Глава 1. Евразэс как основа формирования Таможенного союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Евразэс как основа формирования Таможенного союза



 

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Евразийское экономическое сообщество берёт своё начало 10 октября 2000 г., когда в Астане был подписан договор об учреждении ЕврАзЭС, который вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами, которых с момента его образования насчитывается пять - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС. Евразийское экономическое сообщество создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Среди основных задач ЕврАзЭС можно выделить формирование общего финансового рынка, установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, сближение и гармонизация национальных законодательств.

Надо признать, что Таможенный Союз стал продолжением реализации идеи евразийского союза, которую выдвинул президент Казахстана более пятнадцати лет назад. Главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания единого экономического пространства с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили на себе экономики всех без исключения государств, дал возможность ускорить решение интеграционных задач. И здесь можно ожидать, что ближайшие два года будут временем масштабного прорыва.

В марте 1994 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в стенах Московского государственного университета впервые выдвинул идею о создании Евразийского союза. Сегодня она нашла реальное воплощение и реализовывается. 27 ноября 2009 года в Минске лидеры трех государств - Белоруссии, Казахстана и России - подписали ряд документов, которые дают старт практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года.

Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, стороны не применяют таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Ничто не препятствует сторонам применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли. При этом страны-участницы применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

С 1 января 2010 года в странах Таможенного союза вводится в действие Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по его формированию делегируются решением глав трех государств наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. В компетенцию комиссии входит регулирование внешней торговли Таможенного союза посредством применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, мер технического, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и других, которые обязательны к исполнению во всех государствах - членах Таможенного союза. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Она осуществляет свою деятельность на основе принципов открытости, гласности, объективности, экономической обоснованности принимаемых решений, обеспечения взаимной выгоды и учета национальных интересов сторон.

Комиссия осуществляет следующие функции:

исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза;

осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;

разрабатывает при участии правительств стран-участниц ТС рекомендации для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;

обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;

оказывает содействие странам-участницам ТС в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;

осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти стран-участниц ТС;

выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

Голоса между странами-участницами в Комиссии распределяются следующим образом:

Республика Беларусь - 21,5 %;

Республика Казахстан - 21,5 %;

Российская Федерация - 57 %.

Местом пребывания Комиссии Таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативно-правовые акты - решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из 3 лиц:

Шувалов Игорь Иванович - председатель Комиссии Таможенного союза - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Румас Сергей Николаевич - член Комиссии Таможенного союза - заместитель Премьер-министра Республики Беларусь

Шукеев Умирзак Естаевич - член Комиссии Таможенного союза - первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан.

Статус таких решений неоднозначен. Для РФ они являются наднациональным законодательством. В соответствии со статьёй 79 Конституции РФ Российская Федерация может передавать часть федеральных полномочий на наднациональный уровень межгосударственных органов, но о каких конкретно полномочиях идёт речь нигде не поясняется. То есть по сути РФ не обязана исполнять решения Комиссии Таможенного союза, однако делает это. Также интересен процесс обжалования решений Комиссии Таможенного союза. Например принятый таким решением принцип национального резидентства при подаче декларации на товары не устраивает таможенные органы стран-участниц Таможенного союза, однако обжаловать это решение негде, ведь Суд ЕврАзЭС не имеет таких полномочий. Он призван лишь разрешать споры государствами-участниками Таможенного союза. Также беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа - Комиссии Таможенного союза, состоящего из представителей трех государств-участников Таможенного союза. Считается, что по наиболее принципиальным вопросам решения должны приниматься в формате консенсуса. Однако перечень подобных «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Республики Беларусь А.Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной.

Секретариат Комиссии Таможенного союза является исполнительным органом Комиссии Таможенного союза и осуществляет организацию работы высшего органа Таможенного союза (Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств)), Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.

Руководство секретариатом Комиссии Таможенного союза осуществляет Ответственный секретарь Комиссии.

Высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет на уровне глав государств и глав правительств.

Межгосударственный совет - высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества.

Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

На уровне глав государств в Межгосударственный Совет входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

На уровне глав правительств в Межгосударственный Совет входят: Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Кроме того, с 1 июля 2010 года начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и функционировать единая таможенная территория трех государств. Это означает, что со второй половины 2011 года будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими странами. Товары, в первую очередь казахстанского, белорусского и российского производства, начнут перемещаться свободно в том смысле, что не будут обременяться сборами и таможенными пошлинами.

ТК ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) и пришел на смену существовавшему в России Таможенному кодексу Российской Федерации.

ТК ТС является основополагающим документом, регулирующим таможенные правоотношения в Таможенном союзе. В нем содержатся единые условия и порядок признания лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены требования к проведению таможенных операций участниками ВЭД и таможенными органами, определено правовое содержание таможенных процедур.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации внедрились новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.

Самое простое - это изменения в терминологии, к которым необходимо просто привыкнуть. Например: таможенный брокер теперь называется таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменилось; контейнеры отнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количество имеющихся сейчас проблем по контролю за их временным ввозом.

Существуют и более существенные изменения.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрены новые формы таможенного контроля, такие как, учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности. Вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.

В Таможенный кодекс Таможенного союза включена глава, регламентирующая порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. Таможенное декларирование теперь будет производиться только в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.

Есть и изменения, требующие переосмысления принципов контроля и организации деятельности таможенных органов. Например, изменены сроки совершения таможенными органами различных операций, увеличены сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров, переработке товаров на таможенной территории и ряд других сроков; сокращены сроки выпуска товаров, в том числе срок выпуска экспортируемых товаров (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров - до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления - необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля).

Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на государственной границе. Интерес к повышению качества процесса таможенного оформления и контроля обоюден - в этом заинтересована и таможенная служба, и участники внешнеэкономической деятельности. По словам начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) ФТС России Дмитрия Некрасова, в ТК ТС создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска. Вместе с предварительным информированием и электронным декларированием это должно вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень. Пункт 6 ст.193 определяет, что при подаче предварительной декларации товары могут быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена ТС, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной нормой по сравнению с российским кодексом, в соответствии с которым при предварительном декларировании товары должны были предъявляться исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему декларацию. Во всем мире одним из наиболее действенных способов повышения качества процесса таможенного оформления являются электронное декларирование и предварительное информирование таможенных органов о предстоящей внешнеэкономической сделке. С октября 2007 года в ФТС России в опытную эксплуатацию введена автоматизированная система предварительного информирования, обеспечивающая прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа "Интернет". В рамках данной системы участник ВЭД избавлен от значительных финансовых затрат, необходимых для организации защищенного информационного канала для доступа в сеть таможни. Эти функции берет на себя информационный оператор.

Важно отметить, что с 1 января 2011 года предварительное информирование стало обязательным в рамках ТС. Также по сравнению с ТК РФ претерпели изменение вопросы, связанные с применением таможенных процедур:

исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Товары, перевозимые по таможенной территории, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, будут помещаться под процедуру таможенного транзита. Теперь перевозка товаров открывается от внешней границы Таможенного союза сразу до места нахождения получателя независимо от государства, в котором он находится, а перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-членов Таможенного союза.

железнодорожный перевозчик императивно освобождается от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров;

возможно одновременное помещение товаров под две таможенные процедуры - экспорта и таможенного транзита.

Введен институт уполномоченного экономического оператора, который является развитием имеющихся в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации «специальных упрощенных процедур».

Помимо применяемых в настоящее время упрощений для уполномоченного экономического оператора предусмотрены:

выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней);

возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

условием получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения, размер которого составляет один миллион евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым Комиссией Таможенного союза, - 150 тысяч евро.

Если говорить о вопросе, какие нормы союзного кодекса можно считать негативными с точки зрения участника ВЭД, то, скорее всего на него ответит правоприменительная практика. Все прекрасно понимают, что какими бы замечательными ни были статьи закона, все зависит от того, как они будут использоваться в реальной жизни. Значимым недостатком нового кодекса, по мнению не только бизнеса, но и других задействованных сторон, является наличие в ТК ТС большого количества отсылочных норм. Так, более 40 норм содержат ссылки на международные договоры государств-участников ТС, более 50 апеллируют к решениям КТС, наконец, 190 норм отсылают к национальному законодательству. Но больше всего нареканий со стороны участников ВЭД вызвал раздел, посвященный таможенному контролю.

Предприниматели считают, что союзный кодекс в отличие от российского «создает неограниченные возможности для таможенного контроля».

Управляющий партнер юридической компании K&B Group Станислав Баранов обращает внимание на то, что Таможенный кодекс ТС "создает неограниченные возможности для произвола со стороны таможенных органов". Если, согласно действующему законодательству, выпущенный в обращение товар подвержен контролю в течение одного года, то ТК увеличивает этот срок до трех лет. Кроме того, таможенные органы получают право провести проверку любых лиц, так или иначе связанных со сделкой, по которой возникли вопросы, включая всех тех, кто выступает контрагентом по внутреннему договору.

Наконец, положение о выпуске товара предусматривает увеличение срока, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, до десяти дней вместо нынешних трех. Решение, что важно, принимается начальником таможенного поста, но при этом ТК ТС не указывает критерии, которыми начальник поста должен руководствоваться. Наконец, Федеральная таможенная служба РФ получит практически неограниченный доступ к банковским счетам юридических лиц-участников ВЭД, а помимо этого - право на личный досмотр всех физических лиц, находящихся в таможенной зоне.

В Таможенном союзе вводится единая система таможенного администрирования на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, которая позволит сократить транзитные издержки производителей товаров, увеличить объемы взаимной торговли, повысить конкурентоспособность товаров и национальных экономик в целом. Вместе с тем формирование Таможенного союза - сложный, многоплановый процесс, требующий усиления координации и взаимодействия таможенных, налоговых, транспортных и других ведомств стран-участниц.

Главное в Таможенном союзе то, что несколько таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией. На единой таможенной территории устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе.

В Таможенный кодекс включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Кроме того, в Таможенном кодексе содержится норма о взаимном признании решений, принятых таможенными органами на таможенной территории Таможенного союза.

Приведенные выше некоторые особенности правовых норм Таможенного кодекса свидетельствуют об их ориентации на содействие интеграционным процессам на единой таможенной территории. При этом необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство: основным критерием правовой эффективности конкретных норм кодекса будет практика их добросовестного исполнения и применения на таможенной территории Таможенного союза как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

Устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств-членов Таможенного союза на 15-18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее $400 млрд. Однако на сегодняшний день мы наблюдаем лишь спад экономического роста и рост безработицы.

Тем не менее, мировая история подтверждает, что интеграционные экономические объединения выгодны. Сегодня в мире существует порядка 50 интеграционных союзов. В зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах. В XIII веке существовал Большой Ганзейский торговый союз, в который входили древнерусские города Великий Новгород и Псков. В ХIХ веке посредством таможенного союза канцлером Бисмарком фактически была создана Германия.

Процесс создания европейского Таможенного союза начался с подписания в 1957 году договора о ЕС, который обязал постепенно отменять таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект. После 1968 года начался процесс постепенной отмены таможенного контроля на границах между государствами-членами ЕС, который завершился к 1993 году. В целом на построение Таможенного союза у Европы ушло почти 40 лет. Формирование Таможенного союза государств-участников ЕврАзЭС происходит в сжатые сроки. Белоруссия, Казахстан и Россия прошли путь становления Таможенного союза за 15 лет, а правовую базу сформировали всего за два года. И что мы получили в результате столь ускоренного создания Таможенного союза? Несогласованность законодательства, отсутствие единых правил применения таможенного тарифа, упрощение пересечения границ между союзными государствами лишь на бумаге, а на деле дополнительные сложности. Например, при перевозке груза из Казахстана в Россию, на границе таможенники вынуждены подразделять товары на союзные и иностранные. Кроме того, необходимо довзыскание пошлин на товары, попадающие под действие изъятий из таможенного тарифа.

Остаётся неясным механизм построения и функционирования ЕЭП, если даже на уровне союза имеется столько нестыковок и разногласий. Очевидно что политический ход создания союза за столь короткий срок был не слишком обдуман. Ведь недаром создание ЕС заняло почти полвека.

На сегодня в рамках трех государств - Белоруссии, Казахстана и России - приняты международные договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к нему других государств, создание единой таможенной территории.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что на данном этапе начальникам таможен необходимо повысить ответственность, обеспечить личный контроль по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в условиях действия Таможенного кодекса Таможенного союза, а также как таможенным органам, так и участникам ВЭД необходимо дальше осваивать новые нормы и правила, чтобы обеспечить уверенное, грамотное и эффективное их использование в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

И это ещё не всё. ТК ТС является международным договором и имеет статус наднационального законодательства. В соответствии с российским законодательством он прошёл процедуру ратификации Государственной Думой. В ходе его применения выявились некоторые несовершенства и на сегодняшний день в него внесено более 400 поправок, каждая из которых в соответствии с законодательством РФ требует отдельной ратификации. Это делает применение ТК ТС неудобным. Если законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан предусматривают внесение в ТК ТС поправок без их ратификации, то у РФ такого преимущества нет. Чтобы выйти из этого положения РФ пришлось принять ФЗ №311 от 29.12.10г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который по сути повторяет нормы ТК ТС, но предусматривает безболезненное внесение поправок. В итоге мы лишь усложнили законодательство.

Помимо этого существуют проблемы и с Единым таможенным тарифом ТС. Во-первых, это разница в ставках пошлин по многим товарным позициям, а во-вторых, принцип эскалации, который был основой таможенного тарифа РФ, не был выдержан. Принцип эскалации предусматривает повышение ставок импортных пошлин по мере роста степени обработки товара. То есть готовая продукция должна облагаться более высокой пошлиной, чем скажем сырьё для её производства, или структурные элементы. И если раньше этот сдерживающий фактор повышал конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке, то теперь поток дешёвой импортной продукции может серьёзно подорвать позиции российских товаропроизводителей.

Не слишком ли высокую цену заплатит отечественная экономика за участие в Таможенном союзе? Какие положительные моменты он принесёт и будут ли они вообще? Об этом в следующей главе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.032 с.)