ТОП 10:

Компетенция Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды



 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об охране окружающей среды» в ведении Российской федерации находится:

управление природными ресурсами, находящимися в федеральной государственной собственности;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской федерации;

установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

внешнеэкономические международные отношения и международные договоры в области охраны окружающей природной среды;

установление порядка использования, перевозки и хранения опасных веществ и отходов;

определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской федерации, охрана озонового слоя и космического пространства;

мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет;

установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объявление таких зон объектами федерального значения;

установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы;

общие вопросы экологического воспитания, образования и науки;

осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации;

законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов экологического управления и контроля;

подготовка и повышение квалификации кадров специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, выполнение международных договоров российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Вне пределов ведения Российской Федерации, пределов совместного ведения России и ее субъектов последние обладают полнотой власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Большими полномочиями в этой сфере наделены также органы местного самоуправления, о чем будет сказано ниже.

Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции.

Так, Федеральное Собрание Российской Федерации, являясь высшим законодательным органом государства, в соответствии с гл.5 Конституции Российской Федерации:

принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением;

образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

устанавливает налоги и сборы за природопользование;

утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;

ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды как на всей территории России, так и в отдельных регионах. На возглавляемом Президентом Совете Безопасности Российской Федерации обсуждается состояние экологической безопасности населения. Президент вправе вносить в Государственную Думу проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительно-распорядительным органом страны, в соответствии со ст. 18 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации»:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента Российской федерации по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской федерации (верховные советы, думы, законодательные собрания, правительства, администрации, министерства и другие), а также органы местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции распоряжаются землей, недрами, животным миром, водными, лесными и иными природными ресурсами. Рассматриваемые органы представительной и исполнительной власти организуют и осуществляют на подведомственной им территории непосредственно либо через уполномоченные органы контроль за исполнением экологического законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения, должностными лицами и гражданами. Особое внимание уделяется ими контролю за ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения.

Органы представительной и исполнительной власти принимают (издают) законы, постановления и распоряжения по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуют и контролируют их исполнение. Принимаемые ими правовые акты должны строго соответствовать федеральному законодательству. Эти органы власти утверждают (принимают) также региональные планы и программы, направленные на оздоровление окружающей природной среды.

Органы власти областного и районного уровней координируют деятельность государственных и негосударственных органов (в первую очередь органов экологического контроля), а также общественных экологических объединений по оздоровлению окружающей природной среды.

Находящиеся на территории региона предприятия, учреждения и организации в обязательном порядке согласовывают с представительными и исполнительными органами проекты текущих и долговременных планов в области оздоровления окружающей среды. Утверждаемые руководителями промышленных и иных предприятий экологические паспорта природопользователя согласовываются с местными представительными и исполнительными органами. Представительные органы выделяют из бюджетов средства на охрану окружающей среды и контролируют их расходование, образуют краевые, областные, районные экологические фонды. Администрация в соответствии с решениями представительного органа и по согласованию с территориальным комитетом по природопользованию расходует денежные средства фонда на природоохранные мероприятия.

В соответствии с законами, регулирующими деятельность органов представительной и исполнительной власти муниципального уровня, органы местного самоуправления, начиная с поселковых (сельских), вправе выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и иных норм, а также запрещать проведение мероприятий, могущих вызвать неблагополучные экологические последствия. Им предоставлено право организовывать проведение экологических экспертиз проектов и строящихся объектов, а также хозяйствующих субъектов, загрязняющих воздушный бассейн и водные объекты. Они могут также создавать комиссии для расследования причин экологических катастроф и происшествий. Местная администрация назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, если они отвечают требованиям экологической безопасности.

В целях предотвращения загрязнения производственными выбросами и сбросами атмосферного воздуха и вод в жилой зоне администрация по представлению органов санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает санитарно-защитные зоны со специальным режимом.

Закон обязывает областную и нижестоящие администрации своевременно информировать население о неблагополучной экологической обстановке, экологических катастрофах и разного рода авариях, принимать меры по обеспечению безопасности граждан, их спасению, ликвидации вредных последствий. Эти и другие полномочия органы представительной и исполнительной власти реализуют как непосредственно, так и через свои структурные подразделения - управления, отделы и др. Представительными органами создаются также постоянные комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

По требованию органа должностные лица предприятий и других органов, включая и органы экологического контроля, обязаны являться на пленарные заседания для ответов на запросы депутатов и предоставления информации, в том числе о соблюдении экологического законодательства.

Представительным органам дано право принимать в соответствии с законодательством решения, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение правил и норм в области охраны окружающей природной среды.

В последнее время складывается практика заключения соглашений между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче последним отдельных полномочий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Например, в г. Москве функции специально уполномоченного природоохранного органа выполняет созданный этим субъектом Российской Федерации Департамент охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне зачастую непродуманных и нередко поспешных реорганизаций федеральных природоохранных органов, приведших к ослаблению государственного экологического контроля на федеральном уровне, наметилась тенденция усиления роли природоохранных органов субъектов Российской Федерации. В этом достаточно четко просматривается желание федеральных властей переложить бремя основных расходов по содержанию органов государственного управления в рассматриваемой сфере на региональные бюджеты.


3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов)

 

В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят:

выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения;

организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие;

ведение мониторинга объектов окружающей среды и отдельных природных ресурсов (атмосферного воздуха, земель, радиационной обстановки и др.);

ведение кадастров природных ресурсов;

общегосударственный учет и оценка объектов, загрязняющих окружающую среду;

осуществление контроля за экологической паспортизацией хозяйственных и иных объектов;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

организация и осуществление государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;

подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ;

управление подведомственными, особо охраняемыми территориями, ведение Красной книги России;

информирование населения о состоянии окружающей природной среды

применение к нарушителям экологического законодательства мер административного воздействия и передача материалов о совершенных экологических преступлениях в следственные органы;

международное сотрудничество с соответствующими государственными органами зарубежных стран и другие полномочия.

На сегодняшний день нельзя утверждать, что формирование системы органов специальной компетенции завершено. Достаточно сказать, что за последние 10 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и упомянутые органы, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы. В настоящий момент система органов специальной компетенции приводится в соответствие с Указом президента Российской Федерации от 17.05.2000г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.006 с.)