Глава 2. Заимствование элементов жанра светской беседы в передаче «Что делать?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Заимствование элементов жанра светской беседы в передаче «Что делать?»



 

Светская беседа. Сама номинация жанра «светская беседа» наводит на мысль о том, что сферой её бытования является непосредственно свет, то есть аристократическое (дворянское) общество. И.А. Стернин придерживается той точки зрения, что феномен светской беседы был утрачен после исчезновения самих аристократических кругов. С другой стороны, В.В. Дементьев, И.Н. Горлов, К.Ф. Седов, говорят о том, что в современной русской речи выражения светская беседа (а также светский тон, светские манеры, светская хроника) не представляют собой аномалии» и предлагают ввести в качестве критерия светской беседы «установку на присутствие в качестве адресата интеллигентной, гуманитарно образованной (светской) женщины». Но совершенно бесспорным остается существование самого понятия «светская беседа» в сознании современного носителя языка и потому использование его черт в современных телевизионных программах может быть вполне вероятным. Приведем определение данного жанра и опишем его основные черты.

Одна из формулировок данного речевого жанра принадлежит И.А. Стернину, определяющему светское общение следующим образом: «Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого - провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте».

Там же находим: «Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение. < …> Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в официальной обстановке, в официальных ситуациях, когда они выступают в официальных ролях - попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приёма, собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу людей». Исходя из приведённых выше положений, попытаемся вычленить конститутивные признаки светской беседы (или «светского общения», по И.А. Стернину): облигаторность соблюдения требований этикета; высокая культура речи; нейтральность тем разговора, их отбор в соответствии с актуальностью для всех собеседников; демонстрация дружелюбия, спокойный тон общения, трансляция положительного эмоционального настроя, а также, как следствие, табуированность спорных, конфликтных тем; официальность ситуации общения. Большинство упомянутых признаков (кроме последнего) совпадает с параметрами светской беседы, выделяемыми другими исследователями.

Также И.А. Стернин пишет: «светское общение необходимо, прежде всего, при общении с малознакомыми людьми, для установления контакта с новыми знакомыми, для общения в группах, где есть люди, как знающие друг друга, так и незнакомые друг другу, для общения в разновозрастных и разнополовых аудиториях».

В.В. Дементьев в своей работе использует данные исследования Я.Т. Рытниковой, и отождествляет (как и Я.Т. Рытникова) беседу на общие темы со светской беседой. Сам термин «беседа на общие темы» предложен Т.В. Матвеевой и понимается как «совместное обсуждение одной или ряда этикетно приемлемых тем: погода, музыка, спорт, новости дня и др., осуществляемое с целью гармонического неофициального общения людей».

При восприятии термина, предложенного Т.В. Матвеевой, создаётся обманчивое впечатление о безыскусности ведения такой беседы и о возможности участия в ней любого говорящего, независимо от данных его «языкового паспорта», в то время как основным социолингвистическим параметром светской беседы является именно образованность коммуникантов и наличие у них такой характеристики, как высокий уровень общей культуры вообще и речевой культуры в частности.

Горелов И.Н. и Седов К.Ф. подчеркивают и другие признаки жанра светской беседы: «К собственно психолингвистическим характеристикам жанра светской беседы следует отнести высокую степень заданности в порождении речи. При том, что интеракция в рамках жанра развивается на основе спонтанного ассоциативного политематического диалога, говорящие должны осознанно контролировать свою речь на уровне тематического отбора (исключаются грубые (скабрезные), интимные, профессиональные и т.п. темы), а также в соблюдении этических норм социального взаимодействия (стремление избегать конфликтных речевых тактик: инвектив (оскорблений), обвинений, упрёков, колкостей и т.д.)». О.Б. Сиротинина также указывает на то, что «светская беседа - не только речевой, но и риторический жанр» (курсив наш - И.К.), имея в виду сознательное планирование употребления тех или иных специальных средств выражения, например, подчёркнутая вежливость просьбы, умение тонко польстить собеседнику, отпустить изящный комплимент даме, что возможно только при условии высокой речевой культуры.

В качестве коммуникативной цели светской беседы все исследователи этого жанра единодушно выделяют общение - установление, развитие или подтверждение отношений (в зависимости от ситуации общения, в частности от степени знакомства собеседников). Впрочем, необходимо подчеркнуть, что эта цель - явная, лежащая на поверхности целеустановка, взаимно и открыто транслируемая собеседниками в светской беседе. Вместе с тем в ряде работ, посвящённых данному речевому жанру, можно встретить и неясное указание на ещё одну мотивировку вступления в светскую беседу, относящуюся к более глубинному уровню и чаще всего не осознаваемую даже самим говорящим. В качестве иллюстрации мотивации такого типа можно процитировать слова Р.М. Фрумкиной: «Мотивом высказывания может стать эстетическое переживание самой словесной формы. В той или иной мере оно присутствует и в самом обычном диалоге: образная речь, шутки, остроты и проч. Но диалог может превратиться в род специально эстетической деятельности. Такова, например, культура светского разговора. Художественные возможности устной речи отчётливо раскрываются в рассказывании интересных историй. Помимо словесного оформления здесь существенно построение, развёртывание сюжета. Творческое удовлетворение сочетается у рассказывающего или ведущего искусный диалог с чувством своей власти над слушателями, над их вниманием, над их реакциями, эмоциональными, интеллектуальными.

Вот почему человек часто с меньшей охотой выслушивает неизвестные ему интересные сведения, нежели сам сообщает даже то, что слушателям его уже хорошо известно».

Иными словами, Р.М. Фрумкина выделяет ведение беседы (в т.ч. светской) как специально эстетическую деятельность с целью самоутверждения и удовлетворения потребности публичного выражения своих мыслей.

Обобщим сказанное и назовем заимствованные в передаче компоненты из жанра светской беседы. Как уже было написано: «Сама номинация жанра «светская беседа» наводит на мысль о том, что сферой её бытования является непосредственно свет, то есть аристократическое (дворянское) общество». В данном случае понятия «аристократическое» и «дворянское» принимались как синонимы. Но в современной России «дворянство» отчетливо воспринимается как исключительно сословный признак, в то время, как «аристократия» в переносном смысле слова еще означает некий набор качеств, присущий определенному слою общества.

Если обратиться к Сборнику образных слов и иносказаний 1904 г, то можно прочитать: «Аристократія (иноск.) все отличающееся превосходствомъ, высшее въ своемъ родѣ (намекъ на высшее привилегированное сословіе). Ср. Аристократія ума. Ср. Она (гора) помѣщена въ аристократію горъ не за высоту, а за свое вино. Гончаровъ. Фрегатъ Паллада. Ср. Помѣщикамъ мало вѣрили, зная ихъ плохую расплату; говорили: «онъ аристократъ - дай ему да ори сто кратъ». Такова была ихъ репутація! Лѣсковъ. Овцебыкъ».

В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль помимо аристократии как формы правления и родовой знати выделяет еще и «аристократию ума, учености, цвет ученых, умных людей, образованности и пр.» В. Даль также пишет, что «во всяком сословии и звании могут быть своего рода аристократы, считающие себя, от природы и без заслуг, выше других».

В такой трактовке понятие «аристократия» близко к понятию «интеллигенция». По материалам Энциклопедии «Кругосвет» «Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая».

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона интеллигенция - это «образованные, умственно развитые классы общества, живущие интересами политики, литературы и искусств», в Толковом словаре русского языка Ушакова - «общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.)».

А теперь вспомним, кем были гости передачи В.Т. Третьякова «Что делать?»: доктора наук, профессора, члены РАН, высокопоставленные чиновники, политические и (или) культурные деятели, представители бизнес-структур. Это высокообразованные люди с достатком выше среднего, вращающиеся в обществе себе подобных, высокообразованных, обеспеченных людей. Таким образом, можно утверждать, что гостями передачи становятся представители интеллигенции, то есть современной аристократии ума. А значит использование элементов светской беседы этим людям не чуждо, так как такая сфера бытования по определению и является свойственной этому речевому жанру. У передачи отмечаются следующие общие с жанром светской беды черты:

·   соблюдаются требования этикета; высокая культура речи; нейтральность тем разговора, их отбор в соответствии с актуальностью для всех собеседников; демонстрация дружелюбия, спокойный тон общения, трансляция положительного эмоционального настроя, а также, как следствие, табуированность спорных, конфликтных тем; официальность ситуации общения;

·   общение происходит в группах, где могут быть люди, как знающие друг друга, так и незнакомые друг другу, в разновозрастных и разнополовых группах;

·   обсуждаются только этикетно принятые темы;

·   участники беседы контролируют свою речь на уровне тематического отбора (исключаются грубые (скабрезные), интимные, профессиональные и т.п. темы), в соблюдении этических норм социального взаимодействия (стремятся избегать конфликтных речевых тактик: инвектив (оскорблений), обвинений, упрёков, колкостей и т.д.

·   можно заметить частые употребления тех или иных специальных средств выражения, например, подчёркнутая вежливость просьбы, умение тонко польстить собеседнику.

Наличие общих черт так или иначе подтверждается обращением автора данной работы к выпускам передачи В.Т. Третьякова «Что делать?» и описанием этой передачи, взятым с сайта канала «Культура»:

«Программа «Что делать?» (выходит на канале "Культура" по воскресеньям, в 14:55 (14:45) мск., хронометраж - 52 минуты). Беседы Виталия Третьякова с видными политиками о том, как нам жить дальше и о проблемах российского общества.

Вопрос «Что делать?», сформулированный в конце XIX века Чернышевским, остается проклятым вопросом для России и в наши дни, когда в политике, идеологии, дипломатии, искусстве, религии, нравственности страна и ее население, причастное к принятию стратегических решений, и часть его, называемая народными массами, ищут, как и сто лет назад, тот единственно верный путь развития и движения, который приведет к гордому и могущественному процветанию России. «Что делать?» - это постулат, определяющий жанр проекта - философские беседы по проблемам, сопровождающим нашу страну уже столетие или родившимся в последние годы реформ. «Что делать?» - это квазивопрос, в который умещаются сотни вопросов, таких как отношения национальностей, угроза терроризма, глобализация экономики и пр., вопросов, которые задает своим гостям автор и ведущий программы Виталий Третьяков. «Что делать?» - это, наконец, определенный толчок, стимул, заставляющий человека, столкнувшегося с дилеммой, все-таки задуматься о путях ее решения».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.008 с.)