Тема: Орфографические и пунктуационные нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Орфографические и пунктуационные нормы



 

 

Задание 1. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

 

ТЕКСТ 1.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

 

ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

 

ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

 

ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

 

ТЕКСТ 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

 

ТЕКСТ 6.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной

нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

 

ТЕКСТ 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 8.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

 

ТЕКСТ 9.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…

 

ТЕКСТ 10.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

 

 

ТЕКСТ 11.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Г. Науменко.

 

ТЕКСТ 12.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

 

ТЕКСТ 13.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев.

 

ТЕКСТ 14.

 

Расписка

 

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2003.                                                                                                         Е. Петрова

 

ТЕКСТ 15.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

Задание 2. Напишите заявление на получение материальной помощи (предоставление возможности  проживать в общежитии, отпуск по семейным обстоятельствам, пересдачу экзамена или зачета, поступление в аспирантуру, перевод с одной специальности в рамках одного и того же факультета, возможность пользоваться  лабораторным  оборудованием  для выполнения дипломной работы, предоставление возможности  работать в вузе в летний период и т.д.).

Задание 3. Составьте резюме по требованиями официально-делового стиля.

Задание 4. Составьте в соответствии с требованиями официально-делового стиля доверенность на получение заработной платы, стипендии, каких-либо материальных ценностей.

 

Задание 5. Соответствуют ли приведенные ниже заявления требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте тексты заявлений.

 

1.

Директору фирмы «Заря»

Афанасьеву Ю.П.

От Комова А.В.

 

Заявление

Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 29.12.2012 в связи с

причинами глубоко личного характера.

25.12.2016 г.                                                                                                      Комов А.В.

 

 

Начальнику транспортного цеха № 1

              Алешину И.К.

 

Заявление

Прошу уволить меня с работы в связи с переездом на новое место жительства.

Шофер Кузнецов Н.И.

 

Задание 6. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности.

Отредактируйте тексты.

1.

Доверенность

Я, Сергеева Н.А., доверяю моему мужу Сергееву О.И. получить мою зарплату за первую половину марта. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

 2 марта 2012 года

 Н.А. Сергеева

 

2.

Доверенность

Я, Сидорова О.Н., доверяю своей подруге Воробьевой Людмиле Ивановне получить мою зарплату за первую половину ноября в связи с моей поездкой в Польшу.

          Сидорова

 

Задание 7. Прочитайте образцы расписки и отредактируйте данные документы.

 

1.

Расписка

Мною получены у зав. Лабораторией кинофотоматериалов 2 фотоаппарата «Смена» и увеличитель.

 

06.07.13 г.                                                                              Инженер Сараев

 

2.

 

Расписка

 Мною получено для проведения практических занятий у зав. лабораторией 5 (пять) микроскопов. Обязуюсь вернуть через неделю.

 

Лаборант                                                                                                 С. Федоров

 

Задание 8. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.

1. Вы хотите досрочно сдать сессию. 2. Вы опоздали на экзамен. 3. Вы получили магнитофон в клубе для проведения вечера. 4. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной. 5. Вам нужно перенести дату экзамена. 6. Вы не успели подготовить в срок необходимую документацию. 7. Вам необходимо, чтобы заработанную плату получил за вас ваш коллега. 8. Вы хотите устроиться на работу. 9. Вы не можете получить премию, так как уезжаете в командировку. 10. Вы получили во временное пользование дорогостоящее оборудование.

   

ЧАСТЬ 2.

Задание 1. Раскройте скобки, употребите данные в них слова в нужном падеже:

заведующий (лаборатория), благодаря (опыт и умелое руководство), вопреки (требования), руководитель (филиал), заведующий (кафедра), руководство (предприятие), согласно (приказ), управляющий (отдел).

 

 

Задание 2. Отредактируйте предложения с однородными членами.

1. Организация и участие в избирательной компании финансируется средствами самого депутата. 2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. 3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов. 4. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. 

 

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка. 2. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа. 3) В исключительных случаях принимаются к перевозке животные, соблюдая пассажирами указанные инструкции.

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в управлении.

1. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 2. Вследствие изменению расписание движение поездов было приостановлено. 3. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.

 

Задание 5. Устраните нанизывание (повторение) родительного падежа в предложениях.

1. Необходимо приближение уровня жизни населения к мировым нормам. 2. Целью партии является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан. 3. Приоритетным является обеспечение повышения жизненного уровня населения нашей страны.

 

 

Задание 6. Отредактируйте предложения, используя типичные языковые конструкции официально-делового стиля.

Образец: В связи с тем что я должен срочно уехать … — В связи со срочным отъездом …

1. Из-за того что я должен срочно ехать на родину … 2. Так как я болел в течение целого семестра … 3. Вследствие того что я опоздал на вокзал … 4. Поскольку расписание движения поездов было изменено … 5. Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет … 6. В силу того что у меня нет достаточного количества денег на лечение … 7. Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания из-за состояния здоровья.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 8-9

Тема: Культура научной речи

 

 

Задание 1. Узнайте стили по их характеристике.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

 

Научный стиль Деловой стиль Публицист. стиль Разговорный стиль Язык худ. литературы
         

 

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

 

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

 

Книжный стиль

Разговорный стиль

Язык художественной литературы

научный

деловой

публицист.

   
тезисы

протокол

очерк

реплика повесть
             

 

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

 

Задание 4. Ознакомьтесь с приведенным ниже списком литературы.

Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно.

 

1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

2. Коробушкин И.В. и Коробушкина Н.Н. Грамматические особенности языка газеты. — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык нефилологам. Теория и практика». — 2000. — № 3. — С. 5−9.

3. Скляревская Г.Н., Ваулина А.В. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. — Филологический факультет СПбГУ, 2004.

 

Задание 5. Определите, какой вид цитирования использован в предложенных фрагментах.

1. Основной канал получения культурной информации — язык. «Язык — мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» (Сепир 1993: 231).

2. В лингвистике под стилем языка понимают особенности речи, связанные с типичными социальными ситуациями, а также индивидуальный выбор человеком конкретных языковых средств (Степанов 1978: 517).

3. По словам В.И. Вернадского, «научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества. Только наука и тесно связанная с нею техника вызывают единство культуры для всего человечества…» [3: 84].

 

Задание 6. Прочитайте фрагмент текста и выберите отрывки для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением; б) как прямую речь; в) как придаточное предложение.

 

1. Язык называют одним из удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. 〈…〉 Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. 〈…〉 Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — писал И.С. Тургенев.

2. При помощи русского языка можно выразить самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует! (Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1999. С. 3−4).

 

ЧАСТЬ 2

Задание 1. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.

 

1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «монтажный стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows. 3. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4. В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.

 

 

Задание 2. Замените неточно употребленный предлог.

 

1. Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 2. Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3. Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении однородных членов.

Отредактируйте предложения.

 

1. Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2. Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.

 

 

Задание 4. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.

 

1. В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

 

Задание 5. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.

Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления ли чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странноеобстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним.

 

Задание 6. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний.

Отредактируйте предложения.

 

1. При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4. Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5. Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.

 

Задание 7. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат; 4) конспект; 5) тезисы.

… — это краткое изложение научного первоисточника; допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и различную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.

 

Задание 8. Выберите пункт, называющий жанр вторичного научного текста: 1) тезисы; 2) аннотация; 3) реферат.

Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений // Экономика и жизнь. 2002. № 4.

Статья представляет собой анализ современного бюджетного процесса.

Автор рассматривает межбюджетные отношения Свердловской области и освещает проблемы, возникающие при разработке бюджетов территории, предлагая при этом усовершенствовать правовую базу для решения существующих ныне проблем.

Статья И.А. Пыховой может представлять интерес не только для специалистов в области экономики, но и широкого круга читателей.

 

Задание 9. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) реферат; 2) тезисы; 3) рецензия; 4) конспект; 5) аннотация.

Статью М. Уварова «Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой» можно отнести к разряду тех статей, авторы которых рассматривают вопросы действительности, выдвигают новые категориальные положения, подтверждая свои мысли конкретными примерами. Данная статья интересна не только тем, что она затрагивает одну из основных причин интеграции национальной экономики стран Центральной и Восточной Европы в мировую экономическую систему, падение эффективности национального производства и стремление решать внутренние проблемы методами и средствами, используемыми в западной экономике, но и указывает на появление ряда новых проблем национального и общемирового характера.

 

Задание 10. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) конспект; 2) реферат; 3) тезисы.

Из всех изобретений, появившихся на Западе в период Средневековья, самое разрушительное — порох — имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

 

 

Задание 11. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат.

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. С.А. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия»

(1995. № 9. С. 31−32).

Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов. Автор рассказывает о разработках НПО им. С.А. Лавочкина.

Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему. Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, являетcя то, что в НПО им. С.А. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.

В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

 

 

Задание 12. Какой пункт плана статьи «Функции СМИ» сформулирован неправильно?

1. Вопрос о характере влияния СМИ остается открытым.

2. Классификация функций СМИ.

3. Управленческие функции СМИ.

4. Коммуникативная функция СМИ.

5. Культурно-рекреативные функции СМИ.

 

 

Задание 13. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.

Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение — целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации.

Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности — информатике.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.117 с.)