Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета



 

Для решения четвертой задачи нашего исследования мы сопоставили данные, полученные на первом и втором этапах практической работы.

Следует иметь в виду, что один и тот же преподаватель ведет у школьников сразу же три предмета: история (3,5 баллов), обществознание (3,9 баллов) и основы бизнеса (3,7 баллов). Так как количество баллов, набранных этими предметами существенно не отличаются друг от друга мы нашли для них среднее арифметическое значение, которое составило 3,7 баллов. Такая же ситуация наблюдается и с другими тремя учебными предметами, которые также ведет один учитель: алгебра (3,3 балов), геометрия (2,6 баллов) и экономика (3,2) балла. Среднее арифметическое значение между ними составляет 3 балла.

Для того, чтобы более наглядно показать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета мы обобщили некоторые полученные нами ранее результаты (таблица 3).

 

Таблица 3 Сводная таблица

РЕЙТИНГ ПРЕДМЕТА

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

Название предмета Рейтинг, баллы Оценка, баллы Преподаватели учебных дисциплин
ОБЖ 4,7 4,3 Преподаватель ОБЖ А.В.
Биология 4,7 3,5 Преподаватель биологии Л.А.
История Обществознание Основы бизнеса 3,7 3,7 Преподаватель истории, обществознания и основ бизнеса А.А.
Иностранный язык 3,6 3,3 Преподаватель иностранного языка Т.Б.
Литература 3 3,1 Преподаватель литературы И.В.
Алгебра Геометрия Экономика 3 3 Преподаватель алгебры, геометрии и экономики Т.М.
Культурология 2,6 2,9 Преподаватель культурологии В.Я.
Физика 2,6 3 Преподаватель физики Т.А.
Программирование 2,2 2 Преподаватель программирования З.Н.
Химия 1,7 2 Преподаватель химии Г.А.

 

Графически взаимосвязи между рейтингом предмета и авторитетом учителя отражены на рисунке 3.


 

Сопоставив данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы получили следующие результаты.

1. Рейтинг предмета ОБЖ занимает первую позицию. Авторитет преподавателя ОБЖ также занимает первую позицию.

2. На первой же позиции находится и рейтинг предмета биологии, хотя авторитет данного учителя находится на третьей позиции. Опрошенные нами учащиеся 11 класса связывают это с тем, что материал по данному предмету преподносится очень интересно, но учитель очень строг с учениками.

.   Вторую позицию в рейтинге предметов занимают история, обществознание и основы бизнеса. Авторитет учителя этих предметов также занимает вторую позицию.

.   Третью позицию в рейтинге предметов занимает иностранный язык. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает третью позицию.

.   Четвертую позицию в рейтинге предметов занимает литература. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает четвертую позицию.

.   На четвертой позиции в рейтинге предметов находятся и такие предметы как алгебра, геометрия и экономика. Но авторитет преподавателя данного предмета занимает всего лишь восьмую позицию. Опрошенные нами учащиеся 11 класса отмечают, что считают эти предметы важными для поступления в ВУЗ. При этом преподаватель данных учебных дисциплин не является для них авторитетным.

.   Пятую позицию в рейтинге предметов занимает культурология. Авторитет преподавателя данного предмета находится на седьмой позиции. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла

.   На шестой позиции в рейтинге предметов находится программирование. Авторитет преподавателя данного предмета занимает девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,2 балла.

.   На седьмой позиции в рейтинге предметов находится химия. Авторитет преподавателя данного предмета занимает также девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла.

Таким образом, в результате сопоставления полученных данных можно сделать вывод о том, что авторитет учителя действительно влияет на рейтинг его предмета среди старшеклассников. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

 


Заключение

 

Ранний юношеский возраст (16-17 лет) - это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Согласно цели и задачам нашего исследования в теоретический части нами были рассмотрены следующие вопросы: личность и авторитет учителя, последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися, а также представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Здесь же мы раскрыли такие понятия как личность и авторитет. Хотелось бы отметить, что авторитет педагога среди учащихся важен и для самого учителя. Л.С. Выготский отмечал следующее: «Учитель должен жить в школьном коллективе как его неотъемлемая часть, и в этом смысле отношения учителя и ученика могут достигнуть такой силы, прозрачности и высоты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальной шкале человеческих отношений» [2, с. 312]. В современных условиях модернизации образования и перехода к профильному обучению учителю важно не только формировать знания у старшеклассников и следить за успеваемостью школьников. Педагогу важно стать другом и наставником учащимся старших классов, вдохновлять их на обучение, заслужить у них авторитет, для того чтобы превратить процесс обучения в творчество жизни.

Практическая часть исследовательской работы была разделена на три этапа. На первом этапе путем опроса мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11-х классов МОУ Лицей № 3. На втором этапе среди тех же учащихся методом тестирования мы определили авторитет педагогов. На третьем этапе мы сопоставили, полученные нами данные. Сопоставляя данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы сделали вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: авторитет учителя действительно оказывает влияние на рейтинг его предмета среди учащихся старших классов. Следовательно, интерес к учебной дисциплине у старшеклассников обусловлен не только важностью изучения данного предмета, но и авторитетом самого учителя.

 


Список использованной литературы

 

1) Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека - М., 1997

) Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика-Пресс, 1999 - 536 с.

) Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. В школу - с радостью. Практическая психология для учителя. - Мн.: Амалфея, 2000. - 272 с.

) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

) Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителя школ / Сост. Т.В. Морозова - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.

) Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.

) Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995 - 892 с.

) Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

) Кон И.С. Психология ранней юности - М.: «Просвещение», 1988.- 254 с.

) Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов-н/Д, 1998

) Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко - М.: Высш. шк., 1988. - 287 с.

) Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия - СПб.: Питер, 2000 - 480 с.

) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2000 - 608 с.

 


Приложение 1

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.)