Выявление жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова «Что делать?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова «Что делать?»



передача третьяков тележурналистика

Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами.

Жанр - это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Жанр - категория общественно-историческая. Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение информационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты. При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки: к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим - беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики - зарисовку, очерк, эссе.

Характеристику жанровых компонентов передачи В.Т. Третьякова можно составить на основе кратких описаний, взятых с сайта канала «Культура», на котором и транслируется передача:

·   06.12.09 «Что делать? "Где и как растет демократия снизу?"» Программа Виталия Третьякова. Участники: Дискин Иосиф Евгеньевич - заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН; член Общественной палаты РФ; Якобсон Лев Ильич - доктор экономических наук, профессор; Глазычев Вячеслав Леонидович - доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты РФ; Слободская Мария Александрован - член Общественной Палаты Российской Федерации, президент Ассоциации некоммерческих организаций России "Гражданская инициатива"; Плигин Владимир Николаевич - председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.

·   29.11.09 «Что делать? "У Сталина в плену... Почему?"» Программа Виталия Третьякова. Участники: С. Рыбас - автор биографий Иосифа Сталина и Петра Столыпина; А. Кара-Мурза - доктор философских наук, заведующий отделом Института философии РАН; А. Сахаров - профессор, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН; Л. Поляков - доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики; Г. Бордюгов - кандидат исторических наук, главный специалист НИЦ "АИРО-ХХ".

·   22.11.09 «Что делать? "Русская политическая система: реальность или миф?"» Программа Виталия Третьякова. Участники: Г. Павловский - президент фонда "Эффективной политики"; С. Марков - директор Института политических исследований; К. Бенедиктов - писатель, психолог; М. Ремизов - кандидат философских наук, президент Института национальной стратегии; Е.Холмогоров - главный редактор журнала "Русский обозреватель".

·   08.11.09 «Что делать? "В чем феномен китайской цивилизации?"» 1-я часть. Программа Виталия Третьякова. Участники: А. Воскресенский - декан факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ, профессор, доктор политических наук; А. Лукин - директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ, доктор исторических наук; А. Кобзев - заведующий сектором идеологии и культуры Китая Института востоковедения РАН, профессор, доктор философских наук; Л. Васильев - профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ГУ-ВШЭ; А. Карнеев - заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова.

·   25.10.09 «Что делать? "Экономический кризис. Сбылись ли прогнозы прошлого года?"» Программа Виталия Третьякова. Участники: И. Дискин - сопредседатель Совета по национальной стратегии, профессор; Л. Якобсон - первый проректор Государственного университета - Высшая школа экономики, член коллегии Министерства экономического развития России, профессор, доктор экономических наук; О. Григорьев - экономист; А. Макушкин - руководитель аналитического Центра при правительстве РФ; С. Белкин - кандидат физико-математических наук, член Союза писателей.

Характеристика основных жанровых компонентов передачи:

·   Автор-ведущий. Задает тему программы и направляет ход разговора. Автор - В.Т. Третьяков не является, как это принято сейчас говорить, шоуменом, популярной, «звездной» личностью.

·   Гости. Рассуждают на предложенную автором тему. Гостями становятся доктора наук, профессора, высокопоставленные чиновники, политические и (или) культурные деятели, представители бизнес-структур. Таким образом, с одной стороны, гости - это, если можно так выразиться, сами по себе интеллигентные, образованные люди с высоким социальным положением; с другой стороны, - люди, обладающие высоким количеством знаний и, соответственно, своих мнений по той или иной теме, обсуждаемой в том или ином выпуске передачи. В передаче акцент ставится не на раскрытие гостями своих личностных качеств или оценок, жизненных принципов, а обсуждении темы, высказывании своих мнений, возможных решений поднимаемых проблем. Акцент также не делается на должности, статусе гостей, они все являются дольно известными людьми (в обществе, или в своем профессиональном кругу), но в передаче не выступают в качестве официальных лиц, а высказывают свои суждения, подкрепленные профессиональными знаниями и опытом.

·   Зрители. Зрителей в студии нет. Телезрители не участвуют в обсуждении (интеракттива нет).

·   Обсуждение темы. Происходит непосредственно в студии, носит спокойный, недискуссионный, диалогичный характер. В диалоге участвуют только приглашенные гости и сам автор-ведущий. И гости, и ведущий, участвуют в обсуждении на равных, тем не менее, ведущий выступает также и как модератор. Постановка вопроса не является конфликтной. Автор-ведущий не создает враждебную атмосферу между гостями. В качестве гостей приглашаются люди, чьи мнения по поводу обсуждаемой проблемы могут быть, но не обязательно должны являться оппозиционными. Сама тема формулируется в виде вопроса, который несет в себе философскую проблематику. Обсуждение предлагаемых вопросов обязательно полисемантично, сложно для понимания, поэтому герои и сам автор часто используют слово «понять» и его словоформы, чтобы точно отслеживать логическую цепочку всего разговора, чтобы делать акценты не только для себя и для собеседников, но и для зрителей. Участники передачи в обсуждении приводят много примеров, сам В.Т. Третьяков требует конкретики - имен, дат, цифр, чтобы сузить смысл сказанного, двести до понимания. Гости передачи используют большое количество абстрактных существительных, смысл которых обыгрывается и меняется в зависимости от понимания каждым из участников и от контекста. Из всего изложенного можно сделать вывод, что постоянным атрибутом передачи также является философичность предложенных тем и, следовательно, философичность обсуждения.

Сопоставим полученные характеристики передачи «Что делать?» с характеристиками диалогичных и полилогичных жанров тележурналистики. Основные черты жанра выделяются жирным шрифтом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.004 с.)