I. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников



Содержание

Введение. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

Личность и авторитет учителя

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Экспериментальное исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников

Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников

Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

личность рейтинг авторитет педагог старшеклассник

 


Введение

 

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. По мнению И.С. Кона, с одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают [9, с. 119]. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, знаниям, к учителям.

Юношеский возраст - это не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у школьников отчуждение от учителя, и, как следствие, снижение интереса к учебной дисциплине такого преподавателя. Ведь зачастую учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметкой индивидуальности учащегося.

Цель: исследовать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи:

1) изучить теоретический материал;

2) определить рейтинг школьных предметов среди старшеклассников;

)   выяснить авторитет педагогов среди старшеклассников;

)   определить связь между авторитетом педагога и рейтингом его предмета.

Гипотеза: авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

Объектом исследования являются: старшеклассники МОУ Лицей № 3 г. Сургута

Предметом исследования выступают: авторитет педагогов, а также интерес учащихся к их предметам.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:

- анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов;

-   опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих работников г. Ярославля;

    методы математической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ Лицей № 3 города Сургута в период с сентября 2003 года по декабрь 2003 года. В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и интерес старшеклассников к предмету этого учителя. Ранний юношеский возраст (16-17 лет) - это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Теоретическое значение работы состоит в том, что нами интегрированы различные подходы к вопросу влияния авторитета учителя на интерес к его предмету среди старшеклассников в теории зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Исследовательская работа включает в себя введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы, который содержит 13 наименований. Материал изложен на 15 страницах, содержит 3 приложения, 3 таблицы и 3 диаграммы.

 


Таблица 2 Экспертная оценка авторитета учителя среди учащихся 11 классов

№ п/п Имя и отчество учителя Преподаватель учебных дисциплин Экспертная оценка авторитета учителя (в баллах)
1 Т.М. Алгебра, геометрия, экономика. 2,3
2 И.В. Литература 3,1
3 Т.А Физика 3,0
4 Г.А. Химия 2,0
5 А.П. История, обществознание, основы бизнеса 3,7
6 З.Н. Программирование 2,0
7 Л.А. Биология 3,5
8 В.Я. Культурология 2,9
10 А.В. ОБЖ 4,3
11 Т.Б. Иностранный язык 3,3

 

Представим полученные данные графически (рисунок 2).

 


Интерпретируем полученные результаты, определив рейтинг каждого учителя согласно данным опроса старшеклассников:

1. первую позицию занимает преподаватель ОБЖ;

2. вторую позицию занимает преподаватель истории, обществознания и основ бизнеса;

.   третью позицию занимает преподаватель биологии;

.   четвертую позицию занимает преподаватель иностранного языка;

.   пятую позицию занимает преподаватель литературы;

.   шестую позицию занимает преподаватель физики;

.   седьмую позицию занимает преподаватель культурологии;

.   восьмую позицию занимает преподаватель алгебры, геометрии и экономики;

.   девятую позицию занимают преподаватель программирования и преподаватель химии.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что учителя являются авторитетными для старшеклассников вне зависимости от важности предметов, являющихся первостепенными при поступлении в ВУЗ.

 

РЕЙТИНГ ПРЕДМЕТА

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

Название предмета Рейтинг, баллы Оценка, баллы Преподаватели учебных дисциплин
ОБЖ 4,7 4,3 Преподаватель ОБЖ А.В.
Биология 4,7 3,5 Преподаватель биологии Л.А.
История Обществознание Основы бизнеса 3,7 3,7 Преподаватель истории, обществознания и основ бизнеса А.А.
Иностранный язык 3,6 3,3 Преподаватель иностранного языка Т.Б.
Литература 3 3,1 Преподаватель литературы И.В.
Алгебра Геометрия Экономика 3 3 Преподаватель алгебры, геометрии и экономики Т.М.
Культурология 2,6 2,9 Преподаватель культурологии В.Я.
Физика 2,6 3 Преподаватель физики Т.А.
Программирование 2,2 2 Преподаватель программирования З.Н.
Химия 1,7 2 Преподаватель химии Г.А.

 

Графически взаимосвязи между рейтингом предмета и авторитетом учителя отражены на рисунке 3.


 

Сопоставив данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы получили следующие результаты.

1. Рейтинг предмета ОБЖ занимает первую позицию. Авторитет преподавателя ОБЖ также занимает первую позицию.

2. На первой же позиции находится и рейтинг предмета биологии, хотя авторитет данного учителя находится на третьей позиции. Опрошенные нами учащиеся 11 класса связывают это с тем, что материал по данному предмету преподносится очень интересно, но учитель очень строг с учениками.

.   Вторую позицию в рейтинге предметов занимают история, обществознание и основы бизнеса. Авторитет учителя этих предметов также занимает вторую позицию.

.   Третью позицию в рейтинге предметов занимает иностранный язык. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает третью позицию.

.   Четвертую позицию в рейтинге предметов занимает литература. Авторитет преподавателя данного предмета также занимает четвертую позицию.

.   На четвертой позиции в рейтинге предметов находятся и такие предметы как алгебра, геометрия и экономика. Но авторитет преподавателя данного предмета занимает всего лишь восьмую позицию. Опрошенные нами учащиеся 11 класса отмечают, что считают эти предметы важными для поступления в ВУЗ. При этом преподаватель данных учебных дисциплин не является для них авторитетным.

.   Пятую позицию в рейтинге предметов занимает культурология. Авторитет преподавателя данного предмета находится на седьмой позиции. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла

.   На шестой позиции в рейтинге предметов находится программирование. Авторитет преподавателя данного предмета занимает девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,2 балла.

.   На седьмой позиции в рейтинге предметов находится химия. Авторитет преподавателя данного предмета занимает также девятую позицию. Расхождения в баллах незначительны и составляют 0,3 балла.

Таким образом, в результате сопоставления полученных данных можно сделать вывод о том, что авторитет учителя действительно влияет на рейтинг его предмета среди старшеклассников. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

 


Заключение

 

Ранний юношеский возраст (16-17 лет) - это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Согласно цели и задачам нашего исследования в теоретический части нами были рассмотрены следующие вопросы: личность и авторитет учителя, последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися, а также представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Здесь же мы раскрыли такие понятия как личность и авторитет. Хотелось бы отметить, что авторитет педагога среди учащихся важен и для самого учителя. Л.С. Выготский отмечал следующее: «Учитель должен жить в школьном коллективе как его неотъемлемая часть, и в этом смысле отношения учителя и ученика могут достигнуть такой силы, прозрачности и высоты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальной шкале человеческих отношений» [2, с. 312]. В современных условиях модернизации образования и перехода к профильному обучению учителю важно не только формировать знания у старшеклассников и следить за успеваемостью школьников. Педагогу важно стать другом и наставником учащимся старших классов, вдохновлять их на обучение, заслужить у них авторитет, для того чтобы превратить процесс обучения в творчество жизни.

Практическая часть исследовательской работы была разделена на три этапа. На первом этапе путем опроса мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11-х классов МОУ Лицей № 3. На втором этапе среди тех же учащихся методом тестирования мы определили авторитет педагогов. На третьем этапе мы сопоставили, полученные нами данные. Сопоставляя данные, полученные в ходе 1-го и 2-го этапов практической работы, мы сделали вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: авторитет учителя действительно оказывает влияние на рейтинг его предмета среди учащихся старших классов. Следовательно, интерес к учебной дисциплине у старшеклассников обусловлен не только важностью изучения данного предмета, но и авторитетом самого учителя.

 


Список использованной литературы

 

1) Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека - М., 1997

) Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика-Пресс, 1999 - 536 с.

) Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. В школу - с радостью. Практическая психология для учителя. - Мн.: Амалфея, 2000. - 272 с.

) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

) Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителя школ / Сост. Т.В. Морозова - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.

) Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.

) Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995 - 892 с.

) Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

) Кон И.С. Психология ранней юности - М.: «Просвещение», 1988.- 254 с.

) Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов-н/Д, 1998

) Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко - М.: Высш. шк., 1988. - 287 с.

) Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия - СПб.: Питер, 2000 - 480 с.

) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2000 - 608 с.

 


Приложение 1

 

Баллы

  1 2 3 4 5 Алгебра           Геометрия           Экономика           Литература           Физика           Химия           История           Обществознание           Основы бизнеса           ОБЖ           Иностранный язык           Программирование           Биология           Культурология          

 


Приложение 2

 

Содержание

Введение. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

Личность и авторитет учителя

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Представления старшеклассников об «идеальном» учителе. Экспериментальное исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников

Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников

Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников

Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

личность рейтинг авторитет педагог старшеклассник

 


Введение

 

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. По мнению И.С. Кона, с одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают [9, с. 119]. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, знаниям, к учителям.

Юношеский возраст - это не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у школьников отчуждение от учителя, и, как следствие, снижение интереса к учебной дисциплине такого преподавателя. Ведь зачастую учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметкой индивидуальности учащегося.

Цель: исследовать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи:

1) изучить теоретический материал;

2) определить рейтинг школьных предметов среди старшеклассников;

)   выяснить авторитет педагогов среди старшеклассников;

)   определить связь между авторитетом педагога и рейтингом его предмета.

Гипотеза: авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

Объектом исследования являются: старшеклассники МОУ Лицей № 3 г. Сургута

Предметом исследования выступают: авторитет педагогов, а также интерес учащихся к их предметам.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:

- анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов;

-   опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих работников г. Ярославля;

    методы математической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ Лицей № 3 города Сургута в период с сентября 2003 года по декабрь 2003 года. В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и интерес старшеклассников к предмету этого учителя. Ранний юношеский возраст (16-17 лет) - это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Теоретическое значение работы состоит в том, что нами интегрированы различные подходы к вопросу влияния авторитета учителя на интерес к его предмету среди старшеклассников в теории зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Исследовательская работа включает в себя введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы, который содержит 13 наименований. Материал изложен на 15 страницах, содержит 3 приложения, 3 таблицы и 3 диаграммы.

 


I. Теоретическое исследование влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.053 с.)