Пути совершенствования Таможенного союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования Таможенного союза



 

Основная часть перечисленных проблемных вопросов является следствием общей проблемы функционирования Таможенного союза - отсутствия унификации в Таможенном союзе таких важнейших институтов, как порядок уплаты таможенных платежей, применение ставок таможенных пошлин и налогов, тарифных преференций, льгот по уплате налогов, применения вывозных таможенных пошлин.

Хотя Союзный Таможенный кодекс, безусловно, прогрессивнее российского и содержит немало позитивных для бизнеса новаций, некоторые проблемы в союзном кодексе и имеют место быть. Будет целесообразным рассмотреть некоторые недостатки и противоречия ТК ТС и найти пути их устранения.

Например, статья 4 ТК ТС «Основные термины, используемые в настоящем кодексе» гласит: «Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами». Совершение действий, в результате которых товары прибывают на территорию, - это заключение внешнеэкономической сделки, договоров перевозки и собственно ввоз товаров на транспортном средстве. Получается, что осуществляет ввоз товаров только перевозчик, соответственно, все действия, которые в настоящее время квалифицируются как «незаконное перемещение через таможенную границу, сопряженные с недостоверным декларированием» (ст.188 УК РФ - контрабанда), относятся только к перевозчику и заявлению таможенной процедуры транзита. Вывод напрашивается сам собой: восстановить определение понятия «ввоз» в соответствии с ТК РФ: «ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами…».

Статья 56 ТК ТС «Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения» содержит следующую формулировку: «Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения». Предварительное решение по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в мировой практике - это стабильность для участника ВЭД, позволяющая ему планировать бизнес-процессы. Поэтому должен быть установлен минимальный срок для вступления в силу изменений предварительного решения (по ТК РФ - 3 месяца, в ЕС - 6 месяцев). То есть нужно дополнить пункт словами, «…, но не менее чем через три месяца со дня его принятия». Тогда статья получит следующую формулировку: «Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения, но не менее чем через три месяца со дня его принятия».

Статья 185 ТК ТС «Сроки подачи таможенной декларации» гласит: «Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом». А если в день истечения срока? Это будет нарушением? Необходимо везде по тексту слова «до истечения срока» заменить словами «не позднее дня истечения срока».

Статья 269 ТК ТС «Документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления» предписывает: «Документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления должен содержать следующие сведения о (об): наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости». Но ведь на момент предварительного согласования условий таможенной процедуры внешнеэкономические сделки еще могут быть не заключены. Предложенная норма в части требования указания стоимости товаров является искусственным ограничением применения таможенной процедуры. Следует исключить слова «и стоимости» из пп.3 п.2 ст.269.

Из вышеприведенной информации очевидно, что некоторые недочёты союзного кодекса вполне устранимы. Стоит лишь проанализировать формулировки и внести небольшие коррективы. Главный вопрос в том, кто обратит внимание и будет заниматься решением данных вопросов. Ведь это, по сути, первоочередная задача государств-участников Таможенного союза. Ее решение - путь к успешному развитию экономик стран-участниц и закрепление союза на международной арене. Однако, стоит упомянуть о том, что ТК ТС является международным договором и, в соответствии с законодательством РФ, требует ратификации Государственной Думой. При принятии ТК ТС он был ратифицирован, но в процессе его использования было внесено более 400 различных поправок, и каждая из них требует отдельной ратификации. Если законодательство Республики Беларусь и Республики Казахстан предусматривает безболезненное внесение в ТК ТС таких поправок, то для России это серьёзная проблема. Фактически из-за этого РФ пришлось принять ФЗ №311 от 29.12.10г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который дублирует весь ТК ТС, но даёт возможность вносить поправки без их ратификации. По сути мы получили усложнение вместо упрощения.

Фактически необходимость принятия закона обусловлена тем, что Таможенный кодекс Таможенного союза и разрабатываемые в целях его реализации международные соглашения государств-членов Таможенного союза содержат значительное количество отсылочных норм, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза.

Законом урегулированы вопросы, касающиеся:

системы таможенных органов Российской Федерации, их обязанностей, правомочий и ответственности;

порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов;

информирования и консультирования;

порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей;

особенностей проведения отдельных форм таможенного контроля;

распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность;

особенностей таможенного декларирования, таможенных процедур и перемещения отдельных видов товаров.

Большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство Российской Федерации законом, направлено на упрощение и ускорение таможенных операций при условии недопущения снижения эффективности таможенного контроля при формировании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Для участников внешнеэкономической деятельности совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую очередь, в создании механизма упрощения прохождения таможенных формальностей.

Например, ФЗ №311 от 29.12.10г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» облегчил временный ввоз и вывоз научных и коммерческих образцов. Комплекс мер по облегчению таможенных процедур при оформлении научных или коммерческих образцов при их ввозе или вывозе принят в рамках реализации государственной политики инновационного развития, поддержки международного научного обмена.

В соответствии со ст. 279 и 283 указанного закона товары, временно ввозимые или временно вывозимые для проведения с ними испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации либо использования в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации (далее - научные или коммерческие образцы), подлежат таможенному декларированию в упрощенном порядке.

Научные или коммерческие образцы, временно ввозимые в Российскую Федерацию или временно вывозимые за пределы Российской Федерации в личном багаже пассажира, экспресс-почтой, а также научные или коммерческие образцы, стоимость которых не превышает 300 тыс. рублей, по желанию декларанта могут декларироваться в упрощенном порядке с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления организации - получателя научных или коммерческих образцов. Форма такого заявления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Научные учреждения и созданные ими хозяйственные общества вправе помещать под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза научные или коммерческие образцы, используя в качестве доказательства предназначения товаров письменное заявление научного учреждения, составляемое в произвольной форме и содержащее сведения о научных или коммерческих образцах и описание обстоятельств перемещения научных или коммерческих образцов через таможенную границу Таможенного союза. Статус научного учреждения подтверждается его учредительными документами.

Лица, не являющиеся научными учреждениями созданными ими хозяйственными обществами, вправе помещать под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза научные и коммерческие образцы, используя в качестве доказательства предназначения товаров договор с иностранным лицом, если в нем содержится информация о цели ввоза или вывоза научных или коммерческих образцов утвержденных планов (программ) исследований при наличии либо других документов о хозяйственной деятельности лица, в которых содержится информация о проведении испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации.

Срок выпуска научных или коммерческих образцов при их временном ввозе или временном вывозе составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, когда в соответствии с отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Правительством Российской Федерации может быть установлен перечень товаров, срок выпуска которых может составлять до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.

Если у граждан и представителей организаций возникнут вопросы, они могут обратиться за консультацией в правовую службу таможенного органа, в который будут подаваться документы на ввоз или вывоз образцы Адреса и телефоны таможенных органов (например, действующих в международных аэропортах) можно найти на интернет-сайте ФТС России (www.customs.ru <http://www.customs.ru>) в соответствующих разделах.

Научные учреждения и созданные ими хозяйственные общества могут получить информацию в таможенном органе, в регионе деятельности которого они расположены, либо в таможенном органе по предполагаемому месту помещения груза под таможенную процедуру. Иностранные партнеры научных учреждений в случае возникновения вопросов могут обратиться в таможенные органы по месту предстоящего прибытия образцов на территорию Российской Федерации.

ЕТТ (единый таможенный тариф) был принят на основе таможенного тарифа России. ЕТТ не подлежит ратификации, он имеет силу прямого действия на территории стран-участниц ТС без прохождения процедуры ратификации. В ЕТТ вошло более 11000 наименований товаров. При этом для Казахстана повышение ставок значительное (около 5000 наименований), снижение составляет 10%, для Белоруссии и РФ снижаются ставки на 2000 и около 1500 позиций соответственно. Останутся неизменными ставки пошлин: для РФ на 9300 наименований (82%), для Белоруссии на 8300 (более 2/3) и для Казахстана примерно на 5000 позиций (50%). Если в России и Белоруссии ставки не претерпели значительных изменений, то в Казахстане целые сектора экономики не защищались таможенным тарифом. Это касается автомобилей, сельскохозяйственной техники, фармацевтической продукции, т.е. Казахстану в среднем пришлось поднимать свой таможенный тариф почти вдвое.

При этом по некоторым позициям - с нуля до 20-25%. Поэтому было принято решение о переходном периоде в отношении Казахстана. Он будет касаться фармацевтики, нефтепереработки некоторых продуктов нефтехимической промышленности, за исключением того (примерно, 5% таможенной номенклатуры), что в течение 3-5 лет (по некоторым позициям - до 7 лет) у Казахстана будет преимущество участия более низких импортных тарифов по четко обозначенной группе товаров. По этим товарам будет вестись особая форма контроля, т.е. остатки этих товарных групп будут локализованы: на внешней границе ТС будут пропускаться по специальным разрешениям органов, которые уполномочены, и под контролем казахстанского правительства практически выпускаться для употребления конкретными предприятиями, ради которых все это и делается.

Казахстан получил право на переходный период до 2015г. по 409 позициям.

Особенностью ЕТТ является наличие изъятий из общего списка единых пошлин. Кроме того, каждая из стран имеет право ввести автономно на шесть месяцев ставку пошлины, отличную от указанной в ЕТТ, в случае острой необходимости, например при экономическом бедствии.

Наконец, есть перечень товаров, в отношении которых Казахстану предоставлено право в течение переходного периода применять ставки ниже, чем общесоюзные.

Путь к устранению разницы в ставках пошлин на территории союзных государств лежит через унификацию таких ставок. Это сложный процесс и неизвестно когда он будет завершён.

Ещё один недостаток ЕТТ заключается в том, что принцип эскалации, на котором строятся импортные тарифы развитых стран (повышение ставок на готовые изделия и понижения на комплектующие) не был выдержан.

«В России никогда не будут делать кондиционеры, радиаторы, мясорубки, посудомоечные машины, потому что на эти товары установили нулевую ставку, несмотря на то, что есть свои заводы, - подчеркивает А. Онищук президент ассоциации РАТЭК, - а нулевая пошлина - это крест на производстве».

Необходимо полностью пересмотреть позиции тарифа и поднять ставки импортных пошлин на готовую продукцию, производимую на территории Таможенного союза.

Таможенные пункты пропуска товаров на границе России с Казахстаном и Белоруссией до сих пор не упразднены. А это означает, что по-прежнему весь транспорт, въезжающий в нашу страну, проходит контроль, таможенники проверяют, подлежит ли оформлению ввозимая партия товаров. В настоящее время при пересечении транспортным средством государственной границы Белоруссия - Россия, Казахстан - Россия, таможенный орган вправе требовать коммерческие и товаротранспортные документы, подтверждающие страну происхождения товаров. На основании представленного на границе пакета документов, таможенные органы идентифицируют, являются ли товары происходящими с территории стран - членов Таможенного союза, или третьих стран. Процедура проверки документов с целью признания статуса товаров Таможенного союза занимает много времени, часть товаров (примерно 20%) при этом помещается на СВХ. В данной ситуации участники ВЭД наблюдают не упрощение процедуры перемещения товаров и транспортных средств, а наоборот, ее усложнение и увеличение транспортных очередей на государственной границе. Полное решение данной проблемы возможно лишь на этапе формирования единого экономического пространства (ЕЭП). То есть на сегодняшний день де-юре, формально, границы между странами-участницами Таможенного союза открыты, а де-факто существует ряд ограничений и формальностей, ограничивающих товародвижение.

Ещё один барьер заключается в том, что в переходных положениях Таможенного кодекса Таможенного союза сохранен принцип национального резидентства, согласно которому декларация подается в уполномоченный орган того государства, в котором зарегистрирован ее податель. Однако, во-первых, период все же переходный, а во-вторых, никто не мешает сделать так, чтобы податель декларации был зарегистрирован в самом Казахстане: либо основать в республике собственную компанию, либо поручить оформлять декларации местным посредникам. Кстати, не исключено, что в итоге в этой стране расцветет посреднический бизнес. Впоследствии необходимо отменить принцип резидентства, что позволит декларировать товар в любом государстве Таможенного союза.

На сегодняшний день 60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадают с российским. Т.е. мы по одинаковым позициям экспортируем то, что вывозим из страны. Не будет ли здесь конкуренции?

Как показали исследования, большинство казахстанских товаров сырьевого направления, так же как и российских. Получается, что выигрывает не только нефтегазовая отрасль Казахстана, но и металлургическая отрасль и химическая промышленность, потому что они в основном идут на российскую территорию.

Для обеспечения действительно равного положения производителей придется не только согласовать таможенные законодательства и практику, но и обеспечить равные условия производства. Скоротечность и сжатые сроки подготовки начала реализации соглашения по Таможенному союзу, отсутствие единой точки зрения на решение поставленной задачи, разработка технологий и процедур пока создают условия появления новых проблем и сложностей в работе. Процесс формирования Таможенного союза, безусловно, не одномоментное явление и он будет продолжаться. Будет и дальше проводиться работа по устранению расхождений. Причем требования и подходы будут все больше унифицироваться. Отмечая текущие проблемы на стадии формирования Таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Исходя из многолетнего опыта работы российской таможенной службы, можно говорить о том, что переход на новые правила всегда является сложным и проблемным процессом. В связи с этим в целях решения проблем функционирования Таможенного союза необходима активизация работы по дальнейшему формированию его правовой базы, сближению и унификации таможенного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о банках и банковской <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=6psKRsXNzM1GgBD0-1jKSxjh5wmujs623ziyxSPVSLUUtBjSNQuDyvAOGsmmBglV2*aYWnZiBckifs9V71w5zSDbyg50EPaXGRjD1JK9YknarpkRKc2md*Mb0AcRlKgiBvf0AWt-ApAmlIc3Wae4pZ*fTWJORjvHk-bm5TOFJZFaNIpVdfiqy-hccuUESWeHxNNn65ooV7kSB9eqsA*Rg3SmVLneeHC03vEZeFYTn7LlveZRP1WR6kJf2SDeF1wukfzwwI*1Hf6eOMrJArMhOO8DdFuGjZDkjQEjJwb9B*TN58YywjWWzWeqFzCRyRmyn1dJJ-ez8VK4X4z60AkWDKwlHEP1k3HXx9YgHzn6Q6b9FJSIoLenVjmFlzLm4OTUjQGrBWyyuS3VnjeA3AC7LDmml0sYFSXjOkIEXzbVMo9-5tuw&eurl%5B%5D=6psKRmNjYmM79LaQLxfkJaS2l94HzZT8xNv3ZNH9Yk-HDEyNGSMi1skjS*RN3Y3SLkRQVQ> деятельности, об исполнительном производстве.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведённого исследования сделаны следующие выводы:

Создание Таможенного союза - способ уйти от проблем, связанных с планируемым вступлением РФ в ВТО. Доля таможенных платежей в бюджете РФ составляет 52%. Даже в Сомали этот показатель меньше. В США он составляет 2%. Вступление РФ в ВТО открыло бы границы для дешёвого импорта, что для России, опирающейся на таможенную политику протекционизма неприемлемо. Это подорвало бы экономику и окончательно уничтожило отечественную промышленность.

Так как руководство страны не может публично признать неконкурентоспособность российской экономики на мировом уровне, оно делает «ход конём». Создаёт Таможенный союз с Беларусью и Казахстаном, уровень развития экономик которых позволяет России хоть как-то конкурировать с ними. Никто не ожидал такого поворота событий. В результате скорых темпов формирования Таможенного союза, диктуемых политической ситуацией, должным образом не подготовлено и не унифицировано союзное законодательство, отсутствуют единые механизмы сбора таможенных пошлин и косвенных налогов.

В ходе исследования выявлены следующие проблемы:

· В Едином таможенном тарифе Таможенного союза не выдержан принцип эскалации. Это способно привести к краху отечественной промышленности.

·   Отсутствуют единые ставки таможенных пошлин по многим товарным позициям.

·   Отсутствует должным образом унифицированное таможенное законодательство.

·   ТК ТС содержит большое количество отсылочных норм к национальному законодательству, что делает его использование затруднительным.

·   Таможенные пункты пропуска между союзными государствами до сих пор не упразднены.

·   При подаче декларации на товары действует принцип национального резидентства.

·   Передача таможенного контроля союзным государствам фактически откроет наши границы для импорта, в основном из Китая, который и без того составляет большую конкуренцию как российским, так и белорусским и казахстанским товарам.

·   Сырьевая ориентация стран-участниц союза и отсутствие наукоёмких и высокотехнологичных производств.

·   Создание союза только снизит экспортный потенциал его участников, ведь основа экспорта России и Казахстана - сырьевые ресурсы, а промышленность Беларуси ориентирована на российский рынок.

·   Для России в интеграционных проектах более интересны стратегические долгосрочные цели, а Беларусь и Казахстан видят своё нахождение в Таможенном союзе лишь временной остановкой, необходимой для укрепления их экономик перед интеграцией с ЕС.

·   Фактически мы не интегрируемся с Беларусью и Казахстаном. Их экономики малы, а рынки бедны и незначительны. Нас не ждёт синергетический эффект. В реальности мы лишь через белорусских и казахстанских посредников ещё больше интегрируемся с Китаем.

·   Объективные причины интеграции носят краткосрочный и среднесрочный характер, и связаны как с посткризисным периодом, так и с международной изоляцией Республики Беларусь и Республики Казахстан.

·   Не унифицировав должным образом законодательство на уровне Таможенного союза, страны-партнёры переходят к формированию Единого экономического пространства. Это приведёт как к экономической, так и политической нестабильности, что уже сейчас наглядно демонстрирует девальвация белорусского рубля на 56%.

Предложены следующие пути решения этих проблем:

· Необходимо полностью унифицировать законодательную базу Таможенного союза

·   Необходимо пересмотреть Единый таможенный тариф Таможенного союза и реализовать в нём принцип эскалации.

·   Необходимо полностью выровнять ставки таможенных пошлин для всех союзных государств.

·   Необходимо полностью перенести таможенный контроль на внешние границы Таможенного союза, без риска снижения его эффективности.

·   Необходимо развитие высокотехнологичных и наукоёмких производств на территории Таможенного союза.

То есть, фактически открывая свои границы для союзных товаров, государства-участники Таможенного союза должны обеспечить полный контроль над импортом иностранной продукции.

Отмечая текущие проблемы на стадии формирования Таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса.

Исходя из многолетнего опыта работы российской таможенной службы, можно говорить о том, что переход на новые правила всегда является сложным и проблемным процессом. В связи с этим в целях решения проблем функционирования Таможенного союза необходима активизация работы по дальнейшему формированию его правовой базы, сближению и унификации таможенного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о банках и банковской <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=6psKRsXNzM1GgBD0-1jKSxjh5wmujs623ziyxSPVSLUUtBjSNQuDyvAOGsmmBglV2*aYWnZiBckifs9V71w5zSDbyg50EPaXGRjD1JK9YknarpkRKc2md*Mb0AcRlKgiBvf0AWt-ApAmlIc3Wae4pZ*fTWJORjvHk-bm5TOFJZFaNIpVdfiqy-hccuUESWeHxNNn65ooV7kSB9eqsA*Rg3SmVLneeHC03vEZeFYTn7LlveZRP1WR6kJf2SDeF1wukfzwwI*1Hf6eOMrJArMhOO8DdFuGjZDkjQEjJwb9B*TN58YywjWWzWeqFzCRyRmyn1dJJ-ez8VK4X4z60AkWDKwlHEP1k3HXx9YgHzn6Q6b9FJSIoLenVjmFlzLm4OTUjQGrBWyyuS3VnjeA3AC7LDmml0sYFSXjOkIEXzbVMo9-5tuw&eurl%5B%5D=6psKRmNjYmM79LaQLxfkJaS2l94HzZT8xNv3ZNH9Yk-HDEyNGSMi1skjS*RN3Y3SLkRQVQ> деятельности, об исполнительном производстве.

Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей - не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому расписанию. Интеграция в данном случае используется в роли политического локомотива как внешних (проблема вступления России в ВТО, определенное давление на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение. А цунами дешевого ширпотреба из третьих стран, которое может обрушиться через Белоруссию и Казахстан, способно за несколько месяцев превратить Россию в огромный Черкизовский рынок. Это грозит разорением большой части российского мелкого и среднего бизнеса.

Интеграция не терпит политической кампанейщины. Это - обоюдоострое оружие, способное принести как ощутимую пользу, так и тяжелые политико-экономические последствия, с которыми придется справляться ценой траты огромных ресурсов и политического кризиса. Провал проекта Таможенного союза, возможный в случае его недостаточной проработки, будет означать потерю Россией статуса государства - основного инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве, что отдаст СНГ в сферу интеграционных проектов внешних сил - Евросоюза, Китая и др.

Очевидно, что от слаженности, взаимопонимания и взаимной поддержки стран - участниц ТС зависит не только успех интеграционных процессов в России, Беларуси и Казахстане, но и в целом на всем пространстве СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.037 с.)