Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей младшей группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей младшей группы



 

Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Важными в работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта.

От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. Работа сотрудников дошкольного учреждения направлена на поиски путей и методов обеспечения психологической безопасности воспитанников.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни в ДОУ приступили еще до прихода малышей в детский сад. Прежде всего, знакомились с особенностями своих будущих воспитанников, проведя анкетирование родителей (приложение 1). Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по подготовке детей к приходу в детский сад. Практикуют свободное посещение детей с родителями до начала адаптации. Дети вместе с родителями приходят на прогулки, знакомятся с помещениями в детском саду. С ними проводятся мини-экскурсии по группе. Цель таких посещений: познакомится с новыми взрослыми и сверстниками, помочь детям привыкнуть к незнакомым людям.

Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной работы, план внедрения оздоровительных мероприятий: организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия (приложение 2).

Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:

. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: «Бросим мяч в корзину» и т.д.

. В играх прибегают к сравнениям: «Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки».

. Каждому малышу в группе достаточно места для движения.

. Обязательно следят за физической нагрузкой, не допускают перевозбуждения.

. Отслеживают поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову.

. Учитывают не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

После занятий по рисованию, лепке проводят игры с активными действиями. Однако, после занятий, требовавших от детей сосредоточенного внимания, не разучивают что-то новое.

Развивая двигательные навыки ребенка, корректируют задержки развития той или иной сферы.

Например, коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие) начинается с воспитания моторных навыков именно в процессе движений, сопровождаемого словами. Песенками, прибаутками решаются задачи речевого развития: развивается понимание речи, расширяется активный словарь ребенка, начинает образовываться фраза.

Развитие психических процессов - с помощью игр, включающих в себя сенсорные представления: собрать в корзину мячи одного цвета, одного размера; из шариков и кубиков, разбросанных на полу выбрать кубики…

Адаптивное поведение можно скорректировать с помощью упражнений для релаксации и движениями, связанных с чередованием напряжения и расслабления разных групп мышц.

Социализация малыша - с помощью развития движений и общих представлений (взрослый поет и показывает движения, ребенок ему подражает), движений и общения (дети вдвоем ведут куклу за руки…)

Обучение подвижным играм и упражнениям начинают с утренней эмоционально - стимулирующей гимнастики, которую проводят в период адаптации детей к детскому саду. Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.

Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и классическая музыка.

Все музыкально-дидактические пособия, используемые в работе условно делятся на:

. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная).

. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Кого встретил колобок».

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; развить у них чувство ритма, побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-речевые игры активно используют в период адаптации детей к детскому саду, при знакомстве, для запоминания имен детей, создания положительного эмоционального микроклимата в группе.

«А кто у нас есть?»

В нашей группе, в нашей группе Много маленьких ребят Много маленьких ребят Все на стульчиках сидят Подходя к ребенку, педагог поглаживает его. А у нас есть… Дети подсказывают: Оля!

«Кто в домике живет?» Мелодия русской песни «Как у наших у ворот». Кто-то в домике живет Кто-то песенки поет Люли-люли, живет Люли-люли, поет

В конце игры, все дети берутся за руки и продвигаются по кругу, напевая:

Дружно в домике живут Дружно песенки поют.

Для развития выразительных средств общения используют такие игры: «Кто пришел?», «Отгадайте-ка, ребята, кто пришел к нам поиграть?», «Не сердись, улыбнись!», «Ладошки».

Привычные бытовые ситуации в жизни детей (особенно на первом году пребывания в детском саду) сопровождаются играми и упражнениями, которые помогают ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы.

Необходимо использовать также гармонизирующее воздействие на психические процессы в работе с детьми воздействие шумов и звуков окружающей действительности: в качестве звукового фона при проведении занятий, в режимных моментах, для освобождения их от нагрузок и стрессов.

Для этой цели приобретены аудиокассеты и диски с музыкой для детей, классической музыкой, совместно с музыкальными руководителями подобраны соответствующие возрасту русские народные песни и музыка, а также записи с шумами и звуками природного и социального окружения.

Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры - драматизации очень полезны, потому, что их можно использовать во всех формах работы. Театр - всегда сказка, чудо, волшебное действо с красочным персонажем и увлекательным сюжетом. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение. Например, имитируя позу «кошечки», ребенок учится расслаблять те или иные мышцы. Его память воспроизводит «кошачьи» черты (малыш выгибает спинку, урчит, ползает на коленях). Или идем по дорожке так, как это делает зайчик - прыжками, медвежонок - вперевалочку, мышка - на носочках.

В настоящее время для нашей страны и для стран всего мира характерно увеличение количества детей с нарушением зрения.

Поэтому, профилактика зрения - это одна из важнейших задач в детском саду. Следуя рекомендациям Г.В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение.-С-Пб.:2002.-124с), после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, тренируют мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

. Рассматривают комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение.

. Рассматривают предметы близко и далеко, смотрят в окно на окна и дома.

. Расставляют яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу, а также разучивают несложную гимнастику для глаз:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз. Быстрые моргания в течении 20 секунд.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 сек.

Проводя работу по профилактике зрительных нарушений, следят за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда и отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, не допускают зрительного и общего утомления за счет включения в образовательный процесс физкультминуток и пальчиковых игр, проводят профилактику простудных заболеваний.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.013 с.)