Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и авторитет учителяСодержание книги Поиск на нашем сайте
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру» [1, с. 48]. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского личность рассматривается как «определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [10, с. 190]. Итак, личность каждого человека является сложнейшим психофизическим и социальным образованием. И чем сложнее профессиональная деятельность, которой занимается человек, тем сложнее его личность. Рассматривать ее необходимо с разных сторон, во всем многообразии проявлений, состояний и особенностей. В книге Г.В. Гатальской и А.В. Крыленко «В школу - с радостью» говорится о том, что процесс эффективного педагогического взаимодействия, так или иначе, предполагает формирование зрелой личности и включает в себя: умение легко вступать в беседу с учеником; умение слушать его; искренний интерес к ученику; серьезное отношение к нему; терпимость к его ошибкам и недостаткам; способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение; непринужденность самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему; умение увидеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха [3, с. 68]. Обладая такими способностями, учитель может заслужить авторитет учащихся, ведь это важно и для самого учителя. В современном энциклопедическом словаре понятие авторитет рассматривается следующим образом: «Авторитет - (от лат. Auctoritas - власть, влияние) - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте» [7, с. 11]. Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В.А.Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков. Одним из значительных результатов эффективного педагогического взаимодействия является улучшение самооценки учащегося, что стимулирует учебную деятельность и личностное развитие. То есть в процессе эффективного взаимодействия учитель стремится всевозможными путями, помогает ученику создавать лучшие представления о самом себе [11, с. 120]. Уже Б.Ф. Скиннер, основоположник поведенческого подхода, подчеркивал, что эффективность педагогического воздействия с учениками определяют позитивные воспитательные стимулы. Результат эффективного педагогического взаимодействия с этой точки зрения выражается в том, что любое поведение приобретает свойство свободного, превращается тем самым в средство самореализации, происходит развитие положительных эмоций как результата выполненных дел, усиливается позитивная мотивация деятельности, возникают теплые чувства к учителю, склонность к взаимопомощи - ребенок не нуждается в жестоком надзоре со стороны учителя. Развивается творческая активность, улучшаются личностные отношения [13, с. 359]. По мнению М.В. Зюзько, без интереса к личности учителя не бывает интереса к предмету! Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Учителя можно сравнить с воротами, со шлюзом. Ворота, шлюз (интерес к личности учителя) закрыты - нет движения дальше (интерес к учебному предмету, через него к культуре). Открыты шлюз, ворота - возможно движение дальше [6, с. 13]. В этом суть педагогической работы - постоянно быть посредником, шлюзом между уровнем развития ученика и уровнем общей культуры. И учитель не просто шлюз, а система шлюзов, каналов, позволяющих подниматься ученику все выше и выше, к другим источникам. И при этом учитель поднимается вместе с учениками. Именно ученики дают учителю энергию жизни. А учитель дарит направление и открытие новых горизонтов, которые заполняются самостоятельно учениками. Итак, личность учителя, безусловно, важна для старшеклассника. И если педагог является для своих учащихся авторитетом, то их взаимоотношения строятся на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. И что немаловажно, интерес старшеклассников к предмету такого учителя возрастает. Противоположные формы взаимоотношений между преподавателем и учащимися лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у ребят отчуждение от учителя. А последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися могут быть необратимы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.006 с.) |