Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение
Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути". Однако чтобы юный художник достиг успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры по формированию у него готовности к школьному обучению. Тема нашей работы сформулирована как: «Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе». Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий изобразительным искусством как в процессе формирования готовности к обучению в школе. Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет. Предметом исследования является влияние занятий изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе. Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста; выявить основные психологические критерии готовности детей к школе; выяснить, как занятия изобразительным искусством влияют на развитие основных показателей готовности к школе; Основная гипотеза данной работы: «Занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе». В качестве теоретической основы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность.
Глава 2. Методологическое обеспечение исследования Заключение
Проанализировав психологическую, социологическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению изучена недостаточно. Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили педагогический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению, что обуславливает необходимость работы в данном направлении. В ходе достижения цели были реализованы следующие задачи: . Проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования. . Определены и сформулированы основные понятия проблемы. . Подобраны и использованы на констатирующем этапе методики, позволяющие выявить уровень готовности к школьному обучению. . Проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных методик. . Обработаны и проанализированы полученные в ходе исследования результаты. Эксперимент проводился в 2008 году в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа - дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа - дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках. Для реализации цели нашего исследования - выявить влияния занятий изобразительным искусством на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали следующие методики: 4) Методика 1. Изучение общей способности к обучению. 5) Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе 6) Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант») Данные, полученные в результате проведения исследования, проанализированы и внесены в таблицы сводных данных изучения по названным методикам.
Все данные, полученные в результате эксперимента обработаны, проанализированы. В ходе изучении выявлены следующие данные: В экспериментальной группе 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 35% детей - 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень готовности к школе. В контрольной группе по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень готовности к школе, 20% детей - 3 уровень и по 15 % детей - 1 и 2 уровень готовности к школе. Из этих данных видно, что в экспериментальной группе 85% детей имеют хорошую готовность к обучению в школе, а в контрольной группе только 50% детей. Итак, наша гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе, получила подтверждение. Список литературы
1. Басина Н.Э, Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997. . Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 1999. 4. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 5. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: Владос, 2000. . Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельности дошкольников. М, 1999. . Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 2000. 8. Детская практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб: Питер, 2000. 9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 11. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973. 12. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. . Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. 14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г. . Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990. 16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. 17. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.-1983. 18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа. М., 2000. Введение
Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".
Однако чтобы юный художник достиг успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры по формированию у него готовности к школьному обучению. Тема нашей работы сформулирована как: «Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе». Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий изобразительным искусством как в процессе формирования готовности к обучению в школе. Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет. Предметом исследования является влияние занятий изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе. Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста; выявить основные психологические критерии готовности детей к школе; выяснить, как занятия изобразительным искусством влияют на развитие основных показателей готовности к школе; Основная гипотеза данной работы: «Занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе». В качестве теоретической основы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность. Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школе Психологические особенности дошкольного возраста Восприятиев дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко). Память.Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.
Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный составречи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.022 с.) |