Изменение показателей внешнего дыхания после занятия лечебной гимнастики у пациентов с бронхиальной астмой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение показателей внешнего дыхания после занятия лечебной гимнастики у пациентов с бронхиальной астмой



В течении 1 месяца обследуемые занимались по предложенной и откорректированной врачом реабилитологом методике ЛФК. Лечебная гимнастика широко применяется в целях реабилитации лиц с заболевания респираторной системы и рассматривается как метод многостороннего воздействия на организм: общеукрепляющее воздействие, повышение общей физической активности, улучшение функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. При этом объем физического воздействия на организм следует координировать с его режимом двигательной активности, ориентируясь на индивидуальную толерантность к физической нагрузке (Фонарев М.И., 1983).

Продолжительность занятия составляла 40-45 минут. Активно использовали дыхательные упражнения как самостоятельно, так и на фоне общеразвивающих физических упражнений, выполнение которых не противопоказано обследуемым нами женщинам. В занятие мы включили также звуковую гимнастику.

После месячного курса занятий (2 раза в неделю) лечебной физической культурой мы снова оценили параметры внешнего дыхания с помощью проб Штанге и Генчи. Полученные результаты представлены ниже.

 


Рис. 3.3.1. Показатели внешнего дыхания после курса лечебной гимнастикой

 

На заключительном этапе исследовательской работы с пациентами с бронхиальной астмой провели завершающий тест на определение функционального состояния дыхательной системы. После месячного курса лечебной гимнастики получили положительные результаты теста Штанге и Генчи. Показатели теста на вдох улучшились на 14%, на выдохе - 17%.

Таким образом, в процессе занятий лечебной гимнастики отмечается увеличением времени задержки дыхания по пробам Штанге и Генче, что возможно свидетельствует о снижении чувствительности дыхательного центра к излишку углекислого газа и дефициту кислорода, в связи с регулярными занятиями как физических упражнений, так и дыхательных. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу об эффективности применения средств ЛФК в реабилитации.

 


Заключение

Итак, бронхиальная астма - это заболевание, в основе которого лежит хроническое воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменениями чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья, астматическим статусом или, при отсутствии таковых, симптомами дыхательного дискомфорта (приступообразный кашель, дистантные хрипы и одышка), сопровождающегося обратимой бронхиальной обструкцией на фоне наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям, внелегочных признаков аллергии, эозинофилии крови и/или эозинофилов в мокроте.

Проведенный анализ изученной литературы свидетельствует о том, что бронхиальная астма занимает ведущее место в патологии дыхательной системы.

Подтверждена актуальность и обоснована необходимость проведения комплексных мероприятий у больных с заболеваниями бронхиальной астмы.

Рассмотрены мнения различных авторов об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы. Показаны средства лечебной физкультуры, методики проведения занятия.

Отражены основы лечения бронхиальной астмы. Ведущую роль в профилактике и лечении бронхиальной астмы имеет ЛФК, так как восполняет недостаток двигательной активности современного человека. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность. ЛФК совершенствует функции систем, снижает напряжение дыхательной мускулатуры и укрепляет ее, увеличивает подвижность грудной клетки и позвоночника, улучшает осанку, нормализует нервные процессы в ЦНС, укрепляет иммунитет.

Для решения задач физической реабилитации при бронхиальной астме нужно включение всех необходимых средств ЛФК для нормализации функций дыхательной системы. Применение ФУ при бронхиальной астме позволяет использовать все четыре механизма их лечебного действия: тонизирующего влияния, трофического влияния, формирования компенсаций и нормализации функций. Улучшение функций всех органов и систем под воздействием ФУ предупреждает осложнения, активизирует защитные силы организма и ускоряет выздоровление. Организация исследования больных бронхиальной астмой производилась на базе ГУЗ Инзенской ЦРБ при кабинете лечебной физкультуры физиотерапевтического отделения. В исследовании принимали участие пациенты женского пола в возрасте от 35 до 41 года с диагнозом бронхиальная астма. Занятия ЛФК проводились в течение 4 недель, 5 раз в неделю по 35 минут, групповым и малогрупповым способом, в медленном и среднем темпе, с количеством повторений 5-6 раз на палатном режиме, и 6-8 раз на свободном режиме.

Показано, что в физической реабилитации целесообразно сочетать следующие компоненты ЛГ, дыхательные упражнения, дозированная ходьба, непродолжительный бег.

В занятиях ЛФК при бронхиальной астме важно строго соблюдать основные дидактические принципы: доступность и индивидуализация, систематичность и постепенность повышений требований.

Далее высчитывались критерии эффективности применения ФУ. По следующим показателям: измерение ЖЕЛ, подсчет ЧД, проба Штанге и Генчи (первичные данные, во время занятий ЛГ и после курса ЛГ). Для определения достоверных результатов полученных в ходе исследования была проведена статистическая обработка полученных данных с использованием Т критерия Стьюдента. Расчет производился по автоматизированной программе расчета. Были получены следующие результаты: результаты пробы Штанге улучшилось на 14%, Генчи на 17%.

Полученные данные позволяют сделать заключение, что под влиянием оздоровительных занятий, происходит достоверное качественное и количественное улучшение состояния дыхательной системы испытуемых женщин с заболеванием бронхиальной астмы.

Выводы

1. Исходное функциональное состояние системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой находится в не удовлетворительном состоянии;

2. Показатели внешнего дыхания у пациентов с бронхиальной астмой после однократного занятия лечебной гимнастикой указали на снижение резерва внешнего дыхания во время нагрузки, и присутствие гипоксии.

.   Изменение показателей внешнего дыхания после курса занятий лечебной гимнастики отмечается увеличением времени задержки дыхания по пробам Штанге и Генче, что возможно свидетельствует о снижении чувствительности дыхательного центра к излишку углекислого газа и дефициту кислорода, в связи с регулярными занятиями как физических упражнений, так и дыхательных.

 


Список литературы

 

1. Авдеев С.Н. Бронхиальная астма в таблицах и схемах / С.Н. Авдеев. - М.: Атмосфера, 2005. - 48 с.

. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник-М.: Флинта, 2009.-424с.

. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней..М.ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 848с.

. Вершинина М.В. Бронхиальная астма. Современные подходы к диагностике и лечению. М.: Феникс - Медицина, 2000 г. - 128с.

. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. М.: Рипол, 2009 г. - 66с.

. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/3-е изд., доп. - М: ВЛАДОС, 2005. - 405с.

. Захаров Е.Н., Королёв А.В., Сафонова А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Под ред. А.В. Королёва - М.: 2004, 368с.

. Касаткина В.Н., Шеплягина Л.А. Здоровье: Учебно-методическое пособие. - М., 2007.- 136с.

. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

. Левушкин С.П. Комплексная оценка физической рабтоспособности юношей// Физиология человека. 2001. -Т.27. - №5 - 68-75с.

. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник - М.: Эксмо - Пресс, 2005. - 352с.

. Минкаилов К.О., Абуева Р.М., Минкаилов Э.К., Чамсутдинов Н.У. Бронхиальная астма и аллергические заболевания. Москва.:«Медицина», 2008 - 200с.

. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник. - Санкт-Петербург: «Сова», 2005. - 862с.

. Огородова Л.М. Клиническая фармакология бронхиальной астмы / Л.М. Огородова, Ф.И. Петровский, Ю.А. Петровская; под ред. А.Г. Чучалина. - М.: Атмосфера, 2002. - 160с.

. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: том 1-10. - М.: МЕДлит (Москва), 2005. - 576с.

. Потапчук А.А, Матвеев С.В, Дидур М.Д. Лечебная физкультура в детском возрасте. - СПб.:Речь,2007. - 464с.

. Пономаренко Г.Н., Свистов А.С. Ингаляционная терапия хронических обструктивных болезней легких. С-Пб., ВМА, 2004.

. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник -М.: Тера - спорт, Олимпия Пресс, 2001 - 421-440с.

19. Федосеев Г.Б., Трофимов В.И. Бронхиальная астма. Санкт-Петербург: «Нордмедиздат <http://www.ozon.ru/brand/5682280/>», 2006. - 56.

. Цой А.Н., Архипов В.В. Бронхиальная астма. Новые решения. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 320с.

. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей редакцией проф. С.Н. Попова. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 608 с.

. Шабатура Н.Н., Матяш Н.Ю., Мотузный В.А. Биология человека. - К.: Генеза, 2000. - 430с.

. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой». М.: «Метафора», 2010. - 368с.

 


Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой на тренировочном периоде (щадяще-тренирующий двигательный режим)

Исходное положение Содержание упражнения Дозировка Методические указания
Сидя, руки перед грудью Вдох. Движение руками - как при плавании стилем «брасс» (вперед и в стороны) - выдох. Пауза. 1 мин. Темп медленный. Дыхание не задерживать
Сидя, руки на коленях, ноги вытянуты вперед На произвольном дыхании быстрое попеременное сгибание ног в коленных суставах 4-6 раз каждой ногой Темп быстрый Дыхание произвольное
Сидя, руки вытянуты перед собой Скрестное движение рук 4-6 раз Темп средний Дыхание произвольное
Сидя Вдох. Круговые движения приподнятой и выпрямленной ноги на выдохе. Пауза. То же другой ногой 4-6 раз Темп медленный Дыхание произвольное
Сидя. Вдох. Круговые движения выпрямленных на уровне плеч рук (вперед-назад) на выдохе. Пауза 4-6 раз Темп средний Дыхание не задерживать
Сидя, руки на коленях Диафрагмальное дыхание 30 секунд Темп медленный. На вдохе живот поднимается вверх, выдох через губы, сложенные трубочкой, живот при этом втягивается
Стоя Развести руки через стороны вверх - вдох; скрестно опустить их вниз и слегка наклониться вперед - выдох. Наклонившись - пауза. Вернуться в И.П. 4-6 раз Темп средний Дыхание не задерживать
Стоя, руки согнуты в локтях Коленом правой ноги достать локоть левой руки 4-6 раз каждой ногой. Темп средний с переходом на быстрый Дыхание произвольное.
Стоя, руки на поясе Вдох. Поднять правую руку вверх и наклониться влево - выдох. Пауза 3-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание не задерживать
Стоя, руки вытянуты вперед Вдох. Махом прямой правой ноги достать кисть левой руки, произнося на выдохе - бррах... Пауза 4-6 раз каждой ногой Темп средний Дыхание не задерживать.
Стоя Руки s стороны - вдох, присесть, охватить колени руками - выдох. Пауза 4-6 раз Темп медленный Дыхание не задерживать.
Стоя, руки вдоль туловища, с небольшим наклоном туловища вперед Диафрагмальное дыхание 2 мин. Темп средний ЧД не более 14-16 в минуту.
Стоя Ходьба на месте с переходом на бег на месте 1 мин. -ходьба и 1 мин. - бег Темп 60-90 шагов в минуту. Дыхание произвольное.
То же Развести руки в стороны - вдох, охватить плечи руками - выдох. Пауза 4-6 раз Темп медленный. Дыхание не задерживать.
Стоя Перекаты с пятки на носок 4-6 раз Темп средний. Дыхание произвольное.
Сидя на стуле Поднять подбородок вверх - вдох, опустить его на грудь - выдох. Пауза 4-6 раз Темп медленный. Дыхание не задерживать
То же Отработка частоты дыхания 3 мин. Темп медленный На счет: 1-2 - вдох, 3 - пауза, 4-5-6 - выдох, 7-8-9 - пауза (ЧД при таком счете равна б в минуту).
То же Полное дыхание 1-2 мин. Темп медленный. Дыхание не задерживать

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.022 с.)