Подходы к определению сущности прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению сущности прав человека



 

Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются прежде всего как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными.

Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты.

Возникает вопрос: всегда ли права человека - лишь те права, которые закреплены в Конституции?

В Швейцарии полвека назад возникла проблема так называемых неписаных конституционных прав человека. З. Джакометти, швейцарский юрист, сформулировал тезис, согласно которому перечисление в конституции основных прав личности может иметь лишь примерный характер, ибо законодатель не в состоянии предвидеть всех способов вмешательства государства в различные сферы жизни человека. Поэтому, кроме прав, записанных в конституции, могут, по его мнению, существовать равные им по рангу "неписаные" права, осуществление которых должно быть гарантировано в момент реализации. Швейцарский Федеральный суд частично принял эту концепцию и допустил существование "неписаных" конституционных прав личности, мотивируя свое решение целым рядом аргументов.

Этот подход не был принят в других странах. Однако можно обнаружить подобную позицию в практике французского Конституционного Совета. Принимая за основу действующие до сих пор положения, изложенные в преамбуле Конституции 1946 г., Совет формулирует новые права и свободы, не фигурирующие в нормах конституции. Таким образом, во Франции, как и в Швейцарии, происходит расширение перечня конституционных прав личности.

Представления о правах человека (как обыденные, так и теоретические научные) формировались и развивались постепенно в ходе исторического развития человеческого общества, его экономической, политической и правовой систем, а также представлений о праве и правах, которые прошли путь "от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных", при этом на каждой ступени в историческом развитии вырабатывалась своя концепция.

Сложность понятия прав человека объясняется тем, как считают некоторые авторы, что они стоят на пересечении притязаний отдельного человека к государству, с которым данный человек находится во властеотношениях. С другой стороны, в отношениях между физическими лицами и/или юридическими лицами, действующими в сфере, допустим, гражданского права, проблема обязательного действия прав человека "по горизонтали" появилась сравнительно недавно. Вкратце остановимся на двух подходах, выделяемых в европейской литературе по поводу обязательного действия прав человека "по горизонтали".

Первый подход отрицает возможность горизонтального действия прав человека, исходя из положения, что эти права накладывают обязательства только на государство. Допущение возможности ссылаться на эти права в отношениях физических лиц между собой привело бы к ограничению личности, поскольку права одной личности стали бы источником обязательств для другой. Кроме того, сторонники такого подхода подчеркивают, что из-за своего обобщенного характера конституционные нормы, устанавливающие права человека, не могут быть использованы как основа ни для разрешения гражданско-правовых споров, ни для определения отношений между физическими лицами и/или юридическими лицами, действующими в сфере гражданского права.

Вторая точка зрения принимает в качестве исходного пункта прямое горизонтальное действие и допускает трактовку прав человека как объективных принципов, имеющих обязательную силу для субъектов гражданско-правовых отношений и способных служить основой для гражданско-правовых исков.

Концепция прав человека была создана и должна применяться для защиты индивидов от произвола государственной власти. Наличие власти предполагает возможность репрессий в некоторых правоотношениях, а с другой стороны - постоянное подчинение: индивид не может просто отказаться от отношений с властью. Образно говоря, правители держат в руках меч, которым могут карать, поэтому индивиды нуждаются в "щите", который позволил бы им заслониться от карающего меча. Сторонники так называемого горизонтального применения прав человека убеждены, что это понятие должно найти применение в межличностных отношениях. Скептики же полагают, что это исказит сущность межличностных отношений: люди не должны - ибо нет такой необходимости - общаться друг с другом под охраной меча. Государство обязано защищать права каждого от нарушений со стороны других лиц, рассматривая некоторые деяния как преступные и подвергая судебному преследованию тех, кто преступает закон.

В доктрине прав человека существует точка зрения о том, что нормативные документы содержат слишком много обязательств государства по отношению к человеку. Об обязанностях человека по отношению к государству говорится намного меньше. Высшей ценностью в государстве объявляются права человека (например, ст. 2 Конституции РФ) над всеми иными правами. Подобный приоритет прав человека вместо необходимого для нормального развития государства и общества паритета прав и обязанностей отдельного человека с правами и обязанностями "коллективного гражданина", видимо, является следствием слишком долгой и трудной борьбы человека за свои права. Подобная точка зрения высказана Л.С. Мамутом.

В зависимости от того, как государство должно исполнять свои обязанности в отношении прав, их делят на так называемые негативные (свобода от) и позитивные (право на). "Негативные" права предполагают пассивные обязанности, заключающиеся в том, что государство должно воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. Такие обязанности государства традиционно связываются с правами первого поколения (в частности, с гражданскими правами).

"Позитивные" права предполагают активные обязанности государства, так как для их реализации требуется организационная, координирующая деятельность государства. Эти обязанности традиционно связывают с правами второго поколения. К примеру, праву человека на образование корреспондирует обязанность государства создать на территории всего государства школы, сделать доступным для всех бесплатное основное образование и т.д.


Субъекты прав человека

По мнению ряда авторов, вопрос о субъекте прав человека неоднозначен. Как считает В.С. Нерсесянц, развитие признания субъектом прав человека шло по пути от "привилегированного" к "непривилегированному" субъекту. В античности таким "привилегированным" субъектом был свободный человек в отличие от рабов и отпущенных на волю; в средние века круг привилегированных субъектов расширился, но был замкнут на сословных ограничениях; в Новое время таким привилегированным субъектом, и последним типом привилегированного человека, стал гражданин (по французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, понятие "гражданин" относилось, например, только к лицам мужского пола). Только в Новейшее время человек "без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" был признан носителем всех прав (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека).

Параллельно с расширением круга индивидуальных носителей прав шло формирование круга коллективных субъектов. В XVI веке появляются первые международные нормы о защите религиозных и национальных меньшинств (1555 г. - Аугсбургский мирный договор, гарантирующий равенство католиков и лютеран; Лига Наций разработала систему договоров о защите национальных меньшинств во вновь возникших государствах, в частности, после распада Австро-Венгрии). Антиколониальные движения 50-60-х гг. привели к появлению прав народов, в частности, на самоопределение и развитие. Правда, еще раньше такие права были провозглашены в первых декретах советской власти. Однако декларации так и остались декларациями.

В настоящее время в литературе существует мнение, что субъектом прав человека стало также международное сообщество, которому принадлежат права на космическое пространство, на научно-техническую информацию и прогресс, на здоровую и сбалансированную окружающую среду. Высказываются мысли и о становлении такого субъекта прав человека, как человечество в целом.

Данная точка зрения является спорной, поскольку целью создания концепции прав человека является защита индивидов от произвола государственной власти. Следовательно, человечество в целом не может быть противопоставлено государственной власти, значит, и не является субъектом прав человека.

К индивидуальным субъектам относят человека и гражданина. Какими же дополнительными правами наделен гражданин?

В Международном билле о правах человека слово "гражданин", присутствовавшее в нормах Декларации французской революции, для обозначения "привилегированного" субъекта употребляется только один раз. В ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. речь идет именно о политических правах: праве участия в ведении государственных дел, праве голосовать и быть избранным, праве допуска к государственной службе. Тот факт, что во Всеобщей декларации прав человека употребляется только слово "человек", в некоторых исследованиях объясняется тем, что оно употребляется именно в значении "гражданин", "который взаимодействует во всех социальных сферах, которые носят юридический характер".

Деление на права и свободы человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ, которая воспроизводит практически все нормы о правах человека Международного билля, объясняется специалистами необходимостью отойти от традиционного для социалистического конституционного законодательства понятия "гражданин" (в отдельных случаях понятия "трудящийся"), который получал свои права в "дар" от государственной власти. Конституция РФ 1993 г. вводит понятие прав человека, реализуемых человеком как членом гражданского общества. Таким правам, по мнению Е.А. Лукашевой, соответствуют формулировки: "каждый имеет право", "каждый может" и т.д. Права же гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством и вытекают из института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Это преимущественно политические права (ст. ст. 31 - 33 Конституции РФ), кроме права частной собственности на землю (ст. 36 Конституции РФ), которое считается автором одновременно как личным, так и социальным правом. В статьях, в которых провозглашаются права гражданина, по мнению Е.А. Лукашевой, используются формулировки типа "граждане Российской Федерации имеют право...".

Права человека, закрепленные в Конституции РФ формулировками типа "каждый имеет право", "каждому гарантируется" и т.д., - это права, которые признаются за любым человеком, находящимся на территории РФ: гражданином РФ, иностранцем и лицом без гражданства. Представляется спорным, однако, что на неграждан автоматически, несмотря на положение ст. 62 Конституции РФ, распространяются положения таких статей Конституции РФ, как ст. 39 ("каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту..."), ст. 41 ("каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь... в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно"), ст. 43 ("Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования"). Научно-практический комментарий к этим статьям оперирует только понятием "граждане". Следовательно, представляется, что "права граждан" по Конституции РФ не могут быть сведены только к правам, закрепление которых происходит с помощью термина "граждане".

К носителям прав человека относятся также лица, имеющие специальную правосубъектность. К таким субъектам можно отнести детей (ст. 10.3 и ст. 25.2 Всеобщей декларации, Конвенция о правах ребенка), женщин (ст. 10.2 и ст. 25.2 Декларации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; ст. 38 Конституции РФ), престарелых и инвалидов (Декларация о правах инвалидов 1975 г.; ст. 39 Конституции РФ), беженцев (ст. 14.1 Всеобщей декларации, Конвенция о статусе беженцев), лиц без гражданства, или апатридов (Конвенция о статусе апатридов 1960 г.; Конвенция о сокращении безгражданства 1975 г.), умственно отсталых лиц (Декларация о правах умственно отсталых 1971 г.) и психически больных лиц (Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи, 1991 г.), трудящихся-мигрантов и членов их семей (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1990 г. N 45/158, в силу не вступила). Возможно также включение таких субъектов, как раненые и больные в действующих армиях, военнопленные, гражданское население во время войны (Женевские конвенции 1949 г.).

Среди коллективных субъектов выделяются этнические, языковые и религиозные меньшинства (Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г.) и народы (нации, коренные и малочисленные народы, народы, ведущие племенной образ жизни, - ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 1 Пакта о гражданских и политических правах).

Следует отметить, что меньшинства и народы считаются одновременно и коллективным, и индивидуальным субъектом в зависимости от содержания признаваемых прав человека. Если речь идет о правах, которые гарантированы им как сообществу в целом, к примеру, право на самоопределение (ст. 1 Пактов), право на сохранение родного языка (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ), право на сохранение своих обычаев, традиций, культуры, институтов (ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах; ст. ст. 4 и 8 Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1991 г.; ст. 69 Конституции РФ), то меньшинства и народы выступают коллективным субъектом. Если же речь идет о наделении представителей этих меньшинств и народов правами, равными с представителями других сообществ и населения в целом (ст. ст. 2 и 3 вышеуказанной Конвенции 1991 г.), то представители меньшинств выступают индивидуальными субъектами прав человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.017 с.)