Кафедра коррекционной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра коррекционной педагогики



Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

Курсовая работа

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Специальность - логопедия:

Кохан Людмила Ивановна

Научный руководитель: Доц.

Абашина Наталья Николаевна

 

 

Ростов-на-Дону - 2014 г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического развития речи у дошкольников

    Характеристика дошкольников с ФФНР

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников, как психолого-педагогическая проблема

    Специфика взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению ФФНР у дошкольников

Глава 2. Эксперементальное исследование проблемы взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению ФФНР у дошкольников

Особенности произношения у детей с ФФНР

Содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя

 Динамика в коррекции произношении у детей с ФФНР

Заключение

Список литературы

 


Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. (Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.)

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов - это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Цель: разработать и апробировать содержание работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: содержание и основные направления взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

преемственности в работе логопеда и воспитателя.

планирования коррекционной работы с детьми с учетом данных диагностического обследования

комплексного характера коррекционного логопедического взаимодействия.

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую, специальную литературу по проблеме преодоления ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

исследовать уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

разработать и апробировать содержание работы и взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по преодолению ФФНР у детей.

выявить динамику в коррекции произношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

База исследования: ДОУ № 6 «Буратино» ст. Новоминской Краснодарского края

 


Филичева Т.Б и Чиркина Г.В в своей коррекционной программе «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» рассматривают взаимосвязь логопеда и воспитателя в работе над звукопроизношением.

Таблица № 1Основные отличия работы воспитателя и работы логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности.

Подготовительный этап

Логопед исправляет нарушения речи Воспитатель, под руководством логопеда, активно участвует в коррекционной работе
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.

 


 

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения(Филичева Т.Б, Чиркина Г.В): 1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам; 2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Осознанному звучанию речи способствует опора на кинестетические ощущения; 3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени; 4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков;[30] Материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, выработке грамматически правильной связной речи и уточнению словаря. [4]

Таким образом, подводя итог этой главы важно отметить то, что работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Так же в данном подпункте можно рассмотреть условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения. Необходимо отметить, что М.Ф. Фомичева в своём исследование выделила этапы по формированию фонематического восприятия:

I этап - узнавание неречевых звуков;этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;этап - дифференциация слогов;этап - дифференциация фонем;этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.


Содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя

Цель формирующего эксперимента: разработать содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя.

Задачи формирующего эксперимента:

.Разработать перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

.Апробация перспективного плана по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

.Формулировка выводов по разработке формирующего эксперимента.

М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду:

) формирование звукопроизношения;

) развитие фонематического восприятия;

) развитие слухового внимания и слуховой памяти;

) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

) закрепление навыка чтения;

) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

) развитие памяти, внимания, мышления.[9]

Перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [B]-[B'], [Г]-[Г'], [П]-[П'], [T]-[T'], [Ф]-[Ф'], [K]-[K'], [X]-[X']. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). Слоговая структура слова 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк). Языковой анализ и синтез 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 - 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.). 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). 5. Подбор слов на заданные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [П]-[П'], [T]-[T'], [K]-[K'], [X]-[X'], [C]-[C'], [З]-[З']. 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями "гласный звук" и "согласный звук", "звук" и "буква", "твёрдый согласный звук" и "мягкий согласный звук", "звонкий" и "глухой". 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.). 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. Грамматический строй речи 1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме "Овощи, фрукты" и т. п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Хлеб", "Осень" (деревья), "Осень" (грибы, ягоды), "Овощи". 2. "Фрукты", "Птицы и насекомые осенью", "Дикие животные осенью", "Поздняя осень". 3. "Наше тело, лицо", "Одежда, обувь", "Семья", "Игрушки". Связная речь 1. Составление простых распространённых предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики. 2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 5. Печатание пройденных букв в тетрадях.период обучения (декабрь, январь, февраль) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками [В]-[В'], [Г]-[Г'], [Ж], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв). 3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия "слово", "слог как часть слова". 6. Знакомство с понятием "предложение", составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слова в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. 8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 9. Обучить послоговому чтению слов. Грамматический строй речи 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детёнышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Библиотека. Книги", "Домашние животные, птицы", "Зима. Зимующие птицы", "Зима. Новый год". 2. "Зима. Зимние забавы", "Комнатные растения", "Зима. Дикие животные", "Животные севера". 3. "Животные жарких стран", "Животный мир морей и океанов. Рыбы", "День защитников Отечества", "Профессии наших пап". Связная речь 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана. 3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода). 4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради. 5. Составление букв из элементов. 6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.период обучения (март, апрель, май) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю. 2. Обучать звуковому анализу слов из 3 - 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме. а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки); б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю. 6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов. Грамматический строй речи 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее - самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). Лексика 1. "Весна. Мамин праздник", "Профессии наших мам", "Квартира. Дом. Мебель", "Посуда. Продукты питания". 2. "Улица, город. Транспорт", "Весна. Перелётные птицы", "Лес. Деревья", "Животные и насекомые весной". 3. "Наша Родина. День Победы", "Школа. Школьные принадлежности", "Весенние с/х работы", "Лето. Цветы". Связная речь 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. 4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. 5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода). 4. Составление букв из элементов. 5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Планируемые результаты логопедической работы:

·         правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

·         дифференцировать все изученные звуки;

·         называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·         находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·         различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

·         овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.[1]

Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. (см. Приложение № 7)

Г.В Чиркина выделила цели и задачи обследования строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.:

.Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения;

.Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.);

.Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

Обследование звуковой стороны речи.( см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления;

.Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер;[4]

Обследование фонематического слуха. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия;

.Выяснение уровня сформированности фонематического анализа;

.Выяснение уровня сформированности фонематического синтеза;

.Выяснение уровня сформированности фонематического представления.[4]

Обследование лексико-грамматической стороны и связной речи. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц);

.Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций);

.Определить характерные особенности фразовой речи.[9]

Таким образом подводя итог важно отметить то, что М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду. Так же в данном подпункте представлены: результаты логопедической работы, обследование лексико-грамматической стороны и связной речи, обследование фонематического слуха, обследование звуковой стороны речи, обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата

Заключение

 

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида - игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» проводимых воспитателем занятий и режимных моментов, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их «психологизация». Этого можно достичь при условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.[12]

Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. В данном случае он выступает как специалист, кроме того надо учитывать, что совместный уровень подготовки воспитателей требует пока ещё очень тщательной, постоянной консультации их со стороны логопеда. Поэтому мы разработали годовой план методической работы логопеда с воспитателями по проблемам речевого развития (см. приложение № 3).[1]

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи, явились следующие:

Единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных занятий и режимных моментов.

Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.[12]

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития дошкольника.

Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков.

Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда.

Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных и коррекционных целях. Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. Многие из коррекционных задач решались совместно. Воспитатель планировал свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ФФНР и соответствующим календарным планом логопедической работы.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми (см. приложения №4, 5).Так же в формирующем эксперименте для группы детей с ФФНР была разработана методика обследования речи. (см. приложение 2)

 


 

Список литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

. Волкова Л.С., С.Н. Шаховская. Логопедия. - М., 2003.

. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению - М., 2000.

.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М., 1998.

. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). - М.: Гном и Д, 2000-2001.

. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978

. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002г.

9. Мурашова И. Ю.,Н. И. Ефимова > Н. В. Петровская > Н. П. Чижевская Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.-Ангарск, 2011г <http://refdb.ru/look/1953020.html>.

. Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, и др.; Под ред. Л.И Беляковой.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

. Павлова И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. И. Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 120-123.

. Селиверстова В.И. Практикум по дошкольной логопедии. _ М.: «Просвещение», 1988

. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей. // Хрестоматия по логопедии. - 1-я ч., М., 1997.

14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. - СПб., 1998.

15. Филичева М.Ф, Чиркина Г.В, Туманова О.В: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.. Под ред.:Бондарчук О. А. <http://www.labirint.ru/authors/66790/>- Просвещение <http://www.labirint.ru/pubhouse/167/>, 2014 г.

16.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., 1993.

.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000.

.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.

.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил.

.ФомичеваМ.Ф., Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200. стр.32

21.Фомичева М.Ф., Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200.стр.56

.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983

.Ястребова А.В. Особенности устной речи учащихся 1 класса. // Хрестоматия по логопедии. - 1-я ч., М., 1997.

.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с. (Библиотека практикующего логопеда)

. http://www.logomag.ru/

. http://logopedia.by/

. http://logomag.ru

. http://rudocs.exdat.com

. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование // http://pedlib.ru

. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.

. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001.

. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

Курсовая работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.12 с.)