Административные взыскания, применяемые в качестве основных и дополнительных, дополнительные административные взыскания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административные взыскания, применяемые в качестве основных и дополнительных, дополнительные административные взыскания



 

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст.6.8), применяется в качестве основного или дополнительного административного взыскания, за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Например, как основное взыскание оно установлено в санкции н.1 ст.18.16 "Управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения освидетельствования", как дополнительное - в ч.3 этой же статьи.

Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, состоит в ограничении нарушителя права в течение определенного времени заниматься определенной деятельностью. Такое взыскание применяется только в случаях лишения права управления транспортным средством и права охоты.

Лишение специального права устанавливается на минимальный срок шесть месяцев и максимальный - три года.

Право налагать административное взыскание в виде лишения специального права предоставлено только суду.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

управления транспортным средством в состоянии опьянения; управления транспортным средством в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения;

уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Одной из разновидностей лишения специального права является лишение права охоты, которое предусмотрено только за определенные нарушения правил охоты. Например, оно предусмотрено как основное взыскание в санкции ч.1 ст.15.37 "Нарушение правил охоты", как дополнительное - в ч.2 ст.23.48 "Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями" [8, с.64].

Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9) приценяется в качестве основного или дополнительного административно взыскания. Например, как основное взыскание оно установлена в санкции ч.1 ст.11.23 "Нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан", как дополнительное в ст.12.16 "Обман потребителей".

Право налагать административное взыскание в виде лишения прав заниматься определенной деятельностью предоставлено только суду.

Лишение специального права устанавливается на минимальный срок шесть месяцев и максимальный - один год.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация (ст.6.10) применяется как дополнительный вид административного взыскания. Например, ч.1 ст.12.6 "Превышение предельных индексов отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов)", ч.1,2,4 ст.12.7 "Незаконная предпринимательская деятельность", ч.1,2 ст.12.11 "Нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организация и проведение запрещенных азартных игр" и др.

Конфискация состоите принудительном безвозмездном обращении в собственность государства:

дохода, полученного в результате противоправной деятельности; предмета административного правонарушения;

орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьи собственности они находятся, только в случаях, предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация.

Специальная конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Право налагать административное взыскание в виде конфискации предоставлено только суду.

Как уже упоминалось, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (исключение - таможенные правонарушения). В этом плане интересно сравнить, как осуществляется конфискация по уголовному праву.

Согласно статье 61 Уголовного кодекса Республики Беларусь конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества не может назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам. Часть шестая этой же статьи предусматривает, что независимо от категории преступления и вида наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением.

Хотелось бы заметить, что в российском уголовном праве в 2003 году конфискация была исключена из УК, т.е. при совершении правонарушения необходимо было уплатить штраф, а, например, преступно нажитое имущество или денежные средства конфискации не подлежали, т.к. органам внутренних дел еще необходимо было доказать сам факт того, что это имущество или средства являлись нажитыми преступным путем. Несколько позднее компетентные государственные органы и должностные лица поняли, что приняли поспешное решение, поскольку с отменой конфискации имущества образовался пробел в праве. Государственная Дума Российской Федерации в первом чтении приняла соответствующий законопроект, который восстанавливает конфискацию в УК. Но во втором чтении законопроект встретил сопротивление, т.к. не было окончательно решено, какое именно имущество является преступно нажитым и соответственно подлежит конфискации.

В целом, думается, что конфисковывая предмет, который был орудием совершения правонарушения, мы лишаем нарушителя возможности повторить это действие в будущем. А подвергая штрафу правонарушителя - ущемляем его материально и надеемся тем самым, что он не будет совершать правонарушения в будущем.

Штраф и конфискация относятся к ретроспективной (негативной) ответственности, т.е. ответственности, которая наступает за уже совершенное правонарушение. Они не применимы как меры позитивной ответственности. Хотя, возможно, здесь и следовало бы предусмотреть изъятия. Например, если лицо злоупотребляет спиртными напитками, у него следовало бы не конфисковывать, а на возмездной основе изымать оружие, предназначенное для охоты. Под позитивной ответственностью понимают определенное внутреннее состояние индивида, его отношение к порученному делу, обществу, государству, коллективу, к своему поведению (в настоящем и будущем), чувству самодисциплины, сознательности, внутреннее отношение субъекта права к своему долгу в части выполнения требований нормы права.

Как для наложения штрафа, так и для применения конфискации необходимо доказать наличие правонарушения. Надо сказать, что отношение к конфискации весьма неоднозначное, идет ли речь о конфискации в соответствии с уголовным или административным законодательством. Достаточно часто слышны возражения против, когда поступают предложения о ее введении [27, с.402].

В СМИ совершенно справедливо подчеркивается, что из двух взаимоисключающих экономических предложений: первое - конфискационно-карательное в отношении бизнеса, второе - стимулирующее его развитие, которые часто звучат, очень важно сделать правильный выбор, что в итоге повлияет на определение экономического курса страны.

Уже сам факт разграничения в КоАП видов взысканий свидетельствует об особенностях штрафа и конфискации. Действуют различные сроки для привлечения к административной ответственности в виде штрафа или конфискации. На наш взгляд, для применения конфискации эти сроки должны быть большими, т.к. бывает достаточно сложно установить, являлось имущество орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

При решении вопроса о порядке привлечения к ответственности существенное значение имеет разграничение видов ответственности и соответственно санкций на правовосстановительную и штрафную (карательную).

Как показывает анализ, штраф - это универсальный вид взыскания, который предусмотрен, по сути, за все виды административных правонарушений. Законодатель не стремится к уменьшению доли штрафа в общей системе административных взысканий. Если сравнивать Уголовный кодекс с КоАП, то в первом за то или иное противоправное действие предусмотрено несколько возможных альтернативных видов наказания, в том числе и штраф.

В Кодексе об административных правонарушениях эта альтернатива сужена. В то же время имеется ряд предпосылок, которые характеризуют штраф как наиболее предпочтительный вид взыскания.

Налагая штраф, государство наказывает правонарушителя, достигает цели его исправления и предупреждения правонарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других лиц в будущем, пополняет бюджет и не несет расходов по исполнению этого вида взыскания. В то же время для теории и практики имеет важное значение решение вопроса о предельных размерах штрафов. Объективной основой для правового решения данной проблемы является следование принципу соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

В определенной мере указанный принцип реализован в части седьмой статьи 4.2 нового КоАП, согласно которой административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

В свою очередь, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, имеет ряд негативных аспектов, и прежде всего в том, что имущество изымается из владения. При этом государство должно им своевременно и разумно распорядиться, что не всегда удается: известны примеры, когда скоропортящиеся продукты приходили в негодность и их не успевали продать.

В случае конфискации предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения или орудием совершения правонарушения, необходимо выяснить, находится ли этот предмет в собственности правонарушителя или нет. Если нет, то конфискацией этого предмета причиняется ущерб реальному собственнику. А этого не должно быть, поскольку настоящий собственник вещи при отсутствии вины фактически лишается собственности. Это противоречит положению, закрепленному в статье 44 Конституции, о том, что собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

На практике очень часто возникают такого рода вопросы относительно конфискации имущества, которое не находилось в собственности правонарушителя, или конфискации, вызванной неверной трактовкой некоторых актов законодательства. Так, в связи с незаконной практикой судов в другие органы государственной власти, в том числе в Конституционный Суд, поступали обращения физических и юридических лиц, связанные с конфискацией транспортных средств, которые являлись орудием правонарушения, но не принадлежали лицам, их совершившим. Правовая обоснованность таких решений вызывала возражения у органов прокуратуры и в определенной степени порождала недоверие инвесторов к действующему законодательству.

Депортация (ст.6.11) применяется в качестве основного или дополнительного административного взыскания. Например, как основное взыскание оно установлено в санкции ст.23.24 "Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством", как дополнительное в ст.23.29 "Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь".

Депортация состоит в принудительном выдворении физического лица за пределы республики.

Право налагать административное взыскание в виде депортации предоставлено только суду.

Депортация применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст.6.12) применяется как дополнительный вид административного взыскания.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Право налагать административное взыскание в виде взыскания стоимости предмета административного правонарушения, предоставлено только суду.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, ставших предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования [8, с.65].

Таким образом, административное взыскание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим.


Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

. Административное взыскание как мера ответственности, каждый его вид заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный КоАП.

Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик административного взыскания. Только в рамках взыскания как меры административной ответственности судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют взыскание к конкретному лицу.

. Административное взыскание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

. Взыскание может быть назначено судьей, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания КоАП.

. Административное взыскание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

. Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим.

. Административное взыскание как ответную реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения. К ним относятся:

административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т.д.). Они применяются при определенных условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения - предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

. В целом систему мер административных наказаний можно представить как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.

. Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение специального права, исправительные работы). Период отбывания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя.

Согласно действующему законодательству административные взыскания в качестве санкций устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и актами местных органов представительной и исполнительной власти.

Таким образом, административное взыскание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При этом административное взыскание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.033 с.)