Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетенция Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об охране окружающей среды» в ведении Российской федерации находится: управление природными ресурсами, находящимися в федеральной государственной собственности; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской федерации; установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; внешнеэкономические международные отношения и международные договоры в области охраны окружающей природной среды; установление порядка использования, перевозки и хранения опасных веществ и отходов; определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской федерации, охрана озонового слоя и космического пространства; мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет; установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объявление таких зон объектами федерального значения; установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы; общие вопросы экологического воспитания, образования и науки; осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации; законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов экологического управления и контроля; подготовка и повышение квалификации кадров специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, выполнение международных договоров российской Федерации в области охраны окружающей среды. Вне пределов ведения Российской Федерации, пределов совместного ведения России и ее субъектов последние обладают полнотой власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Большими полномочиями в этой сфере наделены также органы местного самоуправления, о чем будет сказано ниже. Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции. Так, Федеральное Собрание Российской Федерации, являясь высшим законодательным органом государства, в соответствии с гл.5 Конституции Российской Федерации: принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением; образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает налоги и сборы за природопользование; утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды; ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды; организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды как на всей территории России, так и в отдельных регионах. На возглавляемом Президентом Совете Безопасности Российской Федерации обсуждается состояние экологической безопасности населения. Президент вправе вносить в Государственную Думу проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительно-распорядительным органом страны, в соответствии со ст. 18 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации»: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента Российской федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской федерации (верховные советы, думы, законодательные собрания, правительства, администрации, министерства и другие), а также органы местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции распоряжаются землей, недрами, животным миром, водными, лесными и иными природными ресурсами. Рассматриваемые органы представительной и исполнительной власти организуют и осуществляют на подведомственной им территории непосредственно либо через уполномоченные органы контроль за исполнением экологического законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения, должностными лицами и гражданами. Особое внимание уделяется ими контролю за ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения. Органы представительной и исполнительной власти принимают (издают) законы, постановления и распоряжения по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуют и контролируют их исполнение. Принимаемые ими правовые акты должны строго соответствовать федеральному законодательству. Эти органы власти утверждают (принимают) также региональные планы и программы, направленные на оздоровление окружающей природной среды. Органы власти областного и районного уровней координируют деятельность государственных и негосударственных органов (в первую очередь органов экологического контроля), а также общественных экологических объединений по оздоровлению окружающей природной среды. Находящиеся на территории региона предприятия, учреждения и организации в обязательном порядке согласовывают с представительными и исполнительными органами проекты текущих и долговременных планов в области оздоровления окружающей среды. Утверждаемые руководителями промышленных и иных предприятий экологические паспорта природопользователя согласовываются с местными представительными и исполнительными органами. Представительные органы выделяют из бюджетов средства на охрану окружающей среды и контролируют их расходование, образуют краевые, областные, районные экологические фонды. Администрация в соответствии с решениями представительного органа и по согласованию с территориальным комитетом по природопользованию расходует денежные средства фонда на природоохранные мероприятия. В соответствии с законами, регулирующими деятельность органов представительной и исполнительной власти муниципального уровня, органы местного самоуправления, начиная с поселковых (сельских), вправе выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и иных норм, а также запрещать проведение мероприятий, могущих вызвать неблагополучные экологические последствия. Им предоставлено право организовывать проведение экологических экспертиз проектов и строящихся объектов, а также хозяйствующих субъектов, загрязняющих воздушный бассейн и водные объекты. Они могут также создавать комиссии для расследования причин экологических катастроф и происшествий. Местная администрация назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, если они отвечают требованиям экологической безопасности. В целях предотвращения загрязнения производственными выбросами и сбросами атмосферного воздуха и вод в жилой зоне администрация по представлению органов санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает санитарно-защитные зоны со специальным режимом. Закон обязывает областную и нижестоящие администрации своевременно информировать население о неблагополучной экологической обстановке, экологических катастрофах и разного рода авариях, принимать меры по обеспечению безопасности граждан, их спасению, ликвидации вредных последствий. Эти и другие полномочия органы представительной и исполнительной власти реализуют как непосредственно, так и через свои структурные подразделения - управления, отделы и др. Представительными органами создаются также постоянные комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. По требованию органа должностные лица предприятий и других органов, включая и органы экологического контроля, обязаны являться на пленарные заседания для ответов на запросы депутатов и предоставления информации, в том числе о соблюдении экологического законодательства. Представительным органам дано право принимать в соответствии с законодательством решения, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение правил и норм в области охраны окружающей природной среды. В последнее время складывается практика заключения соглашений между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче последним отдельных полномочий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Например, в г. Москве функции специально уполномоченного природоохранного органа выполняет созданный этим субъектом Российской Федерации Департамент охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне зачастую непродуманных и нередко поспешных реорганизаций федеральных природоохранных органов, приведших к ослаблению государственного экологического контроля на федеральном уровне, наметилась тенденция усиления роли природоохранных органов субъектов Российской Федерации. В этом достаточно четко просматривается желание федеральных властей переложить бремя основных расходов по содержанию органов государственного управления в рассматриваемой сфере на региональные бюджеты. 3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов)
В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят: выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения; организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие; ведение мониторинга объектов окружающей среды и отдельных природных ресурсов (атмосферного воздуха, земель, радиационной обстановки и др.); ведение кадастров природных ресурсов; общегосударственный учет и оценка объектов, загрязняющих окружающую среду; осуществление контроля за экологической паспортизацией хозяйственных и иных объектов; организация и проведение государственной экологической экспертизы; организация и осуществление государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды; подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ; управление подведомственными, особо охраняемыми территориями, ведение Красной книги России; информирование населения о состоянии окружающей природной среды применение к нарушителям экологического законодательства мер административного воздействия и передача материалов о совершенных экологических преступлениях в следственные органы; международное сотрудничество с соответствующими государственными органами зарубежных стран и другие полномочия. На сегодняшний день нельзя утверждать, что формирование системы органов специальной компетенции завершено. Достаточно сказать, что за последние 10 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и упомянутые органы, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы. В настоящий момент система органов специальной компетенции приводится в соответствие с Указом президента Российской Федерации от 17.05.2000г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.160 (0.007 с.) |