Глава 1. Понятие «права человека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие «права человека»



Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие «права человека»

Подходы к определению сущности прав человека

Субъекты прав человека

Глава 2. Классификации прав человека

Соотношение понятий «права» и «свободы»

Подходы к классификации прав человека

Глава 3. Гарантирование прав человека в России

Заключение

Список литературы


Введение

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы, как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и др. мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах конституции США (1791 г.). непреходящее значение имеет французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию) до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.) Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод играет Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции РФ (1993 г.).

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Основные права и свободы человека - основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев и классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности.

В наше время права человека охраняются одновременно международным и внутригосударственным правом. При этом международному праву принадлежит особая роль. По мнению ряда авторов, «это происходит отнюдь не потому, что международное право полностью гарантирует права человека, и даже не потому, что ему принадлежит верховенство при их защите, как раз наоборот. Как правило, права человека охраняются полнее внутренним правом, и ему, безусловно, принадлежит верховенство в этой сфере. Особое место международного права в общем процессе защиты прав человека объясняется тем, что именно оно устанавливает минимальный перечень прав и свобод, которые должны быть гарантированы всеми государствами - участниками международных договоров, оно определяет принципы, условия и порядок отхода от минимальных требований и формирует некое видение прав человека».

Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод.

Права человека - это сложный общественный феномен, неоднозначно толковавшийся и определявшийся на протяжении всего периода своего существования. Это отражается в многообразии подходов к определению того, что же представляют собой права человека.


Субъекты прав человека

По мнению ряда авторов, вопрос о субъекте прав человека неоднозначен. Как считает В.С. Нерсесянц, развитие признания субъектом прав человека шло по пути от "привилегированного" к "непривилегированному" субъекту. В античности таким "привилегированным" субъектом был свободный человек в отличие от рабов и отпущенных на волю; в средние века круг привилегированных субъектов расширился, но был замкнут на сословных ограничениях; в Новое время таким привилегированным субъектом, и последним типом привилегированного человека, стал гражданин (по французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, понятие "гражданин" относилось, например, только к лицам мужского пола). Только в Новейшее время человек "без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" был признан носителем всех прав (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека).

Параллельно с расширением круга индивидуальных носителей прав шло формирование круга коллективных субъектов. В XVI веке появляются первые международные нормы о защите религиозных и национальных меньшинств (1555 г. - Аугсбургский мирный договор, гарантирующий равенство католиков и лютеран; Лига Наций разработала систему договоров о защите национальных меньшинств во вновь возникших государствах, в частности, после распада Австро-Венгрии). Антиколониальные движения 50-60-х гг. привели к появлению прав народов, в частности, на самоопределение и развитие. Правда, еще раньше такие права были провозглашены в первых декретах советской власти. Однако декларации так и остались декларациями.

В настоящее время в литературе существует мнение, что субъектом прав человека стало также международное сообщество, которому принадлежат права на космическое пространство, на научно-техническую информацию и прогресс, на здоровую и сбалансированную окружающую среду. Высказываются мысли и о становлении такого субъекта прав человека, как человечество в целом.

Данная точка зрения является спорной, поскольку целью создания концепции прав человека является защита индивидов от произвола государственной власти. Следовательно, человечество в целом не может быть противопоставлено государственной власти, значит, и не является субъектом прав человека.

К индивидуальным субъектам относят человека и гражданина. Какими же дополнительными правами наделен гражданин?

В Международном билле о правах человека слово "гражданин", присутствовавшее в нормах Декларации французской революции, для обозначения "привилегированного" субъекта употребляется только один раз. В ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. речь идет именно о политических правах: праве участия в ведении государственных дел, праве голосовать и быть избранным, праве допуска к государственной службе. Тот факт, что во Всеобщей декларации прав человека употребляется только слово "человек", в некоторых исследованиях объясняется тем, что оно употребляется именно в значении "гражданин", "который взаимодействует во всех социальных сферах, которые носят юридический характер".

Деление на права и свободы человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ, которая воспроизводит практически все нормы о правах человека Международного билля, объясняется специалистами необходимостью отойти от традиционного для социалистического конституционного законодательства понятия "гражданин" (в отдельных случаях понятия "трудящийся"), который получал свои права в "дар" от государственной власти. Конституция РФ 1993 г. вводит понятие прав человека, реализуемых человеком как членом гражданского общества. Таким правам, по мнению Е.А. Лукашевой, соответствуют формулировки: "каждый имеет право", "каждый может" и т.д. Права же гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством и вытекают из института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Это преимущественно политические права (ст. ст. 31 - 33 Конституции РФ), кроме права частной собственности на землю (ст. 36 Конституции РФ), которое считается автором одновременно как личным, так и социальным правом. В статьях, в которых провозглашаются права гражданина, по мнению Е.А. Лукашевой, используются формулировки типа "граждане Российской Федерации имеют право...".

Права человека, закрепленные в Конституции РФ формулировками типа "каждый имеет право", "каждому гарантируется" и т.д., - это права, которые признаются за любым человеком, находящимся на территории РФ: гражданином РФ, иностранцем и лицом без гражданства. Представляется спорным, однако, что на неграждан автоматически, несмотря на положение ст. 62 Конституции РФ, распространяются положения таких статей Конституции РФ, как ст. 39 ("каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту..."), ст. 41 ("каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь... в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно"), ст. 43 ("Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования"). Научно-практический комментарий к этим статьям оперирует только понятием "граждане". Следовательно, представляется, что "права граждан" по Конституции РФ не могут быть сведены только к правам, закрепление которых происходит с помощью термина "граждане".

К носителям прав человека относятся также лица, имеющие специальную правосубъектность. К таким субъектам можно отнести детей (ст. 10.3 и ст. 25.2 Всеобщей декларации, Конвенция о правах ребенка), женщин (ст. 10.2 и ст. 25.2 Декларации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; ст. 38 Конституции РФ), престарелых и инвалидов (Декларация о правах инвалидов 1975 г.; ст. 39 Конституции РФ), беженцев (ст. 14.1 Всеобщей декларации, Конвенция о статусе беженцев), лиц без гражданства, или апатридов (Конвенция о статусе апатридов 1960 г.; Конвенция о сокращении безгражданства 1975 г.), умственно отсталых лиц (Декларация о правах умственно отсталых 1971 г.) и психически больных лиц (Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи, 1991 г.), трудящихся-мигрантов и членов их семей (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1990 г. N 45/158, в силу не вступила). Возможно также включение таких субъектов, как раненые и больные в действующих армиях, военнопленные, гражданское население во время войны (Женевские конвенции 1949 г.).

Среди коллективных субъектов выделяются этнические, языковые и религиозные меньшинства (Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г.) и народы (нации, коренные и малочисленные народы, народы, ведущие племенной образ жизни, - ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 1 Пакта о гражданских и политических правах).

Следует отметить, что меньшинства и народы считаются одновременно и коллективным, и индивидуальным субъектом в зависимости от содержания признаваемых прав человека. Если речь идет о правах, которые гарантированы им как сообществу в целом, к примеру, право на самоопределение (ст. 1 Пактов), право на сохранение родного языка (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ), право на сохранение своих обычаев, традиций, культуры, институтов (ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах; ст. ст. 4 и 8 Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1991 г.; ст. 69 Конституции РФ), то меньшинства и народы выступают коллективным субъектом. Если же речь идет о наделении представителей этих меньшинств и народов правами, равными с представителями других сообществ и населения в целом (ст. ст. 2 и 3 вышеуказанной Конвенции 1991 г.), то представители меньшинств выступают индивидуальными субъектами прав человека.


Заключение

 

В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. "Человеческое измерение" - оселок любых общественных преобразований, точка отсчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ. Именно с этих позиций оцениваются сегодня все происходящие в стране и мире события и процессы.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), одновременно признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Если мы хотим, чтобы права человека не являлись просто декларацией, а играли конструктивную роль, нужно четко представлять себе концепцию прав человека. Все те положения, которые сегодня рассматриваются как права человека, должны обладать международной защитой. А защита социальных и экономических прав, осуществление целей общественной политики, распределение ресурсов могут обеспечиваться в рамках внутригосударственного законодательного процесса.


Список литературы

 

1. Азаров А.Я. Права человека: новое знание. М., 1995.

2. Банашак Б. Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран. Варшава: Издательство Хельсинкского фонда по правам человека, 2001.

.   Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека. //Адвокатская практика, 2005, N 1.

.   Карташкин В.А. Движение к единому мировому пространству: Права человека накануне XXI века. Москва, 1995.

.   Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий Топорнина Б.Н. М.: Юрист, 1997. С. 277 - 284, 291 - 295, 301 - 306.

.   Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

.   Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. Москва: Международные отношения, 1991.

.   Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Издательство "Инфра-М", 1997.

.   Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Изд-во НОРМА, 1996.

.   Права человека. История, теория и практика. М., 1995.

.   Права человека. Сборник международно-правовых документов. Минск: Изд-во "Белфранс", 1999.

.   Робинсон М. Реальное осуществление прав человека. Российский бюллетень по правам человека. 10/1998

.   Теория государства и права. Учебник. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., Москва: ЮРИСТ, 2004.

.   Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Крутских В.Е. М.: Инфра-М, 2002.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие «права человека»

Подходы к определению сущности прав человека

Субъекты прав человека

Глава 2. Классификации прав человека

Соотношение понятий «права» и «свободы»

Подходы к классификации прав человека

Глава 3. Гарантирование прав человека в России

Заключение

Список литературы


Введение

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы, как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и др. мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах конституции США (1791 г.). непреходящее значение имеет французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию) до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.) Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод играет Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции РФ (1993 г.).

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Основные права и свободы человека - основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев и классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности.

В наше время права человека охраняются одновременно международным и внутригосударственным правом. При этом международному праву принадлежит особая роль. По мнению ряда авторов, «это происходит отнюдь не потому, что международное право полностью гарантирует права человека, и даже не потому, что ему принадлежит верховенство при их защите, как раз наоборот. Как правило, права человека охраняются полнее внутренним правом, и ему, безусловно, принадлежит верховенство в этой сфере. Особое место международного права в общем процессе защиты прав человека объясняется тем, что именно оно устанавливает минимальный перечень прав и свобод, которые должны быть гарантированы всеми государствами - участниками международных договоров, оно определяет принципы, условия и порядок отхода от минимальных требований и формирует некое видение прав человека».

Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод.

Права человека - это сложный общественный феномен, неоднозначно толковавшийся и определявшийся на протяжении всего периода своего существования. Это отражается в многообразии подходов к определению того, что же представляют собой права человека.


Глава 1. Понятие «права человека»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.031 с.)