Проблема развития физических качеств у детей старшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития физических качеств у детей старшего школьного возраста



Подготовка проекта развития физических качеств у детей старшего школьного возраста

 

2.1 Изучение способов, определения уровня физической подготовки учащихся старших классов

 

Известная поговорка «Если вы можете ходить пешком, то сможете ходить и на лыжах», может быть, не совсем точно передает действительность, но близка к ней. В самой простой своей форме лыжный спорт представляет собой ни что иное, как ходьбу на лыжах с использованием палок для поддержания равновесия. Однако по мере совершенствования техники движения на лыжах становятся скользящими, а палки служат инструментом для поддержания скольжения. Большинство лыжных трасс проложено отнюдь не по ровной поверхности. Для преодоления хотя бы минимальной лыжной дистанции необходимо обладать определенным уровнем подготовки. Прежде чем приступать к лыжным занятиям, важно оценить свою физическую готовность. Такая оценка позволит подобрать соответствующую тренировочную программу. В лыжных гонках можно подобрать тренировочную программу для лыжника любого уровня - программу, которая будет соответствовать его физическим способностям и позволит наслаждаться увлекательным и потрясающим миром зимних физических занятий.

Следующее, что необходимо учитывать при выборе тренировочной программы - это состояние здоровья. Здоровье и физическая подготовка - два разных понятия. Здоровье и физическую подготовку необходимо оценивать отдельно друг от друга.

Следующие три теста помогут вам:

1) определить, следует ли вам посетить врача прежде, чем приступать к занятиям;

) оценить свою физическую готовность для выполнения конкретной тренировочной программы;

) проверить свои аэробные способности с помощью специального бегового теста. Если вы будете честны с самим собой, то по результатам предложенных тестов сможете достаточно точно определить уровень своей физической готовности и выбрать соответствующую тренировочную программу. Переоценка своих способностей или игнорирование проблем со здоровьем может привести к неправильному выбору тренировочной программы, что повлечет за собой ухудшение физического состояния, в том числе возможное обострение болезней и травм.

Две следующие анкеты и беговой тест позволят вам найти стартовую точку для своих тренировок

Оценка здоровья

Если вы ответите «да» хотя бы на один из вопросов следующего теста, то перед тем как приступить к тренировкам, необходимо проконсультироваться у врача.

Да или Нет;

. Были ли у вас какие-либо сердечно-сосудистые заболевания?

. Стоите ли вы на медицинском учете по поводу сердечнососудистых проблем?

. Вы больны диабетом и вынуждены принимать инсулин?

. Принимаете ли вы какие-нибудь лекарственные препараты, при которых физические нагрузки не рекомендуются?

. Вам больше 45 лет и последние 5 лет вы не тренировались?

. В настоящее время вы проходите курс реабилитации после профессиональной травмы или травмы в результате несчастного случая?

. Вы выкуриваете более 10 сигарет в день?

. В вашем роду были случаи сердечных заболеваний, и вы ранее не тренировались или тренировались от случая к случаю?

. Вы замечали у себя прерывистое дыхание или головокружение после аэробной нагрузки, например, после работы на велотренажере в течение 20 минут? (Сюда не относится нагрузка анаэробного плана, например, спринтерские забеги или стремительные рывки и резкие остановки во время игры в футбол).

. Есть ли у вас проблемы с опорно-двигательным аппаратом, артрит или другие нарушения обмена веществ?

. Вы беременны и не тренировались до беременности или никогда не тренировались в период беременности?

Мильный тест

. Дистанция теста составляет 2,4 км (1,5 мили). Тест может проводиться на беговой дорожке или на участке дороги соответствующей длины, на которой нет подъемов и спусков. Если вы выполняете тест на стандартной беговой дорожке, длина которой 400 м, вам необходимо пробежать по ней 6 кругов. Длина дорожки может быть короче стандартной, особенно если она крытая. Заранее уточните длину дорожки, которую вы собираетесь использовать, и рассчитайте, сколько кругов вам надо преодолеть.

. Тест необходимо начинать в темпе, поддерживать на протяжении всей дистанции.

. Если сможете, немного увеличьте скорость на заключительных 800 метрах дистанции (последние два круга на стандартной дорожке).

. На финише вы должны почувствовать усталость, но не изнеможение. В течение нескольких минут вы должны полностью восстановиться.

. Тест можно повторять неоднократно. Желательно проводить его 3-

который вы сможете

раза в год для оценки улучшения подготовленности.

Поправки к полученному результату:

Возраст: Чтобы определить свой относительный уровень подготовки с поправкой на возраст (не МПК), отнимите от своего времени 6 секунд на каждый год после 25 лет.

 

Таблица 1. 1,5 - мильный тест

Время Примерное МПК (мл/кг/мин)

Уровень подготовки

    Женщины Мужчины
6:00 80   Мировой
7:00 70 Мировой Элитный
8:00 63 Элитный Отличный
9:00 57 Отличный Очень высокий
10:00 52 Очень высокий Высокий
11:00 47 Высокий Выше среднего
12:00 43 Выше среднего Средний
13:00 38 Средний Ниже среднего
14:00 34 Ниже среднего Ниже среднего
15:00 29 Ниже среднего Ниже среднего

 


Примечания: 1) значения МПК (мл/кг/мин) у женщин в среднем на 15-20% ниже, чем у мужчин; 2) после 25 лет МПК снижается примерно на 1 мл/ кг/мин в год.

Предельная способность организма использовать кислород называется максимальным потреблением кислорода (МПК). Количество кислорода, которое может быть использовано организмом за определенное время является надежным показателем способности организма к выполнению аэробной работы. В целях возможности сравнения МПК у разных людей ученые выражают его в миллилитрах кислорода на килограмм массы тела в минуту (мл/кг/мин). В покое большинство людей потребляют около 3,5 мл/кг/мин кислорода. МПК хорошо подготовленных спортсменов на выносливость составляет свыше 60 мл/кг/мин. Показатели некоторых элитных спортсменов достигают и даже превышают отметку 90 мл/кг/мин. Это означает, что по сравнению с состоянием покоя потребление кислорода может возрастать более чем в 17 раз! Чем выше МПК, тем быстрее спортсмен способен преодолевать дистанцию, превышающую 1,5 км. Безусловно,
результат зависит не только от МПК, но и от других факторов - мотивации, эффективности движений, силы, телосложения и процента МПК, который спортсмен может использовать во время продолжительных соревнований.

Чем быстрее вы пробегаете тестовую дистанцию, тем выше МПК.

Результаты этого теста позволят вам объективно оценить ваш текущий уровень физической подготовленности и помогут принять решение относительно выбора тренировок, с которых следует начинать подготовку, а также выбора примерного тренировочного плана. Ваше тестовое время показывает лишь ваш текущий уровень, поэтому не расстраивайтесь, если он окажется ниже среднего. У вас уже есть достаточный уровень подготовки для легких прогулок на лыжах, и в скором времени он будет еще выше. Уровень «ниже среднего» означает лишь, что вы имеете больше пространства для роста, чем те, кто изначально имеет более высокую физическую форму. Это также означает, что в последующих тестах вы, скорее всего, будете наблюдать более значительный прирост результатов. Не забывайте также, что МПК (мл/кг/мин) во многом зависит от веса. Имея избыточный вес, можно существенно повысить свои аэробные способности за счет его снижения. Более тяжелым спортсменам приходится тратить больше усилий и аэробной энергии на перемещение большой массы тела. Тренировочная программа, в ходе которой расходуются жировые запасы, помогает не только повысить спортивную форму, но и сбросить лишний вес. В результате аэробная подготовка совершенствуется с удвоенной силой!

 

2.2 Характеристика специальных упражнений лыжников для определения уровня физического развития учащихся старших классов

 

Тестирование помогает оценивать эффективность тренировок, отслеживать тренировочный прогресс или его отсутствие. С помощью простых полевых тестов вы можете определить свои слабые стороны, которые ограничивают вашу работоспособность в лыжных гонках. Сравнивая свои результаты тестирований со средним результатом своих сверстников, вы можете получить приблизительное представление о том, какие области физической подготовки и группы мышц заслуживают отдельного внимания. Что еще более важно, периодическое тестирование дает возможность следить за своим совершенствованием, тем самым помогая сохранять мотивацию, и позволяет ставить очень точные цели. Полевые тесты - это способ отслеживания вашего продвижения к цели.

Нами представлено семь тестов. Первый из них следует выполнять в отдельный день. Шесть других тестов нужно выполнять по порядку. Многие тесты легче выполнить с помощником. Если у вас есть постоянный партнер по тренировкам, выполняйте тесты с его помощью. Если нет, попросите друга помочь вам. Перед тестированием обязательно нужно размяться - походить или потрусить с палками в течение 15 минут.

Критерии оценки результатов каждого из приведенных тестов были выработаны на основе результатов лыжников-ветеранов (людей старше 30 лет). Если ваш результат в каком-либо тесте соответствует уровню «достаточный», вы определенно справитесь с легкими лыжными прогулками и легкими тренировками в первой и второй зонах. Может оказаться и так, что в некоторых тестах вы не достигнете даже «достаточного» уровня. Но это вовсе не означает, что вам нельзя заниматься лыжами. Напротив, этот результат свидетельствует о том, что вы обладаете огромным потенциалом для роста. Если вы хотите иметь хорошую физическую форму и хорошо выступать в соревнованиях, ваши результаты в большинстве тестов должны соответствовать уровню «хороший» или «отличный». Сосредоточьтесь на тех областях, которые требуют совершенствования, и поддерживайте свои сильные стороны.

Бег на 1,5 мили

В главе 2 детально описан 1,5 - мильный беговой тест и дана таблица для оценки результатов.

Десятискок

В этом тесте проверяется взрывная сила ног. Разверните 30-метровую рулетку или установите метки через каждые 1,5 метра на ровной поверхности с хорошим покрытием (например, сухое травяное покрытие). Начертите стартовую линию у начала рулетки. Отойдите немного назад для разбега. Разбегитесь и выполните десять длинных прыжков-многоскоков с ноги на ногу, начиная со стартовой линии. Старайтесь прыгнуть как можно дальше при каждом отталкивании. Желательно, чтобы в конце десятого прыжка ваш помощник зафиксировал расстояние, которое вы преодолели. Если прежде вы вели малоподвижный образ жизни или у вас возникают сложности при совершении многоскоков, пропустите этот тест и обратитесь к специалисту по силовой подготовке для разработки силовой программы, укрепляющей мышцы ног.

Примечание: сделав 10 прыжков, не останавливайтесь резко, продолжайте прыгать, медленно снижая темп. Сделайте поправку на возраст - прибавьте к результату 15 см на каждый год после 30.

 

Таблица 2. Нормативы для десятискока

Уровень Мужчины Женщины
Мировой >27 м >24 м
Отличный 21,0 - 27,0 м 17,5 - 24,0 м
Очень хороший 17,0 - 20,9 м 14,0 - 17,4 м
Хороший 12,0 - 16,9 м 9,5 - 13,9 м
Достаточный для легких тренировок 10,0 - 12,9 м 8,0 - 9,4 м

) Подтягивания на полотенце

Тест проверяет силу рук. Перекиньте прочное старое полотенце через ветку дерева или другую перекладину. Возьмитесь руками за концы полотенца. Не касаясь ногами земли, подтянитесь максимальное количество раз так, чтобы при подтягивании подбородок был на уровне кистей рук, а при опускании руки практически полностью выпрямлялись. В повседневной жизни большинство людей не сталкиваются с большой нагрузкой на руки, поэтому если вы не сможете подтянуться ни разу, не расстраивайтесь, вы не одиноки - вы относитесь к большинству. Если результат теста низкий, необходимо укрепить мышцы рук. Встаньте на табурет или скамейку, возьмитесь за концы полотенца, медленно опуститесь вниз, а затем попытайтесь подтянуться вверх насколько сможете. Многократно повторите опускание и поднимание тела. Эта эксцентрическая силовая тренировка дает неплохие результаты.

 

Таблица 3. Нормативы для подтягиваний

Уровень Мужчины Женщины
Мировой 20+ 16+
Отличный 15 - 19 10 - 15
Хороший 8 - 14 6 - 9
Достаточный для легких тренировок 0 - 7 0 - 5

) Суперлыжный тест (лодочка)

Тест позволяет проверить силу мышц спины. Лягте на живот, вытянув руки вперед. Засеките, сколько времени вы сможете удержать на весу руки, плечи, колени и стопы. Тест не рекомендуется выполнять тем, у кого ранее была или есть травма спины. Если у вас имеются проблемы со спиной, разработайте для нее комплекс оздоровительных упражнений. Нормативы в этом тесте для женщин и мужчин одинаковые.

 

Таблица 4. Нормативы для суперлыжного теста

Уровень Норматив
Мировой > 3 мин
Отличный 1 - 3 мин
Хороший 45 - 60 сек
Достаточный для легких тренировок 20 - 45 сек

) Челночный бег

Тест проверяет взрывную силу отводящих мышц ног и гибкость. Нарисуйте две четкие линии (можно использовать две лыжные палки) на расстоянии 3 м друг от друга. Встаньте посередине между ними, стопы параллельно линиям. В течение одной минуты перебегайте из стороны в сторону, касаясь обеими руками земли сначала с внешней стороны одной линии, затем с внешней стороны другой. Подсчитайте количество касаний руками, выполненных за одну минуту.

 

Таблица 5. Нормативы для челночного бега

Уровень Мужчины Женщины
Мировой 50 и более 45 и более
Отличный 40 - 49 32 - 44
Хороший 30 - 39 24 - 31
Достаточный для легких тренировок 15 - 29 13 - 23

Поправки: Прибавьте по одному касанию каждые 3 года после 30 лет. Если ваш рост меньше 180 см, прибавьте по одному касанию на каждые недостающие 5 см.

Прыжки из стороны в сторону

Для выполнения теста необходимо соорудить прочную коробку или подобрать подходящую скамью шириной 25-35 см и высотой 30 см (для женщин) или 35 см (для мужчин). Также можно использовать веревку или палку, подвешенную на той же высоте над землей. Если вам больше 30 лет, уменьшите высоту на 2,5 см на каждые 10 лет после 30.

Если вы используете коробку, встаньте на нее. Спрыгните с коробки влево, затем запрыгните на нее снова, спрыгните вправо и вновь запрыгните. Каждое касание верха коробки засчитывается как один прыжок. Упражнение выполняется в течение двух минут. За это время необходимо сделать максимальное количество прыжков. Вполне возможно, что вы устанете раньше.

Если вы используете веревку (или палку), прыгайте через нее из стороны в сторону. Подсчитайте количество касаний земли по разные стороны веревки (палки), которые сможете сделать за две минуты. В обоих тестах можно делать остановки и передышки, но останавливать секундомер нельзя.

Сохраняйте результаты тестов, и тогда они станут отличным подспорьем в тренировках, помогая вам концентрироваться на своих целях и сохранять мотивацию.

 

Таблица 7. Нормативы для прыжкового теста

 

Прыжки с коробкой

Прыжки через веревку

Уровень Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Мировой > 150 > 140 > 160 > 150
Отличный 130 - 149 120 - 139 140 - 159 130 - 149
Хороший 80 - 129 70 - 119 85 - 139 75 - 129
Средний 45 - 79 35 - 69 50 - 84 40 - 74
Достаточный для легких тренировок 20 - 44 12 - 34 33 - 49 16 - 39

Заключение

 

В ходе нашего исследования была проделана необходимая работа для получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме.

Физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой проблеме, что позволило нам сделать следующие выводы: развитие физических качеств лыжников - гонщиков и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет существенно отличаются друг от друга. Данные литературных источников говорят о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость и в большей степени - сила, скоростно-силовые качества и выносливость.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.

Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасноезакаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).

Таким образом, начиная с15-17 лет для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.

В процессе нашего исследования необходимые нам результаты подтвердились, что лишний раз доказывает важность занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой в условиях современного недостатка физической активности и массовым развитием гиподинамии подростков.

Лыжные прогулки с оздоровительной целью следует начинать с 5-8 км, увеличивая постепенно дистанцию до 10-25 км. Скорость при этом возрастает с 4 до 5-6 км/ч. Продолжительность первых прогулок 30-60 мин, постепенно время прогулок увеличивается до 4 ч и более.

образование школьный лыжник упражнение


Литература

 

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учеб. для студентов физической культуры. - М., 1980

. Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 208 с.

. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 368 с.

. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта. - М., 1981

. Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. - Минск, 1987

. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985

. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков; учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

. Определение физической подготовленности школьников/ Под. общ. ред. Б.В. Сермеева. - М., 1973

. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. спец. уч. заведений. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

. Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

. Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Миронов В.С. Шепило И.Н. Физиология человека. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. - М., 1976

Проблема развития физических качеств у детей старшего школьного возраста

Формирование культуры личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры

 

Предмет «физическая культура» входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное учреждение - школа - вуз. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе. Как отмечает Л.И. Лубышева, физическая культура выступает как самостоятельный социальный институт.

Необходимость в формировании всесторонне развитой личности воспитанников в процессе непрерывного образования и подготовки их к последующей трудовой деятельности на рынке труда требует целенаправленного исследования реальных и перспективных возможностей воздействия средств физической культуры на формирование личности.

Поскольку в сфере физической культуры как нигде тесно взаимодействие педагога и ученика, успех деятельности последнего во многом определяется обоюдным взаимопониманием. Так как педагогическая ситуация в данной сфере весьма динамична (растет профессиональное мастерство, расширяются знания занимающегося, изменяется возраст ученика и т.п.), то требования к профессионально-педагогическому потенциалу педагога (тренера, учителя) высоки и специфичны. [3]

Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы, происходящие в области образования, необычайно актуализируют проблему формирования личности, что включает в себя и культуру как компонент, в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. В связи с решением в системе непрерывного образования вопросов демократизации, гуманизации, дифференциации и индивидуализации перемещение акцентов с внешних «формальных» характеристик развития ребенка (уровень образования, физическое развитие и физическая подготовленность и т.п.) на его внутренний мир (система жизненных ценностей, нравственных позиций) особую актуальность приобретают необходимость разработки эффективных подходов к формированию личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры на основе новых педагогических технологий, формирование их деятельной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности. [3]

Исследование формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры, как системы специфических функций индивида, связанных с ее саморазвитием, целостностью, формированием личностного опыта в процессе обучения, создание условий для полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса [1,2].

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель физкультурной деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

Формирование личности имеет две существенные и взаимосвязанные стороны: внутреннюю и внешнюю.

Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Все вышеуказанное можно принять как внутреннюю сторону феномена личности.

Потребность каждого человека в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений со сверстниками, родителями, педагогами, окружающими людьми. Перечисленное можно отнести к внешним проявлениям личности, т.е. к внешней стороне рассматриваемого явления. [2]

В качестве основных объектов физкультурной педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом. Можно говорить о педагогическом проектировании личности, программе формирования личности и ее индивидуальных коррективах. [7]

Процессу развития личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физического воспитания в процессе непрерывного образования дают возможность установить реальную структуру и содержание средств, которые будут являться ориентиром;

определение уровня формирования личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности. [7]

Сущность, структура, содержание процесса формирования личности средствами физического воспитания в системе непрерывного образования и концепция ее формирования в условиях непрерывного образования - динамический процесс.

. Формирование личности средствами физической культуры - это социальный сложно сконструированный феномен, качественно характеризующий систему воздействия средств физической культуры в динамическом процессе непрерывного образования и детерминирующий эффективность решения задачи гармоничного развития. Сущностную основу развития личности составляют социальные потребности.

. Структура феномена формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования отражает диалектическое единство объективных и субъективных сторон, общего и особенного. В них фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных ее участников. Субъективную основу структуры личности составляют компоненты физического развития, физической подготовленности и личностный (ценностная, характерологическая и культурологическая составляющие), объективную - социальная перцепция (социальная значимость, социальный престиж и социальные стереотипы) и ролевой компонент.

. Формирование личности средствами физической культуры рассматривается нами как совокупность реальных и перспективных возможностей, необходимых для реализации содержания физкультурного образования и его деятельностной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение, определяющиеся самопреобразованием и саморазвитием личности.

. Структура и содержание формирования личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования рассматриваются с позиций синтеза психофизиологического, психолого - педагогического и социально-педагогического компонентов. Каждый компонент наполнен специфическим содержанием.

. Эффективность процесса формирования личности достигается путем непрерывного и комплексного подхода, посредством разработанных педагогических технологий, внедряемых в практику физкультурного образования, и курсов их интегрирующих.

. Принципы построения структуры личности средствами физической культуры отражают причинно-следственные связи, которые являются основой в понимании процесса развития личности: субъект - субъектный характер и личностные отношения; опосредованность развития личности содержанием и условиями физического воспитания; успех в учебной деятельности; учет ценностных ориентаций, мотиваций и потребностей; возрастная опосредованность; дискретность личности; сбалансированность использования средств физической культуры с учетом специфики и уровня развития личности; предъявление требований в сочетании со знаками уважения, взаимного доверия и значимости; детерминанта нравственного воспитания в решении.

. Уровневый подход к оценке формирования личности средствами физической культуры позволяет проследить последовательную этапность ее развития: позиционный (формальный уровень), характеризующийся имеющимися личностными особенностями и бизирующийся на объективных составляющих личности: социальном и ролевом компонентах, что и обуславливает его формальный уровень; функциональное развитие личности (неформальный уровень личности), определяется мерой экспертности, его доминирующее основание составляет компонент физического и функционального развития, который обеспечивает возможность эффективного решения дидактических и развивающих задач; ценностный, характерологический и культурологический (неформальный уровень развития личности), интегрирующий экспертность и личностные качества. Он дает возможность решать задачи развития личности, формирования ее культуры, нравственности. Гармоничное соединение позиционного развития личности с функциональным, ценностным, характерологическим и культурологическим представляет собой творческую проблему формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования.

. В становлении и развитии личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования можно видеть следующие основные тенденции: гуманистическую направленность образования, творческую самореализацию, последовательное сближение идеального и реального в развитии личности.

. Эффективность развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий: опоры на личностно ориентированное обучение; ориентации процесса физкультурного образования на развитие общей и специальной (физической) культуры; целенаправленного формирования целостной структуры развития личности, единства ценностной, характерологической, физической, культурологической составляющих. [8]

Исследование развития личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры.

Процессу формирования личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

мониторинг состояния проблемы физкультурного образования в системе непрерывного образования (экологическая обстановка в регионе; материально-техническая база; условия проведения занятий; используемые методики; состояние здоровья занимающихся и т.п.);

изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования дают возможность выявить реальную структуру и содержание средств, которые будут служить ориентиром;

определение уровня развития личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности. [2]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.066 с.)