Регулирование наследственных прав российских граждан за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование наследственных прав российских граждан за рубежом



 

Рассматривая регулирование наследственных прав российских граждан, проживающих за границей, можно отметить, что могут возникать за границей правовые отношения, если наследодателем является российский гражданин, живущий за рубежом.

При этом особенности наследования с иностранным элементом должны определяться подлежащим применению правом или в силу коллизионных норм внутреннего законодательства государства, или по правилам межгосударственных оговоренностей.

Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., указывает в числе «основных задач и функций консульского учреждения» «осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции… функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания»

Консул призван делать все в рамках закона для сохранения заграничного имущества, которое осталось после смерти российского гражданина. Дальнейшие действия консула определяет то или иное соглашение России с государством пребывания консула либо действия консула по поводу наследственной массы регламентируются установившейся во взаимоотношениях России с этой страной практикой. Если наследственная масса либо же часть таковой по установленным договорённостям попадает к консулу, он должен поступать с ней по законам его государства, то при распоряжении имуществом он руководствуется российским законодательством. Заключенные с другими странами консульские конвенции чаще всего предусматривают, что консула должны уведомлять о смерти гражданина его государства. Одновременно ему и сообщают сведения о наследственном имуществе.

Согласно, например, заключенной с КНР Консульской конвенции при смерти временно находящегося в государстве пребывания гражданина представляемого государства, а также, если у умершего нет родственников или его представителей в государстве пребывания, а оставленные умершим вещи не связаны с обязательствами, полученными на протяжении его присутствия в стране пребывания, вещи могут изыматься, хранится и отдавать по назначению консулом.

Заключенная с США Консульская конвенция предусматривает в ст. 10 следующие положения:

после смерти гражданина на территории определенного государства, подписавшего Конвенцию, если у него не осталось наследника по завещанию или закону, и никаких завещательных документов не обнаружено, представители официальных органов в срочном порядке извещают сотрудников консульства страны, гражданином которой был умерший о наличии наследственного имущества.

По местному законодательству и законам своей страны представитель консульства, занимающийся решением данного вопроса, имеет право на ряд действий по отношению к имуществу умершего гражданина, не распорядившегося имуществом на случай своей смерти:

временно брать под свою опеку имущество умершего гражданина, если у него не осталось наследника по завещанию или закону, и никаких завещательных документов не обнаружено, с последующей передачей объектов временной опеки ответственному менеджеру, назначенному консульством в установленном порядке, не противоречащим международному праву;

распоряжаться по своему усмотрению имуществом, оставшимся после смети гражданина, не проживавшего постоянно в данной стране и до своей смерти не изъявившего в юридической форме свою волю относительно своего имущества, не имел наследников. В любой момент лицо, распоряжающееся имуществом, должно предоставить его другому распорядителю, назначенному консульством, оно не имеет права использоваться его в своих целях, а лишь на общее благо;

сохранять имущество в интересах другого гражданина, что может быть признан наследником, и который не проживает постоянно в на территории пребывания, но желает реализовать свои законные права. Гражданин до представления официальных прав, удостоверяющих его право на наследство, не может использовать сотрудника консульства в качества своего адвоката или уполномоченного.

Представитель консульства в отдельных случаях может передавать деньги или имущество гражданину своего государства, если они выступят в качестве средства восстановления и защиты его прав (после смерти несостоявшегося наследодателя) как владельца доли совместного имущества с покойным, кредитора умершего, рабочего или пенсионера, имеющего право на лучение социального пособия, выплаты по страховым полисам и т.д. Все это может осуществляться по результатам судебного решения, предписывающего совершить эти действия с имуществом умершего.

Судебные органы, а также органы, распоряжающиеся имуществом вправе требовать от уполномоченного чиновника консульства выполнение определённых предписаний:

подача в данные органы документов и доверенностей от вышеуказанных граждан, не живущих постоянно в данной стране;

подача данных подтверждающих правильную передачу имущество и денег, их целевое использование;

возврат в полном объеме денег и имущества, если нет достоверных доказательств об их законной передаче этим гражданам.

Отдельные полномочия при решении вопросов наследования закреплены и в соглашениях о международной правовой поддержке. Например, в ст. 42 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» (подписан в г. Варшаве 16.09.1996) закреплен такие процедурные нормы:

вопросы распоряжения движимым имуществом умершего гражданина, проживавшего на данной территории передаются в компетенцию того государства, чьим гражданином бы наследодатель во время смерти.

вопросы же решения участи недвижимого имущества предоставляются тому государству, в пределах которого постоянно проживал и скончался гражданин, оставивший это имущество.

если на движимое имущество претендует потенциальный наследник, то по его инициативе, дело о следовании поручается государств, в котором проживал и мер наследодатель. При этом важно выяснить нет ли других возможных наследников, которые могут оспорить ходатайство предыдущего наследника об органах решения дела о наследовании.

По ст43 этого Договора при наличии завещания, оно официально распечатывается в той стране, в которой было написано и заверено. А протокол о распечатывании передаётся уполномоченным органам другой стороны в порядке предусмотренном законодательно. Подобное действие уже не может быть обжаловано в судебных органах сторон, так как отвечает коллизионным нормам права.

Если консул узнает об открывшемся наследстве в пользу российских граждан, которые проживают в Российской Федерации, то он сразу информирует Министерство иностранных дел России о состоянии наследства и возможных наследниках.

В соответствии с некоторыми консульскими конвенциями, заключенными с забежными государствами, органы государственной власти в месте пребывания обязаны передавать сведения в консульство относительно открытия наследства для наследника, являющего гражданином страны, открывшей консульство.

Часто при практической реализации этой договоренности сразу же необходимо сделать все возможное для защиты прав наследников.

По этим консульским соглашениям первостепенная роль в защите данных прав отводится именно консулу РФ, как представителю интересов своих соотечественников в другом государстве. Например, конвенции, подписанные со Швецией Англией, предполагают, что российский консул может представлять интересы российского гражданина, проживающего в РФ, но имеющего права на наследство в данных странах после смерти наследодателя. Таким образом, наш гражданин освобождается от необходимости приезжать в страну пребывания, затрачивая время и средства на международные перемещения.

В соответствии с «Договором между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» (подписан в г. Москве 25.08.1998) (ред. от 23.07.2003) ст. 38 устанавливает главенство принципа равенства:

Граждане Договорившихся сторон получают равные права наследования в пределах обоих государств, как в случае наследования по закону, так и при наличии завещательных бумаг, что препятствует нарушению наследственных прав.

Граждане, проживающие в этих государствах, имеют право оставлять распоряжения о судьбе своего имущества на случай смерти с учетом того, что они будут исполнены в обеих странах».

Статья 41 указанного договора определяет:

Право на изменение или отмену завещательного заявления в случае нарушения наследственного законодательства или искажения воли наследодателя закрепляется за органами того государств, чьим гражданином являлся умерший во время создания завещания.

Это же касается и формы, процедуры заверения или аннулирования завещания. В целом достаточном основанием для реализации воли наследодатель является исполнение законодательства той стороной, на чьих землях было составлено или аннулировано завещательное заявление, если не были получены жалобы о нарушении прав наследников.

В ст. 42 идет речь о том, что опять же таки распоряжение движимым имуществом предоставляется стороне, у которой числился по дате смерти гражданином человек, оставивший движимые объекты наследования.

А вот недвижимостью может управлять и распоряжаться та сторона, на территории которой осталось это имущество, ведь физически его невозможно передать другой стороне.

Соответственно, если движимое имущество в полном объеме оказалось за границей по отношению к наследникам, то также осуществляется ходатайство по передаче этого имущества лицам, законно предъявляющим права на него. Все т правила просмотренным двухсторонним договором стран для защит прав своих граждан.

Распечатка завещанию по ст. 43 производится в государстве, где этот документ хранился. Протокол, заваренный нотариально, пересылается другой стороне с тем, чтобы завещание было передано местному юристу для дальнейшего принятия решения о наследовании.

«Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» (подписан в г. Тегеране 05.03.1996) определяет согласно ст. 35 аналогичное сравнение в правах граждан России и Ирана касательно наследования имущества. При этом гражданам обеих сторон в одинаковой мере присваивается право и способность составлять завещательное документы или иначе распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом. Уравниваются в правах российские и иранские наследники, как граждане Договорившихся сторон. Это значит, что российские и иранские властные органы обязаны в равной мере защищать права граждан обеих стран, принимать все необходимо меры для защиты имущества и интересов. Большая роль в этом процессе опять же отводится дипломатическим органам, находящимся на территории государств пребывания граждан.

Далее, в ст. 36, мы можем видеть, что движимое имущество по привычной схеме определятся международными законодателями, как прерогатива государства, чьим гражданином являлся умерший наследодатель и где сосредоточены потенциальные наследники.

А вот недвижимое имущество исход и принципа целесообразности остаётся в стране, где проживал и умер человек, но его наследники могут получить компенсация для удовлетворения своих прав и интересов.

Принятие решений о классификации наследственного имуществ на недвижимое и движимое производится также на территории того государства, где данное имущество располагается после смерит своего законного владельца.

Логическим продолжением данных норм выступает ст. 38 Договора, в тексте которой оговаривается положение о том, что форма завещания отвечает форме утвержденной в стране, где гражданин решил изъявить свою волю наследодателя. В этом случае также при наследовании по завещанию для правомочности достаточным признается соблюдение нормативно-правовых указаний того государства, где создавалось и заверялось завещание.

В ст. 41 записано, что дипломатические органы, консульство представляют интересы граждан - своих соотечественников при реализации их законных прав и интересов в ходе наследования имущества, оказавшегося за рубежом. Защита прав может осуществляться даже без письменной доверенности, когда граждане той или иной стороны не в состоянии самостоятельно отстоять свои наследственные права и не могут воспользоваться услугами уполномоченного лица на платной основе.

По положениям ст. 42 этого Документа в случае смерти гражданина Ирана или РФ при поездке в одну из стран, при условии, что он постоянно проживал на своей родине, в государстве, где имел гражданство, то все его личные вещи после описи передаются консулу или дипломату. То есть по после смерти в Иране гражданина РФ, его вещи попадут в российское консульство или посольство в Иране, и наоборот, вещи умершего иранского гражданина на территории России будут переданы иранским дипломатам.

Следующая статья Договора под номером 43 гласит о том, что в случае, если движимое или недвижимое имущество умершего гражданина одного из государств было продано на территории, государства, где он умер, то деньги, полученные от этой продажи, сохраняются в дипломатическом представительстве и при наступлении правовых условий передаются в необходимом объёме наследникам. Обязанность реализации имущества и передачи денежных средств наследникам может быть возложена на сотрудников консульства. Таким образом, защищаются, как права наследодателя, так и наследников.

Передача денег или имущества наследников может производиться дипломатическими работниками, но при должном контроле со стороны органов, уполномоченных регулировать права наследования.

Передача имущества осуществляется когда:

уже зачислены средства в счет оплаты по претензиям за долги наследодателя, в случае если кредитор подал в установленное время и в установленном порядке подал заявление в компетентные органы;

также погашены, помимо долгов, все имущественные пошлины;

все учреждения, отвечающие за наследственное имущество, подтвердили своё согласие на передачу имуществу на территорию другой страны.

Если осуществляется передача денег, вырученных от продажи имущества наследодателя, то финансовые операции производятся в соответствии с законами обоих государств.

Можно также проанализировать ст. 41 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (подписан в г. Москве 25.02.1993). Здесь установлено, что для российских и молдавских граждан закрепляется равное право на составление завещания, распоряжение своим имуществом, право на охрану имущественных прав, как для наследодателя, так и для наследников из Молдовы и России. В случае рассмотрения дел о наследовании каждая ид сторон договора должна обеспечить не только защиту прав своих граждан, но и граждан другой Договорившей Стороны. То есть мы можем видеть, что, невзирая на разные национальные традиции урегулирования наследственных правоотношений, многие страны мира подписывают типовое соглашение, устанавливающее основной принцип - равенства граждан из разных стран при наследовании.

Дальше (в ст. 42) мы также находим уже знакомое нам из предыдущих международных договоров положение о том, что движимое имущество может быть передано граждан другой страны после смерти наследодателя в установленном порядке.

Наследование недвижимого имущества осуществляется по юридическим нормам то страны, где недвижимость находилась, а значит, и осталось после смерти гражданина другого государства.

В ст. 46 упоминается защита наследственного имущества, как способ защиты наследственных прав вообще. Властные структуры того государства, где остается имущество, обязаны провести мероприятия, которые бы способствовали сохранению имущества за передачи его законным наследником или иного распоряжения им во благо общества.

Пока наследство остается в одном из государств, его официальные органы помимо защиты имущества осуществляют информирование компетентных органов другого государства о смерти наследодателя, о характере наследования и составе, размере, стоимости наследства. Кроме того собираются и передаются данные о возможных наследниках, об основаниях и обстоятельствах наследования, если было составлено завещательное заявление, то о месте его нахождения, о том, что уже было предпринято для защиты наследственных прав.

Сторона, получавшая всю необходимую информацию о наследстве, принимает решение и осуществляет запрос на передачу движимого имущества, а также документов, оставшихся после смерти ее гражданина.

Как и в случае с Договором между Россией и Ираном, ст. 47. Вышеуказанного договора закрепляет за государствами в лицо дипломатических органов право осуществлять защиту интересов наследников - своих соотечественников даже без письменной доверенности, когда граждане той или иной стороны не в состоянии самостоятельно отстоять свои наследственные права и не могут воспользоваться услугами уполномоченного лица на платной основе в меру своего материального положения.

Аналогично производится дипломатами хранение, опись и передачи имущества, документов, находившихся при гражданине, умершем во время поездки на территории одного из государств, подписавших Договор, при условии, что он не проживал постоянно в пределах данной страны. Эта немаловажная норма закреплена в ст. 48 рассматриваемого нами Договора о защите наследственных прав в РФ и Республике Молдова.

Следующая ст. 49 определяет порядок передачи наследства:

если имущество или денег от реализации имущества умершего гражданина являются наследством граждан другого государства, участвующего в соглашении, то дипломатические органы уполномочены после законного рассмотрения дела о наследовании, в должном порядке передать это имущество или деньги наследникам. Процедура наследственного производства и передачи ценностей может осуществлять дипломатический орган, например консульство при содействии компетентных органов, занимающихся защитой наследственных прав.

Эти органы согласно юридическим нормам призваны предоставлять дипломатической службе специальное распоряжение, разрешающее дипломатиям принять на себя обязанности по передаче имущества.

Имущество передаётся в случаях, если:

оплачены все долги по имуществу наследодателя, то есть удовлетворены все кредиторы, третьи стороны по законам государства, где находится имущество, передаваемое по наследству;

также оплачены все налоги, пошлины, выплаты и сборы, связанные с имуществом и процедурой наследования;

орган, занимающийся решением наследственных дел, выдал заверенное разрешение на вывоз наследственного имущества.

Финансовые операции по передаче наследникам денег осуществляется согласно нормам финансового оборота обоих государств без нарушения чьих-либо прав.

В качестве его одного международного соглашения мы можем исследовать «Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам» (подписан в г. Москве 23.09.1997). Так ст. 28. Договора, как мы уже можем себе предположить, устанавливает равенство граждан обоих стран при реализации их законных прав, связанны с правоотношениями наследования. Физические лица - граждане РФ и Египта получают права распоряжаться своим имуществом, выбирать форму наследования с учетом тесных связей граждан данных государств. При этом процедура и основания наследования отвечают местному законодательству в зависимости от ситуации наследования: передача имущества российским наследникам из Египта или передача имущества из РФ гражданам Египта, являющихся законными наследниками после смерти египетского гражданина постоянно проживающего в России.

Движимое наследство согласно ст. 29 этого Договора наследуется по законодательству того, государства, на территории которого постоянно проживал в последнее время наследодатель.

Недвижимое имущество, подлежащее наследование, находится в ведении правовой системы того государства, на территории которого оно расположено.

Классификация имущества с целью его отнесения к движимому или недвижимому имуществу проводится по юридическим нормам той Договорившей стороны, которая обладает этим имуществом по факту его местонахождения.

Согласно Консульской конвенции, которая была заключена между РФ и КНР, консул имеет право представлять интересы своих граждан в судебных и иных органах государства пребывания бес специальных доверенностей. Схожее регулирование консульских правомочий по части защиты наследственных прав граждан отражено также в Консульской конвенции, подписанный России с США. Консул выполняет свои представительские обязанности, пока наследники не смогут самостоятельно отстаивать свои права или наймут другого уполномоченного представителя своих интересов. На практике наши граждане чаще всего в качестве представителя своих наследственных интересов избирают адвокатов и адвокатские конторы. Это могут быть и адвокаты той страны, где наследство открылось, например США или КНР.

Особая доверенность не требуется консулу, если он занимается защитой наследственных прав при отсутствии наследников, их представителей, даже без поручения самих наследников.

К обязанностям консула относятся организации сохранения наследственного имущества, выдача документов, удостоверяющих право на наследование имущества, проведение мероприятий по законной передаче имущества.

Нередко в отечественной литературе разгорались дискуссии о том, является ли законным и целесообразным наследование российскими гражданами имущества, которые было открыто в качестве наследства в других государствах. На сегодняшний день учёные сходятся во мнении о том, что такое наследование вполне правомочно и наши сограждане могут получать наследство, открытое за пределами РФ (Приложения 1 и 2).

Соответственно, появившиеся на основании тех или иных иностранных законов права наследования полностью признаются в России.

В практике, как указывают исследователи, было достаточно прецедентов, когда российские граждане становились наследниками по зарубежному законодательству.

При этом права граждан РФ на получение наследства или доли наследства на основании завещания или по закону (в порядке родства) никоим образом не может быть ограниченного отечественным законодательством о наследовании и российской правоприменительной практикой. Уже имеется широкий ряд случаев, когда наследниками имущества за рубежом становились граждане России.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает особого регламента, также и не запрещает возможность получения россиянами денежных сумм, полученных из-за рубежа.

При этом в судебной практике возникают определенные затруднения при рассмотрении дел относительно получения наследства в других государствах, когда наследниками являются российские граждане (Приложение 3).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.031 с.)