Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школе



Введение

 

Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".

Однако чтобы юный художник достиг успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры по формированию у него готовности к школьному обучению. Тема нашей работы сформулирована как: «Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе».

Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий изобразительным искусством как в процессе формирования готовности к обучению в школе.

Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет.

Предметом исследования является влияние занятий изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе.

Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста;

выявить основные психологические критерии готовности детей к школе;

выяснить, как занятия изобразительным искусством влияют на развитие основных показателей готовности к школе;

Основная гипотеза данной работы: «Занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе».

В качестве теоретической основы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность.


Глава 2. Методологическое обеспечение исследования

Заключение

 

Проанализировав психологическую, социологическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению изучена недостаточно.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили педагогический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе достижения цели были реализованы следующие задачи:

. Проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования.

. Определены и сформулированы основные понятия проблемы.

. Подобраны и использованы на констатирующем этапе методики, позволяющие выявить уровень готовности к школьному обучению.

. Проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных методик.

. Обработаны и проанализированы полученные в ходе исследования результаты.

Эксперимент проводился в 2008 году в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа - дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа - дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках.

Для реализации цели нашего исследования - выявить влияния занятий изобразительным искусством на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали следующие методики:

4) Методика 1. Изучение общей способности к обучению.

5) Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

6) Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

Данные, полученные в результате проведения исследования, проанализированы и внесены в таблицы сводных данных изучения по названным методикам.

Все данные, полученные в результате эксперимента обработаны, проанализированы.

В ходе изучении выявлены следующие данные:

В экспериментальной группе 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 35% детей - 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень готовности к школе. В контрольной группе по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень готовности к школе, 20% детей - 3 уровень и по 15 % детей - 1 и 2 уровень готовности к школе.

Из этих данных видно, что в экспериментальной группе 85% детей имеют хорошую готовность к обучению в школе, а в контрольной группе только 50% детей.

Итак, наша гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе, получила подтверждение.


Список литературы

 

1. Басина Н.Э, Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.

. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 1999.

4. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.

5. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: Владос, 2000.

.   Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельности дошкольников. М, 1999.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 2000.

8. Детская практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб: Питер, 2000.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

11. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973.

12. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

.   Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.

16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

17. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.-1983.

18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа. М., 2000.

Введение

 

Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".

Однако чтобы юный художник достиг успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры по формированию у него готовности к школьному обучению. Тема нашей работы сформулирована как: «Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе».

Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий изобразительным искусством как в процессе формирования готовности к обучению в школе.

Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет.

Предметом исследования является влияние занятий изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе.

Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста;

выявить основные психологические критерии готовности детей к школе;

выяснить, как занятия изобразительным искусством влияют на развитие основных показателей готовности к школе;

Основная гипотеза данной работы: «Занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе».

В качестве теоретической основы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность.


Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школе

  Психологические особенности дошкольного возраста

Восприятиев дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Память.Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный составречи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны.

Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.022 с.)