Русский язык и Культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык и Культура речи



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 1-2

Задание 5. М о р ф о л о г и ч е с к и е  н о р м ы

 

1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:

1) морские а) пОрты б) портЫ

а) Якори б) якорЯ

а) инженЕры б) инженерА

2) квалифицированные а) тОкари б) токарЯ

3) опытные а) шофЕры б) шоферА

4) опытные а) бухгалтерА б) бухгАлтеры

5) внимательные а) дОкторы б) докторА

6) высшие а) сортА б) сОрты

7) объемные а) тОмы б) томА

 

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите слова, имеющие варианты:

1) директор, 2) архитектор, 3) компрессор, 4) сорт, 5) рапорт, 6) слесарь, 7) корм, 8) ордер, 9) сектор, 10) штемпель, 11) вектор, 12) диспетчер, 13) редактор, 14) табель, 15) квартал.

 

3. Отметьте слова, имеющие окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа:

1) рельсы, 2) гектары, 3) партизаны, 4) яблоки, 5) ботинки, 6) погоны, 7) амперы, 8) армяне, 9) болгары.

 

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

1) англичане, 2) апельсины, 3) баклажаны, 4) консервы, 5) гусары, 6) килограммы, 7) микроны, 8) носки, 9) полотенца, 10) узбеки.

 

5. Вставьте пропущенные окончания прилагательных:

1) нов… бра, 2) старинн… рояль, 3) стар… пианино, 4) полн… алиби, 5) целебн… алоэ, 6) лечебн… шампунь, 7) тушен… кольраби, 8) строг… жюри, 9) куротн… Сочи.

 

Задание 6. Л е к с и ч е с к и е н о р м ы

 

1. Из данных сочетаний выберите правильные:

1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уделять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впечатление — произвести впечатление.

 

2. Устраните тавтологию.

1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.

 

3. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.

1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ№ 3

Тема: Нормативный аспект культуры русской речи.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 5

Тема: Орфографические и пунктуационные нормы

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 6-7

ЧАСТЬ 2.

Задание 1. Раскройте скобки, употребите данные в них слова в нужном падеже:

заведующий (лаборатория), благодаря (опыт и умелое руководство), вопреки (требования), руководитель (филиал), заведующий (кафедра), руководство (предприятие), согласно (приказ), управляющий (отдел).

 

 

Задание 2. Отредактируйте предложения с однородными членами.

1. Организация и участие в избирательной компании финансируется средствами самого депутата. 2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. 3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов. 4. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. 

 

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка. 2. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа. 3) В исключительных случаях принимаются к перевозке животные, соблюдая пассажирами указанные инструкции.

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в управлении.

1. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 2. Вследствие изменению расписание движение поездов было приостановлено. 3. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.

 

Задание 5. Устраните нанизывание (повторение) родительного падежа в предложениях.

1. Необходимо приближение уровня жизни населения к мировым нормам. 2. Целью партии является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан. 3. Приоритетным является обеспечение повышения жизненного уровня населения нашей страны.

 

 

Задание 6. Отредактируйте предложения, используя типичные языковые конструкции официально-делового стиля.

Образец: В связи с тем что я должен срочно уехать … — В связи со срочным отъездом …

1. Из-за того что я должен срочно ехать на родину … 2. Так как я болел в течение целого семестра … 3. Вследствие того что я опоздал на вокзал … 4. Поскольку расписание движения поездов было изменено … 5. Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет … 6. В силу того что у меня нет достаточного количества денег на лечение … 7. Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания из-за состояния здоровья.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 8-9

Тема: Культура научной речи

 

 

Задание 1. Узнайте стили по их характеристике.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

 

Научный стиль Деловой стиль Публицист. стиль Разговорный стиль Язык худ. литературы
         

 

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

 

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

 

Книжный стиль

Разговорный стиль

Язык художественной литературы

научный

деловой

публицист.

   
тезисы

протокол

очерк

реплика повесть
             

 

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

 

Задание 4. Ознакомьтесь с приведенным ниже списком литературы.

Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно.

 

1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

2. Коробушкин И.В. и Коробушкина Н.Н. Грамматические особенности языка газеты. — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык нефилологам. Теория и практика». — 2000. — № 3. — С. 5−9.

3. Скляревская Г.Н., Ваулина А.В. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. — Филологический факультет СПбГУ, 2004.

 

Задание 5. Определите, какой вид цитирования использован в предложенных фрагментах.

1. Основной канал получения культурной информации — язык. «Язык — мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» (Сепир 1993: 231).

2. В лингвистике под стилем языка понимают особенности речи, связанные с типичными социальными ситуациями, а также индивидуальный выбор человеком конкретных языковых средств (Степанов 1978: 517).

3. По словам В.И. Вернадского, «научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества. Только наука и тесно связанная с нею техника вызывают единство культуры для всего человечества…» [3: 84].

 

Задание 6. Прочитайте фрагмент текста и выберите отрывки для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением; б) как прямую речь; в) как придаточное предложение.

 

1. Язык называют одним из удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. 〈…〉 Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. 〈…〉 Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — писал И.С. Тургенев.

2. При помощи русского языка можно выразить самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует! (Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1999. С. 3−4).

 

ЧАСТЬ 2

Задание 1. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.

 

1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «монтажный стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows. 3. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4. В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.

 

 

Задание 2. Замените неточно употребленный предлог.

 

1. Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 2. Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3. Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении однородных членов.

Отредактируйте предложения.

 

1. Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2. Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.

 

 

Задание 4. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.

 

1. В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

 

Задание 5. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.

Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления ли чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странноеобстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним.

 

Задание 6. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний.

Отредактируйте предложения.

 

1. При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4. Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5. Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.

 

Задание 7. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат; 4) конспект; 5) тезисы.

… — это краткое изложение научного первоисточника; допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и различную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.

 

Задание 8. Выберите пункт, называющий жанр вторичного научного текста: 1) тезисы; 2) аннотация; 3) реферат.

Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений // Экономика и жизнь. 2002. № 4.

Статья представляет собой анализ современного бюджетного процесса.

Автор рассматривает межбюджетные отношения Свердловской области и освещает проблемы, возникающие при разработке бюджетов территории, предлагая при этом усовершенствовать правовую базу для решения существующих ныне проблем.

Статья И.А. Пыховой может представлять интерес не только для специалистов в области экономики, но и широкого круга читателей.

 

Задание 9. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) реферат; 2) тезисы; 3) рецензия; 4) конспект; 5) аннотация.

Статью М. Уварова «Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой» можно отнести к разряду тех статей, авторы которых рассматривают вопросы действительности, выдвигают новые категориальные положения, подтверждая свои мысли конкретными примерами. Данная статья интересна не только тем, что она затрагивает одну из основных причин интеграции национальной экономики стран Центральной и Восточной Европы в мировую экономическую систему, падение эффективности национального производства и стремление решать внутренние проблемы методами и средствами, используемыми в западной экономике, но и указывает на появление ряда новых проблем национального и общемирового характера.

 

Задание 10. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) конспект; 2) реферат; 3) тезисы.

Из всех изобретений, появившихся на Западе в период Средневековья, самое разрушительное — порох — имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

 

 

Задание 11. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат.

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. С.А. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия»

(1995. № 9. С. 31−32).

Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов. Автор рассказывает о разработках НПО им. С.А. Лавочкина.

Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему. Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, являетcя то, что в НПО им. С.А. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.

В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

 

 

Задание 12. Какой пункт плана статьи «Функции СМИ» сформулирован неправильно?

1. Вопрос о характере влияния СМИ остается открытым.

2. Классификация функций СМИ.

3. Управленческие функции СМИ.

4. Коммуникативная функция СМИ.

5. Культурно-рекреативные функции СМИ.

 

 

Задание 13. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.

Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение — целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации.

Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности — информатике.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 10

Задание. Напишите эссе на одну из предложенных тем.

1. Признаки эффективного общения, их проверка на валидность (аргумент к текстам).

2. Способность к эффективному общению: психолингвистическая диагностика (тестирование) с учётом гендерных признаков. Программы индивидуальной работы по повышению коммуникативной способности участников семинара.

3. Имидж: набор актуальных признаков. Коммуникативная составляющая как базовая основа имиджа. Имиджевое портретирование участников семинара. Современные имиджевые типажи. Имиджевые приоритеты.

4. Начало общения: есть контакт или нет? Ролевые игры, направленные на усвоение речевых моделей начала общения с учётом множества ситуаций (тема общения, степень знакомства, цели знакомства, установка на продолжение или прекращение общения и др.). Гендерный фактор в налаживании контакта с собеседником.

5. Барьеры общения, или Почему меня не понимают, не уважают, не любят? Проблемные ситуации и способы индивидуальных возможностей участников семинара преодолеть барьеры общения.

6. Этикетно-этический фактор общения (вежливость, толерантность, политкорректность, эмпатия). Диалоги разного стилистического и этического регистра (применение подготовленных участниками сценариев, использование примеров из художественной литературы – классической и современной).

7. Обратная связь в общении: корректирующая роль собеседника. Моделирование форм обратной связи в межличностном и публичном общении.

8. Способы удержания интереса в разговоре – межличностном и публичном. Ролевые и деловые игры. Формы и результативность удержания интереса в коммуникации.

9. Лидер или аутсайдер в общении: желаемое и возможное. Моделирование провокационных ситуаций, обсуждение вариантов действий.

10. Язык любви: вчерашний день?.. Индивидуальное моделирование языка участниками семинара. Анализ и обсуждение текстов любви, их сравнение с письмами о любви русских классиков.

11. Комплименты: кто и в какой форме их любит и ждёт (акцентирование гендерного параметра комплиментов). Женские и мужские формы включения комплиментов в общение.

12. Сильная языковая личность как результат целенаправленных действий по самосовершенствованию. Анкетирование.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Русский язык и культура речи как наука и учебная дисциплина.

2. Язык как знаковая система. Ярусы языковой системы.

3. Язык и речь. Устная и письменная речь. Функции языка.

4. Слово как основная единица языка.

5. Коммуникативные качества речи.

6. Национальный русский язык и его компоненты.

7. Литературный язык как высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка.

8. Понятие о языковой норме и её вариативности. Система норм русского литературного языка.

9. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

10. Фонетические нормы русского литературного языка. Акцентология.

11. Основные орфоэпические нормы в области гласных и согласных.

12. Понятие лексики. Деление и сферы употребления.

13. Изменение в лексическом составе современного русского языка. Наиболее частотные ошибки.

14. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён существительных и глаголов.

15. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён прилагательных, числительных и наречий.

16. Наиболее сложные вопросы орфографии и пунктуации современного русcкого литературного языка.

17. Фразеологические средства русского языка и их использование в речи.

18. Основные функциональные разновидности современного русского литературного языка.

19. Особенности научного стиля русской речи. Жанры и языковые средства научного стиля.

20. Научный текст как объект изучения: основные признаки, подстили, функции.

21. Правила оформления научных текстов. Цитаты. Список литературы.

22. Характеристика научных текстов – научных статей, тезисов, курсовых и бакалаврских работ.

23. Особенности официально-делового стиля, его жанровое разнообразие.

24. Виды служебных документов. Особенности оформления заявлений, доверенностей, резюме.

25. Деловая беседа и её виды.

26. Газетно-публицистический стиль и его подстили. Основные функции публицистического стиля.

27. Специфика фонетических, морфологических, лексических и синтаксических норм разговорного стиля.

28. Место языка художественной литературы среди функциональных стилей современного русского языка.

29. Изобразительно-выразительные средства русcкого литературного языка. Понятия эпитета, метафоры, метонимии.

30. Изобразительно-выразительные средства русского литературного языка. Понятия олицетворения, сравнения, гиперболы, литоты.

31. Понятие риторики: к истории вопроса.

32. Композиция и словесное оформление публичного выступления. Приёмы изложения содержания речи.

33. Монолог и диалог как формы речи. Типы монологической и диалогической речи.

34. Образ ритора как система свойств личности. Основные типы ораторов.

35. Виды общения. Вербальное и невербальное общение в передаче информации.

36. Роды и виды ораторской речи по целевой установке. Типы аудитории.

37. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении.

38. Этикетные нормы речевой культуры.

39. Территориальные различия русской речи. Роль диалектов в современном русском языке.

40. Речевая культура молодёжи. Роль и место жаргонов в современном русском языке.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 1-2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.099 с.)