Глава 2. Цели создания Таможенного союза и перспективы его развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Цели создания Таможенного союза и перспективы его развития



 

По заверениям инициаторов создания ТС, экономический смысл интеграции в рамках Таможенного союза состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Утверждения о том, что за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами, трактуются как несостоятельные. В этой связи надо отметить, что в Казахстане находится большая по протяженности граница с Китаем, что большой поток грузов идет в Европу и Азию не только морским путем.

Более того, Белоруссия, Казахстан и Россия являются сухопутным мостом между основными производителями и потребителями. По оценкам экспертов, львиная доля доходов от грузового транзита поглощается сейчас морскими судоходными компаниями. Однако конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения. Так, например, время товаров в пути по дороге Европа - Россия - Казахстан - Китай составляет 10-14 дней, а доставка по морскому пути занимает до 45 суток. Поэтому можно ожидать роста транзитного потенциала трех стран.

Таможенный союз предполагает создать механизмы глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда было благом для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем больше для нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка товаров.

Как уже отмечалось ранее, по расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долларов. Государства - участники ТС за счет интеграционного фактора планируют получить дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 г. При этом другие оценки, которые делают наши коллеги, скажем, в экономических институтах Киева и Минска, дают примерно сходные результаты. Речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5-2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства. Результаты вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что страновая ориентация внешнеторговой политики России оказывает существенное влияние на динамику российской экономики. Усиление направленности экономической политики России на всемерное развитие экономической интеграции со странами СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливно-сырьевой направленности российской экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности РФ, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве. Однако на сегодняшний день ситуация с девальвацией белорусского рубля на 56% говорит об обратном.

Таможенный союз является фундаментом создания Единого экономического пространства. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, имеется емкий рынок с общим населением почти в 170 млн человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик. И самое главное - в будущем страны Таможенного союза могут образовать валютный союз на основе общей денежной единицы.

Именно поэтому главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания Единого экономического пространства, в рамках которого будут действовать единые энергорынок и транспортная система. Создание Единого экономического пространства означает, что появится экономический союз с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. При этом, как указали президенты трех стран, создание Единого экономического пространства амбициозный проект и скорее промежуточный этап интеграции. Конечная цель - создание на евразийском пространстве некоего аналога Евросоюза. И это весьма далёкая перспектива, с учётом того, что даже сейчас, на уровне Таможенного союза, существует столько несогласованностей и проблем.

Функционирование Таможенного союза предполагает если не к рост, то нормализацию приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных издержек, который сулит очевидную огромную выгоду.

При этом цель создания Таможенного союза, заключающаяся в первую очередь в стремлении формирования единого торгового пространства, говорит о том, что будут созданы условия для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения ответственности бизнес-сообщества, и как следствие - рост благосостояния населения. Увы, пока реальность далека от этого.

Формирование единой таможенной территории предполагает создать условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. К примеру, в любом сложном белорусском изделии около половины стоимости составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в транспортных очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и кооперацию с российскими и белорусскими предприятиями. Для наших граждан Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном существенно облегчит трансграничные связи. Людям не придется заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе. Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли долгие годы - созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? Возможно, но пока такого рынка нет, и появится он не скоро.

Мировой кризис показал, что либеральная глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса каждый выживает как может. Создание Таможенного союза трех государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, - это наш ответ мировому кризису. Союз дает трем странам возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность, создать условия для экономического роста, устранить имеющиеся барьеры в торговле, выработать общую стратегию развития, которая опиралась бы на внутренние источники, а деловым кругам - ставит цель наращивания своей конкурентоспособности не только в рамках экономического пространства, но и на мировом рынке.

Процесс формирования Таможенного союза приобрел необратимый характер. Для бизнес-структур трех стран создаются благоприятные условия для развития своей деятельности, расширения производственно-технологических операций и реализации совместных проектов. Единый емкий внутренний рынок позволит снять торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить товарооборот.

В планах такие известные по европейскому интеграционному процессу меры, как унификация технических регламентов и стандартов, признание сертификатов соответствия качества продукции, принятых в одной стране-участнице, другими участниками, а также отмена пограничного контроля внутри единой таможенной территории.

Итак, выделим основные цели и перспективы развития таможенного союза:

формирование единой таможенной территории, единого экономического пространства, единого энергетического рынка и транспортной системы;

формирование общего рынка товаров, капитала, рабочей силы и услуг;

объединение национальных экономик в единый воспроизводственный комплекс и повышение их конкурентоспособности;

устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров;

нормализация приграничного сотрудничества и отмена пограничного контроля;

рост транзитного потенциала трёх стран;

рост ВВП на 15 % к 2015 году и повышение темпа экономического роста в 1,5 раза;

восстановление научно-технических и производственных потенциалов предприятий стран-участниц;

установление единых технических регламентов и признание сертификатов соответствия, выдаваемых в странах-участницах другими участниками;

Таможенный союз должен содействовать росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности нашей продукции, откроет новые перспективы для инвестиций. Формирование Таможенного союза предполагает углубление сотрудничества в ЕврАзЭС - динамичной структуре экономической интеграции на постсоветском пространстве, а также способствование активизации взаимовыгодного взаимодействия в Содружестве Независимых Государств. Но так ли всё гладко на деле?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.023 с.)