Глава 1. Определение жанра передачи В.Т. Третьякова «Что делать?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Определение жанра передачи В.Т. Третьякова «Что делать?»



Введение

 

90-е годы XX века ознаменовали новый период в развитии отечественной системы СМИ, и в частности системы телевидения. Многоаспектные изменения в политическом устройстве государства, изменение социально-экономических условий жизни российских граждан, интеграция России в мировое информационное и политическое пространство явились определяющими предпосылками в становлении нового типа СМИ - СМИ как элемента рынка. Отечественные масс-медиа освободились от жесткого правительственного контроля, появилась возможно бесконтрольного, бесцензурного осмысления в СМИ изменившегося общества.

К тому же поколения родившиеся, выросшие в Советском Союзе сейчас достигли критического возраста (40-50 и 60-70 лет), когда оцениваешь сделанное в жизни и делаешь планы на будущее, учитывая свои ошибки (40-50 лет), или даешь общую оценку своей жизни (60-70 лет). Но в любом случае оценка собственной жизни основывается на самоощущении себя в обществе, на оценки самого общества, его проблем, его истории. Люди, родившиеся в СССР повзрослели, и, имея опыт жизни в той стране и в современной России, имеют возможность и право оценить эту жизнь, мало того, пришло время, когда они хотят это сделать. И если учесть, что современная Россия делает первые уже более-менее уверенные шаги в модернизации, отбрасывая старое, советское, то такая оценка обществом самого себя будет очень актуальной.

Актуальность темы исследования.

Передача «Что делать?», на которой высокообразованные люди рассуждают о современных проблемах, их причинах и способах решений, становится катализатором для общественной самооценки и самоанализа. В современном ищущем обществе такие катализаторы как нельзя кстати, а потому и исследование подобных передач является необходимым для прогнозирования дальнейшего развития общественной мысли и СМИ, как ее проявления. Следовательно, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной.

Степень разработанности вопроса.

Как показало исследование, передача «Что делать?» В.Т. Третьякова по жанровой природе относится к беседе, но включает в себя элементы такого речевого жанра, как светская беседа, и явную философскую проблематику, что дает основания предположить о возникновении новой специфики жанра беседы - философской и интеллектуальной беседы. Выделения этой специфики ранее в теории журналистики еще не было, соответственно, и работ, посвященных ее исследованию не существует. Однако автор основывался на работах по теории тележурналистики и на исследованиях жанров тележурналистики и жанра светской беседы и на этой теоретической базе анализировал передачу «Что делать?». Таким образом, эмпирической базой исследования стали выпуски передачи с сентября 2008 по январь 2009, а методологической основой исследования стало использование элементов контент-анализа.

Объектом данного исследования стал жанр беседы в телевизионной журналистики, а предметом - жанровое своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере передачи «Что делать?».

Целью данной работы стало исследование жанрового своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?». Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Общая характеристика жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова «Что делать?».

2. Сопоставление жанровых компонентов передачи с жанровыми компонентами основных диалогичных и полилогичных жанров тележурналистики.

.   Определение жанра передачи «Что делать?».

.   Определение жанрового своеобразия передачи «Что делать?» на основе анализа выпусков передачи и роли ведущего.

Научная новизна исследования:

- анализ творчества В.Т. Третьякова;

выявление жанрового своеобразия передачи «Что делать?»;

выявление новой специфики жанра телевизионной беседы - философской и интеллектуальной беседы.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования результатов проведенного исследования особенностей жанра телевизионной беседы для дальнейшего изучения этого жанра тележурналистики.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки концепций новых телепередач, целью которых становится философское осмысление общественных проблем самим обществом.

Объем и структура работы.

Работы состоят из введения, четырех глав, подразделяемых на параграфы, заключения и библиографии. Общий объем текста - 58 страниц. Список литературы содержит 51 наименования.

Глава 1. «Определение жанра передачи В.Т. Третяькова “Что делать?”». Глава состоит из двух параграфов.

В этом параграфе 1.1 «Выявление жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова “Что делать”?» описываются такие жанровые компоненты передачи, как зрители, гости студии, автор-ведущий, обсуждение темы.

Далее в параграфе 1.2 «Сопоставление жанровых компонентов передачи “Что делать?” и основных черт диалогичных и полилогичных жанров тележурналистики» эти жанровые компоненты сопоставляются с жанровыми компонентами диалогичных и полилогичных жанров, такими как интервью, дискуссия, ток-шоу и др. Через это сопоставление определяется жанр передачи - беседа.

Во второй главе «Заимствование элементов жанра светской беседы в передаче “Что делать?”» автор данной работы приводит основные черты жанра светской беседы и находит общее между этими чертами и передачей «Что делать?”, показывает это общее и обосновывает его уместность.

В главе 3 «Характеристика роли В.Т. Третьякова в передаче “Что делать?”, как одной из жанровых составляющих передачи» анализируется роль Третьякова в передаче. Автор приходит к выводу, что Третьяков выступает в роли модератора

Предположения, высказанные авторов в главах 1-3, подтверждаются в главе 4 «Контент-анализ передачи В.Т. Третьякова “Что делать?” на выявление жанрового своеобразия».

Результаты исследования обобщены в заключении и показывают жанровое своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?”.

 


Заключение

 

Автор данной работы исследовал жанровое своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?»

Сначала на основе сопоставления с полилогичными и диалогичными жанрами тележурналистики был определен жанр передачи - беседа и охарактеризованы жанровые компоненты передачи:

Ø Автор-ведущий. Задает тему программы и направляет ход разговора. Автор - В.Т. Третьяков не является, как это принято сейчас говорить, шоуменом, популярной, «звездной» личностью, выполняет роль модератора.

v Гости. Рассуждают на предложенную автором тему. Гостями становятся доктора наук, профессора, высокопоставленные чиновники, политические и (или) культурные деятели, представители бизнес-структур. Таким образом, с одной стороны, гости - это, если можно так выразиться, сами по себе интеллигентные, образованные люди с высоким социальным положением; с другой стороны, - люди, обладающие высоким количеством знаний и, соответственно, своих мнений по той или иной теме, обсуждаемой в том или ином выпуске передачи. В передаче акцент ставится не на раскрытие гостями своих личностных качеств или оценок, жизненных принципов, а обсуждении темы, высказывании своих мнений, возможных решений поднимаемых проблем. Акцент также не делается на должности, статусе гостей, они все являются дольно известными людьми (в обществе, или в своем профессиональном кругу), но в передаче не выступают в качестве официальных лиц, а высказывают свои суждения, подкрепленные профессиональными знаниями и опытом.

v Зрители. Зрителей в студии нет. Телезрители не участвуют в обсуждении (интеракттива нет).

v Обсуждение темы. Происходит непосредственно в студии, носит спокойный, недискуссионный, диалогичный характер. В диалоге участвуют только приглашенные гости и сам автор-ведущий. И гости, и ведущий, участвуют в обсуждении на равных, тем не менее, ведущий выступает также и как модератор. Постановка вопроса не является конфликтной. Автор-ведущий не создает враждебную атмосферу между гостями. В качестве гостей приглашаются люди, чьи мнения по поводу обсуждаемой проблемы могут быть, но не обязательно должны являться оппозиционными. Сама тема формулируется в виде вопроса, который несет в себе философскую проблематику. Обсуждение предлагаемых вопросов обязательно полисемантично, сложно для понимания, поэтому герои и сам автор часто используют слово «понять» и его словоформы, чтобы точно отслеживать логическую цепочку всего разговора, чтобы делать акценты не только для себя и для собеседников, но и для зрителей. Участники передачи в обсуждении приводят много примеров, сам В.Т. Третьяков требует конкретики - имен, дат, цифр, чтобы сузить смысл сказанного, двести до понимания. Гости передачи используют большое количество абстрактных существительных, смысл которых обыгрывается и меняется в зависимости от понимания каждым из участников и от контекста. Из всего изложенного можно сделать вывод, что постоянным атрибутом передачи также является философичность предложенных тем и, следовательно, философичность обсуждения.

Затем автор выявил общие черты между передачей «Что делать?» и речевым жанром светской беседы:

·   соблюдаются требования этикета; высокая культура речи; нейтральность тем разговора, их отбор в соответствии с актуальностью для всех собеседников; демонстрация дружелюбия, спокойный тон общения, трансляция положительного эмоционального настроя, а также, как следствие, табуированность спорных, конфликтных тем; официальность ситуации общения;

·   общение происходит в группах, где могут быть люди, как знающие друг друга, так и незнакомые друг другу, в разновозрастных и разнополовых группах;

·   обсуждаются только этикетно принятые темы;

·   участники беседы контролируют свою речь на уровне тематического отбора (исключаются грубые (скабрезные), интимные, профессиональные и т.п. темы), в соблюдении этических норм социального взаимодействия (стремятся избегать конфликтных речевых тактик: инвектив (оскорблений), обвинений, упрёков, колкостей и т.д.

·   можно заметить частые употребления тех или иных специальных средств выражения, например, подчёркнутая вежливость просьбы, умение тонко польстить собеседнику.

Далее на основе контент-анализа передачи «Что делать?» автор данной работы перечислил основные элементы поведения Третьякова:

Ø здоровается с телезрителями, представляет название передачи и себя самого, четко ставит тему передачи, объясняет ее выбор и то, что он хочет услышать от гостей;

Ø задает вопрос и предлагает гостям по кругу ответить на него;

Ø переспрашивает гостей, уточняя и конкретизируя их мысль, доводит выражение их мысли до того, чтобы она стала понятна всем участникам беседы;

Ø иногда вежливо, в меру иронично и очень коротко высказывает свое отношение к тем или иным словам собеседника, к ходу обсуждения;

Ø дает слово участникам беседы, прерывает тех, кто, по его мнению, свою мысль уже исчерпал или неправильно, по мнению Третьякова, ведет свою мысль;

Ø после того, как все гости по кругу высказались по основному вопросу передачи, подводит итог «первого круга» и дает для обсуждения следующий вопрос, связанный с темой передачи, но вносящий в ее понимание новые грани;

Ø подводит итог «второго круга», объявляет о том, что программа завершается и просит гостей предельно коротко ответить на последний вопрос, уже менее, но все же связанный с темой передачи;

Ø коротко подводит общий итог передачи, прощается со зрителями.

Целью данной работы было исследование жанрового своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?». Можно утверждать, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены, а цель достигнута.

 


Список использованной литературы:

 

1. Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.

.   Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения - М.: Искусство, 1978. - 151 с.

.   Борецкий, Р. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998 - М.: ИИСПТ, 1998. - 152 с.

.   Вакурова, Н. В. Пространственно-временная организация телевизионных передач - М., 1983. - 174 с.

.   Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие - М.: Проспект, 1997. - 439 с.

.   Вартанов,А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках: учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 320 с.

.   Вачнадзе, Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика - Тбилиси: Ганатлеба, 1989. - 627 с.

.   Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.

.   Герасимова, О. А. Мастерство шоумена - М.: Феникс, 2006. - 192 с.

.   Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: учеб. пособие - М.: Аспект Пресс, 2004. - 141 с.

.   Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001..

.   Дементьев В.В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность // Жанры речи. Саратов, 1999.

.   Деннис, Э. Беседы о масс-медиа - М.: Вагриус, 1997. - 384 с.

.   Егоров, В. В. Телевидение: страницы истории - М.: Аспект Пресс, 2004. - 202 с.

.   Егоров, В. В. Телевидение между прошлым и будущим - М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.

.   Качкаева, А. Г. Новейшая история российского телевидения (1985-2004) // Телерадиоэфир. История и современность: антология. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 36-54.

.   Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

.   Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие - М.: КРСУ, 2001.

.   Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики: учебник - СПб.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

.   Кузнецов, Г. В. Так работают журналисты - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 400 с.

.   Кузнецов, Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. - М., 1998. - №11.

.   Лукина, М. М. Технология интервью: учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2005. - 192 с.

.   Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. Киев, 1995. N 1-2.

.   Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации - М.: РИП-холдинг, 2001. - 316 с.

.   Михайлов, Н. СМИ в эпоху глобализации: актуальные аспекты // Журналист. - 2008. - №6 - С. 26.

.   Могилевская, Э. В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Акценты: новое в массовой коммуникации: альманах. - Воронеж, 2006. - Вып. 5-6. - С. 40-47.

.   Новикова, А. Современные телевизионные зрелища: Истоки, формы и методы воздействия - М.: Алетейя, 2008. - 208 с.

.   Падейский, В. В. Проектирование телепрограмм: учеб. пособие - М.: ЮНИТИ, 2004. - 238 с.

.   Петров, Г. Н. Телевизионная драматургия: проблемы журналистского мастерства и особенности творчества - СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 1999. - 120 с.

.   Прохоров, Е. П. Введение в журналистику - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 368 с.

.   Рытникова Я.Т. Семейная беседа как жанр повседневного речевого общения // Жанры речи. Саратов, 1997.

.   Саппак, В. Телевидение и мы - М.: Аспект Пресс, 2007. - 168 с.

.   Сергеев, Д. Они в эфире. Как делается телевидение - М.: АСТ, 2008. - 318 с.

.   Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов “речевой жанр” и “риторический жанр” // Жанры речи. Саратов, 1999.

.   Система средств массовой информации России: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 260 с

.   Смирнов, С. Времена лжи с Владимиром Познером - М.: ЭКСМО, 2005. - 512 с.

.   Средства массовой информации России: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Я. Н. Засурского; науч. ред. Е. Л. Вартанова и М. В. Шкондин; МГУ. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 384 с.

.   Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

.   Телевидение вчера, сегодня, завтра - М.: Искусство, 1986. - Вып. 6. - 279 с.

.   Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.:Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа - Изд- во МГУ, 2005. - 368 с.

.   Тулупов, В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет - СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 320 с.

.   Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.

.   Цвик, В. Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка // Вестник Моск. ун-та (Сер. 10, Журналистика). - 1998. - №3. - С. 23-36.

.   Шкондин, М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества) - М.: Аспект Пресс, 2006. - 380 с.

Введение

 

90-е годы XX века ознаменовали новый период в развитии отечественной системы СМИ, и в частности системы телевидения. Многоаспектные изменения в политическом устройстве государства, изменение социально-экономических условий жизни российских граждан, интеграция России в мировое информационное и политическое пространство явились определяющими предпосылками в становлении нового типа СМИ - СМИ как элемента рынка. Отечественные масс-медиа освободились от жесткого правительственного контроля, появилась возможно бесконтрольного, бесцензурного осмысления в СМИ изменившегося общества.

К тому же поколения родившиеся, выросшие в Советском Союзе сейчас достигли критического возраста (40-50 и 60-70 лет), когда оцениваешь сделанное в жизни и делаешь планы на будущее, учитывая свои ошибки (40-50 лет), или даешь общую оценку своей жизни (60-70 лет). Но в любом случае оценка собственной жизни основывается на самоощущении себя в обществе, на оценки самого общества, его проблем, его истории. Люди, родившиеся в СССР повзрослели, и, имея опыт жизни в той стране и в современной России, имеют возможность и право оценить эту жизнь, мало того, пришло время, когда они хотят это сделать. И если учесть, что современная Россия делает первые уже более-менее уверенные шаги в модернизации, отбрасывая старое, советское, то такая оценка обществом самого себя будет очень актуальной.

Актуальность темы исследования.

Передача «Что делать?», на которой высокообразованные люди рассуждают о современных проблемах, их причинах и способах решений, становится катализатором для общественной самооценки и самоанализа. В современном ищущем обществе такие катализаторы как нельзя кстати, а потому и исследование подобных передач является необходимым для прогнозирования дальнейшего развития общественной мысли и СМИ, как ее проявления. Следовательно, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной.

Степень разработанности вопроса.

Как показало исследование, передача «Что делать?» В.Т. Третьякова по жанровой природе относится к беседе, но включает в себя элементы такого речевого жанра, как светская беседа, и явную философскую проблематику, что дает основания предположить о возникновении новой специфики жанра беседы - философской и интеллектуальной беседы. Выделения этой специфики ранее в теории журналистики еще не было, соответственно, и работ, посвященных ее исследованию не существует. Однако автор основывался на работах по теории тележурналистики и на исследованиях жанров тележурналистики и жанра светской беседы и на этой теоретической базе анализировал передачу «Что делать?». Таким образом, эмпирической базой исследования стали выпуски передачи с сентября 2008 по январь 2009, а методологической основой исследования стало использование элементов контент-анализа.

Объектом данного исследования стал жанр беседы в телевизионной журналистики, а предметом - жанровое своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере передачи «Что делать?».

Целью данной работы стало исследование жанрового своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?». Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Общая характеристика жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова «Что делать?».

2. Сопоставление жанровых компонентов передачи с жанровыми компонентами основных диалогичных и полилогичных жанров тележурналистики.

.   Определение жанра передачи «Что делать?».

.   Определение жанрового своеобразия передачи «Что делать?» на основе анализа выпусков передачи и роли ведущего.

Научная новизна исследования:

- анализ творчества В.Т. Третьякова;

выявление жанрового своеобразия передачи «Что делать?»;

выявление новой специфики жанра телевизионной беседы - философской и интеллектуальной беседы.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования результатов проведенного исследования особенностей жанра телевизионной беседы для дальнейшего изучения этого жанра тележурналистики.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки концепций новых телепередач, целью которых становится философское осмысление общественных проблем самим обществом.

Объем и структура работы.

Работы состоят из введения, четырех глав, подразделяемых на параграфы, заключения и библиографии. Общий объем текста - 58 страниц. Список литературы содержит 51 наименования.

Глава 1. «Определение жанра передачи В.Т. Третяькова “Что делать?”». Глава состоит из двух параграфов.

В этом параграфе 1.1 «Выявление жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова “Что делать”?» описываются такие жанровые компоненты передачи, как зрители, гости студии, автор-ведущий, обсуждение темы.

Далее в параграфе 1.2 «Сопоставление жанровых компонентов передачи “Что делать?” и основных черт диалогичных и полилогичных жанров тележурналистики» эти жанровые компоненты сопоставляются с жанровыми компонентами диалогичных и полилогичных жанров, такими как интервью, дискуссия, ток-шоу и др. Через это сопоставление определяется жанр передачи - беседа.

Во второй главе «Заимствование элементов жанра светской беседы в передаче “Что делать?”» автор данной работы приводит основные черты жанра светской беседы и находит общее между этими чертами и передачей «Что делать?”, показывает это общее и обосновывает его уместность.

В главе 3 «Характеристика роли В.Т. Третьякова в передаче “Что делать?”, как одной из жанровых составляющих передачи» анализируется роль Третьякова в передаче. Автор приходит к выводу, что Третьяков выступает в роли модератора

Предположения, высказанные авторов в главах 1-3, подтверждаются в главе 4 «Контент-анализ передачи В.Т. Третьякова “Что делать?” на выявление жанрового своеобразия».

Результаты исследования обобщены в заключении и показывают жанровое своеобразие творчества В.Т. Третьякова на примере его передачи «Что делать?”.

 


Глава 1. Определение жанра передачи В.Т. Третьякова «Что делать?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.061 с.)