентом. При этом, в основном, исходит либо из трудоемкости производственной программы, либо из норм обслуживания.

Ряв=Тр / (Тсм· N·d·K)

Ряв – численность работников,

Тр – плановая трудоемкость, Тсм – длительность смены в нормочасах,

N – число смен (суток), d – число суток работы предприятия, K – поправочный коэффициент на перевыполнение норм.

Данный расчет обычно увеличивается на величину коэффициента выбытия. Количество труда может быть измерено только временем.

Квыб = Кув / Р

Рост определяется как число отработанных смен за период, деленная на длительность периода в сменах.

Рев = Тр/(Тсм· N·d·K) · (1+ Квыб) – корректировка

При этом потребность в остро дефицитных специальностях всегда планируется отдельно. Кроме того, для планирования могут использоваться следующие показатели: 1)коэффициент постоянства кадров. равный отношению численности работников, состоящих на предприятии весь период к ССЧ за период, 2) коэффициент стабильности кадров для оценки менеджмента предприятия, 3)коэффициент текучести, обычно равный коэффициенту ср. выбытия, применяемый гл. образом в подразделениях. В отношении планирования численности служащих ИТР подобных методик не существует и приходиться исходить гл. образом из возникающих потребностей предприятия.

3. Показатели динамики персонала и производительности труда.

Показатели динамики и производительности труда:

1) Средне списочная численность (за год средне арифметическая от месячных показателей);

2) Оборот кадров L0 = (Рп+Рув)/Р за период;

3) Оборот по приему (коэффициент приема) Кп=Рп/Р;

4) Выработка продукции – в общем смысле соотношение выпуска к затратам или численности работников за период. Выпуск м.б. выражен в натуральных единицах, деньгах, чел/часах;

5) Трудоемкостьть м.б. выражена в затратах рабочего времени, з/п, на единицу выпуска. Трудоемкость м.б. определена и через затраты, связанные с содержанием рабочей силы, по отношению к общим затратам, объему произв-ва или объему продаж;

6) Трудоотдача – показатель, обратный 5.

Понятие и виды цен.

Цена —денежное выражение стоимости товара, норма замещения данного товара другим сопоставимым товаром. Могут быть:

1.Свободными, т.е. складывающимися только под влиянием спроса и предложения на рынке.

2. Регулируемые, т.е. определяемые спросом и предложением, и рыночными мерами со стороны государства или даже носителей частной экономической власти.

3.Фиксированные, уровень которых определяется исключительно решениями государственных властей.

В зависимости от обслуживаемой сферы обращения цены могут быть:

а/ оптовые цены на продукцию промышленности;

б/ цены на строительную и приравненную к ней продукцию (сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена);

в/ закупочные цены (оптовые цены заготовления с/х, л/х у населения);

г/ тарифы (регулируемые цены за пользование услугами транспорта, связи, ЖКХ);   

д/ розничные цены; 

е/ аукционные цены;

ж/ биржевая цена (цена стандартизованного товара, продающегося на товарной бирже); 

з/ контрактная; 

и/ разнообразные внешнеторговые цены, учитывающие разнообразные издержки.

Функции цен:

1. Учетная – отображает необходимые затраты ресурсов на воспроизводство товара, имущественное положение участников рынка, уровни затрат и результатов производства.

2. Стимулирующая – принудительность данной цены для отдельных участников рынка, необходимость для них достижения определенного соотношения между производством и потреблением, потреблением и накоплением, продажами и затратами.

3. Распределительная – удовлетворение интересов тех или иных прямых и косвенных участников рынка.

5. Процесс ценообразования.

Фазы: * Определение спроса и оценки издержек; *анализ цен и товара конкурентов; *выработка ценовой стратегии: максимизация прибыли, максимизация объемов продаж; *определение метода: средние издержки + прибыль, получение ценовой прибыли, на основе «ощущаемой» ценности, ценообразование «за лидером»; *установление окончательных цен, что предполагает также систему скидок и накидок; * отработка тактики ценового поведения.

 

«Прибыль и другие финансовые параметры предприятия»

1.Финансовые ресурсы предприятия— это денежные ресурсы или их заменители, находящиеся в распоряжении хозяйственного субъекта, отражающие процесс образования, распределения его доходов, отражающие его кругооборот основного и оборотного капитала и отношения с контр-агентами (дебиторами и кредиторами).

Источники финансовых средств:

*пассивы не пошедшие на формирование иных ресурсов;  

*в зависимости от фондоемкости и степени изношенности внеоборотных активов, т.е. от их относительной остаточной стоимости.

Финансовый кругооборот выглядит так:

1.В производство инвестируется капитал;

2.Им создается стоимость, выражаемая в цене реализованной продукции;

3.В процессе реализации эта стоимость приобретает форму выручки; 4.Выручка покрывает затраты предприятия;

5.Разница м/у выручкой и затратами текущего характера именуется прибылью, иногда в составе выручки выделяются средства на покрытие амортизации; 

6.Полученная прибыль облагается налогом; 

7.Часть остатка от выручки направляется на потребление; 

8.Амортизационные отчисления и оставшаяся часть прибыли направляется на накопление; 

9.Имеют место: привлечение заемных финансовых ресурсов с возвратом из прибыли, формирование финансовых активов.

Прибыль может получаться также: а/при ликвидации имуществ по цене выше учетной; б/ из доходных вложений; в/ от непрофильных операций; г/ от незапланированных поступлений (по операциям прошлых лет при перерасчете их результатов, при возврате списанной дебиторской задолженности, при выявлении имуществ и их оприходовании)

2. Основные методы планирования прибыли.

В общем случае объектом планирования являются части балансовой прибыли, а именно прибыль товаров, работ и услуг. Лишь при определенных предпосылках могут планироваться отдельные виды прибыли от неосновной деятельности, а именно:

-от ликвидации имуществ;

-от арендодательской деятельности;

-по вложениям капиталов предприятия, гл. образом в облигации и на банковские вклады;

Прибыль от профильной деятельности, т.е. от реализации продукции рассчитывается как часть планового объема такой реализации, причем:             1. метод прямого счета (при небольшом ассортименте продукции может быть может быть сразу определена плановая величина реализации и достаточно точно плановая величина себестоимости). Если экономические параметры ассортимента хорошо известны и он велик, возможно планирование по ассортиментным группам. 2 метод лимиторентабельности, заключается в анализе того, каков должен быть минимальный лимит расходов и минимальный оборот при возможном уровне расходов и при возможном уровне продаж. Здесь планирование прибыли осуществляется остаточно, исходя из данных лимитов. причем прибыль часто не отделяется от амортизационного фонда. 3. исходя из желаемой величины рентабельности. В процентах к данному обороту или к данному вложенному объему капитала. При этом могут использоваться такие параметры, как отношение или оборотных средств к вложенному капиталу или оборот капитала к сумме себестоимости. 4. исходя из так называемой точки безубыточности. При этом, как правило. объем продаж определяется от достигнутого нередко в исходных натуральных показателях.

 

Фазы:

1. Принятие принципиального решения, разработки, либо пересмотра ТП на основании:--выводов по целесообразности производства продукции,--существующей нормативно-технической базы,--анализа собственных ресурсов (ОС, трудовые ресурсы)  

2. Оценка параметров и общая разработка ТП (проектируется продукт, делается выбор оборудования и площадей, оценка сбыта) 

3. Разработка маршрутной технологии, а именно последовательность и выполнение основных операций, закрепление их за конкретными подразделениями, с принципиальным выбором инструмента и оснастки 4. Разработка по операционной технологии, т.е. последовательности и точных параметров операций 

5. Окончательная разработка технического регламента ТП, предусматривающего все варианты ТП в связи с изменением ассортимента выпуска, окончательное решение вопросов о стандартификации и сертификации, но лучше это делать уже в 4.

4.Параметры ТП.

1) Коэффициент пропорциональности Кпр = Ммин/Ммакс (М- пропускная способность).

2) Коэффициент непрерывности Кнепр = Тр (продолжительность раб. времени)/Тц (продолжительность операции в целом);

3) Коэффициент параллельности Кпар = Тпар/Тфакт

4) Коэффициент прямоточности Кпрям = Дпрям (длина пути предмета труда)/Дфакт (-//-фактич);

5) Коэффициент ритмичности – зачетный метод;

T Впл Вф Взач

1 2    2,5     2

2 2,5  4       2,5

3 2,5  2       2

4 3     2,5    2,5

Σ 10   11      9

6) Длительность производственного цикла Тп.ц=Ттц(длительность ТП) +Тпер (длительность перерывов);

7) Длительность технологического цикла.

7а) При последовательном движении Тт.ц (посл)=n Σ ti/ci где i –номер операции, n – объем партии, m –число операций, t – время операции, c-число рабочих мест.

7б) Тц = Р Σ ti/ci+(n-P) t max/c max Р – размер транспортной партии (<n), t max – наиболее продолжительная операция.

7в) Деятельность производственного цикла при параллельном и последовательном движении.   

Тц (пар/посл)=Тц (посл) - Σ τi                                     

 τ – перекрытие за счет выполнения каждой пары смежной продукции.(<m) 8) Уровень незавершенного производства.

8а) В натуральном показателе выпуска, в абсолютном значении.

8б) В усредненных бухгалтерских показателях выпуска, к абсолютному знач-ю.

8в) В натуральном значении или в бухгалтерской оценке по отношению к запасам ГП- редко.

9) Такт потока τt = (Тф*Ки)/Вп, где Тф – отработанное факт. время, Ки – коэффициент использования оборудования, Вп – выпуск продукции, предпочтит-но в натур-х показат-х.

10) Темп потока δ=Вп/Тф

Понятие народного хозяйства.

Под народным хозяйством понимается комплекс взаимосвязанных отраслей, осуществляющих общественное воспроизводство в рамках государственных границ или границ, сопоставимого сообщества. Народное хозяйство—результат хозяйственного и социального развития данного народного сообщества, главным образом разделение и кооперация труда и освоение ресурсов. Народное хозяйство структурируется по отраслевому, воспроизводственному, региональному и иным признакам:

· с точки зрения участия создания национального дохода народное хозяйство подразделяется на материальное производство, в том числе промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, торговля, общественное питание; и непроизводственная сфера —ЖКХ, здравоохранение, наука, образование, культура, кредитование, страхование.

отраслевое приближение

· по признаку качественных однородных хозяйствующих единиц в системе разделения труда

второе приближение

электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и стройматериалы. Может существовать деление комплексов на территории экономического районирования

третье приближение

пищевая, мясоперерабатывающая, табачная, виноводочная, сахарная промышленность

· деление на межотраслевые отрасли целевого и функционального характера, в частности—строительный комплекс, ТЭК, АПК, химико-лесной комплекс (иногда выделяют отдельно транспортный комплекс, коммуникационный комплекс, ВПК, финансовый комплекс, жилищно-коммунальный комплекс)

· структурирование по секторам системы национальных счетов, в том числе сектор предприятий, подразделяемый на сектора финансовых и нефинансовых предприятий: сектор государственных учреждений, сектор домохозяйств, сектор остального мира. Может существовать деление на рыночные и нерыночные сектора. Также могут выделяться отрасли производственных товаров и отрасли, оказывающие услуги. Основная хозяйствующая единица в рамках народного хозяйства—предприятие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.105 с.)