Методы сбора эмпирических данных: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сбора эмпирических данных:



Введение

 

Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться. В своем исследовании мы обращаемся к изучению дружбы как социально-психологического феномена. В отечественной психологии данной темой занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик. Однако все работы названных авторов относятся к 70-80-м г.г. XX столетия. Современных исследований, касающихся проблематики дружеских отношений очень мало. Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений.

В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И. С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В. Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия. Исследования о том, как люди представляют себе дружбу, принадлежат в большей степени И. С. Кону. Однако они носят больше социологический характер и не раскрывают их структуру и проявление в реальных межличностных отношениях.

Проблема дружбы относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в юношеском возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Объект исследования: дружба современных старшеклассников.

Предмет исследования: содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников.

Цель исследования: определить содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников.

Задачи исследования:

1) на основе анализа научных психологических источников определить место и роль дружбы современных старшеклассников;

2) определить круг друзей современных старшеклассников и их социальные характеристики;

)   определить содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников;

)   выявить гендерные различия дружбы современных старшеклассников.

Гипотеза исследования: исходя из того, что дружба является социально-психологическим феноменом, мы предположили наличие изменения содержательно-структурных характеристик дружбы современных старшеклассников (в сравнении с исследованием И.С. Кона и В.А. Лосенкова).

Теоретические и методологические основы исследования психологического содержания дружбы в юношеском возрасте

Эмпирическое исследование содержательно-структурных характеристик дружбы современных старшеклассников

Таблица 1 - Процентное распределение классифицированных суждений из сочинения «Дружба в моей жизни»

Суждения Юноши Девушки Все
О редкости явления «настоящей дружбы» 0 25 15
С акцентом на взаимопонимание и сочувствие друга 38 42 40
С акцентом на взаимопомощь и верность друга 63 63 63
С акцентом на совместное времяпрепровождение 38 17 25
«Друг проверяется временем» 6 38 10

 

Из таблицы видно, что в определениях дружбы преобладали два мотива: ожидание сочувствующего понимания со стороны друга (40%) и требование взаимопомощи, верности (63%): «Друг - это тот человек, на которого всегда можно положиться, который выручит в трудный момент…»; «Лучший друг - это человек, который тебя понимает». При этом суждения с акцентом на взаимопомощь и верность преобладают над суждениями с акцентом на взаимопонимание и сочувствие друга. В исследовании И.С. Кона и В.А. Лосенкова мотив ожидания сочувствующего понимания со стороны друга встречается у 38% представителей юношеского возраста, а мотив требования взаимопомощи, верности - у 46% старшеклассников. Сопоставляя результаты нашего исследования и результаты выше упомянутого исследования, можно сделать вывод о том, что требования к дружбе старшеклассников 1970-х годов и требования современных представителей юношества не изменились, потребность во взаимопомощи и верности юношей и девушек преобладает над потребностью «понимания». Эта ориентация на инструментальные ценности (взаимопомощь) связана с тем, что более «тонкие» и дифференцированные психологические запросы удовлетворить труднее. Не отсюда ли рост сомнений в распространенности «настоящей дружбы»?

Также старшеклассники высказывали суждения с акцентом на совместное времяпрепровождение - 25% опрошенных респондентов. Из этого следует, что современные юноши и девушки направлены на более поверхностное общение, нежели на интимное и глубокое. Но у юношей (38%) этот мотив выше в сравнении с девушками (17%), значит школьницам более важно не просто провести с другом свободное время, поговорить «ни о чем», в друге они видят того, кто «поддержит, поймет, выскажет сочувствие».

Важным показателем гендерных различий дружбы современных старшеклассников мы посчитали различия в процентном распределении высказываний о том, что «дружба проверяется годами». 38% девушек и только 6% юношей высказали такие мнения, это подтверждает большую интимность, эмоциональность и стойкость дружеских отношений девушек. Их дружба не является поверхностной, они стараются как можно больше общаться, узнавать друг друга.

Рассмотрев ценностные критерии и идеалы дружбы, обратимся к характеристике реального общения.

Таблица 2 - Процентное распределение классифицированных ответов на вопрос: «Сколько у Вас хороших друзей?»

Количество друзей Юноши Девушки Все
0 0 4,2 2,5
1-2 31,2 33,3 32,5
3-4 12,5 29,2 22,5
5 и выше 50 33,3 40

 

Анализ полученных данных показывает, что «парная» дружба не преобладает (по одному другу имеют 13% юношей и 17% девушек). В исследовании 1970-х годов обнаружено, что свыше половины опрошенных имеют 1-2 друзей, а юноши с числом друзей свыше 4 человек составляют лишь 12, а девушки 10% общего числа обследованных. В нашем же исследовании одного-двух друзей имеют 33% юношей и девушек, а юноши с числом друзей свыше 4 человек составляют лишь 50, а девушки 34%. Сравнив результаты этих двух исследований, можно сделать вывод о «растворении» дружбы в более широком экстенсивном товариществе, дружба не остается индивидуальной.

То, что у девушек меньшее количество друзей, чем у юношей, еще раз доказывает избирательность и интимность девичьей дружбы.

Психологическая близость, подразумеваемая в дружбе, складывается на основе других, объективных форм близости, прежде всего пространственной (прежде всего соседство) и функциональной (принадлежность к общему коллективу).

Таблица 3 - Процентное распределение классифицированных ответов на вопросы анкеты «Я и мой друг»

Классифицированные ответы Юноши Девушки Все
«Однополая» дружба 94 83 88
Дружба со сверстником 81 83 83
Дружба с младшим 6 0 3
Дружба со старшим 6 13 10
Дружба с одноклассником 38 58 50
Дружба с соседом 62 62 60

 

Чтобы выяснить соотношение классных и «внешних» дружеских связей, мы просили ребят ответить на вопросы: «Учитесь ли вы со своим другом в одном классе?» и «Далеко ли Вы с другом живете друг от друга?» Выяснилось, что 50% дружеских пар учатся в одном классе и 60% - живут по соседству. Значит, соседство (по крайней мере, в городских условиях) играет в установлении и поддержании дружбы значительно большую роль, чем совместная учеба. В исследовании же И.С. Кона и В.А. Лосенкова выяснилось, что соседство играет меньшую роль в сравнении с совместной учебой. Это говорит о том, что в наше время принадлежность к одному и тому же учебному коллективу как ведущий фактор формирования дружеских привязанностей ослабевает, дружба приобретает «удобный» характер, чем ближе друг живет, тем легче увидеть его.

То, что у девушек преобладают подруги-одноклассницы (58%), говорит о том, что девушки больше времени проводят вместе, больше общаются и узнают друг друга, а значит и дружба их более эмоциональна и интимна.

Отвечая на вопрос о возрасте друга, старшеклассники отдают решительное предпочтение сверстнику (83%), значительно реже - старшему(10%) и совсем редко (3%) - младшему. Смысл этих расхождений заключается в том, что возраст друга приоткрывает некоторые, часто неосознаваемые, психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба со сверстником основывается на принципе сходства и равенства: «Равноправие, независимо от социального положения и средств в кармане». Выбор более старшего друга выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Этим и обусловлен более частый выбор старших друзей у девушек (13%), чем у парней (6%), ведь девушкам часто нужен чей-либо совет, мнение, поддержка, которые чаще получаешь от уже созревшей личности. Потребность в общении с младшими - это желание руководить, делиться опытом, опекать. У юношей младшие друзья встречаются (6%), значит, у них существует потребность в проявлении своей смелости, ума, доброты, самостоятельности.

Разумеется, дружеское взаимодействие всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с друзьями важное место занимают совместный досуг, развлечения, спорт, реже различные любительские занятия и увлечения. Однако 60% опрошенных вопрос о совместных занятиях с другом оставили вообще без ответа. Видимо, таких специфических занятий и в самом деле нет, а дружба ассоциируется преимущественно с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче с вербальным общением.

Для того, чтобы определить похожи ли друзья в психологических характеристиках, мы провели анализ результатов по методике ДМО с помощью U - критерия Мана-Уитни: сначала подвергли анализу результаты по ответам «Я» и «Мой друг», затем - «Я» и «Мое представление о том, как меня представляет мой друг», потом - «Я» и «Мое представление о том, как меня представляет мой друг». Значимых различий обнаружено не было. Это говорит о том, что друзья в психологических характеристиках схожи. Преобладает вектор дружелюбия, и это говорит, что в отношениях с другом важно равноправие, взаимоуважение. Наиболее характерными являются сотрудничающий и альтруистический стили отношения к другу. Из этого следует, что человек, прежде всего ценит в себе как друге и в самом друге такие качества как, откликаемость, дружелюбие, стремление помочь, общительность, ответственность по отношению к другим, отзывчивость, заботу.


Заключение

социальная психология дружба юношеский

Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое «Я». Поэтому он придаёт особое значение близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё «Я».

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является определение характеристик психологического содержания дружбы в юношеском возрасте. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

. Сравнив результаты данного исследования и результаты выше упомянутого исследования 1971/72 г.г., можно говорить о том, что, современные старшеклассники считают «настоящую дружбу» редко встречающимся явлением. Идеал дружбы с его акцентом на глубину и интимность не соответствует духу современного юношества, что эмоциональность и глубина дружеских отношений снижается. А, соответственно, падает и значимость дружбы для девушек и юношей.

. Определив содержательно-структурные характеристики дружбы современных сташеклассников, мы видим, что в определениях дружбы преобладают два мотива: ожидание сочувствующего понимания со стороны друга и требование взаимопомощи, верности. При этом акцент падает на взаимопомощь и верность друзей.

. Также, в наше время принадлежность к одному и тому же учебному коллективу как ведущий фактор формирования дружеских привязанностей ослабевает. В установлении и поддержании дружбы значительно большую роль играет соседство, чем совместная учеба

. В результате данного исследования, мы пришли к выводу о том, что у девочек потребность в глубокой интимной дружбе выше, чем у мальчиков, и что девичья дружба вообще более эмоциональна, избирательна, индивидуальна. Девичьи определения дружбы тоньше и «психологичнее», т.е. девушки чаще испытывают дефицит интимности.

. Для современного срашеклассника в отношениях с другом важно равноправие, взаимоуважение. Человек, прежде всего, ценит в себе как друге и в самом друге такие качества как, откликаемость, дружелюбие, стремление помочь, общительность, ответственность по отношению к другим, отзывчивость, заботу. Друзья в психологических характеристиках схожи.

Выявив и проанализировав структурно-содержательные характеристики дружбы современных старшеклассников, делаем вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Дружба «растворяется» в более широком экстенсивном товариществе, она не остается индивидуальной.

 


 

Приложение 1

Анкета «Я и мой друг»

1. Ваш пол;

.   Возраст;

.   Профессии родителей;

.   Сколько у Вас хороших друзей?

.   Пол Вашего лучшего друга;

.   Его возраст;

.   Профессии родителей друга;

.   Вы с другом учитесь в одном классе?

.   Живете далеко друг от друга?

.   Ваши родители и родители друга дружат между собой?

.   У Вас с другом есть какие-либо общие интересы и увлечения? Какие?

Введение

 

Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться. В своем исследовании мы обращаемся к изучению дружбы как социально-психологического феномена. В отечественной психологии данной темой занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик. Однако все работы названных авторов относятся к 70-80-м г.г. XX столетия. Современных исследований, касающихся проблематики дружеских отношений очень мало. Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений.

В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И. С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В. Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия. Исследования о том, как люди представляют себе дружбу, принадлежат в большей степени И. С. Кону. Однако они носят больше социологический характер и не раскрывают их структуру и проявление в реальных межличностных отношениях.

Проблема дружбы относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в юношеском возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Объект исследования: дружба современных старшеклассников.

Предмет исследования: содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников.

Цель исследования: определить содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников.

Задачи исследования:

1) на основе анализа научных психологических источников определить место и роль дружбы современных старшеклассников;

2) определить круг друзей современных старшеклассников и их социальные характеристики;

)   определить содержательно-структурные характеристики дружбы современных старшеклассников;

)   выявить гендерные различия дружбы современных старшеклассников.

Гипотеза исследования: исходя из того, что дружба является социально-психологическим феноменом, мы предположили наличие изменения содержательно-структурных характеристик дружбы современных старшеклассников (в сравнении с исследованием И.С. Кона и В.А. Лосенкова).

Методы сбора эмпирических данных:

·   проективное сочинение «Дружба в моей жизни»;

·   анкета «Я и мой друг»;

·   методика диагностики межличностных отношений (ДМО) (Т. Лири).

Методы обработки и анализа эмпирических данных: контент-анализ многофункциональный статистический анализ - критерий углового преобразования Фишера, непараметрический анализ - критерий Мана-Уитни.

Эмпирическая база исследования: 40 старшеклассников лицея №1 (9, 11 классы) г. Гродно: 24 девушки и 15 юношей; 13 сельских старшеклассников.

Курсовая работа состоит из двух разделов, введения, заключения и изложена на 40 страницах машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 29 позиций. Курсовая работа содержит: 3 таблицы и Приложение 1 на странице 40.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.041 с.)