Из опыта работы лучших педагогов и методистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из опыта работы лучших педагогов и методистов



 

Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа.

Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Нужно преодолеть психологический барьер, который возникает у дагестанских учащихся по отношению к самостоятельному письму. Этот барьер может быть преодолен только систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную.

Тексты типа Это стол. Он высокий. У стола четыре ножки являются по характеру о п и с а т.е. л ь н ы м и.

Для проведения с о ч и н е н и я - р а с с у ж д е н и я с успехом можно использовать пословицы и поговорки. Например, по теме «Школьная жизнь» можно использовать следующие пословицы:

Хорошая книга - искренний друг.

Будешь книги читать - будешь много знать.

Кто много читает, тот много знает.

Больше узнаешь - сильнее станешь.

Учение и труд вместе живут.

Трудно в школе - легко в поле.

Опыт работы передовых учителей и методистов позволяют нам представить богатый практический материал, способствующий навыкам написания сочинений и изложений.

Обязательно нужно писать сочинения на темы, связанные с природой («Листопад», «В саду поселилась осень», «Закружилась листва золотая» и др.). «Сочинение о природе - важнейшая форма работы по развитию речи и мысли», - пишет З.Д. Лобановская. - Формированию образной письменной речи способствует и экскурсия на природу». [20: 32]

Своеобразная красота осенней природы особенно ярко раскрывается перед детьми в тихий осенний день. Чувства, охватившие ребят во время осенней прогулки в лес, выражаются в словах на уроке письма. Дети напишут небольшие творческие работы (пока ещё маленькие), в которых они проявят свою неподдельную любовь к природе.

Например:

Вот листики каштана. Они как ладошки. На них повисли подарки - каштаны. Подуло холодом. Листики упали в траву.

Придёт зима, и малыши будут любоваться удивительными снежными сугробами, причудливыми следами зверей и птиц на снегу. Они напишут о том, как играет солнце с морозом, как ветки деревьев купаются в снегу, как ёлочки-голоножки скромно прячутся от морозов под густые ели, как рябинка торжествует в косых лучах зимнего солнца.

Весной, планируя наблюдения за природой, рекомендуется подбирать задания, формировать вопросы, по которым дети будут делать сообщения, проводить сравнения. Так, наблюдая за цветением деревьев весной, дети укажут на то, что у берёзки шоколадные серёжки, у ивы выходят на свет зелёные хвостики, что сосна разжимает сжатые пальчики и появляются нежные комочки, что острыми шильцами вытягиваются розовые стебельки липы, а сморщенные ладошки каштана поднимают подсвечники.

Н.П. Рассказова предлагает для написания сочинений-миниатюр следующие темы:

-й к л а с с. Осенний дождь. Листопад. Белый наряд зимы. Морозный день. Кучевые облака. Весеннее солнышко. Первые листочки. Первые насекомые. Весенний день.

3-й к л а с с. Наша местность. Погода сегодня. Первая зелень. Весеннее солнышко. [20: 32]

В ч е т в е р т о м к л а с с е рекомендуется знакомить детей с частями сочинения: вводная, основная, заключительная. Можно подбирать эпиграф к сочинению.

Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся Надежда Петровна отводит обучению п и с ь м у с о ч и н е н и й п о к а р т и н а м. Для этого оно использует репродукции картин: «Утро в лесу» И. Шишкина, «Первый снег» А. Пластова, «Большая вода» И. Левитана, «Конец зимы» К. Юона и др.

Приёмы работы самые разнообразные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег» второклассники используют опорные слова, которые учителем заранее записаны на доске:

снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий); снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю); небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).

В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением «Первый наряд зимы» выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Работая над содержанием картины И. Шишкина «Утро в лесу», учительница предлагает детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: какое время года изображено? Какое время дня? Почему утро?

Вместе с Надеждой Петровной дети рассуждают и доказывают, что на картине действительно утро, так как виден туман, солнце освещает верхушки деревьев, роса не высохла и т.д. Всё это помогает им описать картину. Вот одно из сочинений:

Утро. Ещё не высохла роса. Солнечные лучи освещают верхушки сосен. Вышла медведица со своими детьми погулять. Смотрит оно, как её медвежата качаются на сломанной сосне.

Готовясь к сочинению К. Юона «Зима», второклассники предварительно упражняются в распространении простых предложений, данных учительницей:

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.

Затем пишут сочинение «Волшебница-зима». Вот одно из них:

После дождливой осени незаметно подкралась чародейка-зима. Снежинки летят, падают, словно белый пух. Мягким ковром укутал снег землю. Надел на деревья белые пушистые косынки, шапки.

В 3-м классе детям предоставляется большая самостоятельность. Так, при работе над сочинением по картине В. Васнецова «Алёнушка после знакомства с биографией художника и подробного анализа произведения «Иван-царевич на сером волке» учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть картину «Алёнушка» и подумать, какое чувство оно навевает, затем написать сочинение по плану: 1. Вступление (о В.М. Васнецове). 2. Описание картины (природа, девочка, природа грустит вместе с девочкой). 3. Моё отношение к картине.

В качестве результата работы Надежда Петровна приводит выдержки из сочинений учащихся, которые показывают умения детей по-своему, индивидуально передать увиденное:

На картине В.М. Васнецова мы видим бедную крестьянскую девочку. Печальная сидит оно на холодном камне у лесного озера. Вечер. Не поют птицы. Тихо роняют листву берёзы. Спокойна водяная гладь. Природа затаилась, сочувствуя девочке. (Паша Т.)

Сидит Алёнушка и грустит. Вся природа грустит вместе с ней. Щебечут ласточки, словно хотят утешить её. Даже пруд потемнел. (Дима К.)

Алёнушка сгорбилась, её грустный взгляд устремлён в озеро. От её печали озеро потемнело. Берёзы качаются и как бы успокаивают Алёнушку. (Наташа Р.)

При написании сочинений дети пользуются вот такой памяткой:

1. Подбери эпиграф.

2. Напиши вступление.

.   Пиши на тему, соблюдая последовательность.

.   Сделай вывод.

Для и з л о ж е н и й - с о ч и н е н и й С.Г. Сулейманова рекомендует использовать следующие тексты. [36: 99]

Зайчик (2-й класс)

Бежал зайчик по полю и забежал в огород. Там росла капуста, морковь. Зайчик стал грызть морковку.

Вдруг показался хозяин…

Используйте слова: вскочил, побежал, выбежал из огорода, скрылся в кустах.

Котёнок (2-й класс)

Я нашла в саду котёнка. Он мяукал и…

Используйте слова: взяла, принесла, накормила, вымыла, стал чистый и весёлый.

Скворцы прилетели (3-й класс)

Рано утром я услышал знакомую песню.

Скворцы прилетели! Скворцы прилетели!

С радостью я выбежал во двор. Около скворечника, висящего на тополе, сидел скворец…

Используйте слова: заливался песней, радовался готовому скворечнику, соскучился по нашим краям.

Для составления рассказа-сочинения в 3-м классе можно дать следующие задания:

Задание 1.

Составить рассказ «Сам починил самокат» при помощи данных слов.

Использовать слова: катался, сломался, принёс домой, стал просить папу, починить самокат, был занят, не мог починить, взял ключи, ножик, снял колёса, долго сидел, починил, похвалил.

Задание 2.

Написать маленькую сказку «Непослушный петушок».

Использовать слова: жили-были, петушок и курочка, однажды, бегал, прыгал, вспотел, побежал к ручью, не пей холодной воды, не послушался, напился холодной воды, заболел, долго лежал в постели.

Задание 3.

Написать рассказ по плану:

1. Журавли собираются к отлету. 2. Журавли остановились на отдых. 3. Журавли полетели в тёплые края.

Учительница из Самары Е.А. Самойлова в своем опыте организации подготовки к сочинению «Наши сказки» во II классе обращает внимание на важность создания речевых ситуаций. [32: 51-53]

Цели: 1) развивать речь учащихся путем расширения словарного запаса, развития воображения, наблюдательности и мышления; 2) учить составлять пиан и работать с ним; 3) познакомить со сложными словами, их образованием и написанием; 4)воспитывать интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей, стремление к добрым поступкам.

Оборудование: выставка книг, таблицы с составными частями сказки, рисунки, пословицы, грамзапись, таблицы по сложным словами, орфографически трудные слова на лоске, индивидуальные карточки с планом.

Начиная урок, учитель создает речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:

- Я хочу рассказать ваш историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.

Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить маме? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами?

Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:

. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.

. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.

. Концовка. 1-2 предложения. Добро побеждает зло.

План записывается на доске и в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаются индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где, в частности, рассматриваются волшебные предметы и происходит знакомство со сложными словами. Затем автор приводит примеры некоторых детских сочинений.

Какпоказали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученика работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи - письменной речи.

По-своему оригинален метод подготовки к сочинению во IV классе, который предлагает Л.С. Саломатина в ходе урока по подготовке к сочинению-мозаике «Краски весны» различные подготовительные беседы и упражнения, оборудование в виде плаката с записью темы сочинения «Краски весны»; репродукций картин: И. Левитан «Март», «Весна - большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; звукозаписи П. Чайковского; стихотворения Е. Баратынского, О. Высотской, рассказ М. Пришвина «Золотой луг»; иллюстрации с изображением перелетных птиц, зеленой рощи, цветущих садов (яблони, вишни), первоцветов, красных, желтых, белых тюльпанов, сирени, черемухи. [30: 63-68]

Учитель предлагает послушать пьесу «Март», затем в ходе беседы выясняет, какие звуки весны услышали дети. Учащиеся читают стихотворение слушают звукозапись «Голоса весеннего леса»; после прослушивания ученики называют птиц, чьи голоса они узнали.

Учитель также обращает внимание учащихся на запись темы сочинения на доске.

По ходу урока каждая иллюстрация прикрепляется на доску под запись. В конце урока дети наглядно убеждаются, что краски весны похожи на мозаику.

Затем составляют план сочинения. После чего учитель открывает на доске запись начала сочинения.

Весна в разгаре. С каждым днём весна-красна всё больше радует нас теплом и светом. Много изменений происходит весной. Всё больше запахов мы чувствуем, слышим весенних звуков и, конечно, видим разноцветные краски весны.

После тщательной подготовки учитель предлагает выбрать себе ту зарисовку, которую бы хотели составить, и писать сочинение дома, понаблюдав в природе за красками весны. Сочинение предлагается написать в прозе, в жанре сказки. Можно сделать иллюстрацию. Затем предлагается соединить все зарисовки, чтобы получить красивое сочинение-мозаику на тему «Краски весны».

Не теряет свою значимость опыт педагога К.М. Тихомировой, которая предлагает проведение работы над изложением по диафильму. [37: 19] В статье автор подробно излагает методику работы с кадрами диафильма на уроке, за время которого дети писали изложение.

В письменных работах младших школьников встречаются как речевые (лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические), так и неречевые (композиционные, логические, искажения фактов) ошибки.

Система исправления и предупреждения этих ошибок предусматривает классную работу над ошибками общими, типичными; индивидуальную и групповую внеурочную работу над отдельными (индивидуальными) ошибками; систему стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики; языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения и мн. др.


Заключение

 

Основное содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение различных сочинений и изложений - упражнений взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике.

С о ч и н е н и я как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются:

по источникам материала (о пережитом, увиденном, услышанном самими учениками; сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и др.);

по степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные);

по типам текста (повествования, описания и рассуждения);

по стилю (эмоционально-образные и деловые);

по тематическим группам и т.д.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения).

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Первое условие хорошего сочинения - это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Согласно программе, в I-IV классах уделяется внимание двум типам сочинения - описанию и повествованию. Однако в чистом виде эти типы речи встречаются редко. Обычно тексты для чтения смешанного типа: в них есть повествование (сюжетная линия) и элементы описания или, наоборот, описание с элементами повествования и рассуждения. При обучении сочинению важно вызвать зрительный или звуковой образ описываемого предмета, живые воспоминания о каком-либо событии.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме (такова тема «Погода в октябре») или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения (такова тема «Золотая осень»). Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

Прогулка в парк или в лес, беседа и наблюдения, учебные картины развивают воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Большое значение в обучении изложению имеет правильный выбор текста, который предварительно анализируется с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, а также с точки зрения доступности для учащихся.

Важное место в методике проведения сочинений и изложений приводится созданию речевой ситуации и составлению плана. Для проведения сочинений и изложений с успехом можно использовать пословицы и поговорки, обсуждение тем, связанных с природой, проводить работу с выставкой книг, инсценировку.

Предупреждать речевые ошибки в сочинениях и изложениях - это значит организовать практическую работу с учетом тех трудностей, которые испытывают учащиеся в ходе применения определенных правил и причин возникновения этих трудностей.

Преодолеть психологический барьер, который возникает у дагестанских учащихся по отношению к самостоятельному письму, можно систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную и тогда изложение и сочинение станут для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным.

 


Литература

1. Абдуллаев А.А. Языковая жизнь и языковая личность в Дагестане. - Махачкала, 2003, с. 5 - 18.

.   Айтберов А.М. Лингводидактические основы обучения русскому языку в младших и средних классах дагестанской национальной школы. Махачкала: ДГПУ, 1990.

.   Айтберов А.М. О развитии речи и повышении грамотности учащихся дагестанской национальной школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1979.

.   Алексеева Е.М. Сказки, сочиненные детьми. - НШ. 2001. №9.

.   Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178. - Методика русского языка, Москва «Просвещение», 1974.

6. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». - НШ. 1990. №2.

.   Баранников И.В., Грекул А.И., Бойцова А.Ф. Методика начального обучения русскому языку. - Л., Просвещение, 1984.

8. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178. - Методика русского языка, Москва «Просвещение», 1974.

9. Бирюкова Т.Г. Подготовка к монологу-рассуждению. РЯНШ. 1990. №2.

10. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. - НШ. 2001. №6.

.   Горлова М.А. Обучение написанию сочинения. - НШ. 2006. №6.

.   Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. - НШ. 2003. №4.

.   Данилова Г.И. Изложения с языковым разбором текста. - НШ. 1990. №6.

.   Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.-Л., 1946, с. 4. - Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста, Москва «Просвещение», 1978, с. 8.

.   Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении младших школьников написанию сочинения. - НШ. 2005. №2.

.   Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах. - М, 1979.

.   Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. - НШ. 2000. №7.

.   Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - Москва «Просвещение» 1985, с. 98.

.   Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - Москва «Просвещение», 1987, с. 364.

.   Лобановская З.Д. Развитие речи у первоклассников - НШ. 1982. №5.

.   Майская А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений. - НШ. 2001. №9.

.   Магомедова З.Р. Примерные конспекты уроков русского языка для начальных классов дагестанской школы. - Махачкала, ДГПУ, 1999. - с. 18

.   Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. - НШ. 2001. №4.

.   Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля. - НШ. 2006. №7.

.   Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. - НШ. 2001. №10.

.   Овчинникова А.Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. - НШ. 2006. №7.

.   Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картинке. - НШ. 2001. №5.

.   Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению. - НШ. 2002. №2.

.   Попова С.В. Обучение письму с фантазией и в сказке. - НШ. 2001. №9.

.   Саломатина Л.С. Сочинение-мозаика на тему «Краски весны» (IV класс) - НШ. 2005. №5.

.   Саломатина Л.С.Сочинение-мозаика на тему «Приметы осени во всем встречает взор…» // Начальная школа: Развитие речи; Сценарии уроков. 1-4 классы. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004. С. 107-116.

.   Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения. - НШ. 2002. №10.

.   Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - Москва «Просвещение», 1987, с. 364.

34. Соловейчик М.С., Жодек П.С., Горецкий В.Г. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное. - Москва, 1998, с. 286.

.   Судакова Н.Л., Шурпаева М.И. Программа по русскому языку для 1-4 классов. - Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2000.

36. Сулейманова С.Г. Развитие письменной речи. - В кн. Методика развития речи в начальной школе. Авторы: Величук А.П., Асадуллин А.Ш., Сулейманова С.Г., - Л., 1982, с. 99.

.   Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. III класс. - НШ. 1987. №6.

.   Федорова И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения. - НШ. 2007. №6.

.   Чистяков В.М. Упражнения по развитию нерусской школы. М. Учпедгиз. 1960. с. 127.

.   Чистяков В.М. Упражнения по развитию русской речи учащихся в начальных классах нерусской школы. М., Учпедгиз, 1960, с. 127.

.   Шакирова Л.З., Буржунов Г.Г. и др. Методика преподавания русского языка в национальной школе. - Ленинград «Просвещение», 1990, с. 329.

.   Шевченко П.А. Работа по картине во II-VII классах. Учпедгиз - 1958.

.   Шурпаева М.И. Лингвометодические основы обучения русскому языку учащихся начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала, 2000.

.   Эйснер Л.Г. Как работает учитель по развитию речи. - НШ. 1990. №10.

.   Юртаев С.В. Типы уроков развития речи. - НШ. 2005. №5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.078 с.)