Методическое обеспечение и организация исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обеспечение и организация исследования



 

Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема влияния занятий физической культурой на психологическую готовность к школьному обучению в настоящее время является крайне актуальной.

Исследование проводилось в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа - дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа - дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках.

Для реализации цели нашего исследования - выявить влияния занятий изобразительным искусством на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали следующие методики:

1) Методика 1. Изучение общей способности к обучению.

2) Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

3) Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

Методика 1. Изучение общей способности к обучению

Подготовка исследования. На лист бумаги форматом 30-21 см наклеить елку из 3 равнобедренных треугольников зеленого цвета разной величины (разница между стороной каждого последующего треугольника - 2 см) и прямоугольника-ствола коричневого цвета. Геометрические фигуры наклеены по правилам, о которых ребенку не говорят, - по убывающей величине; каждой отведено строго определенное место, ствол-прямоугольник служит основанием. Двойной тетрадный лист в клеточку разрисовать цветными флажкам и (чередуются красный и зеленый цвета) таким образом древко флажка коричневого цвета занимает 3 клеточки, на стояние между двумя соседними флажками составляет 2 клеточки, расстояние между строчками - 2 клеточки. Подготовить листы бумаги, нелинованные и в клетку, цветные карандаши, 2 набора фигур из которых составлена елка.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Ребенку предлагают выполнить 2 задания:

1. Рассмотреть внимательно, как составлена елка, и co- ставить точно такую на своем листе бумаги. Причем для выполнения задания ребенку дают сразу 2 набора геометрических фигур. По окончании работы ребенок должен ответить на вопросы: «Нравится или не нравится тебе твоя работа? Почему? У тебя получилась точно такая же елочка? Почему ты так считаешь? Расскажи, как делается такая елочка. Какие соблюдаются при этом правила?»

2. Внимательно рассмотреть цветные флажки и нарисовать на своем листочке точно такие же. Ребенок выполняет задание в течение 15 мин. После окончания работы ему предлагают ответить на вопросы: «Тебе нравится твоя работа? Почему нравится (не нравится)? У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? Почему ты так считаешь? Расскажи, как надо рисовать, чтобы получилось точно так, как здесь». В протоколе фиксируют особенности ориентировки на задание, включения в работу, отношения к деятельности, последовательность и характер всех действий до конца работы (ориентировочных, «рабочих», контролирующих), качество результата, собственная оценка ребенка (соотношение достигнутого результата с образцом) и способ самоконтроля. Показателем принятии зaдания являются производимые практические действия, словесный отчет в ходе беседы после выполнения задания.

Обработка данных. На основании анализа протоколов определяют уровень общей способности дошкольника к учению.

I уровень. Предложенное задание встречается с выраженным интересом, который сохраняется на протяжении этого занятия, ребенок проявляет заинтересованность в правильном выполнении, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, обнаруживает желание продолжать работу. Понимаются общая цель и содержание задания, относящегося как к результату, так и к способам его получения. Задания правильно характеризуются в речи на их основе составляется адекватная программа деятельности, о чем свидетельствуют как самостоятельный словесный отчет, так и практические действия. Полностью принимается задание и сохраняется до конца занятия; работа в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются; результаты работы соответствуют заданному образцу; адекватно оценивается результат в сравнении с образцом, причем делается это в развернутой речевой форме и совершенно самостоятельно.

II уровень. Задание ребенка заинтересовывает. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, стремление продолжать деятельность по своей инициативе за пределами отведенного времени не наблюдается. Общая цель и содержание занятий в целом понимаются правильно, хотя и не всегда достаточно точно в той его части, которая касается способа деятельности. В основном составляется адекватная программа деятельности, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действий. Окончательная характеристика задания осуществляется с помощью взрослого. Уровень выполнения учебных действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высокого качества. Отбор учебных действий обосновывается словесно, в основном правильно, однако недостаточно самостоятельно. Задание принимается полностью и выполняется полностью до конца занятия, тем не менее по ходу работы допускаются ошибки, они замечаются, но самостоятельно не устраняются; результат работы в целом соответствует образцу, оценивается положительно, но только с помощью наводящих вопросов взрослого.

III уровень. У ребенка есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования самостоятельно объясняется лишь общая цель деятельности. Созданная программа деятельности в ходе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично заданным способам. Уровень сформированности учебных действий низок. В развернутой речевой форме отсутствует их обоснование. Все этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не исправляются. Результаты труда оцениваются чаще всего положительно, без мотивировки в развернутой речевой форме; ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносится полученный результат с заданным образцом.

IV уровень. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность общей ситуацией занятия. Поставленная цель определенным образом организовывает - есть готовность рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Содержание задания, относящегося к способам деятельности, не воспринимается вовсе, программируется лишь общая целевая установка и только в практическом плане. Уровень сформированности учебных действий крайне низок. Полученный результат не соответствует заданному образцу, но оценка труда всегда положительная.

V уровень. Основная характеристика - безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Предъявляемое заданиеe не понимается, улавливается требуемая форма активности - рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Оценка результата положительная, но без мотивации. Результат и заданный образец не имеют ни малейшего сходства, но исполнители этого понять не в состоянии.

Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

Подготовка исследования. Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший - плохой, чистый - грязный, пассивный - активный, добрый - злой, грустный - веселый, быстрый - медленный, сильный - слабый, большой - маленький, тяжелый - легкий, горячий - холодный, решительный - робкий)', 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это - школьники, они идут в школу, а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».

 

Таблица 1

 Возраст детей

Характеристика

 

Дошкольник

Школьник

  + - отказ + - отказ
Детский сад (6 лет) 1-й класс (6 лет) 1-й класс (7 лет)            

 

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек;

Обработка данных. Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных(-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

II вариант. Подготовить тетрадные листы в клетку, материал к заданию узоры».

Узор № I. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна летка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз... и т.д.

Узор № 2. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две клетки вниз. Две нaправо. Две вверх. Одна направо. Одна вверх Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две вниз и т.д.

Узор № 3. Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна налево. Одна вниз. Две направо. Две вверх.. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две клетки направо…И т.д.

Узор№4 Две клетки вверх.. Одна клетка налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз... и т.д. Подготовить для детей, участвующих в эксперименте, такие же тетради в клетку, как и в I варианте.

Проведение исследования. Эксперимент проводится одновременно с группой, состоящей из 6-10 детей. Ребят сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом эксперимента детям дают хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. Для объяснения предлагаемой работы экспериментатор использует такую же тетрадь. Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не подглядывая, а в случае затруднении или непонимания задачи обращаться к взрослому.

I вариант. Детям дают инструкцию: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной, в узоре не получится промежутков. Посмотрите на первый листочек, как можно соединить треугольники и квадраты» (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).

Затем экспериментатор говорит: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску, соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Экспериментатор следит, как каждый ребенок выполняет задание, и при необходимости исправляет ошибки и объясняет ему, в чем он ошибся. В процессе обучения дети делают 4 соединения.

Первая серия. Экспериментатор говорит: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок и линия узора всегда должна идти вперед и быть непрерывной, т.е. начинать каждое новое соединение с той фигуры, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как это может запутать детей.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, затем третья. Серии отличаются только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же. Никакой помощи во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После окончания работы всеми детьми тетради забирают.

Во II варианте «Узоры» эксперимент проводится аналогично варианту. Ребенку предлагают научиться рисовать красивые узоры на тетрадном листе в клетку. Сначала он выполняет тренировочный узор с помощью взрослого, который показывает, откуда начинать рисовать - в левом верхнем углу листа, немного отступая от краев.

Обработка данных. Подсчитывают ошибки, допущенные детьми. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). Для выявления ошибок протокол сверяется с ключом. Неправильными считаются линии соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), «разрывы» (и пропуски «зон» соединения) между соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются. При сверки работы с ключом следует иметь в виду возможность ошибок в начале выполнения заданий, возврат к правильному его выполнению, который, однако, бывает трудно обнаружить из-за первоначальной ошибки. Сомнения в таких случаях разрешают в пользу ребенка.

Тщательно анализируют каждое соединение, устанавливая соответствие тому или иному элементу диктанта (или отсутствие такого соответствия).

Во II варианте самый высокий уровень - безошибочное воспроизведение урока - уценивается в 4 балла. Если имеются 1-2 ошибки, ставится 3 балла, за большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок становится больше чем правильно воспроизведенных участков узора, то ставится 1 балл. Если правильных участков нет вовсе, то ставится 0 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.018 с.)