Учет транспортно-заготовительных расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет транспортно-заготовительных расходов



 

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара:

Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

включать затраты в стоимость товара;

отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение ТЗР в стоимость товара.

Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать. Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68. НДС К19.

Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1 (2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям:

Если покупатель забирает товаром самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

В бухгалтерском учете можно поступать одним из двух способов:

) сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение);

) сначала все затраты учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 10 "Материалы" или 15 "Транспортно-заготовительные расходы", а затем распределять их между видами приобретенных ценностей.

Распределение транспортно-заготовительных расходов между видами материалов

Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, как мы уже отмечали, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем бухгалтер должен распределить их между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.

Как известно, в бухгалтерском учете фактическую себестоимость приобретенных материалов можно рассчитывать двумя способами:

сразу формировать на счете 10 "Материалы";

учитывать на счете 10 сырье по плановым ценам, а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.

В первом случае бухгалтер должен открыть к счету 10 специальный субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете "Сырье и материалы".

Со счета 10 нужно списывать только ту сумму транспортно-заготовительных расходов, которая относится к материалам, истраченным за месяц. * (3) Как же ее рассчитать? Сначала нужно определить средний процент отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов. Для этого используют такую формулу:

 

ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп): (Мн + Мп) х 100%,

 

где

ТЗР% - средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн - остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп - сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн - стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп - стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).

Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.

Упрощенный способ учета транспортных расходов

Согласитесь, на крупных предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов - задача очень трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу.

Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения ТЗР за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов.


7. Документальное оформление поступления и отпуска материалов в производство и на сторону

 

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза.

В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.

Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют одно или многострочные требования-накладные, которые составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяю товарно-транспортную накладную.

Если при проверке отчета обнаружены ошибки, то вносятся соответствующие исправления. Внесение исправлений согласовывается с материально-ответственным лицом. Если материально-ответственное лицо согласно с вносимыми изменениями в отчет, то он должен исправленную сумму остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец периода, подтвердить своей подписью.

После принятия отчета бухгалтерия заполняет графу "По фактической себестоимости" - по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета заносятся в учет.

К товарному отчету прилагается "Ведомость движения готовой продукции и товаров", в которой отражаются приход и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая налог на добавленную стоимость). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведомости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.

В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу.

Данные по фактической себестоимости и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.

Таким образом, на основе данных товарного отчета бухгалтерской службой ежемесячно формируются данные о фактической себестоимости, поступившей и проданной продукции, а также стоимость остатка готовой продукции на конец месяца



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.012 с.)