Наследственные права иностранцев в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследственные права иностранцев в России



 

Специфика юридического статуса иностранного гражданина, продиктованная тем, что он подчиняется, как справедливо отмечают специалисты, как бы двум правопорядкам: праву своего государства, а также праву того государства, где он находится.

Правовое положение зарубежных граждан в России согласовывается с Конституцией РФ. В ней сказано, что иностранные граждане, наравне с российскими гражданами, а также лицами без гражданства в равной мере отвечают перед законом по своим обязанностям и получают одинаковую гарантию защиты своих прав. Исключение из этого правила согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ могут составлять положения международных договоров, ратифицированных РФ. Других федеральных нормативно-правовых актов, касающихся правового положения иностранцев. То есть им предоставлен российский национальный правовой режим.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ наследниками могут быть граждане, причем, как отмечают специалисты, без определения кто именно, не только РФ, но и других стран, В случае открытия наследства ими могут являются и юридические лица, включая органы местного самоуправления, международные организации (ст. 1116 ГК РФ).

Граждане других стран выступаю в РФ и как наследодатели.

Вот почему, если в круг наследников российского гражданина попадает зарубежный гражданин, то ему предоставляются права одинаковые с гражданами РФ.

Нотариус должен определить наличие у наследников, в том числе иностранных граждан, права на наследование того или иного имущества, как права на получения статуса участника наследственных отношений.

При необходимости определения дееспособности и правоспособности зарубежных граждан или лиц, не имеющих гражданства, должен применятся личный закон (ст. 1195 ГК РФ).

Общее понятие личного закона действует и в национальном законодательстве некоторых зарубежных стран, скажем, в странах СНГ, которые восприняли Модельный ГК, разработанный для государств бывшего Союза, Венгрии, Румынии, Италии, Германии, Австрии, Лихтенштейна, Испании и Португалии.

В зарубежном праве действуют, по справедливому замечанию исследователей, разные модели (как правило две), касающиеся вопроса личного статуса гражданина, как физического лица.

По мнению И.М. Горбункова для первой модели характерно определение личного статуса человека по домицилию, то есть месту его постоянного проживания или по праву пребывания физического лица, если у него нет постоянного места проживания. Этого варианта придерживаются Австралия, Великобритания, США, некоторые европейские страны, например, Эстония, Швейцария, Латвия и государств Латинской Америки.

При этом место жительства - универсальная коллизионная привязка, так как дает возможность определить применимое право безотносительно к наличию того или иного гражданства у личности. В случае, когда человек проживал довольно продолжительное время на территории нескольких государств для установления того, с которым он более всего связан, находятся дополнительные критерии связи. Гражданство является одним из таких критериев.

Вторая модель свойственна государствам СНГ, странам континентальной Европы и ряду иных странах, таких как Монголия, Япония, Таиланд, Южная Корея, Тунис, Египет. Куба, Вьетнам. Отличительной ее чертой выступает решение статуса физического лица исходя из наличия у него гражданства.

Если в случае судебного рассмотрения дел о наследовании, у лица выявлено двойное или множественного гражданство, то в таком случае для определения его статуса применяется такой критерий как постоянное проживание на территории той или иной державы. Отдельные страны например, Венгрия, Румыния, Германия, Таиланд, во избежание проблем закрепили подобную процедуру в своем законодательстве. В правовых системах других государств в случае установления связи лица, с множественным гражданством, с той или иной страной во внимание принимается домицилий. То есть домицилий или вообще территориальный критерий используется в таких государствах в качестве дополнительного признака, помимо главного признака - гражданства.

Для РФ установлено использование личного закона гражданина по праву государства, давшего ему гражданство (lex patriae).

А значит, личный статус такого лица всецело диктуется закоными его родного государства.

Когда производится установление гражданства в нашей стране, то принимаются во внимание нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», по которому гражданином зарубежного государства признается, лицо, имеющие документы о нероссийском гражданстве и не получившее гражданств или подданства в России.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что установление личного статуса гражданина - участника наследственных правоотношений по признаку гражданства наилучшим образом подходит для защиты права наследования институтом нотариата по указанным специалистами причинам:

потому что государства выступая в качества гаранта наследственных прав и интересов лиц, наиболее полно выполняет свои обязанности по защите этих законных прав лишь в случае тесно связи с физическим лицом, обеспечиваемой институтом гражданства;

гражданство меняется людьми гораздо реже, чем место проживания на территории различных государств, что делает данный признак более устойчивым и надёжным;

гражданство имеет бесспорный характер, поскольку подтверждается официальными документами государств, а вот доказать домицилий бывает гораздо сложнее, что вызывает многие споры и судебные тяжбы, отягощающие казну стран.

В ст. ст. 1196 ГК РФ указано, что личный закон человека определяет его правоспособность, как гражданина. Если лицо имеет иностранные гражданство или вовсе лишено оного, то оно все равно пользуется правами наравне с гражданами России. Соответственно и правоспособность этих лиц аналогична правоспособности граждан РФ, если противоположное не определено другими нормативно-правовыми актами.

Такое регулирование соответствует практике ряда зарубежных государств: для правой системы Киргизии, Узбекистана, Белоруссии, Италии и Лихтенштейна также характерно использование личного закона.

В Германии, Турции и Греции установление правоспособности физических лиц осуществляется в соответствии с гражданством этих лиц. А вот в Швейцарии действуют собственные нормы определения гражданского правоспособности.

Таким образом, устанавливаемая по правилу личного закона правовая способность граждан относится ко всем без исключения гражданам в соответствии с п. 1 ст. 17 ГК РФ, однако, это не означает, что ее содержание будет тождественно, поскольку то или иное суверенное государство имеет право регулировать поведение находящихся на его территории лиц и своих граждан за границей. Это значит, что гражданин, оказавшийся на территории другого государства, будет подчиняться законам двух стран.

Принцип следования национальному правовому режиму применяется в России для установления границ правоспособности иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.

Так, в ст. 41 «Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (подписан в г. Москве 22.12.1992) мы тоже можем видеть закрепление принципа равенства. В данном случае и граждане РФ и граждане Азербайджана получают равные права, как наследодатели и наследники при распоряжении своим движимым и недвижимым имуществом. Это касается и порядка составления завещательных документов и процедуры наследования по закону и аспектов сохранения и передачи имущества от граждан одной страны к гражданам другой посредством дипломатических представителей, а также при участии специальных уполномоченных по вопросам наследования органов.

Согласно ст. 42 указанного договора гласит, что движимое имущество подлежат регулированию законами того государства, где проживал постоянно до своей смерти скончавшийся наследодатель.

А судьба недвижимого имущества решается в соответствии с законодательством той страны, где это имущество было приобретено наследодателем и находится.

Форма завещания согласно ст. 44 указанного договора зависит от закона той страны, подписавшей договор, гражданином которой являлся наследодатель на момент создания завещательного документа. Необходимо, чтобы условия завещания выполнялись также по законам данного государства, это касается и процедуры отмены завещательного заявления.

В «Договора между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» (подписан в г. Гаване 28.11.1984) в ст. 30 также закрепляет первостепенный принцип равенства граждан двух государств относительно реализации их наследственных прав. Право на получение наследственного имущества и для кубинских граждан и россиян устанавливаются в одинаковой мере не зависимо от места реализации этих прав. Анализируя такое большое число международных документов, мы можем прийти к выводу, что основным коллизионным принципом выступает именно равенство граждан перед законом. Принятие этих документов позволяет государству защищать права своих граждан и за рубежом, в т.ч. такие права, как наследственные.

В ст. 31 данного Договора оговорено, что решение вопрос наследования движимого имущества подпадает под нормы права того государства, где постоянно проживал его владелец.

А решение вопросов с переходом прав на движимое имущество предоставляется опять де той стране, где это имущество расположено, в меру его не отчуждаемости от данной территории.

Здесь также отмечено, что отнесение имущества к категории движимого или недвижимого производится той Стороной, в пределах которой находится разнообразное имущество для наследования, как ее гражданами ее, так и возможно, выходцами их другой страны.

Если имело место составления завещания, то страна, в которой оно было создано и заверено, обладает право вносить в него изменения или полностью отменять его действия, если выявлены нарушения в завещательном документе, или иные права, нарушающие свободное волеизъявления наследодателя (ст. 33 Договора).

Как и отмена завещания, специфика формы ее составления, диктуется нормами права того государства, где это завещание создаётся. Исходя из того, что правила распоряжения наследственным имуществам всячески двигаются в направлении унификации, можно сделать вывод о том, что формы составления завещательного заявления в большинстве современных стран вряд ли содержат существенные отличия.

Если завещание было составлено в одном государстве, а рассмотрении дела наследования производится за его пределами, то копия этого документа посылается уполномоченным органам той страны, где проходит наследственное производство (ст. 35 Договора).

Рассматриваются в договоре и способы сохранения имущества (ст. 36):

Как и в предыдущих случаях государства, составившие и выполняющие договор после смерти гражданина другой Стороны, проживающего на их территории, обязуются позаботиться о сохранности всех видов имеющегося имущества.

Все мероприятия по сохранению имущества, подлежащего наследования являются открытыми, о них информируются дипломатическое органы другой страны, чаще всего консульство. Последнее также включается в активные мероприятия по охране наследства. В случае, если сотрудники консульства не согласны с определёнными мерами, они могут обратиться в государственные органы с просьбой отмены этих мер.

Другим активным распорядителем, ведущим надзор за состоянием имущества выступают, как в и других государствах, уполномоченные органы по вопросам наследования.

Принятие наследства происходит сразу после официального заключения о смерти человека, при этом уведомляются обе стороны, передаются все необходимые документы для начала производства о наследовании имущества.

Ст. 37 указанного договора определяет: движимое имущество и деньги, полученные от реализации прочего имущества, могут быть переданы одной стороной другой, то есть дипломатическими органами одного государства - другому. Претендовать на это имущество и деньги могут наследники, в отдельных случаях, третьи лица, например, кредиторы при погашении задолженностей умершего обладателя имуществом. Получение ценностей происходит как лично, проще говоря «из рук в руки», та и через посредников. Посредниками назначаются сотрудники дипломатических ведомств, или нанимаются посторонние посредники заинтересованными лицами, то есть наследниками.

Предусмотрены три ситуации передачи наследуемого имущества наследникам:

после удовлетворения претензий кредиторов, прочих агентов согласно правилам и в сроки, которые предусмотрены для этого правом страны, где находится наследство;

после того, как оплачены и погашены все официальные сборы, принятые в государстве;

после получения официального разрешения права на вывоз имущества и перевод денег от официальных уполномоченных органов данного государства, то есть после удовлетворения всех запросов.

Помимо новых международных соглашений, мы можем также обратитьмя к тем, что были заключены ранее, длдя того чтобы убедится в незыблемости принципов коллизионного права в сфере наследования, выработанных за последние десятилетия.

В «Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам» (подписан в г. Москве 19.01.1984) (ст. 21) был определён принцип уравнивания граждан при реализации их наследственных прав. При этом оба государства в лице разработчиков соглашения упоминали о возможности наследования, как на основании закона, так и на основании завещательных документов, которые признавались действительными двумя государствами. То есть мы еще раз убеждаемся, что каким бы ни было национальное законодательство о наследовании, при подписании международных договоров Стороны всегда опираются на основополагающий принцип равенства граждан, что актуально не только для защиты наследственных прав, но во многом облегчает работу юристов именно при рассмотрении дел о международном наследовании.

В ст. 22 этого Договора были установлены правила, по которым завещательное заявление могло быть признано имеющим юридическую силу:

завещание составленное по форме того государства, в котором оно было создано и заверено;

завещание, составленное по форме того государства, гражданином которого являлся автор завещания на момент его подписания или на момент своей смерти, или того, государства, где до своей смерти постоянно проживал наследодатель.

Регулирование вопросов, связанных с наследованием недвижимого имущества в данном Договоре допускалось со стороны властей того государства, где расположена недвижимость.

При регламентировании отношений, связанных со статусом зарубежных граждан в нашей стране, наиболее часто используется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Есть и иные нормативно-правовые акты, детализирующие положения данного Закона. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется ее международными договорами (ст. 3 указанного Федерального закона). Как точно отмечают исследователи, «действие принципа национального режима не может быть ограничено положениями международного договора РФ, ратификация которого в нашей стране была закреплена в форме подзаконного акта».

По законодательству России личный закон гражданина, как мы уже писали, определяет его дееспособность. Поэтому качество и характер дееспособности лиц, в т.ч. наследственных правоотношениях зависит не только и не столько от их возраста, пола, здоровья и иных параметров, сколько от места проживания и получения гражданства.

Решение вопросов гражданской дееспособности физического лица иным образом возможно в соответствии с нормами международных договоров. Так, в соответствии со ст. 23 Минской конвенции 1993 г. применяется критерий личного закона для физических лиц, имеющих гражданство, а для лиц без гражданства - закон места жительства; по нормам двусторонних договоров Российской Федерации о правовой помощи - закон гражданства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.02 с.)