Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе



Введение

 

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений и изложений разных видов.

Актуальность исследования.Обучение сочинению и изложению - это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений и изложений учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению и изложению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение и изложение - это первые попытки младшего школьника выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Они заставляют ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов сочинений и изложений и нет единообразной терминологии. Говоря о различной степени сложности текстового материала для сочинений и изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения. Неоценима воспитательная роль сочинений и изложений: они являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений и изложений разных видов.

Предмет исследования:развитие речи младших школьников при обучении сочинению и изложению.

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений и изложений разных видов.

Гипотеза исследования: если осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений и изложений будет значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Задачи исследования:

. Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сочинений и изложений разных видов.

. Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений и изложений разных видов.

. Изучить различные методические рекомендации.

Методы исследования:

. Теоретический анализ научной и методической литературы.

. Изучение опыта учителей начальных классов.

Этапы исследования:

. Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной).

. Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений.

. Обобщение материала.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 


План сочинения

1) Что делал наш класс вчера?

) Что делали ребята?

) Как они работали?

) Каким стал двор?

Слова и словосочетания

Убирал двор, улицу подметали дорожки, сгребали мусор хорошо, старательно чистым.

Приведем одно из сочинений:

Вчера наш класс убирал школьный двор. Али и Гаджи сгребали мусор. Амина и Наида подметали дорожки. Все ребята работали хорошо. Двор стал чистым.

В сочинениях учеников III класса сочетаются элементы описания и повествования. Например:

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла холодная зима. Выпал белый пушистый снег. Он покрыл крыши домов, деревья, дороги. Мороз сковал пруды, реки, озера. Солнце встает поздно и не греет. Все деревья голые, а ели и сосны зеленые.

Вышли ребята во двор поиграть. Малыши катаются с горки на санках, лепят снежную бабу. Марат и Хамит катаются на лыжах. Кругом веселье и смех. Хорошо ребятам зимой!

Можно проводить и такую работу. Сначала дети пишут сочинения на родном языке, здесь богатство их впечатлений не сдерживается языковым барьером. Потом они переводят эти сочинения на русский язык. Эту работу можно провести в виде игры в переводчиков. Она будет включать и предварительное обучение переводчиков, и оценку качества их переводов редакторами.

Наиболее эффективны те сочинения, которые связаны с жизнью детей и их деятельностью: с работой на пришкольном участке, экскурсией в лес, играми, поделками, увлечениями детей. Необходимо использовать для сочинений и наблюдения детей за природой.

Наиболее эффективны те сочинения, которые связаны с жизнью детей и их деятельностью: с работой на пришкольном участке, экскурсией в лес, играми, поделками, увлечениями детей. Необходимо использовать для сочинений и наблюдения детей за природой.

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является правильный в ы б о р т.е. м ы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений, рассказов, изложений.

Правильная работа над темой сочинения, ее понимание и раскрытие подразумевает 2 пути: от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Опишем подготовку к сочинению на тему «Золотая осень» в III классе (сокращенный вариант этой методики был использован также во II классе). [18: 98]

За неделю до назначенного сочинения проведена беседа об осени: почему говорится «золотая осень»? Можно ли назвать золотой всю осень? Почему нельзя? В каком месяце бывает обыкновенно пора, которую называют золотой осенью? Опишите признаки золотой осени. Последнее задание выполняют несколько человек.

Школьникам сообщается, что они будут писать сочинение о золотой осени.

Учитель. Ребята, как вы думаете, уже наступила золотая осень?

Ученик. Нет еще! Листья еще только начинают желтеть.

Дается задание наблюдать за деревьями, не пропустить того дня, когда можно будет сказать: пришла золотая осень!

Следующий этап подготовки - прогулка в парк или в ле с. Дети бродят по желтеющей роще, собирают листья, дышат осенним ароматом. Побегав, повеселившись, отправляются домой, полные впечатлений. На уроке идет подготовка к сочинению. Задаются вопросы: нравится ли вам золотая осень? Какие вы знаете картины, на которых изображена осень? Знаете ли стихи об осени - о ее золотой поре? Прочитайте. Чем вы любите заниматься, когда стоит золотая осень? Расскажите, как в эту пору бывает в лесу, в поле, на реке, на озере. Почему все любят золотую осень? Какие дни наступают, когда заканчивается эта прекрасная пора?

Беседа и наблюдения помогают учащимся понять тему, отобрать материал. Дети в сочинении расскажут о прогулках, играх, опишут картины природы, передадут свое настроение.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме (такова тема «Погода в октябре») или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения (такова тема «Золотая осень»). Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст (например, тема «Почему надо беречь лес» с элементами рассуждения).

Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Так, тема «Кем я буду», казалось бы, требует рассказа о будущем, о своей мечте. Но это сочинение опирается также и на прошлый опыт, на знания о профессиях; младшие школьники обычно мечтают о той профессии, которая им хорошо знакома: учителя, врача, продавца в магазине игрушек, шофера, космонавта…

Таким образом, первое условие хорошего сочинения - это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Н а к о п л е н и ю м а т.е. р и а л а в методике сочинений всегда уделялось существенное внимание. Основные источники материала для сочинений делятся на две группы: источники непосредственного опыта учащихся и источники обобщенного, «чужого» опыта (опосредованного). Конкретизируем это разделение.

Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Иными словами, может оказаться, что учащиеся имеют достаточно материала на ту или иную тему и нет необходимости заниматься специальным сбором материала и его организацией.

Накопление материала в значительней степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино- и диафильмам и т.п. Рассматривание картины в этом случае и есть накопление материала. Однако даже материал, почерпнутый из картины, так или иначе связывается с жизненным опытом учащихся, а также с материалом, который дает учебный процесс.

Взрослый автор, пишущий статью, рассказ или другой текст, всегда пользуется предварительными набросками, записями, а также печатными материалами, справочниками, таблицами. Младшие школьники еще не готовы к этому, но элементарные записи, подготовительные к сочинению, они должны делать. Это могут быть отдельные слова, либо дневник наблюдений природы, либо имена и фамилии людей, о которых надо написать (например, в сочинении по экскурсии на стройку), либо цифры - показатели трудовых достижений работников совхоза.

В ходе подготовки к сочинению дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации - открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки.

Очень важно, чтобы сбор материала для будущего рассказа, сочинения поднимал уровень общего интеллектуального развития учащихся, чтобы школьник готовился к сочинению и писал его на высшем уровне своих знаний и интересов, чтобы усложняющийся материал стимулировал поиск новых и новых слов, оборотов речи, построение новых синтаксических конструкций - новых типов словосочетаний и предложений, ибо содержание определяет форму, а форма (т.е. слова, предложения) придает содержанию стройность, ясность и обеспечивает понимание.

Сочинения по наблюдениям (описания).

Большой популярностью пользуются сочинения по картинкам, по иллюстрациям. Подготовку к сочинению по картине можно провести так, чтобы ученики могли написать сочинение-описание и сочинение-повествование.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное, важнейшее явление, глубоко осмысливший его и мастерски изобразивший.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).

Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: 1) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; 2) повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; 3) описание картины.

Сочинения (устные и письменные) из серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.

Во II классе сюжет усложняется, выбирается более трудная картина, больше внимания уделяется действующим лицам. Например, во втором полугодии II класса рекомендуется написать сочинение по картине А. Дейнеки «Будущие летчики».

В III классе дети могут синтезировать материал, который дает картина, со сведениями, взятыми из других источников.

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.

Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда»эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»).

В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

а) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла» и т.п.) или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения);

б) описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:

«Как сделать скворечник», «Как сшить повязку дежурного» (на уроке труда), «Как правильно посадить дерево»;

в) описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек», «Закат солнца» и т.п.

Приведем пример: устное описание букета цветов в конце первого года обучения проходит так. На столике стоит ваза, в ней - цветы: тюльпаны, веточка сирени, нарциссы.

Полминуты дано детям на молчаливое рассматривание; затем беседа:

Учитель. Все ли цветы вам знакомы? Назовите их. (Первоклассники правильно назвали все растения. Учитель дает задание описать нарциссы.)

Ученик. Здесь белые нарциссы, у них серединка красная, красный кружочек посередине. Цветок на длинной палочке, она наверху как будто сломана. (Затем описываются тюльпаны.)

Ученик. Тюльпаны в букете красные и желтые. Красные тюльпаны очень яркие и крупные. У них широкие, большие лепестки, а в середине столбик и еще палочки кругом. Тюльпаны похожи на вазочки. Очень красивые.

Учитель. Нравится ли вам букет?

Ученики. Очень нравится!

Учитель. Какие еще весенние цветы вы знаете?

Ученики. Подснежник! Черемуха, первоцвет! Фиалки! Скоро сирень зацветет. И ландыши!

Учитель. Ребята, а теперь нужно описать не отдельные цветы, а весь букет. Подумайте немного, а затем расскажите.

На доске заранее записаны слова: тюльпаны, нарциссы, ваза, сирень. Эти слова выполняют роль опоры, роль плана, напоминая школьникам, о чем следует рассказать.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично.

Описание процесса не следует путать с повествованием. Так, темы «Как мы убирали овощи» и «Как мы сажали деревья» предполагают повествование, рассказ (в основном), тогда как тема «Как правильно посадить дерево» - описание трудового процесса. В последнем случае перед учащимися ставится определенная цель. Так, в классе, где готовились к сочинению «Как сшить повязку дежурного», учащиеся были предупреждены, что их описания должны послужить другому III классу инструкцией для изготовления таких же повязок. Материал для сочинения был частично подготовлен на уроке труда, где дети учились шить повязки.

Вопросы и задания, подготовившие школьников к этому сочинению: «Из какого материала шьем повязку? Укажите размер ткани для повязки. Что делаем в первую очередь? Что потом? Каким швом шьем?» И т.д.

Опорные слова записываются на доске.

Сочинения такого типа обычно невелики по объему. Их темы: «Учись печь пирог!», «Уход за велосипедом», «Как посадить дерево» и т.п. Описание процессов труда требует высокой точности, строгой логической последовательности. Их проводят в основном на третьем году обучения, а в I и II классах готовят устно.

Сложные описания, обычно описания картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблонь, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «Наш поселок», «Лес осенью», «Утро на реке», «Вчерашний вечер», «Закат солнца», «Белые акации в цвету» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов-зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению, а также сочинения-миниатюры.

В ходе подготовки к письменному сочинению на тему «Наша улица» во II классе можно составить следующие зарисовки, которые послужили бы планом всего описания:

а) движение на улице: «По нашей улице все время идут машины. Ревут грузовики, быстро проносятся легковые. Пешеходы идут по тротуарам»;

б) магазины: «Недалеко от нашего дома продуктовый магазин. Я хожу туда за хлебом и за молоком. Немного дальше на улице находится книжный магазин»;

в) дома: «Дома все большие, по четыре-пять этажей. В них много квартир. Летом на балконах растут цветы, улица вся в цветах».

Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

Хотя младшим школьникам, по мнению большинства методистов и учителей, легче составлять сюжетные сочинения, но опыт показывает, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения и изложения малых форм, или сочинения-миниатюры. К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведем примеры таких сочинений:

Котенок.

Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глазки черненькие, точно бусинки. (16 слов; II класс.)

Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко.

Снегопад.

С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи. (23 слова; II класс.)

Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.

Систематическое выполнение подобных сочинений, а также изложений малых форм создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному) фильму, спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали.

В начальных классах сочинения проводятся, как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение. В начальных классах, особенно в I и II классах, не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки.

Примерные схемы анализа изложений.

1. Количество учащихся, писавших работу;

. Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок;

. Количество учащихся, правильно передавших содержание;

. Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непосредственно изложили текст, отступили от плана).

После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в содержании пересказа и изложения. Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но так же, как и пересказ, изложение должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом.

Изложение имеет большое значение для развития речи, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения»

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В этом рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению.

Тексты для изложения постепенно усложняются. Усложнение состоит в том: статьи и рассказы для изложений усложняются по содержанию: в них появляется большее количество эпизодов. Они усложняются и в словаре, синтаксисе. Появляются все больше слов, которые дети еще не писали, а предложения становятся более разнообразными по своему построению и составу. Более сложным становится и построение рассказа предназначенного для изложения.

В целях развития самостоятельности учащиеся тексты постепенно усложняются и по своему оформлению:

) текст разделен на небольшие части (абзацы), и каждой из них внизу дан пункт плана;

) текст не разделен на абзацы, но план есть;

) текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний состоится коллективно;

) текст разделен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;

) текст разделен на абзацы, плана не дано, детям надо составить план из 3-4-х пунктов и написать изложение.

Так, постепенно ученик овладевает умением писать изложение готового текста. При этом речь учащегося обогащается новыми словами, оборотами. Кроме того, дети учатся строить связную речь, развертывать сюжет рассказа в определенной последовательности, по плану.

Важную роль играет способ восприятия учеником текста подлежащего изложению: читает ли текст сам ученик или его читает учитель. Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети затем будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложения после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.

Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа - его монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, - значит, творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы об этом?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста (прочитанного учителем или услышанного в звукозаписи, по радио, по телевидению); пересказ после однократного чтения самим учеником, в том числе тихого прочтения, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки назад, неделю назад и т.д.

Любое из видов изложений по способу содержания (полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения) может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения - служить средством развития связной речи.

Наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.

 


Задание 1.

Составить рассказ «Сам починил самокат» при помощи данных слов.

Использовать слова: катался, сломался, принёс домой, стал просить папу, починить самокат, был занят, не мог починить, взял ключи, ножик, снял колёса, долго сидел, починил, похвалил.

Задание 2.

Написать маленькую сказку «Непослушный петушок».

Использовать слова: жили-были, петушок и курочка, однажды, бегал, прыгал, вспотел, побежал к ручью, не пей холодной воды, не послушался, напился холодной воды, заболел, долго лежал в постели.

Задание 3.

Написать рассказ по плану:

1. Журавли собираются к отлету. 2. Журавли остановились на отдых. 3. Журавли полетели в тёплые края.

Учительница из Самары Е.А. Самойлова в своем опыте организации подготовки к сочинению «Наши сказки» во II классе обращает внимание на важность создания речевых ситуаций. [32: 51-53]

Цели: 1) развивать речь учащихся путем расширения словарного запаса, развития воображения, наблюдательности и мышления; 2) учить составлять пиан и работать с ним; 3) познакомить со сложными словами, их образованием и написанием; 4)воспитывать интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей, стремление к добрым поступкам.

Оборудование: выставка книг, таблицы с составными частями сказки, рисунки, пословицы, грамзапись, таблицы по сложным словами, орфографически трудные слова на лоске, индивидуальные карточки с планом.

Начиная урок, учитель создает речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:

- Я хочу рассказать ваш историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.

Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить маме? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами?

Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:

. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.

. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.

. Концовка. 1-2 предложения. Добро побеждает зло.

План записывается на доске и в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаются индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где, в частности, рассматриваются волшебные предметы и происходит знакомство со сложными словами. Затем автор приводит примеры некоторых детских сочинений.

Какпоказали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученика работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи - письменной речи.

По-своему оригинален метод подготовки к сочинению во IV классе, который предлагает Л.С. Саломатина в ходе урока по подготовке к сочинению-мозаике «Краски весны» различные подготовительные беседы и упражнения, оборудование в виде плаката с записью темы сочинения «Краски весны»; репродукций картин: И. Левитан «Март», «Весна - большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; звукозаписи П. Чайковского; стихотворения Е. Баратынского, О. Высотской, рассказ М. Пришвина «Золотой луг»; иллюстрации с изображением перелетных птиц, зеленой рощи, цветущих садов (яблони, вишни), первоцветов, красных, желтых, белых тюльпанов, сирени, черемухи. [30: 63-68]

Учитель предлагает послушать пьесу «Март», затем в ходе беседы выясняет, какие звуки весны услышали дети. Учащиеся читают стихотворение слушают звукозапись «Голоса весеннего леса»; после прослушивания ученики называют птиц, чьи голоса они узнали.

Учитель также обращает внимание учащихся на запись темы сочинения на доске.

По ходу урока каждая иллюстрация прикрепляется на доску под запись. В конце урока дети наглядно убеждаются, что краски весны похожи на мозаику.

Затем составляют план сочинения. После чего учитель открывает на доске запись начала сочинения.

Весна в разгаре. С каждым днём весна-красна всё больше радует нас теплом и светом. Много изменений происходит весной. Всё больше запахов мы чувствуем, слышим весенних звуков и, конечно, видим разноцветные краски весны.

После тщательной подготовки учитель предлагает выбрать себе ту зарисовку, которую бы хотели составить, и писать сочинение дома, понаблюдав в природе за красками весны. Сочинение предлагается написать в прозе, в жанре сказки. Можно сделать иллюстрацию. Затем предлагается соединить все зарисовки, чтобы получить красивое сочинение-мозаику на тему «Краски весны».

Не теряет свою значимость опыт педагога К.М. Тихомировой, которая предлагает проведение работы над изложением по диафильму. [37: 19] В статье автор подробно излагает методику работы с кадрами диафильма на уроке, за время которого дети писали изложение.

В письменных работах младших школьников встречаются как речевые (лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические), так и неречевые (композиционные, логические, искажения фактов) ошибки.

Система исправления и предупреждения этих ошибок предусматривает классную работу над ошибками общими, типичными; индивидуальную и групповую внеурочную работу над отдельными (индивидуальными) ошибками; систему стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики; языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения и мн. др.


Заключение

 

Основное содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение различных сочинений и изложений - упражнений взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике.

С о ч и н е н и я как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются:

по источникам материала (о пережитом, увиденном, услышанном самими учениками; сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и др.);

по степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные);

по типам текста (повествования, описания и рассуждения);

по стилю (эмоционально-образные и деловые);

по тематическим группам и т.д.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения).

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.106 с.)