Подходы к классификации прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к классификации прав человека



 

Наиболее распространенная, чаще встречающаяся в литературе классификация прав человека - классификация по трем поколениям, выдвинутая французским юристом Карелом Васаком, который охарактеризовал три поколения с помощью знаменитой французской триады "свобода, равенство, братство", и разработанная в ряде других теоретических исследований.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

К правам первого поколения относятся права, провозглашенные в статьях 2 - 21 Всеобщей декларации и в статьях 6 - 27 Пакта о гражданских и политических правах; статьях 19 - 33 и 46 - 54 Конституции РФ:

а) гражданские права: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, на национальность и язык, запрет пыток, рабства, принудительного труда; право на равенство перед судом и законом; право на свободу передвижения, на убежище; право на правосудие (справедливое судебное разбирательство, гарантии обвиняемого и др.), право на собственность, жилище, право на создание семьи и защиту семьи; право на свободу мысли, совести и религии, на свободу слова и иного выражения; право на информацию.

В докладе Международного комитета Красного Креста и Лиги обществ Красного Креста "Красный крест и права человека" (Женева, 1983 г.) в группу гражданских прав включены права, связанные с индивидуальной экономической деятельностью (частным предпринимательством и инициативой). По классификации, данной в учебнике "Общая теория прав человека", к этой группе относится право частной собственности, в то время как право частной собственности на землю в "Общей теории..." расценивается как социальное право. Конституция РФ также закрепляет право частной собственности, в том числе и на землю, а также право предпринимательской деятельности в статьях 34 - 36.

Юридический энциклопедический словарь относит эти права к группе экономических прав

б) политические права: право на гражданство, право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допускаться к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия (последнее право отсутствует во Всеобщей декларации и Пакте о гражданских и политических правах; ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). Это и право на объединения, право мирных митингов, шествий, демонстраций.

Ряд авторов относит не к гражданским, а к политическим правам право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию. На мой взгляд, это вопрос неоднозначный, поскольку все эти перечисленные права могут реализовываться человеком и как членом гражданского общества, и как участником публично-властных отношений, в зависимости от того, в какой роли он выступает. Это же можно сказать и о праве на объединения, праве митингов, шествий и т.д.

Ко второму поколению относятся права, провозглашенные в статьях 22 - 27 Всеобщей Декларации, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в статьях 34 - 44 Конституции РФ:

а) экономические права. Международный билль о правах человека не выделяет четко группу экономических прав. Не дает разделения на экономические и социальные права и "Общая теория прав человека". Юридический словарь относит к группе экономических прав и свобод, как уже говорилось выше, право частной собственности, в том числе на землю и на продукты интеллектуальной деятельности, свободу предпринимательской деятельности, свободу труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку. Пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд (ст. 7), которое прямо в Конституции РФ не гарантируется: есть "право свободно распоряжаться своими способностями к труду" (ч. 1 ст. 37), есть запрет принудительного труда (ч. 2 ст. 37). Гарантировано также "право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены" (ч. 3 ст. 37). Сюда же относятся право на справедливое денежное вознаграждение - равное за равный труд и достаточное для удовлетворительного существования их семей - п. "а" ст. 7 Пакта. В Конституции РФ гарантируется только недопущение дискриминации и право на получение минимального размера оплаты труда. К этой же группе прав представляется возможным отнести право на отдых. Хотя право на отдых, на мой взгляд, можно отнести и к социальным правам;

б) социальные права: охрана материнства, отцовства, детства, социальное обеспечение по возрасту или болезни; социальная помощь в получении жилища (само право на жилище - ч. 1 ст. 40 Конституции РФ - право гражданское). Право на медицинскую помощь и охрану здоровья, образование, право на достаточный жизненный уровень (ст. 7 Конституции РФ);

в) культурные права: право на участие в культурной жизни, свобода творчества и преподавания (ст. 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 44 Конституции РФ).

К третьему поколению прав человека относят права, толчок к развитию которых дается в ст. 28 Всеобщей декларации.

Это право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение народов и наций; право на экономическое и социальное развитие; право на общее наследие человечества и пользование его благами (совместные космические ресурсы, научно-технический прогресс и информация, культурные традиции, достопримечательности и памятники). Также это право на мир, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду, право на гуманитарную помощь в случае катастроф.

Из международно-правовых документов права этого поколения частично формулируются в Декларации социального прогресса и развития 1969 г., в Декларации о праве народов на мир 1984 г., в Декларации о праве народов на развитие 1986 г., в Руководящих принципах регламентации компьютеризованных картотек, содержащих данные личного характера, 1990 г.

Право на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Права этой группы принято считать коллективными, или солидаристскими. Некоторые авторы подчеркивают тем самым беспомощность как индивидов, так и отдельных государств в определенных критических ситуациях и неэффективность их действий в одиночку. Однако, как мне представляется, эти права могут считаться как индивидуальными, так и коллективными, поскольку от реализации этих прав выгадывает в конечном итоге индивид. Более того, мы можем и должны говорить о праве индивида, к примеру, на здоровую и сбалансированную окружающую среду, о праве на гуманитарную помощь и так далее.

Все исследователи, в работах которых представлена классификация прав человека как прав трех поколений, сходятся во мнении, что у нее есть недостатки, самый большой из которых - выбор критериев классификации.

Широко известна и распространена классификация, делящая права на "естественные" и "позитивные".

Концепция о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения государственной власти, доктринально обоснована в учениях Ж.Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье.

Другой подход (позитивистский): права человека даруются государством, которое определяет их объем и содержание (Б. Чичерин, А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом - вторая половина XIX в., нормативистская теория Г. Кельзена).

Провозглашение Всеобщей декларации прав человека признало за каждым индивидом ряд прав и свобод. Из этого вытекает, что каждому должна быть предоставлена возможность требовать от государства выполнения возложенных на него обязательств, являющихся элементом защиты прав личности. Отсюда, с принятием и провозглашением Декларации, стало бесспорно, что все права и свободы, утверждаемые в ней, принадлежат каждому от рождения, в силу самой человеческой природы, и не могут рассматриваться как дар государства человеку. Как было сформулировано в Венской декларации 1993 года, "права человека и фундаментальные свободы являются прирожденными правами".

Защищенность правам человека придает юридически закрепленная форма. Поэтому эти права не могут быть категорично противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только защиты их и обеспечения (путем создания механизмов защиты), но и законодательного их формулирования и регулирования. Особое значение имеет закрепление прав человека как высшей ценности в Конституции. Конституция РФ провозглашает неотъемлемость и принадлежность от рождения основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17).

Понятие естественности и неотъемлемости прав вышло также за пределы внутригосударственной компетенции. Это означает, что они должны быть обеспечены любому человеку, где бы он ни жил.

Одно дело - декларировать права человека, закрепляя их в Конституции государства, другое дело - обеспечить на практике соблюдение этих прав всеми без исключения.

Нет, наверное, более яркого примера соблюдения прав человека, чем попытка Верховного Суда США своим решением осуществить на практике конституционный принцип запрета дискриминации. Запрет суда на использование, в частности, отдельных автобусов для белых и темнокожих американских граждан, а также других подобных примеров по разделению рас был неодобрительно встречен некоторыми слоями населения. Этот конфликт является классическим примером взаимодействия элементов силы и принуждения, с одной стороны, и авторитета государства, с другой стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.170 (0.019 с.)