Список детей экспериментальной группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список детей экспериментальной группы.



ФИО ребенка Возраст Диагноз
1. Даша В. 6 лет 6 мес. ФФНР, дислалия
2. Настя А. 6 лет 7 мес. ФФНР, Ст.дизартрия
3. Лена Т. 6 лет 6 мес. ФФНР, дислалия
4. Витя С. 6 лет 1 мес. ФФНР, дислалия
5. Дима Р. 6 лет 4 мес. ФФНР, дислалия

 

При решении первой задачи констатирующего эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной.

Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике Чиркиной Г.В и Филичевой Т.Б(см. Приложение 1)

При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

·         при изолированном произношении;

·         в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных;

·         в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);

·         во фразах;

·         в спонтанной речи.

При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:

·         насыщенность лексического материала заданным звуком;

·         разнообразие лексического материала;

·         включение слов с оппозиционными звуками;

·         включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При решении второй задачи констатирующего эксперимента было выявлено следующее:

При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагались сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Наиболее трудными в произношении для детей оказываются твердые свистящие: [с], [з]. Для свистящих характерно межзубное произношение (у 6 детей), реже встречается губно-зубное произношение. Анализируя пары свистящих, мы видим, что в большей степени нарушается звук [з']- у 7 человек, а нарушение произношения звука [с'] встречается у 2 человек. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж]. Дети заменяют шипящие искаженными свистящими. Некоторые ребята имеют межзубное произношение звука [ж].

Среди аффрикат чаще страдает произношение звука [ц] - 5 человек, нарушение произношения [ч], отмечается у 4 ребят. Звук [ц] - заменяется на [с'] (2 человека) или искаженное [с], а звук [ч] заменяют на [т'].

Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения межзубного лам6дацизма или звук [л] заменяют на [j]. Среди расстройств произношения звука [р] является искажение велярного произношения. Заднеязычные [г] и [к] заменяют на [т] и [д], у 4 детей заднеязычные звуки отсутствуют.

Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково: если глухой свистящий звук [с] имеет межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет межзубное произношение (у 7 детей).(см. Приложение 2 и 3)

Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова.(см. Приложение 4)

Сложным для детей являются слова со стечением согласных(см. Приложение 5). Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В слоге со стечением согласных С CN Г - Владик и Снежана допускали искажение трёх звуков. В слоге со стечением согласных CN С Г- искажение более пяти звуков допускали 2 ребёнка. Наибольшие трудности вызывали почти у всех ребят по схеме С Г С и Г С Г. Это видно из профиля нарушения звуков (см. Приложение 6). Так у некоторых детей отмечается во время произношения вялая артикуляция, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы "замирает" на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.

У троих ребят артикуляция неотрегулирована, язык чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик проходит в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы).

Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.

У двух детей при спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опушенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р].

Исходя из решения третей задачи констатирующего эксперимента, на основании представленных результатов можно сделать вывод, что у детей данной группы выявлены следующие нарушения звукопроизношения:

·         свистящие звуки,

·         шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки,

·         аффрикаты,

·         сонорные звуки,

·         заднеязычные (в меньшей степени),

·         нарушение двух и более фонетических групп звуков,

·         межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [с], [з],

·         смягчение согласных звуков, обусловленное спастическим напряжением средней части спинки языка.

·         искажённое произношение одного или нескольких звуков, ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

Звукопроизношение может зависеть от фонетического аспекта, т. е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова.[31]

Таким образом подводя итог важно отметить то, что для обследование состояния звукопроизношения экспериментальной группы использовались общепринятые в логопедии методики Чиркиной Г.В и Филичевой Т.Б. Экспериментальная группа состояла из 5 детей в возрасте 5-6 лет с диагнозами: ФФНР, дислалия и ФФНР, ст. дизартрия. Общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения носят полиморфный характер и выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещении е) дефектах.

Содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя

Цель формирующего эксперимента: разработать содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя.

Задачи формирующего эксперимента:

.Разработать перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

.Апробация перспективного плана по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

.Формулировка выводов по разработке формирующего эксперимента.

М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду:

) формирование звукопроизношения;

) развитие фонематического восприятия;

) развитие слухового внимания и слуховой памяти;

) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

) закрепление навыка чтения;

) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

) развитие памяти, внимания, мышления.[9]

Перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [B]-[B'], [Г]-[Г'], [П]-[П'], [T]-[T'], [Ф]-[Ф'], [K]-[K'], [X]-[X']. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). Слоговая структура слова 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк). Языковой анализ и синтез 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 - 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.). 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). 5. Подбор слов на заданные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [П]-[П'], [T]-[T'], [K]-[K'], [X]-[X'], [C]-[C'], [З]-[З']. 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями "гласный звук" и "согласный звук", "звук" и "буква", "твёрдый согласный звук" и "мягкий согласный звук", "звонкий" и "глухой". 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.). 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. Грамматический строй речи 1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме "Овощи, фрукты" и т. п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Хлеб", "Осень" (деревья), "Осень" (грибы, ягоды), "Овощи". 2. "Фрукты", "Птицы и насекомые осенью", "Дикие животные осенью", "Поздняя осень". 3. "Наше тело, лицо", "Одежда, обувь", "Семья", "Игрушки". Связная речь 1. Составление простых распространённых предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики. 2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 5. Печатание пройденных букв в тетрадях.период обучения (декабрь, январь, февраль) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками [В]-[В'], [Г]-[Г'], [Ж], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв). 3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия "слово", "слог как часть слова". 6. Знакомство с понятием "предложение", составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слова в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. 8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 9. Обучить послоговому чтению слов. Грамматический строй речи 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детёнышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Библиотека. Книги", "Домашние животные, птицы", "Зима. Зимующие птицы", "Зима. Новый год". 2. "Зима. Зимние забавы", "Комнатные растения", "Зима. Дикие животные", "Животные севера". 3. "Животные жарких стран", "Животный мир морей и океанов. Рыбы", "День защитников Отечества", "Профессии наших пап". Связная речь 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана. 3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода). 4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради. 5. Составление букв из элементов. 6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.период обучения (март, апрель, май) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю. 2. Обучать звуковому анализу слов из 3 - 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме. а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки); б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю. 6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов. Грамматический строй речи 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее - самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). Лексика 1. "Весна. Мамин праздник", "Профессии наших мам", "Квартира. Дом. Мебель", "Посуда. Продукты питания". 2. "Улица, город. Транспорт", "Весна. Перелётные птицы", "Лес. Деревья", "Животные и насекомые весной". 3. "Наша Родина. День Победы", "Школа. Школьные принадлежности", "Весенние с/х работы", "Лето. Цветы". Связная речь 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. 4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. 5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода). 4. Составление букв из элементов. 5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Планируемые результаты логопедической работы:

·         правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

·         дифференцировать все изученные звуки;

·         называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·         находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·         различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

·         овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.[1]

Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. (см. Приложение № 7)

Г.В Чиркина выделила цели и задачи обследования строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.:

.Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения;

.Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.);

.Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

Обследование звуковой стороны речи.( см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления;

.Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер;[4]

Обследование фонематического слуха. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия;

.Выяснение уровня сформированности фонематического анализа;

.Выяснение уровня сформированности фонематического синтеза;

.Выяснение уровня сформированности фонематического представления.[4]

Обследование лексико-грамматической стороны и связной речи. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц);

.Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций);

.Определить характерные особенности фразовой речи.[9]

Таким образом подводя итог важно отметить то, что М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду. Так же в данном подпункте представлены: результаты логопедической работы, обследование лексико-грамматической стороны и связной речи, обследование фонематического слуха, обследование звуковой стороны речи, обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.031 с.)